Край родной
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Арсентьева Светлана Леонидовна

 

Комплексно-тематическое планирование  регионально-экологического  проекта  «Край родной»  в подготовительной группе на 2018-2019 учебный год

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_5.docx43.14 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексно-тематическое планирование  регионально-экологического  проекта  «Край родной»

в подготовительной группе №11  на2018-2019 уч.год

Период

Неделя

Тема

Содержание работы

Сентябрь

I

6.09

«Моя малая Родина».

Систематизировать у детей представление о нашем городе, о его улицах, дворах, о его достопримечательностях, природных богатствах, что возник наш город с открытием месторождений нефти и газа. Познакомить с гербом города и его символикой. Дать понятие о прошлом и настоящем нашего города. Помочь увидеть связь между полезными ископаемыми, находящимися на территории ХМАО и трудом людей.  Познакомить с понятием «город» и «село», научиться сравнивать. Вспомнить правила поведения в городе. Учить поддерживать беседу со сверстниками и педагогом. Воспитывать любовь к родному городу и уважение к людям труда. На ежедневных прогулках приучать детей к самостоятельным наблюдениям за погодой нашего края, на изменения в живой и неживой природе и отмечать сезонные изменения в природе в календаре, отвечать на вопросы, делать элементарные выводы.Макеты «Город» и «Село», альбомы «Старый Урай» и «Город будущего» (с родителями), «Профессии нашего города» (нефтяник, бурильщик...)

Итоговое мероприятие: Опыт с нефтью. Начать оформление  мини – музея «Моя малая родина», стенгазету «Лето в Урае»

II

13.09

«Золотая осень».

Систематизировать представления детей о сезонных изменениях, устанавливать причинно-следственные связи. Продолжать расширять и уточнять представления детей о многообразии растительного мира ХМАО. Учить замечать красоту осенних явлений, эмоционально откликаться, переживать радость общения с природой. Познакомить с круговоротом веществ в природе, в частности с превращением опавших листьев в почву. Закрепить знания об осенней одежде человека. Воспитывать бережное отношение к природе,особенностях жизнедеятельности животных, птиц (воробьи, синицы, сороки, вороны и др.), их подготовке к зиме (линяют, переходят на растительную пищу). Дети должны понять зависимость внешнего вида, особенностей существования растений, животных от условий внешней среды, научиться устанавливать связи между знакомыми фактами. Учить детей логично отвечать на поставленный вопрос, воспринимать красоту осенней природы.На ежедневных прогулках приучать детей к самостоятельным наблюдениям за погодой нашего края, на изменения в живой и неживой природе и отмечать сезонные изменения в природе в календаре, отвечать на вопросы, делать элементарные выводы.

Итоговое мероприятие: Сезонные наблюдения за опавшими листьями. Е. В. Гончарова стр.84, сбор гербария (с родителями), выставка «Золотая осень», «Дары природы»

III

20.09

«Волшебные свойства торфа и почвы».

Дать детям представление о торфе и почве, о свойствах и назначении. Сообщить детям, что торф – это важное полезное ископаемое нашего округа, что он образуется на болотах из остатков растений которые там росли. Определить цвет сухого и сырого торфа, в чем различие между ними? Торф горит. Взять кусочки торфа и почвы и сравнить. Провести опыты с почвой (показать, что в почве есть воздух) объяснить детям, что в результате вытаптывания почвы ухудшается условия жизни подземных обитателей. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе в парке, лесу. Предложить родителям сходить на экскурсию  в лес.На ежедневных прогулках приучать детей к самостоятельным наблюдениям  за погодой нашего края, на изменения в живой и неживой природе и отмечать сезонные изменения в природе в календаре, отвечать на вопросы, делать элементарные выводы.

Итоговое мероприятие:  пересадка зачахшего  комнатного цветка в хороший грунт. Выставка рисунков  «Берегите лес», «Наблюдения за опавшими листьям» Гончарова Е.В. Экология для малышей, стр.84, дополнять мини-музей «Моя малая родина»

IV

27.09

«Жизнь диких животных осенью».

Обобщать и систематизировать экологические знания, расширять представления о жизни живых существ в условиях экологических систем (болото, сосновый лес, кедровник).Устанавливать причинно-следственные связи на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды их обитания.Дать детям представление о том, как готовятся животные, насекомые к зиме, о причинах изменений в их жизни осенью. Закрепить знание признаков живой и неживой природы нашего края. Тренировать в отгадывании загадок.Воспитывать у детей интерес к жизни леса в осенний период, понимание необходимости сохранения его целостности; обучить умениям вести себя в лесу. Оформить коллажи «Жизнь на болоте», «Лес», начать оформлять альбомы «Ягоды нашего края», «Деревья нашего края», «Животные нашего края».На ежедневных прогулках приучать детей к самостоятельным наблюдениям  за погодой нашего края, на изменения в живой и неживой природе и отмечать сезонные изменения в природе в календаре, отвечать на вопросы, делать элементарные выводы.

Итоговое мероприятие:«Осень в жизни диких животных», дополнять мини-музей «Моя малая родина»

Октябрь

I

4.10

«Климат нашего края».

Природа нашего края настолько разнообразна и уникальна, она открывает неограниченные возможности не только интересно познакомить с ней детей, но и научить их размышлять, сострадать, любоваться, трудиться и многому другому. Тем более что, следуя основным дидактическим принципам и учитывая возрастные особенности дошкольников, ознакомление детей с климатическими явлениями целесообразно начинать с той местности, в которой они проживают, обобщить знания детей об этих условиях. Помочь детям усвоить, что существуют разные времена года, климат в нашем округе суровый, с долгой зимой и коротким летом. Учить сравнивать с природными зонами:

севера (тундра, тайга);

средней полосы (лес, лесостепь, степь, горы);

юга (пустыни, тропики, субтропики, джунгли).

Оформить коллажи «Север», «Жаркие страны», «Лес», альбом с иллюстрациями «Природа Урая»

На ежедневных прогулках приучать детей к самостоятельным наблюдениям  за погодой нашего края, на изменения в живой и неживой природе и отмечать сезонные изменения в природе в календаре, отвечать на вопросы, делать элементарные выводы.

Итоговое мероприятие:  Дидактическая игра «Животные заблудились»,

дополнять мини-музей «Моя малая родина»

II

11.10

«Растительный мир тайги».

Расширять представления о лесе, как типичной экосистеме. Дать понятие о взаимосвязи и взаимозависимости в природе. Учить бережно относиться к лесу и к растущим в нем растениям. Познакомить со смешанным лесом, с лиственным и хвойным. Уточнить представление о строении деревьев, учить узнавать их и сравнивать, делать выводы (Почему не растут бананы в наших лесах?) Обобщить знания о деревьях, произрастающих на данной территории, познакомить с пихтой, кедром и лиственницей. Закрепить знания о кустарниках, дать знания о голубике, чернике и морошке. Показать, что лес – это многоэтажный дом (сообщество). Дополнять альбомы «Ягоды нашего края», «Деревья нашего края». На ежедневных прогулках приучать детей к самостоятельным наблюдениям  за погодой нашего края, на изменения в живой и неживой природе и отмечать сезонные изменения в природе в календаре, отвечать на вопросы, делать элементарные выводы.

Итоговое мероприятие: «Растительный мир тайги». Сапрыгина А.Р. Формирование у ст. дошкольников знаний о родном крае, стр. 56, дополнять мини-музей «Моя малая родина»

III

18.10

«Лесные жители нашего края»

Продолжать расширять и уточнять представления детей о многообразии животного и растительного  мира ХМАО. Дать первоначальные реалистические знания о том, что в лесу живут разные животные, которые могут находить себе пищу и жилье. Пополнять знания о животных (лось, рысь, олень, бурундук). Формировать у детей представления о лесниках и их природоохранной деятельности. Закрепить знания об экологических связях и зависимостях живых организмов друг от друга. Прививать культуру поведения в лесу, учить бережно относиться ко всему, что там растет и живет. Напомнить о разнообразных дарах, которые дает лес человеку. Оформить альбом «Лесные жители нашего края» На ежедневных прогулках приучать детей к самостоятельным наблюдениям  за погодой нашего края, на изменения в живой и неживой природе и отмечать сезонные изменения в природе в календаре, отвечать на вопросы, делать элементарные выводы.

Итоговое мероприятие:  «Как люди помогают лесным жителям?», дополнять мини-музей «Моя малая родина»

IV

25.10

«Птицы нашего края».

Продолжать расширять и уточнять представления детей о таежных птицах  ХМАО (куропатка, клест, глухарь, тетерев, гусь), их образом жизни. Особенности их внешнего вида, повадки птиц, приспособленности к среде обитания. Учить находить признаки сходства и различия.Оформить альбом «Птицы нашего края». На ежедневных прогулках приучать детей к самостоятельным наблюдениям  за погодой нашего края, на изменения в живой и неживой природе и отмечать сезонные изменения в природе в календаре, отвечать на вопросы, делать элементарные выводы.

Итоговое мероприятие: продуктивная деятельность «Птицы нашего края», дополнять мини-музей «Моя малая родина»

Ноябрь

I

1.11

«Мой родной край».

Уточнить понятия «Родина», «Страна», «город», «Округ». Углубить знания детей о родном городе, крае. Познакомить детей с символикой ХМАО. Систематизировать у детей представление о нашем крае, показать, что в нем ценного, что охраняется. Помочь увидеть связь между полезными ископаемыми, находящимися на территории ХМАО и трудом людей. Продолжать знакомить с нефтяной и газовой промышленностью. Показать необходимость и полезность добычи нефти и газа для города, страны. Помочь увидеть положительные и отрицательные стороны добычи нефти и газа для людей, природы, экологии нашего региона. Создать альбомы «Город в прошлом», «Город сейчас».  На ежедневных прогулках приучать детей к самостоятельным наблюдениям  за погодой нашего края, на изменения в живой и неживой природе и отмечать сезонные изменения в природе в календаре, отвечать на вопросы, делать элементарные выводы.

Итоговое мероприятие:  «Чем прекрасен мой край», дополнять мини-музей «Моя малая родина»

II

8.11

«Ханты-мансийский орнамент – как элемент декоративно-прикладного искусства».

Продолжать формировать представление детей  с жизнью и бытом коренных народов ХМАО – ханты и манси, широко использовать фольклорный материал. Дать детям представление о культурных и духовных традициях людей издавна живущих на этой земле (поделки из природного материала, расшитие бисером на ткани, поделки из бересты). Помочь увидеть красоту хантыйских орнаментов. Познакомить с некоторыми видами орнамента народов севера «Заячьи ушки», «Щучьи зубки», учить создавать хантыйские узоры на бересте, нанизывать бисер на леску. Дополнить к оформлению мини-музея «Моя малая родина» Экскурсия в «Школу – мастерскую народных промыслов», «Музей». На ежедневных прогулках приучать детей к самостоятельным наблюдениям  за погодой нашего края, на изменения в живой и неживой природе и отмечать сезонные изменения в природе в календаре, отвечать на вопросы, делать элементарные выводы.

Итоговое мероприятие:«О чем может рассказать орнамент».Оформить в мини – музей «Моя малая родина» выставку работ из бисера, бересты.

III

15.11

«Природные богатства нашего края».

Продолжать развивать представление детей о природных богатствах недр Земли. Познакомить детей с полезными ископаемыми нашего края (нефть, газ, торф), их качественными характеристиками, применение.Закрепить понятие “полезные ископаемые”;

Расширять кругозор и словарный запас детей;

Воспитывать чувство гордости и любви к Урайской земле.  Дополнить к оформлению мини-музея «Моя малая родина» Экскурсия в музей. На ежедневных прогулках приучать детей к самостоятельным наблюдениям  за погодой нашего края, на изменения в живой и неживой природе и отмечать сезонные изменения в природе в календаре, отвечать на вопросы, делать элементарные выводы.

Итоговое мероприятие:«Природные богатства нашего края» Сапрыгина А.Р. Формирование у ст. дошкольников знаний о родном крае, стр. 42, дополнять мини-музей «Моя малая родина»

IV

22.11

«Как увидеть воздух».

Познакомить детей с понятием “воздух”, его ролью в жизни человека, растений, животных. Дать дошкольникам представление о свойствах воздуха (невидимый, бесцветный, легче воды, может быть разной температуры), провести опыты, наблюдения за ветром. На ежедневных прогулках приучать детей к самостоятельным наблюдениям  за погодой нашего края, на изменения в живой и неживой природе и отмечать сезонные изменения в природе в календаре, отвечать на вопросы, делать элементарные выводы.

Итоговое мероприятие:«Как увидеть воздух».Рыжова стр. 144.

Декабрь

I

29.11

«Зимние кружева природы».

Систематизировать представления детей о сезонных изменениях, устанавливать причинно-следственные связи.Формировать обобщенное представление о признаках сезона,  основных явлениях погоды, особенности жизнедеятельности человека. Продолжать расширять и уточнять представления детей о многообразии растительного мира ХМАО, формировать реалистические представления жизни лесных растений и животных в зимнее время, развивать понимание, что на их образ жизни и состояние оказывают влияние условия, в которых они находятся (холод, отсутствие воды, короткий день, мало света). На ежедневных прогулках приучать детей к самостоятельным наблюдениям  за погодой нашего края, на изменения в живой и неживой природе и отмечать сезонные изменения в природе в календаре, отвечать на вопросы, делать элементарные выводы.

Итоговое мероприятие:«В зимнем царстве»  Сапрыгина А.Р. Формирование у ст. дошкольников знаний о родном крае, стр.30, дополнять мини-музей «Моя малая родина»

II

6.12

«Медведь – священное животное ханты и манси».

Продолжать знакомить детей с обрядовой культурой коренных народов. Познакомить с обрядом медвежьего праздника и дать понятие о медведе как священном животном ханты и манси. Рассказать детям хантыйскую легенду о человеке богатыре, который заблудился в лесу и превратился в медведя. Показать веру и в могущество и силу этого животного. Уточнить знания о животных нашего леса. Экскурсия в «Школу – мастерскую народных промыслов», музей нашего города. На ежедневных прогулках приучать детей к самостоятельным наблюдениям  за погодой нашего края, на изменения в живой и неживой природе и отмечать сезонные изменения в природе в календаре, отвечать на вопросы, делать элементарные выводы.

Итоговое мероприятие:«Медведь – священное животное ханты и манси». Сапрыгина А.Р. Формирование у ст. дошкольников знаний о родном крае, стр. 54,62, дополнять мини-музей «Моя малая родина»

III

13.12

«Экологическая пирамида».

Дать детям представление о том, что все в природе взаимосвязано. Показать, что деление человеком животных на полезных и вредителей очень условно. Любой, даже полезный, вид начинает приносить вред, если численность его превышает кормовые возможности местообитания, т.е. нарушается естественное равновесие. Дать представление о рациональном равновесии. Познакомить  детей с пищевой цепочкой объектов и явлений. Закреплять знания об экологических связях и зависимостях живых организмов, друг от друга. Объяснить, что природа – это великое единство всего существующего в ней. Показать, что не бывает абсолютно вредных животных, что нельзя оценивать значение животных только с точки зрения пользы или вреда для человека. Показать, что все пищевые связи в природе начинаются с зеленых растений (оформить красочно, доступно для детей). На ежедневных прогулках приучать детей к самостоятельным наблюдениям  за погодой нашего края, на изменения в живой и неживой природе и отмечать сезонные изменения в природе в календаре, отвечать на вопросы, делать элементарные выводы.

Итоговое мероприятие:«Что на свете всех миле?» Сапрыгина А.Р. Формирование у ст. дошкольников знаний о родном крае, стр. 52, дополнять мини-музей «Моя малая родина»

IV

20.12

Акция «Берегите природу».

Привлечь детей к практической природоохранительной деятельности. Дать им возможность почувствовать радость от активной помощи живым существам и от участия в полезном деле. Дать понять о своеобразии и неповторимости каждого живого существа  и показать необходимость бережного и заботливого отношения к природе. Продолжать знакомить детей с Народом Севера – ведь они являются хранителями огромного многовекового опыта гармоничного существования с природой, и этот опыт должен стать достоянием человека.

На ежедневных прогулках приучать детей к самостоятельным наблюдениям  за погодой нашего края, на изменения в живой и неживой природе и отмечать сезонные изменения в природе в календаре, отвечать на вопросы, делать элементарные выводы.

Итоговое мероприятие:Акция «Берегите природу» выставка рисунков, плакатов, дополнять мини-музей «Моя малая родина»

Январь

II

10.01

«Домашние животные»

Продолжать давать знания о разнообразном использовании человеком домашних животных. Уточнять и расширять знания о характерных признаках внешнего вида каждого животного.Формировать представление о том, чем животных кормят, как за ними ухаживают, что от них получают; уточнить представление о взрослых животных и их детенышах. Предложить родителям понаблюдать за животными, чтобы выяснить какую-нибудь конкретную особенность его поведения. Оформить стенгазету «Мои младшие друзья»

На ежедневных прогулках приучать детей к самостоятельным наблюдениям  за погодой нашего края, на изменения в живой и неживой природе и отмечать сезонные изменения в природе в календаре, отвечать на вопросы, делать элементарные выводы.

Итоговое мероприятие: «Почему нужно ухаживать за домашними животными?», дополнять мини-музей «Моя малая родина»

III

17.01

«Обитатели уголка природы».

Расширять знания об обитателях уголка природы, создавать условия, напоминающие естественную среду. Познакомить с особенностями строения их организма. Дать представления о кормлении и уходе за ними. Вызвать желание ухаживать, заботиться, сочувствовать животным, живущим в клетках (зоопарк).Учить замечать особенности поведения попугаев и рыб, помещенных в аквариум. На ежедневных прогулках приучать детей к самостоятельным наблюдениям  за погодой нашего края, на изменения в живой и неживой природе и отмечать сезонные изменения в природе в календаре, отвечать на вопросы, делать элементарные выводы.

Итоговое мероприятие:  Экскурсия в эколого-биологическую станцию (с родителями).

IV

24.01

«Мой город»

 Продолжать знакомить детей с достопримечательностями нашего города: памятниками «Связь поколений», «Вечный огонь», Анатолию Яковлеву, Урусову , с кинотеатром «Юность Шаима», со спортивными комплексами «Старт» и «Звезды Югры», и т.д. углублять знания о людях разных профессий, живущих в нашем городе. Воспитывать любовь к городу и уважение к людям труда. Дополнить  альбом «Профессии людей», оформить газету «Самое красивое место в Урае» (с высказываниями детей),

На ежедневных прогулках приучать детей к самостоятельным наблюдениям  за погодой нашего края, на изменения в живой и неживой природе и отмечать сезонные изменения в природе в календаре, отвечать на вопросы, делать элементарные выводы.

Итоговое мероприятие:  «Встреча с нефтяником» Сапрыгина А.Р. Формирование у ст. дошкольников знаний о родном крае, стр.41. Дополнять мини-музей «Моя малая родина»

Февраль

I

31.01

«Ханты и манси – таежные жители».

Расширять знания о коренном населении Югры, познакомить со старинным укладом,  его занятиях, одежде, быте. Воспитывать интерес, дружеские чувства к детям Ханты и Манси, желание узнать об их жизни. Помочь понять, что каждый человек принадлежит к той или иной культуре и что они должны знать и уважать культуру других народов. Воспитывать уважение к народам других культур.  Дать понятие о жилой постройку народов ХМАО – чуме. Экскурсия в «Школу – мастерскую народных промыслов» На ежедневных прогулках систематически наблюдать за явлениями неживой природы и фиксировать на календаре природы,   приучать детей к самостоятельным наблюдениям  за погодой нашего края, на изменения в живой и неживой природе и отмечать сезонные изменения в природе в календаре, отвечать на вопросы, делать элементарные выводы.

Итоговое мероприятие:  «Ханты и манси – таежные жители». Сапрыгина А.Р. Формирование у ст. дошкольников знаний о родном крае, стр.77. Гончарова Е.В. Экология для малышей, стр.73  Дополнять мини-музей «Моя малая родина»

II

7.02

Дары леса - дерево

Познакомить дошкольников с тем, что дерево является важным строительным материалом (из стволов деревьев можно приготовитьдоски, фанеру, которые идут на изготовление домов, мебели, предметов быта, сувениров; дерево – легкий, теплый материал, из него полусаются удобные и красивые предметы; дерево не тонет в воде, поэтому из него делают лодки (жители Севера), плоты, корабли; все предметы, изготовленные из дерева надо беречь; познакомить с игрушками детей хантов и манси, с с резной игрушкой. Познакомить с разными видами бумаги и ее назначением; объяснить, что бумагу делают из древесины. На ежедневных прогулках приучать детей к самостоятельным наблюдениям  за погодой нашего края, на изменения в живой и неживой природе и отмечать сезонные изменения в природе в календаре, отвечать на вопросы, делать элементарные выводы.

Итоговое мероприятие:     «Из чего делают бумагу?Какая бывает бумага?». Дополнять мини-музей «Моя малая родина».Оформить мини – музей «Чудо – дерево»

III

14.02

«Я - человек».

Человек – живое существо(дышит, движется, питание, размножается, растет, издает звуки, развивается). Чем мы похожи на животных (внешний вид, внутренние и внешние органы, болеем, радуемся и т.д.). Я расту и все узнаю (факторы роста и развития, строение и функции частей тела). Учить детей любить себя и заботиться о своем здоровье в условиях севера, уточнить представления о назначении особенностей своего организма. Воспитывать желание поддерживать свой организм витаминизированной пищей – овощами и фруктами. Как влияет состояние погоды, чистота атмосферного воздуха и воды на здоровье человека?На ежедневных прогулках приучать детей к самостоятельным наблюдениям  за погодой нашего края, на изменения в живой и неживой природе и отмечать сезонные изменения в природе в календаре, отвечать на вопросы, делать элементарные выводы.

Итоговое мероприятие:     «Знакомство с человеком» Гончарова Е.В. Экология для малышей, стр.101.

IV

21.02

Акция «Берегите воду».

Учить детей беречь водопроводную воду. Доходчиво объяснять детям, что для получения чистой воды людям приходится затрачивать много сил и средств. Научить детей не лить воду без нужды и плотно закрывать кран. Дать представление о том, какое большое значение имеют родники и другие источники воды чистой для всего живого организма на земле (Конда). Научить понимать, что чистая вода – это бесценный дар, который нужно бережно сохранять. Привлечь детей к практической природоохранительной деятельности.  Дать им возможность почувствовать радость от активной помощи живым существам и от участия в полезном деле. На ежедневных прогулках приучать детей к самостоятельным наблюдениям  за погодой нашего края, на изменения в живой и неживой природе и отмечать сезонные изменения в природе в календаре, отвечать на вопросы, делать элементарные выводы.

Итоговое мероприятие:«Берегите воду» выставка рисунков, экскурсия на речку КОНДА, (с родителями)

Март

I

28.02

«Традиционное переносное жилище – чум».

Формировать представления детей о жилых постройках народов крайнего севера. Показать последовательность установки чума, порядок расположения семьи в чуме. Познакомить с другими жилыми постройками – землянкой и полуземлянкой, а так же с хозяйственными постройками и лабазом, навесом для оленей. Экскурсия в «Школу – мастерскую народных промыслов»На ежедневных прогулках приучать детей к самостоятельным наблюдениям  за погодой нашего края, на изменения в живой и неживой природе и отмечать сезонные изменения в природе в календаре, отвечать на вопросы, делать элементарные выводы.

Итоговое мероприятие:     «Традиционное переносное жилище – чум». Сапрыгина А.Р. Формирование у ст. дошкольников знаний о родном крае, стр. 69,73.Дополнять мини-музей «Моя малая родина».

II

7.03

«Вороний праздник».

Систематизировать представления детей о сезонных изменениях, устанавливать причинно-следственные связи. Формировать представления о священных животных, птицах. Расширять знания детей об обычаях, обрядах хантыйского народа, воспитывать интерес к народным традициям. Чум возвышает к небу свой конус. Разведен костер. Яркие наряды людей, улыбки. Все это означает, что на Тюменскую землю пришел праздник, пришла весна. Праздник песен, танцев, прикладного искусства и единения народов, генетически связанных между собой. Продолжать знакомить с особенностями жизни леса, растительности, животных в весенний период (тает снег, много воды, которая впитывается в почву, набухают почки на деревьях и кустах, просыпаются некоторые животные, меняют шубу, начинают выводить потомство и т.д.) На ежедневных прогулках приучать детей к самостоятельным наблюдениям  за погодой нашего края, на изменения в живой и неживой природе и отмечать сезонные изменения в природе в календаре, отвечать на вопросы, делать элементарные выводы.

Итоговое мероприятие:  Развлечение «Вороний праздник» Сапрыгина А.Р. Формирование у ст. дошкольников знаний о родном крае, стр. 86. Дополнять мини-музей «Моя малая родина».

III

14.03

«Цветок на подоконнике».

Продолжать расширять представления детей о комнатных растениях, о назначении основных органов и частей растений.  Знакомить детей с дифференцированными потребностями растений в свете, тепле, влаге, почвенном питании и вводить новые правила ухода: например, растения с тонкими, нежными листьями поливать более обильно, чем с кожистыми или толстыми; растения с мягкими бархатистыми листьями чистить мягкой щеточкой; цветущие поливать чаще, чем нецветущие. Вызвать интерес и желание узнавать о комнатных растениях новое. На ежедневных прогулках приучать детей к самостоятельным наблюдениям  за погодой нашего края, на изменения в живой и неживой природе и отмечать сезонные изменения в природе в календаре, отвечать на вопросы, делать элементарные выводы.

Итоговое мероприятие:  Сделать опорные знаки для цветов в группе.

IV

21.03

«Цветы для клумбы».

Дать детям знания о том, что мы живем в условиях Севера и поэтому нам нужно сажать цветы сначала в помещении, а потом, когда станет тепло и они уже к этому времени подрастут, нужно их пересадить в открытый грунт.  Продолжать расширять представления детей о свойстве почвы и песка и учить сравнивать по состоянию и свойствам. Прививать детям навыки трудовой деятельности. На ежедневных прогулках приучать детей к самостоятельным наблюдениям  за погодой нашего края, на изменения в живой и неживой природе и отмечать сезонные изменения в природе в календаре, отвечать на вопросы, делать элементарные выводы.

Итоговое мероприятие:  Посадка семян для цветника на участке детского сада.

Апрель

I

28.03

«Природа ХМАО (тайга, тундра, болото)».

Познакомить детей с природными зонами ханты-мансийского округа (особенности растительного и животного мира). Расширять представления детей о жизни живых существ в условиях экологических систем. Дать представление о насекомых и о лечебных свойствах растений живущих на болоте. Учить распознавать ягоды растущие на болоте: черника, брусника, клюква. Формировать представления о таежных животных (бурый медведь, бобер, олень, белка, ондатра….) и тундры (песец, белый медведь, северный олень, сова, белая куропатка….) Экскурсия в «Школу – мастерскую народных промыслов» На ежедневных прогулках приучать детей к самостоятельным наблюдениям  за погодой нашего края, на изменения в живой и неживой природе и отмечать сезонные изменения в природе в календаре, отвечать на вопросы, делать элементарные выводы.

Итоговое мероприятие:  «Природные зоны ХМАО» Гончарова Е.В. Экология для малышей, стр.97-100. Дополнять мини-музей «Моя малая родина».

II

4.04

Семейный уклад жизни коренного населения ХМАО

Продолжать знакомить с традиционным устоем жизни коренного населения ХМАО. Дать понятие о хантыйской семье, показать связь поколений, рациональном распределении мужских и женских обязанностей, расположении спальных мест в чуме. Приобщать к бытовой культуре и семейным традициям коренных жителей. Воспитывать самобытной традиционной культуре ханты и манси. Продолжать знакомить с трудовым воспитанием мальчиков и девочек народов Севера, использовать чтение художественной литературы: сказки «Миснэ и зайчонок», «Новый человек» из книги Г. Слинкиной «Как Мышата и Лягушата внучатами стали», «Путпелык», «Мальчик-корешок».  Воспитывать интерес, дружеские чувства к детям Ханты и Манси, желание узнать об их жизни. На прогулках организовывать народные югорские игры: прыжки через санки (нарты), бег с палкой и др.

На ежедневных прогулках приучать детей к самостоятельным наблюдениям  за погодой нашего края, на изменения в живой и неживой природе и отмечать сезонные изменения в природе в календаре, отвечать на вопросы, делать элементарные выводы.

Итоговое мероприятие:  «Семейный уклад жизни коренного населения ХМАО»

 Сапрыгина А.Р. Формирование у ст. дошкольников знаний о родном крае, стр. 88 Дополнять мини-музей «Моя малая родина».

III

11.04

Основной промысел народов севера (Ханты и манси)

Продолжать работу по ознакомлению детей с жизнью и бытом коренных народов ХМАО. Таежный человек слушал природу, впитывал в себя живительные соки, извинялся перед духами за каждое срезанное дерево, за каждую пойманную рыбу или подстреленную дичь, т.е. жил по законам леса. Обобщить знания о рыболовстве, оленеводстве и охоте. Познакомить с орудиями для охоты, рыбной ловли. Показать способы и приемы, обычаи и обряды связанные с этим видом деятельности. На ежедневных прогулках приучать детей к самостоятельным наблюдениям  за погодой нашего края, на изменения в живой и неживой природе и отмечать сезонные изменения в природе в календаре, отвечать на вопросы, делать элементарные выводы.

Итоговое мероприятие:  «Рыболовство» Сапрыгина А.Р. Формирование у ст. дошкольников знаний о родном крае, стр. 45,75. Дополнять мини-музей «Моя малая родина»

IV

18.04

«Природа и мы».

Систематически наблюдать и закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе на территории ХМАО. Учить осознавать пути приспособления к ним   разнообразных живых существ. Дать характеристику о весне (яркое солнце, снеготаяние, появление наста, проталин, капели, вскрытием рек, весна длинная, морозы прекращаются только в мае…) Наблюдать за природными явлениями и объектами, делать выводы, рассуждать. Продолжать воспитывать культуру поведения в природе. Учить  бережно относиться к растительному покрову.  Привлечь детей к практической природоохранительной деятельности. Дать им возможность почувствовать радость от активной помощи живым существам и от участия в полезном деле. На ежедневных прогулках приучать детей к самостоятельным наблюдениям  за погодой нашего края, на изменения в живой и неживой природе и отмечать сезонные изменения в природе в календаре, отвечать на вопросы, делать элементарные выводы.

Итоговое мероприятие:  «Счастливый случай» Сапрыгина А.Р. Формирование у ст. дошкольников знаний о родном крае, стр. 71. Дополнять мини-музей «Моя малая родина»

Май

I

25.04

«Фититерапевты, какие они?».

Продолжать расширять и уточнять представления детей о многообразии растительного  мира ХМАО, использовании лекарственных растений человеком, подвести детей к выводу понятия «лекарственные растения». Дать представление о лечебных свойствах багульника, брусники, клюквы, черники. Узнавать, какие лекарственные растения находятся на территории ХМАО, какую пользу они приносят человеку и можно ли вырастить их самим. Заинтересовать о лекарственных растениях – мать – мачихе, подорожнике, календуле, мяте. Учить практически использовать полученные знания. Оформит альбом «Чудесница природа».На ежедневных прогулках приучать детей к самостоятельным наблюдениям  за погодой нашего края, на изменения в живой и неживой природе и отмечать сезонные изменения в природе в календаре, отвечать на вопросы, делать элементарные выводы.

Итоговое мероприятие:  Создать «Зеленую аптечку» (с родителями),посадить мяту, мелису, календулу.Дополнять мини-музей «Моя малая родина»

II

16.05

«Праздник дерева».

Продолжать знакомить детей с деревьями, которые нас окружают, сформировать эмоциональное, бережное отношение к этим растениям, показать, что жизнь деревьев зависит от окружающей их среды. Объяснить, почему важно, чтобы вокруг было много насаждений зеленых. Дать малышам простейшие сведения о той незаменимой роли, которую играют растения. Вызвать интерес сажать и растить деревья. Привлечь детей к практической природоохранительной деятельности. Дать им возможность почувствовать радость от активной помощи живым существам и от участия в полезном деле. Дать некоторые представления о значении деревьев (кедра, пихты) для коренных жителей ХМАО. На ежедневных прогулках приучать детей к самостоятельным наблюдениям  за погодой нашего края, на изменения в живой и неживой природе и отмечать сезонные изменения в природе в календаре, отвечать на вопросы, делать элементарные выводы.

Итоговое мероприятие:   «Священный праздник дерева». Дополнять мини-музей «Моя малая родина»

III

23.05

«Жила-была речка».

Продолжать знакомство с рекой Кондой, уточнять представления детей о разном значении реки в жизни человека ХМАО: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном. Учить бережно относиться к богатствам природы, понять, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда в них станет вода чистой и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство. Дать представление об одной из самых распространенных в наших водоемах промысловой рыбе – ЩУКЕ. Показать ее важную роль в регуляции численности сорных, малоценных и больных рыб. Объяснить причины замора рыб. Учить детей тому, что в морозы нужно делать лунки во льду, чтобы в воду проникал кислород из воздуха и рыбе было легче дышать. На ежедневных прогулках приучать детей к самостоятельным наблюдениям  за погодой нашего края, на изменения в живой и неживой природе и отмечать сезонные изменения в природе в календаре, отвечать на вопросы, делать элементарные выводы.

Итоговое мероприятие:  Экскурсия на речку Конда, акция  «Если не будет чистой воды?» Презентация музея «Моя малая родина»

IV

30.05

«Летняя пора»

Продолжать систематизировать представления детей о сезонных изменениях в среде обитания и на этой основе учить осознавать пути приспособления к ним   разнообразных живых существ. Лето в Сибири сезон частой смены погоды: то сухой, ясной и жаркой, то дождливой и прохладной.  Научить детей любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы, украшающие наш город. Уважать труд людей, посадивщих цветы для общей радости закрепить названия цветов. На ежедневных прогулках приучать детей к самостоятельным наблюдениям  за погодой нашего края, на изменения в живой и неживой природе и отмечать сезонные изменения в природе в календаре, отвечать на вопросы, делать элементарные выводы.

Итоговое мероприятие: Как одуванчик ложиться спать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»

Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...

Конспект ООД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем "Люблю тебя, мой край родной!"

формировать знания детей о России и о родном крае, а также культурно-историческое сознание посредством краеведения...

Проект «Цвети мой Край родной» (экспериментальная работа по формированию представлений о родном крае у детей 6 – 7 лет в проектной деятельности)

Уровень развития ребенка сегодня становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноц...

Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»

Формирование интегративных качеств  у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к  культуре и  традициям разных  народов Оренбуржья....