Коллекции, как форма развития инициативы
методическая разработка

Борская Елена Николаевна

Ссылка для скачивания презентации: https://drive.google.com/open?id=1Qy1aNZ7aaLDY0vvw...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kollektsii_kak_forma_razvitiya_initsiativy_i_samostoyat.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

 

Коллекционирование как способ развития детской инициативы и самостоятельности.

 Во многих нормативных документах сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. И задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками.

      Наблюдая за детьми, мы знаем, что инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью.  

          Среди культурных практик, способствующих этому,  можно выделить следующие:

  • манипуляция с предметами,
  • фантазирование, творческая деятельность,
  •  продуктивные виды деятельности,
  • коллекционирование,
  •  экспериментирование,
  • игра,
  •  поисково-исследовательская деятельность.  

      В своей работе одной из эффективных форм организации познавательной деятельности, которая дает импульс к свободной самостоятельной деятельности детей мы считаем - является коллекционирование. Применяя технологию коллекционирования, позволило нам:

 • реализовать индивидуально-личностный подход в обучении детей;

• получить новые образовательные результаты: - инициативность, любознательность и самостоятельность детей;

  • Формировать у детей способность к принятию и реализации собственных решений;  
  • Преодолеть многие проблемы во взаимоотношениях с детьми.  Актуально это, когда в группе есть дети с неровным поведением, двигательно-активные, тревожные, малообщительные и застенчивые.

 Использование технологии коллекционирования в образовательном процессе расширяет возможности педагога в организации интересной и поучительной деятельности с детьми. Содержательная основа коллекционирования совпадает с познавательными интересами ребенка. В дошкольном возрасте коллекционирование проходит свой путь развития.

 В младшем возрасте у детей наблюдается чистое «собирательство», которое лежит в основе будущего коллекционирования. И если сравнивать «сокровищницы» малышей 3 лет, то можно обнаружить у мальчиков: машинки, пружинки, колесики, детальки,

 а у девочек это куколки, заколки, резинки, пузыречки. Ярких проявлений индивидуальности нет, но при этом хорошо просматривается половая принадлежность.

В среднем дошкольном возрасте объекты собирательства становятся более концентрированными вокруг интересующей ребенка темы. И связано это с проявлением первых познавательных предпочтений детей, (фигурки из киндер – сюрпризов, камушки, ракушки, листики, фантики от конфет, модельные машинки, магниты на холодильник, игрушки, наклейки).

 В старшем дошкольном возрасте с развитием индивидуальных познавательных интересов детское увлечение приобретает вид коллекционирования. Ребенок собирает, изучает, систематизирует интересующие объекты, многократно возвращается к ним, любуется, рассматривает, демонстрирует (сверстникам, друзьям, взрослым) отдельные экспонаты «коллекции». Любая коллекция – это собрание необычного, удивительного, нового для ребёнка.  Главное в коллекционировании - систематизация и расширение представлений о коллекционируемых предметах, их авторах, назначении, способах создания, истории «жизни» экспонатов коллекции.

 Виды коллекций  

Коллективные (групповые) – это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно-тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей. Коллективное коллекционирование осуществляется в рамках подготовки к праздникам.

 Домашние - это коллекции собранные дома или с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки. Достоинство домашних - демонстрация семейных традиций, объединение поколений.

Индивидуальные – это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка. Педагоги, а особенно родители должны очень корректно обращаться с ней (нельзя использовать, а тем более брать что-то из коллекции без согласия ребенка).

Очень важно дать ребенку самому «управлять» своей коллекцией, искать экспонаты, расставлять их, делать отбор на выставку. Ухаживать за ней должен тоже он сам.  

 Временные - это коллекции, собранные на определенные темы, на короткое время. К временным коллекциям можно отнести сезонные коллекции на темы: «Золотая осень», «Подарки Снежной Королевы», что помогает детям лучше запомнить признаки времен года. Особую ценность имеют коллекции декоративно- прикладного искусства.

 Длительные – это коллекции природного м материала, бумаги, тканей, фантиков, открыток, фотографий и т.д., экспонаты которых можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть, это очень привлекает детей.

    На протяжении нескольких лет у нас в группе практикуется одна из форм музейной педагогики – коллекционирование.  В группе создаются коллекции:  «Дек.-приклад. искусства края» - формировать первичные представления о крае. Воспитывать уважение к людям разных национальностей поможет коллекция «Куклы в национальных костюмах народов края». На основе данной коллекции с детьми возможно проведение дидактической игры «Опиши», экспериментальная деятельность по обследованию качества тканей, используемой при создании костюма. Можно с детьми послушать и выучить стихи и песни разных народов, рассказать о традициях, обычаях людей, придумать творческие рассказы и т. д.  

 «Красивые места Красноярского края» - для формирования представлений детей о сезонных изменениях в природе, решает коллекция «Листья с деревьев родного города». Дети коллекционируют фотографии осенних пейзажей, даров осени, различных семян при этом сопровождая все это составление книжек- малышек, семейных фотоальбомов. «Киндерляндия», «Ожившие фантики»,  «В мире фалеристики», «Удивительный мир бумаги», магниты городов края и т. д.

  Цель: развитие познавательной активности у детей  путем создания коллекций и создание условий для знакомства с предметами окружающего и рукотворного мира Задачи:

  • Поддерживать личную мотивацию у ребёнка и интерес к деятельности сверстников;
  • Научить различным способам обследования предметов, с дальнейшим

 словесным описанием;

  • Расширять кругозор воспитанников и формировать первые навыки рационального использования предметов рукотворного мира;
  • Развивать художественный вкус.

Оформление: альбомы, панно, шкатулки-сокровищницы, выставки и т.д.

Разделы: формируются по интересам, по темам, по истории и т.д. Зачастую носят событийный характер. В этом году сделан акцент на коллекции краеведческого характера.

    Эффективность использования формы работы «Коллекционирование» определяется не количеством собранных коллекций, а качеством работы, в содержании представленных коллекций, познавательного интереса детей к ним. И важно использование в свободной самостоятельной деятельности.

  Групповые коллекции не являются украшением группы, застывшими экспонатами, а активно используются в различных видах деятельности:

  • Для рассматривания, для исследования;
  • Для развития речи, тактильных ощущений и мелкой моторики;
  • Для изучения формы, цвета, оттенков, названия предметов, их обобщения;
  • Для использования на занятиях по ИЗО, дизайну, конструированию;
  • Для использования в сюжетно-ролевых играх «Театр», «Спасатели

  «Путешествие», в соревнованиях;

  • Для оптимизации детско-родительских отношений.

   Мы считаем, что коллекционирование является одной из эффективных форм организации познавательной деятельности, которая дает импульс к свободной самостоятельной деятельности детей, позволяет ярко проявить инициативу, а также быстро объединяет и увлекает всех участников образовательных отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс«Коллекция пуговиц как одна из форм развития познавательных процессов дошкольников».

В рамках данного мастер-класса педагоги получат методические рекомендации по организации игровой деятельности с использованием пуговиц....

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВЫ У ВОСПИТАННИКОВ ДОУ

У большинства детей дошкольного возраста наблюдается недостаточный уровень сформированности самостоятельности, инициативности, ответственности.Поэтому одним из направлений работы с детьми является раз...

Мастер-класс " Импровизация, как форма развития детской инициативы и самостоятельности"

Мастер-класс " Импровизация, как  форма  развития детской инициативы и самостоятельности"...

Доклад из опыта работы на тему: «Игра – путешествие как одна из эффективных форм развития инициативы и самостоятельности дошкольников в различных видах детской деятельности»

игры - путешествия - одна из форм организации совместной деятельности детей и взрослых, где детская инициатива и самостоятельность проявляется в самых разных видах деятельности....

Мастер-класс "Импровизация в игре как форма развития детской инициативы и самостоятельности"

Мастер-класс для педагогов "Импровизация в игре как форма развитиядетской инициативы и самостоятельности". Проблема развития детской инициативы остается одной из актуальных тем, так как изба...

«Коллекция пуговиц как одна из форм развития познавательных процессов и мелкой моторики рук у дошкольников».

В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в психомоторном и речевом развитии. Учёными установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформир...