Доклад по этнокультурному компоненту
материал

Клепцова Екатерина Анатольевна

Доклад по этнокультурному компоненту для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад по теме «Этнокультурный компонент в ДОО»

Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определённому этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.

Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сформировавшиеся традиции воспитания и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Именно национальная культура становится для ребёнка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребёнок, по мнению учёных? является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования,  роль этнокультурного компонента образования сегодня стала актуальной.

Чтобы дать определение «этнокультурного компонента», стоит разобраться в его составе. Этнокультурный компонент, состоит из трех основополагающих слов. «Этнос», «Культура», «компонент».

Этнос - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием). (Краткий словарь по социологии)

Культура – совокупность созданных человечеством материальных, духовных и социальных ценностей, функционирующих в качестве искусственных средств человеческой жизнедеятельности.  (Краткий словарь философских терминов).

Компонент  (от лат. componens - составляющий) составная часть, элемент чего-либо. (Большой толковый словарь.)

Таким образом, Под этнокультурым компонентом подразумеваются все то, даёт представление о богатстве национальной культуры, укладе жизни народа, его истории, языке, духовных целях и ценностях.

В ФГОС ДО  определены принципы дошкольного образовании, одним из которых является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной ситуации развития детей.

В Концепции развития этнокультурного  образования в Республике Коми на  2016-2020 гг. этнокультурное образование, определяется как целостный процесс изучения и практического освоения этнокультурного наследия, процесс становления и воспитания личности на традициях культуры этноса.

Этнокультурное образование детей в дошкольном образовательном учреждении непосредственно связано с культурно-ценностными, личностно-развивающими составляющими окружающего пространства, с созданием жизненного пространства дошкольника, в котором все направлено на организацию этнокультурного образования.

Целью этнокультурного образования дошкольников выступает целенаправленное формирование базисных компонентов личности, которые обеспечивают положительное включение ребенка в культуротворческую деятельность, становление его «совестной доминанты картины мира и образа жизни».

Концептуальной основой выбора цели является идея воспитания ребенка как личности, которая включена в отечественную культурную традицию (Сергей  Иосифович Гессен, Иван Александрович Ильин, Константин  Дмитриевич Ушинский).

Цель этнокультурного образования дошкольников определяет его задачи. К ним, прежде всего, относится:

– идентификация детей дошкольного возраста в этнокультурном окружении;

– ориентация дошкольников на традиционные духовные ценности;

– педагогическая поддержка детей дошкольного возраста в их духовно-моральном самоопределении;

– руководство становлением отношений детей дошкольного возраста с социокультурным окружением через преобразование окружения образовательного учреждения в воспитательное пространство.

Содержание этнокультурного образования включает три аспекта:

– передачу этнологических знаний, на основе которых складываются определенные представления;

– трансформацию этих представлений в отношения, которые в свою очередь формируют чувство привязанности к родной стороне, чувство любви к родному краю, Отечеству, чувство патриотизма;

– дальнейшую реализацию этих представлений и отношений в деятельности.

Современные исследования (М.И. Богомолова, Г.Н. Волков, С.А. Козлова, Л.В. Коломийченко, Тамара Семеновна Комарова, Т.В. Поштарева, Т.Ю. Купач, С.Н. Федорова, Алла Николаевна  Фролова, Раиса Михайловна Чумичева и др.) в области этнокультурного образования дошкольников подчеркивают необходимость учета потенциала дошкольника и указывают различные пути становления и развития этнокультурной личности дошкольника.

Этнокультурная компетентность  - это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью.

Формируя этнокультурную компетентность дошкольников, мы должны делать акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении. Ведь какими вырастут наши дети, люди нового поколения – всё зависит от нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная презентация "Использование этнокультурного компонента в работе воспитателя"

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию обобщённый опыт работы в направлении "Использование этнокультурного компонента в ДОУ". Надеюсь, кому-то будут интересны мои наработки....

РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С НОВЫМИ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ

Физкультурные занятия изначально вводились в сетку занятий с целью разностороннего развития детей дошкольного возраста. Новые федеральные требования возвращают нас именно к этой цели. Как говорится, в...

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования "Дошколёнок" с этнокультурным компонентом

Дети должны знать историю, культуру, традиции своего народа и народа на земле которого мы живём....

Этнокультурный компонент (на занятиях и в режимных процессах)

"Мен кем керегинде айдадым таныгар"Амадузы:Баланы а!аренкай болорына уредер,таскадаачынын !артаганын ондоорына темиктирер.Таскадаачы кандый бир  солдаттын  будумин куучындап !урайт. Балдар с...

«Этнокультурный компонент в художественно эстетическом воспитании дошкольников, формирование этнокультурного самосознания и самоэдентичности дошкольников на основе музыкально-игровой культуры, народно- праздничной культуры и народных музыкальных инструмен

Народные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. К сожалению, народные игры почти исчезли, поэтому задача педагога сделать этот в...

Доклад по этнокультурному компоненту

м.атериал предназначен длч воспитателей, с целью ознакомления с этнокульткрным компонентом в ДОО...

Доклад «Опыт работы педагогов ДОУ по внедрению этнокультурного компонента»

Каждому человеку необходимо знать родную историю и культуру народа, к которому он принадлежит. Главная задача Познакомить детей с жилищем, предметами быта, орудиями труда и конечно же фольклором. Ведь...