Главные вкладки

    Проект "Путешествие по традициям народов ханты и манси"
    проект (подготовительная группа)

    Протасевич Ирина Анатольевна
    Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному доброму отношению к представителям других культур. В настоящее время все больше возрастает познавательный интерес к изучению истории культуры, быта, традиций, обычаев, фольклора и декоративно-прикладного искусства коренных народов, погружающего ребенка в мир древней и мудрой культуры, ориентированной на духовную жизнь.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_traditsii_narodov_hmao.doc989 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    Детский сад №3 "Ласточка"

    Проект

    ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ТРАДИЦИЯМ

    НАРОДОВ ХАНТЫ И МАНСИ

    Группа компенсирующей направленности

    для детей 6-7 лет «Дружная семейка»

     

             

    Воспитатель:

                                                              Протасевич Ирина Анатольевна

    Содержание проекта:

    1. Целеполагание                                                                                  

    2. Подготовительный этап                                                                            

    3. Основной этап                                                                                    

    4. Презентация                                                                                        

    Заключение                                                                                            

    Приложения к проекту

    Приложение 1– Диагностический материал.                                  

    Приложение 2 - Перспективный план реализации проекта          

    Приложение 3 – Конспекты мероприятий с детьми                        

    Приложение 4 – Конспекты мероприятий с родителями                

    Приложение 5-    Фотоотчет                                                            

    1 этап. Целепологание.

    Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному доброму отношению к представителям других культур.

    В настоящее время все больше возрастает познавательный интерес к изучению истории культуры, быта, традиций, обычаев, фольклора и декоративно-прикладного искусства коренных народов, погружающего ребенка в мир древней и мудрой культуры, ориентированной на духовную жизнь.

    Любовь к близким, к своему дому, городу, стране – необходимые каждому человеку. Северный народ – ярчайший пример неизменной любви к своей земле. Тайга для ханта и манси – это огромный, просторный чум. В ней каждую равнину, сопку он узнает по известным только ему приметам, шепоту земли в северную ночь и стужу. Манси и ханты бережно чтят природу родного края, чтобы сохранить ее для последующих поколений. В этом большую роль играют запреты: «не мучай зверя, насекомого – тебя могут постичь страшные мучения»; «не втыкай в землю железные предметы без надобности; боль земли – это боль сердца». Трудно найти человека, которого оставят равнодушным такие слова.

    И очень хочется, чтобы наши дети переняли мудрость коренных народов Севера, научились также любить этот чудный и красивый край, в котором они живут. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания детей являлись забота о сохранении, укреплении и развитии национальных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского и духовного опыта.

    Поэтому было решено взять тему проекта «Путешествие по традициям народов ханты и манси» И одним из эффективных методов для решения данного вопроса является создание мини-музея. Важной особенностью при создании мини - музея является участие детей и родителей. Дети чувствуют свою причастность к мини-музею. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Т.е. мини-музей — результат общения, совместной работы детского сада, детей и их семей. Активное привлечение родителей к данному проекту будет способствовать созданию партнерских отношений воспитателей и родителей.

     

    Цель проекта:

    Формирование знаний и интереса к родному краю посредством ознакомления с традициями и бытом народов ханты и манси.

    Задачи:

    1. Определить  уровень  первоначальных знаний детей о культуре и быте народов ханты и манси
    2. Разработать мероприятия по реализации проекта
    3.  Создать условия для развития познавательной деятельности.
    4. Создать партнерские взаимоотношения с родителями
    5. Определить эффективность проделанной работы.

    Участники дети, родители, воспитатели группы,

    Вид проекта: познавательно - творческий

    Продолжительность проекта: средней продолжительности.

    Предполагаемые результаты:

    1. Повысится познавательный  интерес к традициям и быту коренных народов ХМАО.

    3. Будет значительно обогащена РППС по познавательному развитию.

    4. Установятся партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников

    5. Сформируется интерес к истории родного края.

    2 этап. Подготовительный.

    Задачи

    1.Выявить уровень первоначальных знаний детей о традициях и быте коренных народов ХМАО

    2.Создать условия для реализации проекта

    3.Мотивировать детей и родителей на участие в проекте.

    Провели диагностику, направленную на определения знаний детей о традициях коренных народов Югры

    (Приложение 1).

    Было продиагностировано 15 человек

    Результаты диагностики показали: низкий уровень: 10 ч

                                                                 средний уровень: 5 ч

                                                                 высокий уровень: 0 ч

    Результаты диагностики показали, что дети в основном не имеют представлений о традициях и быте народов ханты и манси (народные игры, одежда, постройки, орнаменты и др). Дети не знают особенностей традиций народов ханты и манси (10 чел).        

    5 детей имеют частичные представления о традициях народов ханты и манси.

    Таким образом, выяснилось, что представления детей о коренных народах частичные, и познавательный интерес не достаточный.

    Результаты анкетирования родителей показали, что и родители имеют обобщенные представления о жизни коренного населения, они выразили желание участвовать в проекте.

    С результатами мониторинга родителей ознакомили на собрании. Собрание проводилось в нетрадиционной форме. Родителям была продемонстрирована презентация, в содержание которой включили интервью с детьми, которая показала их желание узнать о жизни коренных народов ХМАО. Родители предложили пополнить предметно-развивающую среду предметами быта народов ханты и манси.

    В патриотическом уголке был выделен и оформлен раздел по ознакомлению с бытом и традициями народов ханты и манси, в котором разместили  несколько предметов из быта народов Югры.  В игровой форме обратили внимание детей на эти предметы. С использованием ТСО заинтересовали детей данной тематикой.

    Для решения поставленных задач разработали план мероприятий по реализации проекта.

    3 этап - Основной. Реализация проекта

    Задачи:

    - познакомить детей с традициями и бытом народов ханты и манси;

    - создать условия для развития познавательной деятельности;

    - создать партнерские взаимоотношения с родителями.

    Вся работа на этом этапе была разбита на несколько блоков: 

    1 блок - познавательно - поисковый

    2 блок - художественно - эстетический

    3 блок - игровой

    Все блоки взаимосвязаны и включают в себя различные виды детской деятельности и формы организации.

    1. Познавательно – поисковый блок.

    Работа в рамках данного блока была направлена на поиски необходимой информации о традициях и быта народов ханты и манси. По собранной информации  проводились беседы, занятия в которых познакомили детей с традициями народов ханты и манси. Например: традиционные праздники «Вороний день», «Медвежьи игрища», а также менее известные праздники «Праздник трясогузки» и «Праздник священной птицы лебедя». Выучили стихотворение к традиционному празднику Лебедя. Слушали музыку народов ханты и манси в грамзаписи. Познакомили детей с традициями воспитания детей народов ханты и манси.

    Собранный иллюстрационный материал был оформлен в альбомы «Традиционные промыслы  коренных народов Югры» «Вороний день», «Праздник священной птицы лебедя», «Медвежьи игрища», «Колыбель  в традициях хантов», «Орнаменты и узоры народов ханты и манси».

    Для активизации познавательного интереса детей, посетили музейно-туристический комплекс «Югра», где дети смогли увидеть настоящие хозяйственные и жилые строения коренных народов (лабаз, чум, печь няньк),

    играли в подвижные игры народов ханты и манси. Занятия и совместная деятельность проводились в игровой интересной для восприятия детей форме. Широко использовалось ТСО, мультимедийные презентации. Интересную информацию собрали дети и родители об игрушках детей коренных народов. В процесс взаимодействия с родителями  сделаны макеты «Медвежьи игрища» и «Вороний день», изготовлена  традиционная колыбель народа ханты, изготовлены картины-панно.        

    2. Художественно - эстетический блок

    Содержанием этого блока были мероприятия направленные на ознакомление с художественным творчеством коренных народов: сказками, мифами, с народно-прикладными изделиями, орнаментами и их историей. Свои впечатления, представления и восприятие дети отражали в различных творческих работах: аппликация «Украшение платка традиционным орнаментом»,  «Украсим одежду» (рукавички, кисы, нырики), «Малица»; рисование «Традиционные орнаменты народов ханты и манси»; изготовление куклы Акань совместно с родителями. Продукты творчества детей и родителей были помещены в мини-музей.

    В совместной деятельности использовались дидактические игры:  «Угадай узор», «Собери ханта на охоту», «Что лишнее» по закреплению знаний об одежде ханты и манси, о жилищах.

    Ежедневно читали и обсуждали с детьми содержание прочитанного рассказа или сказки, поддерживая и закрепляя интерес к художественной литературе, как средству получения новой информации о культуре коренных народов Югры. С большим интересом отнеслись дети к отгадыванию загадок.

                3. Игровой блок.

    Содержанием этого блока стали различные игры: подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические  и развивающие.

    Отражением впечатлений от экскурсий в музей стала сюжетно-ролевая  «В гости к Хантам». Дети из различного материала строили себе оленьи упряжки, из лего-конструкторов лабазы, ходили на охоту и т.д.

            С детьми организовывались подвижные народные игры ханты и манси на развитие двигательных способностей: «Ловля оленей», «Хейро», «Болотная женщина», «Охота на уток»

            С родителями и детьми проводился спортивно - познавательный конкурс «В гостях у хозяйки тайги». Участники конкурса проявили себя знатоками культуры и быта народов ханты и манси, а также посостязались в быстроте и ловкости в спортивных и подвижных играх.

            На протяжении реализации проекта для совместного чтения родителей и детей была организована библиотека с хантыйскими народными сказками и народным фольклором. Дети совместно с родителями  приносили иллюстрации к прочитанным сказкам.

            Для родителей организован познавательный уголок: «Интересные факты из жизни коренного населения Югры».

         Результатом работы в рамках проекта стал мини-музей по ознакомлению детей с традициями и бытом народов ханты и манси, картотека «Стихи, загадки народов ханты и манси», тематические альбомы, библиотека художественных произведений этого народа.

            Несколько макетов и другие экспонаты были помещены в музей детского сада «Югорка».

    Такая развивающая предметно-пространственная среда способствовала расширению и уточнению, а также  развитию познавательного интереса к родному краю у детей.

    4 этап - Презентация проекта

    Так как увидеть воочию настоящие обряды, праздники у нас нет возможности, но чтобы вовлечь детей в атмосферу традиционного праздника коренных народов нашего края совместно с родителями и детьми подготовили мини – этюд одного из обрядов «Праздник священной птицы лебедя». Так же дети читали стихи о родном крае местных авторов. Проведенное мероприятие способствовало гармонизации детско-родительских отношений, сплочению детей с педагогами и родителями и являлось ярким итогом совместной деятельности детей, родителей, воспитателей.

    5 этап – Заключительный

    Для определения эффективности работы по проекту была проведена контрольная диагностика, которая показала следующие результаты:

    низкий уровень развития 0 детей

    средний уровень развития -10  детей

    высокий уровень развития – 5 детей

    Диагностика показала, что проведенная работа эффективна, на что указывают положительные результаты при повторном исследовании.  Таким образом, после реализации проекта дети  имеют представления о быте и традициях коренных народов Югры, знают 6-7 названий национальной одежды, проявляют интерес к устному народному творчеству, знают несколько традиций и их особенности.                                     

    Заключение

    Таким образом, на основе полученных положительных результатов можно утверждать, что работа с использованием проектного метода свидетельствует об успешном воспитании интереса детей старшего дошкольного возраста к традициям, культуре народов Югры.  Традиции и быт народов ханты и манси является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с духовно – нравственными компонентами воспитания, способностью видеть красоту и гармонию, но и средством  развития таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально – положительное отношение к объектам эстетического содержания.

    Список литературы

    1. Базанов, А.Г. и Певгова Л.В. Игры детей народов Крайнего Севера [Текст]. - М.: Учпедгиз, 1949. - 71с.
    2. Богораз, В.Г. Игры малых народностей Севера [Текст]. - М.-Л.: Учпедгиз, 1949,-116 с.
    3. Евстратова, Л. Опыт формирования духовной культуры детей в контексте региональной социокультурной традиции [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 1. – С. 17-20.
    4. Красильников, В.П. Игры и состязания в традиционном воспитании хантов [Текст]. – Екатеринбург: Урал, 2002. - 120с.
    5. Кулемзин, В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты [Текст]. – Новосибирск, 1992. – 136 с.
    6. Немысова, Е.А. Игры детей обско-угорских народов [Текст]. -  СПб.: Питер, 1999. – 200 с.
    7. Рейнсон-Правдин, А. Игры и игрушки народов Обского Севера (социальные корни игры) [Текст] //  Советская этнография. - 1949. - №3. - С. 114.

            

    Приложение 1

    Диагностический материал.

    Цель: определить уровень знаний и представлений  детей о быте и культуре народа ханты и манси.

    Метод диагностики: беседа

    Инструктаж к выполнению: педагог предлагает ребенку ответить на следующие вопросы:

    • Кто такие ханты, манси?
    •  Где живут?
    • Как называется жилище?
    • Какими традиционными занятиями они занимаются?
    • Какие праздники и обряды есть у коренных народов ханты и манси?
    • Какая кухонная посуда есть у хантов?
    • Что употребляют в пищу?
    • Какую одежду  носят?
    • Из чего изготовлена их одежда и обувь?
    • Что означают вышитые на одежде орнаменты?
    • Что символизируют рисунки на обуви?

    Высокий уровень. Ребенок легко и правильно отвечает на задаваемые вопросы; самостоятельно и интересно рассказывает о том, чем занимаются ханты, чем питаются; при ответах на вопросы демонстрирует знания из истории о хантыйском народе, проявляет сообразительность в ответах,  касающихся одежды.

    Средний уровень. Ребенок, в основном, отвечает на поставленные вопросы правильно, самостоятельно, но иногда отвечает с помощью педагога; старается продемонстрировать знания о том, где живут, что едят, как и во что одеваются ханты.

    Низкий уровень. Ребенок допускает в ответах на вопросы ошибки; на некоторые вопросы не может дать ответ самостоятельно, без помощи педагога; испытывает затруднения при ответах на вопросы о роде занятий, об изготовлении одежды и обуви.

    Анкета для родителей

    1. Считаете ли Вы необходимым приобщать детей дошкольного возраста к традициям народов нашего региона? Кто коренные жители Югры?

    2. Знакомы ли Вы с традициями народов ханты и манси?

    3. Посещаете ли Вы мероприятия, которые знакомят с традициями коренных жителей нашего края? Какие праздники народов ханты-манси вы знаете:

     - «День оленевода»;

     - «Вороний день»;

     - «День обласа» и др.

    4. Хотели бы Вы больше узнать о традициях, быте, культуре, играх народов Югры? О чем именно? Какое направление их деятельности вас интересует больше всего?

    5. Как вы считаете, нужно ли детей дошкольного возраста знакомить с культурой коренных жителей Югры и с какого возраста (подчеркните свой выбор):

    5.1. – да;   - нет.

    5.2. -  с 3-х лет, - с 4-х лет; - с 5- 6 лет.

    6.Что вы знаете об  играх народов ханты-манси? На ваш взгляд, они помогают детям получать знания о народах Югры?

    7. Хотите ли Вы принять участие в обогащении материала, в совместных с детьми мероприятиях  по ознакомлению с традициями народов Югры?

    8. Какую помощь, можете оказать и какую бы хотели получить в рамках изучения этой теме

    Приложение 2

    План реализации проекта

     «Путешествие по традициям народов ханты и манси»

    Месяц/неделя

    Содержание работы в ДОУ

    Содержание работы с родителями

    март

    НОД  «Я – югорчанин», «Хозяйка тайги»

    Рассматривание альбома и фотоиллюстраций по теме: «Наш край Югра»

    Чтение сказок «Богатырь и кедровое зёрнышко» - мансийская сказка

    «Гордый олень» - мансийская сказка

    Подбор литературы для детей и родителей по ознакомлению с народным фольклором и историей традиций и быта

    1 неделя

    2 неделя

    НОД «Путешествие по Югре», «Традиционные праздники народов ханты и манси»

    Прослушивание хантыйских мелодий.

    Рассматривание альбома и фотоиллюстраций по теме: «Быт, народов ханты и манси»,  «Традиционные промыслы  коренных народов Югры».

    Подвижная игра «Оленьи упряжки»

    Привлечение родителей совместно с детьми к сбору материала  и иллюстраций о жилищах и быта ханты и манси.

    3 неделя

    НОД «Медведь - священное животное ханты и манси»

    Развлечение «Медвежьи игрища»

    Беседы и рассматривание иллюстраций  «Вороний день», «Праздник лебедя», «Медвежьи игрища»

    Рисование «Вортолнут - в лесу живущий»:

    Подвижные игры: «Метание тынзяна на хоррей», «Прыжки через нарты»

    Привлечение родителей к сбору иллюстративного материала для создания альбомов «Вороний день», «Праздник лебедя», «Медвежьи игрища»

    Изготовление макета «Медвежьи игрища», «Вороний день»

    4 неделя

    НОД «Дети народов ханты и манси»

    Беседы и рассматривание фотоиллюстраций на тему «Колыбель в традициях хантов»

    «Праздник священной птицы лебедя»

    Рисование «Ворона – символ жизни, вестница весны».

    Чтение сказок «Как ворон землю мерил»-мансийская сказка

    «Три сына»-ненецкая сказка

    Творческая мастерская  «Украсим одежду» (рукавички, кисы, нырики)

    Изготовление куклы Акань

    Изготовление экспонатов из жизни и быта народов – Югры: игрушки детей, украшений, традиционная колыбель.

    Апрель

    1 неделя

    НОД  «Чтение сказки «Кукушка»

    Чтение сказок «Мышка и лось»-хантыйская сказка

    «Нарты с золотом»-хантыйская сказка

    Посещение музейно-туристического комплекса «Югра»

    Чтение сказки-легенды «Священная птица Лебедь»

    Заучивание стихотворения к традиционному празднику Лебедя

    Проигрывание этюдов на развитие мимики и пантомимы.

    Разучивание  танцевальных хантыйских движений

     Совместное посещение музейно-туристического комплекса «Югра»

    2 неделя

    Подготовка к презентации. Показ мини – этюда обряда «Праздник Лебедя»

    Совместная подготовка к постановке мини – этюда обряда «Праздник Лебедя»

    Приложение 3

    Конспекты  мероприятий с детьми

    НОД «Я – югорчанин»

    Программное содержание: 

    Расширить и систематизировать знания детей о родном округе.

    Расширять представления детей о родном крае;

    развивать память;                  

    воспитывать любовь к малой Родине, чувство гордости, чувство патриотизма.          

    Материалы и оборудование:

    Глобус; флаг, герб карта России; карта ХМАО-Югры; герб, флаг ХМАО-Югры; музыка хантов; карта мегионского района, герб, флаг; модельные круги.

    Ход:

    - Ребята, кто знает, что это? (глобус)

    - Глобус – это малая модель нашей планеты, на которой мы живём.

    - Как называется наша планета? (Земля)

    - Только на ней есть жизнь: произрастают растения, обитают животные,        живёт человек.

    - Посмотрите какая наша Земля красивая, разноцветная: зелёная, голубая, коричневая, жёлтая.

    - На ней очень много разных стран. И живёт очень много разнообразных народов.

    И погода в каждой стране тоже всегда разная. Есть такие страны, где всегда стоит жара, круглый год - лето. Есть такие места, где всегда стоит холод, круглый год - зима. А есть страны, где щедрая природа дарит все 4 времени года - весну, лето, осень, зиму.

    - Такой страной является наша Родина.

    - В какой стране мы с вами живем?

    - У нашей страны, как и у любой другой, есть свой флаг и герб (вывешивается на доску)

    - Гражданином какой страны вы являетесь?

    - Как называется столица нашей Родины?

    - Россия, одна из самых больших стран в мире. Территория её  протянулась  от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей. На ней есть как высокие горы, полноводные реки, так и бескрайние поля, густые леса.

    - Мы гордимся нашей великой Родиной, её трудолюбивыми и талантливыми людьми.

    Физминутка.

    Прекрасна наша Россия, но у каждого из нас  есть место, тот уголок земли, где прошло наше детство, где живут наши родные, друзья. Зовется это место – Малая Родина. У каждого это своё место: улица, небольшой посёлок, город. Мы сегодня будем говорить о нашей Малой Родине - Ханты-Мансийском автономном округе – Югра.

    (Карта ХМАО-Югры)

    Ханты-Мансийский автономный округ по другому называется Югра или Югория.  Образован 10 декабря 1930 г.  

    Символы округа:

    - герб, с изображением двуглавой птицы на фоне голубого и зеленого щита. Под щитом начертан девиз «Югра» (показ герба)

    - флаг - прямоугольное полотнище, разделенное  на 2 одинаковые полосы сине-голубую, зеленую, а сбоку выступ из белой полосы. В левой верхней части полотна расположен элемент белого цвета из герба Ханты - Мансийского автономного округа (показ флага)

    - Столица округа - город Ханты-Мансийск.

    Природа Ханты-Мансийского округа богата лесами, болотами, лугами, водоёмами, тундрами. В основном, тайга. Здесь растёт ель, кедр, лиственница, сосна. Также распространены лишайники, мох. Ими питаются кто? (ОЛЕНИ).  

    Леса богаты дикоросами: клюквой, брусникой, черникой, голубикой, морошкой, черёмухой, рябиной, грибами.

    Развито рыболовство и оленеводство.

    Добывается нефть и газ.

    Животный мир очень разнообразен.

    Это лисица, белка, медведь, куница, заяц, дикий северный олень и др. 

    На территории округа проживает множество национальностей. Но название округ получил благодаря малочисленным народам ханты и манси. Жизнь этих народов богата своими культурными традициями, песнями, играми, танцами.

            

    Всех людей мы называем ханты.

    Ханты – русский, ненец и узбек.

    Потому, что это слово – ханты

    В переводе значит – человек.

    Я вам предлагаю послушать народную музыку хантов и манси.

    (Прослушивание музыки)

    - Дети, наша с вами Малая Родина не только Ханты-Мансийский округ – это ещё и город Мегион.

    (Показ карты Мегионского района)

    (Предложить найти наш город)

    - У нашего города тоже есть свой флаг и герб (показ).

    - Вот какие мы с вами богатые. У нас есть и Малая и Великая Родина.

    - Без кого не могут существовать ни город, ни край, ни страна, ни наша планета Земля? (без человека)

    То есть «Я» (показ модели «Я»)

    Обращаюсь на доску к составленной модели и прикладываю поверх всех кругов, обозначающих «Землю», «Россию», «ХМАО-Югру»

     - Каждый из вас может сказать:

    Я – землянин

    Я – россиянин

    Я – югорчанин

    - Ребята о чём мы с вами сегодня говорили, что узнали?

    Конспект НОД «Дети народов ханты и манси»

    Программное содержание. Учить  детей  составлять  рассказ  по картине, при  описании  событий указывать  место  и  время  событий.

    Активизировать в речи детей сложноподчиненные предложения.

    Расширять представления детей о нашей стране, крае.

    Развивать связную монологическую речь. Способствовать  обогащению  словарного  запаса.

    Воспитывать дружеские чувства к детям северных народов, желание больше узнать об их жизни; поднять эмоциональный настрой детей.

    Материал: Кукла в национальной одежде народа ханты или манси, картина «Дети Севера»

    Словарная работа: сах (меховая шуба), мил (меховая шапка), вай

    (меховая обувь)

    Ход занятия

      -Ребята, сегодня я вам буду рассказывать о нашей большой и дружной стране. Как она называется?

    (Ответы детей)

    -На прошлых занятиях мы с вами говорили о том, что Россия -  самая большая страна.

         В ней много разных городов, сел, деревень. Там живут много взрослых и детей.  И сегодня к нам в гости приехала девочка. Посмотрите, как она одета. Как вы думаете, откуда она приехала?

         Дети рассматриваю куклу, одетую в национальный костюм хантов.

         - Давайте вспомним, что мы с вами знаем о нашем крае Югра.

    Обобщить высказывания детей:

         -Мы с  вами живем в Сибири, в городе Мегион. Дальше нашего города находится тайга, там тоже живут люди - ханты, ненцы, манси. Эту девочку зовут Окся. Она живет в хантыйской деревне.

    -Скажите, пожалуйста, как одета Окся и почему?

    (Ответы детей)  

    -Правильно, Окся одета в теплую одежду, потому что в нашем Ханты-мансийском округе очень холодно, долгая зима и короткое лето. Женская одежда состоит зимой из меховой шубы сах, меховой шапки мил, меховой обуви вай;

     Давайте посмотрим картину, на которой нарисовано, как живут дети северных народов. (Рассматривание картины «Дети Севера»).

    -Что вы видите на картине?

    (Ответы детей)

          -На картине нарисовано катание детей на оленях. Быстро мчатся олени по глубокому снегу, детям совсем не страшно, с ними взрослый. Детям весело, они получают большое удовольствие от  такого катания на оленях. Им совсем не страшен мороз, все тепло одеты в меховые шубы и шапки.

           Предложить детям внимательнее рассмотреть оленей и рассказать о них.

           -Какие они?

           -Какие у них рога?

    (Ответы детей)

           - Как они бегают?

    (Ответы детей)

           -Почему вы думаете, что олени бегают быстро?

    (Ответы детей)

           -Кто управляет оленями?

    (Ответы детей)

       -Вам бы хотелось побывать в хантыйской деревне, познакомиться с детьми, которые там живут? Почему?

     (Ответы детей.)

         -Ребята, а сейчас Окся нас научит играть в игру, которая называется

    «У оленя дом большой».

    Взрослый от имени куклы рассказывает правила и играет с детьми.

    «У оленя дом большой – ладони сложены над головой в форме крыши.

      Он сидит, глядит в окно – руки сложены перед лицом в форме окна.

      Зайка по лесу бежит – дети изображают бегущего зайца.

      В дверь к нему стучит: тук, тук – кулаком изображают, будто стучат.

      Дверь открой – одной рукой берутся за воображаемую ручку двери и открывают ее.

      Там в лесу охотник злой – рукой показывают за спину.

      Зайка, зайка, не зевай – обеими руками манят к себе.

      Лапу мне давай – подают друг – другу руки».

    В начале игра проводится в медленном темпе, чтобы дети могли запомнить слова и произносить их в соответствии с движениями. Затем темп игры убыстряется.

       Окся прощается с детьми, обещает прийти в следующий раз и научить детей играть в новую игру, в которую играют северные дети.

    «Медвежьи игрища»

    Развлечение для детей старшего дошкольного возраста

    Программное содержание:

    Продолжать приобщать детей к духовной культуре  народов  ханты  и манси: показать детям отношение аборигенов Севера к медведю, как
    священному животному, их веру в могущество и силу этого животного.

    Развивать сценические способности,  

    Упражнять в умении, передавать содержание легенды близко к тексту, правильно согласовывая слова в предложении, передавать настроение, действия мимикой и пантомимой..

    Воспитывать интерес к традициям народов Ханты и Манси.

    Предварительная работа:

    1. Прослушивание в грамзаписи хантыйской легенды: «Как человек   превратился   в  медведя»,   Сказки   «Мышонок   и   медведь»
      А.М.Коньковой.
    2. Прослушивание хантыйских мелодий.
    3. Разучивание хантыйских танцев,
    4. Познакомить с хантыйскими играми:

    «Оленьи упряжки» «Метание тынзяна на хоррей» «Прыжки через нарты»

    1. Проигрывание этюдов на развитие мимики и пантомимы.

    Материал: предметные картинки- медведь и человек.

     Словарная работа:  бубен, нарты, медвежьи игрища.

    ХОД РАЗВЛЕЧЕНИЯ:

    1. Сегодня мы не только увидим, но и сможем сами участвовать в очень интересном и необычном зрелище ханты и манси - «Медвежьи игрища». Как правило, этот праздник длится несколько дней. А главным его героем является ... - Как вы думаете, кто?

    -    Правильно медведь.

    Что вы о нем знаете?

    А вот ханты относятся к медведю, как к младшему брату. Они верят, что давным-давно медведь был человеком. (Показ предметных картинок: медведь и человек)

    Посмотрите на картинки и скажите, кого вы видите? Сравните их. Как вы думаете, в чем сходство человека и медведя? Чем отличаются? Ханты тоже заметили сходство между медведем и человеком: только это животное может передвигаться на двух лапах, и след медведя очень похож на человеческий след. (Показ картинок со следами).

    2.        Помните, что гласит хантыйская легенда о том, как человек
    превратился в медведя. (Пересказ легенды детьми).

    3,        Издавна люди собираются на медвежьи игрища один раз в
    году. А как это происходит? Слушайте... (Воспитатель рассказывает,
    дети имитируют движения).

    Собираются охотники в лес. Посмотрите, что они берут с собой. Как вы думаете, зачем?

    Собрались они и пошли в тайгу на лыжах медвежью берлогу искать. Долго ходили они по лесу, пока один из них не увидел большой сугроб под сосной. Под сугробом спал медведь. Позвал охотник своих товарищей и начали они медведя из берлоги выманивать.

    Посмотрите как.

    И шумели они, и кричали, и в бубен били. Ничего не помогало. Медведь крепко спит,

    ничего не слышит.

    Давайте поможем охотникам разбудить медведя. (Дети кричат, хлопают в ладоши, топают ногами).

    И наконец, вышел медведь из берлоги, да как начал реветь. Рассердился очень, что его разбудили. Тогда охотники у медведя прощенья попросили и предложили ему к людям пойти и померяться с ними силами. Согласился медведь. Привели охотники медведя в стойбище, посадили его за стол на самое почетное место и стали показывать в танцах, как они охотились, рыбу ловили, какие они сильные да смелые.

    Давайте покажем. (Дети имитируют движения под хантыйскую музыку).

    А после этого начали люди соревноваться друг с другом.

    Игры – соревнования:

    «Оленьи упряжки».

    «Прыжки через нарты».

    «Перетяни канат»

    «Метание тынзяна на хорей».

    Бег по - медвежьи.

    5. А дальше начали соревноваться с медведем:

    Кто больше поймает рыбы, (на время - 2 мин.)

    Борьба «Яхтта-хар»

    А сейчас посмотрим, кто из охотников будет самым удачливым в этом году. Самым удачливым будет тот, кто первый поймает вот эту фигуру. (Показать фигуру животного. Ведущий бросает фигуру животного. Дети ловят)

    5.  Итог.

    В каком празднике народа ханты мы сегодня участвовали?

    Кто главный на этом празднике? Почему?

    Что вам особенно запомнилось?

    НОД «Медведь - священное животное ханты и манси»

    Программное содержание.

    1. Продолжать знакомить детей с обрядовой культурой коренных народов  Севера – ханты и манси.  Познакомить детей  с  обрядом  медвежьего праздника и дать понятие о медведе, как священном животном ханты и манси.
    1. Уточнить знания о животных нашего края.
    1. Продолжать учить выполнять аппликацию способом обрывания.
    1. Развивать познавательные способности, любознательность.
    1. Воспитывать интерес и уважение к культурным традициям
      коренных народов нашего края.

    Материал: иллюстрации с изображением животных наших лесов, картина Курмаева «Медвежий праздник» или макет. Листы бумаги с силуэтами медведя, коричневая бумага, кисти, клей, салфетки, шапочка медведя.

    Словарная работа: легенда, ступня

    ХОД ЗАНЯТИЯ.

    1. Беседа о животных нашего края.

    Каких животных нашего края вы знаете?  (ответы детей)

    Игра «Про кого так говорят?»

    «Трусливый как...» (заяц)

    «Злой как ...»(волк)

    «Проворный как ...»(белка)

    «Хитрая как ...»(лиса)

    «Сильный как ...» (медведь)

    Дидактическая игра «Узнай чей след». (Дети должны объяснить, как узнали что это след ... зайца)

    2. Сможете ли вы угадать про кого из этих зверей загадка: «По неведомой тайге идет мужчина в суконных штанах».

    Правильно, это медведь. А чем медведь отличается от других зверей? Посмотрите на картинку и скажите, какой он? А какие у медведя повадки? В чем внешнее сходство человека и медведя?

    Рассказ воспитателя.

    «Ханты считают, что медведь - это человек - богатырь. Вот что рассказывает хантыйская легенда: «Жил один богатырь, который любил ходить в лес. Однажды пошел он в лес и заблудился: зашел так далеко вглубь леса и в такое непроходимое место, из которого можно было выйти, только если перелезешь через колоду, поросшую мхом. Богатырь не смог

    перелезть через нее в одежде и ему пришлось снять с себя одежду. Когда он перелез без одежды колоду, то почувствовал, что тело его покрылось шерстью.

    Не нашел он и своей одежды. Покрытый шерстью богатырь не пошел в таком виде к людям, а свой век стал скитаться по лесу и питаться тем, что найдет в лесу». Медведь поражал этих людей тем, что мог становиться на задние лапы и ходить, как человек на «двух ногах», чего не умели делать другие животные. Интересно и то, что ступня задних лап медведя похожа на человеческую. Все это и наводило на мысль о родстве медведя с человеком.

    Медведя ханты уважают как грозного хищника и верят, что после смерти он может возродиться. Чтобы душа убитого зверя не принесла людям вреда, нужно ее задобрить. Так возник «Медвежий праздник», самый яркий и самый давний. Охота на медведя - это всегда большое событие. На нее приглашались все желающие. Раньше на такую охоту ходили и женщины. Они должны были срубить дерево так, чтобы оно упало на берлогу медведя. Убитого зверя помещают в переднем почетном углу на столе (или скамейке). На глаза кладут монеты, чтобы медведь «не видел» присутствующих на торжестве и не причинил им вреда. Перед ним ставят угощенье. Охотник, убивший медведя, садится по правую сторону от его головы, слева садится музыкант и начинается праздник.

    Люди в танце показывают, как они охотились, другие поют песни о жизни медведя в лесу. Представления чередовались плясками. Этот праздник продолжался много дней, разыгрывались сцены из повседневной жизни ханты и манси. Когда праздник заканчивался, череп медвежьей головы выносили и вешали на ближайшее дерево. Считалось, что этот череп будет приносить людям удачу.

    3.        Подвижная игра «Медведь и охотники»

    Ход игры: охотники вооружаются «камнями» (мягкие мячи), медведь сидит в берлоге. Охотники бросают «камни» в берлогу, медведь, рассерженный, рыча, вылезает из берлоги и бросается на охотников, охотники убегают, медведь пытается их догнать.

    4.        А теперь садитесь, ребята, за столы. Сегодня мы будем выполнять аппликацию на тему: «Младший брат ханты». Кого ханты называли младшим братом? Правильно, медведя. Сегодня мы с вами вспомним способ аппликации - обрывание. Процесс выполнения работы.

    Итог: Ребята, сейчас вы выберете тех медведей, которые вам больше понравились и расскажите, чем вам понравился он. Дети рассказывают о работах.

    5.        Итог занятия.

    О ком мы сегодня с вами говорили на занятии?

    Почему ханты считали, что медведь произошел от человека?

    О чем бы вы хотели узнать в дальнейшем?

    НОД «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮГРЕ»

    Программное содержание: расширять знания детей о природе родного края, коренном населении Ханты-Мансийского Автономного округа – Югра;

    продолжать знакомить с народным орнаментом ханты и манси;

    развивать художественное восприятие и воображение детей;

    воспитывать бережное отношение к природе; уважение и интерес к жизни и традициям ханты и манси, желание больше узнать об их жизни.

    Словарь: коренное население.

    Оборудование: мелодия народов ханты, манси в аудиозаписи; фотоиллюстрации о жизни народов ханты и манси;  шаблоны орнамента «Солнце», карандаши, фломастеры, гуашь (по выбору детей).

    Ход занятия:

    В: - Подумайте  и скажите, в каком городе мы живем?

          - Город Мегион  находится в каком округе?

          - Правильно, в Ханты Мансийском Автономном округе – Югра. (обращаю внимание детей на карту)

                       Стихотворение:

     Югорский край – заветный край России, земля легенд и сказок старины.

     В твои просторы, зори молодые мы с детских лет всем сердцем влюблены.

     Как добрый друг, хозяйка той земли, я вам в пути поддержку обещаю.

     И в край угорский всех вас приглашаю.

     - Добро пожаловать, друзья!

     - Знаете ли вы, какие люди населяют наш край с давних времен? Самыми древними людьми, или, как мы называем коренными жителями нашего края являются ханты и манси.

    - Ханты и манси – это два похожих народа, которые ведут таежный образ жизни.

     - Если ханты и манси ведут таежный образ жизни, подумайте и скажите, где живут ханты и манси? Далеко в тайге. (тайга - хвойный и лиственный лес). Основное занятие этих людей – охота, рыболовство, а дальше на севере – оленеводство.

    Звучит ханты-мансийская мелодия. Воспитатель читает стихотворение.

     В тайге поскрипывают ели, смола стекает словно мед.

     Вдруг шишка, сорванная ветром, как птенчик на ладонь порхнет.

     Дождь прибежит с далеких сопок, и зажелтеет зверобой.

     А сколько тут звериных тропок – побродим по тайге с тобой!

     И поглядим, кто в дуплах, норах, кто гнезда на вершинах вьет,

     Кто в синих прячется озерах и в речках медленных живет.

     - Очень много зверей в наших лесах, а чтобы вспомнить какие звери, я предлагаю вам отгадать загадки.

    1) Хозяин лесной, просыпается весной, а зимой под снежный вой спит в избушке снеговой (медведь)

     2) Не голос – громкая труба, большая верхняя губа,

     На нем громадные рога, ему природа дорога.

     В лесу крупнее зверя не нашлось раз он сохатый, значит… (лось)

     3) Бьет копытами «цок-цок», снег летит, крупа, песок.

     Знают все, кому не лень, это - северный … (олень)

     4) Юркий маленький зверек с ветки прыг, на ветку скок (белка)

     5) Работящие зверьки строят дом среди реки. Если в гости кто придет, знайте, что из речки вход  (бобры)

     6) Длинный хвостище, а сама – хитрища (лиса)

     7) Словно елка весь в иголках (еж)

     8) Трусоват лесной красавец. Догадались это …. (заяц)

    Звучит музыка – голоса птиц.

    -Свою добычу охотники вывозят на нартах. Это своеобразные санки, длиной до 2 метров, сделаны они из ели или берёзы без единого гвоздя, с помощью одного ножа.

     - Слышите, какая музыка звучит в лесу? Правильно это поют птицы.

    Физминутка:

     - Ку-ку, ку-ку, кукушечка! Лети скорей в лесок.

     - Ку-ку, ку-ку, кукушечка! Подай свой голосок.

    - Очень много птиц живет в наших лесах. Показываю птиц.

     Тетерев, куропатка, глухарь, дятел, клест, кукушка.

     -  В лес бежим мы по тропинке мимо сосен и берез,

         А в руках у нас корзинки для морошки и грибов.

     - Соберите только съедобные грибы.

     - А какие ягоды можно встретить в тайге?

    Игра «Из чего сок и варенье?»

     Клюквенный – клюквенное

     Брусничный – брусничное

     Черничный – черничное

     Голубичный – голубичное

     Костяничный – костяничное.

    Появляется орнамент – солнце.

    - А какие рыбы водятся в наших реках? - Ёрш, щука, лещ, налим, окунь, язь… Весь улов разделывают женщины. Из шкур налимов делают украшения для своей зимней одежды. А какие они мастерицы по оформлению халатов! Из бересты (берёзовой коры) делают посуду (в них хранят соль, хлеб, рыбу); детские люльки, коробы для ягод.  

    - Если мужчины ханты и манси занимаются охотой, рыболовством, оленеводством то хантыйские женщины настоящие мастерицы. У каждой семьи свой неповторимый орнамент. Орнамент оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми, оригинальными.  Показывает украшенную одежду, обувь, предметы быта.

    - Какие вы уже знаете орнаменты ханты и манси?

     - Еще один хантыйский орнамент солнце – воспринимается как надежный источник тепла, света. Пока есть солнце, есть жизнь.

    - На память о нашей беседе я хочу подарить вам полоски, которые вы можете украсить хантыйским орнаментом  «солнце».

    Итог.

     - А в заключение ответьте на некоторые вопросы:

    - Назовите основные занятия  хантов и манси?

    - Какую рыбу ловят в наших реках и озёрах?

    - На чём вывозят ханты и манси свою добычу?

    Удивительная природа нашего края - во все времена лес был  домом для северного человека. Но только при бережном отношении он  будет и нашим другом. Человек должен жить так, чтобы  не исчезали   ни животные, ни растения. Люди должны помнить – охранять природу – значит беречь Родину

    Беседа: «Знакомство с жизнью коренных народов нашего края»

    Программное содержание:  Познакомить детей с бытовым укладом народов  ханты и манси: жилище, одежда, труд. Развивать любознательность и интерес  к истории родного края. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

    Словарная работа:  ханты, манси, оленеводство, стойбище.

    Ход:

    Организационный момент.

    Воспитатель приглашает детей встать в круг.

    «Собрались все дети в круг.

    Я - твой друг и ты - мой друг.

    Крепко за руки возьмёмся

    И друг другу улыбнёмся».

    - Молодцы. Мы подарили друг другу улыбки.

    Воспитатель:

     - Ребята, я получила сегодня приглашение от моего знакомого. Он хочет чтобы мы приехали к нему в гости - в хантыйское стойбище. Хотите побывать на стойбище?

    Ответы детей.

    Воспитатель:

    -  Кто знает, как называется наш округ?  (ответы детей)

    - А  какие народы живут у нас в Югре? (ответы детей)

    Если дети не отвечают, то педагог им помогает вспомнить. А называется наш округ так, потому что это родина коренных народов -  ханты и манси. Поселение ханты называется – Стойбище.  

    - Мы сейчас с вами туда попадем с помощью волшебства.

    Воспитатель произносит волшебные слова. На мультимедийном экране появляется картинка с изображением хантыйского  поселения. На фоне изображения появляется фигурка ханта Ильи, который приветствует детей и просит пройти к нему в жилище. Дети проходят в импровизированное жилище и садятся на коврики.  

    Перед детьми ставится макет стойбища. Педагог показывает постройки, рассказывает, как они называются и для чего служат.

    Хант Илья приглашает детей поиграть с ним. Проводится физминутка.

    Дети возвращаются на свои места, и с экрана Илья знакомит их с загоном для оленей и рассказывает, что это животное кормит и одевает коренные народы Югры.

    Далее появляются картинки с изображением тайги, где женщины собирают ягоды, грибы, травы.  Женщины делают нитки из крапивы – их называют крапивными нитками. Из них плетут сети для ловли рыбы, ткут ткани, шьют одежду, игрушки (для детей).

    Илья рассказывает, что дети помогают своим родителям: девочки – мамам, мальчики – папам. На экране появляются картинки с занятиями мальчиков и девочек.

    С юных лет родители обучают  своих детей ремеслу. Мамы учат своих дочерей вести домашнее хозяйство (готовить еду, шить одежду, вышивать наряды, заботиться о младших и т. д.), а отцы обучают сыновей ловить рыбу, охотиться.

            Илья  спрашивает детей,  понравилось ли им путешествие. Дарит ребятам игру «Угадай, что лишнее».

    На экране появляются картинки с жилищами, дети должны определить какое строение здесь лишнее и объяснить почему.

    Далее появляются картинки с животными домашними, которые живут с коренным народом и другие. Задание тоже.

    Воспитатель от имени детей благодарит Илью и прощаются с ним. Произносит волшебные слова и дети «оказываются» в детском саду. Воспитатель подводит итог.

    Беседа «Вороний день»

    Цель: познакомить детей с традиционным праздником народа ханты «Вороний день»; воспитывать интерес к жизни и традициям коренных народов Югры.

    Материал: видеопроектор, фотоиллюстрации, цветные ленточки, сушки

    Воспитатель: Ребята я хочу вам рассказать еще об одном празднике народа ханты, который называется «Вороний день».

    Ворона для народа ханты всегда была священной и почитаемой птицей. Хантыйская легенда гласит: «Давно это было. Как-то весной прилетела ворона в наш северный край. Летала-летала, вокруг нет никого, холодно, хмуро. Собралась она с силами и каркнула во все горло. Полетело ее звонкое: «Кар-Кар!» над просторами Севера, над могучей рекой Обь, отозвалось в Уральских хребтах. От этого крика ожила Земля, проснулся человек. С этого дня и начался род ханты. Люди были очень признательны вороне. И был тот день седьмым от начала месяца твердого наста(7 апреля)»

    С тех пор Вороний день является одним из самых почитаемых праздников. Ворона – символ жизни, вестница весны. По примете, если первая прилетевшая ворона сядет на низкое дерево, весна будет скоротечная, если на высокое–то затяжная.

    На праздник собираются люди со всей округи, приносят вкусные яства, припасенные заранее.

             В празднике участвуют женщины, девушки и мальчики не старше тринадцати лет. Накрывают столы, после чего мужчины и женщины расходятся к своим священным деревьям. К ели – мужчины, к березе – женщины и просят благополучие своим детям. К веткам деревьев каждый привязывает лоскутки из ткани с завязанными на них монетами (по количеству детей), обращаясь к «туруму» и желая своим близким самого наилучшего в жизни.

    В вороньей песне, записанной на реке Сосьве, есть такие слова: «С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с таловыми гнилушками я присяду. Замерзшие ноги свои отогрею. Долгоживущие девочки пусть родятся!»

    По верованиям ханты за всеми вещами маленьких детей нужно строго следить, чтобы с ребенком не случилось беды. Ханты считают, что ворона, прилетев с юга, в холодные дни греет лапки на древесных стружках, предназначенных для люльки ребенка, желает продолжения их роду и здоровья детям на многие годы. Существует предание о споре вороны с халеем. «Однажды халей сказал: «Пусть человек умирает!». А ворона ему ответила: «Нет! Человек не умрет! Я буду прилетать весной со связкой калачей и спасать его. Пусть только он бросает мне горсть древесных стружек из люльки своего ребенка. Я в них погрею свои лапки»».  Поэтому в Вороний день принято менять в детских люльках древесные стружки, а старые бросать вороне.

    Старые люди говорят, что ворона - хорошая птица, потому что всегда радуется рождению детей  

              Вообще, смысл праздника заключается в общении родных и близких людей, живущих далеко друг от друга, в почитании священной птицы, которая пробудила природу и оповестила о наступлении весны.

             В этот день нельзя шить, рубить лес, колоть дрова. Родители рано утром будят детей со словами: «Скорей бегите на улицу – Ворона прилетела и подарки принесла!» И действительно, на ветках березы висят связки калачей, баранок, символизирующие теплые весенние солнышки. Если у чума собралось много гостей – это большая честь для хозяина чума, главы семейства.

            Ребята давайте, и мы украсим на нашем участке  березу цветными ленточками, сушками пожелаем друг другу счастья, здоровья и будем радоваться солнцу, весне и доброй птице вороне.

    Беседа «КОЛЫБЕЛЬ В ТРАДИЦИИ ХАНТОВ»

    Цель: Познакомить детей с традициями, обрядами жизни, воспитания детей в хантыйских семьях; обогащать словарь детей; развивать познавательный интерес к жизни народов ханты и манси; воспитывать уважение к традициям коренных народов Югры.

    Материал: фотоиллюстрации, картинки по данной теме, традиционная дневная  колыбель, кукла Акань, бисер.

    Ребята, скажите, когда вы были совсем маленькими, куда мама вас укладывала спать?

            А вот у детей народа ханты существует аж две колыбели.  Начало жизни "нового" человека в хантыйской культуре связаны с колыбелью. Именно она служит первым маленьким жилищем ребенка, с которого начинается познание окружающего мира.

    На некоторое время после рождения, если есть возможность, мать и ребенка изолируют от остальных членов семьи - в специальном «маленьком доме» либо просто в другом жилище. Их одежда не может быть совершенно новой. Ребенка помещают в колыбель из старой бересты. По представлениям хантов, ребенок первые дни связан с миром духов, с Анки-пугос, Калтась-анки, которая дает детей. К ней адресуются его первые звуки, улыбки во сне, беспричинный плач. Конец этой связи определяется по тому, что ребенок начинает улыбаться «по-человечески».

    После временной колыбели ребенок получает две постоянные — ночную и дневную. Первая — это берестяная коробка с закругленными углами, завязками над тельцем и дугой над головой — для накидывания покрывала. Дневные колыбели бывают двух видов: деревянная со спинкой и берестяная со спинкой, украшенная узорами. На берестяную колыбель наряду с другими узорами наносят изображение глухаря — хранителя сна. Считается, что эта птица охраняет сон малыша, разносит добрые сказки в мир сновидений, оберегает душу ребенка во время отдыха. На спинку, под головку ребенка прикрепляют мягкую шкурку. Внутри колыбели на берестяную подстилку насыпают размельченные древесные гнилушки. Они хорошо впитывают влагу и придают ребенку приятный запах. При намокании их убирают, но складывают только в определенных местах. Нельзя, например, класть их под растущее дерево, иначе ребенок будет качаться от ветра. К колыбелям особое отношение: счастливую берегут и передают из поколения в поколение.

    Ночная (1) и дневная (2) колыбели

    Колыбель служит ребенку микрожилищем до трех лет. Он не только спит в ней, а нередко и сидит днем. Для кормления мама ставит колыбель себе на колени, а когда нужно удалиться, подвешивает ее за ременные петли к шесту чума либо к крюку в потолке избушки. Можно сидеть и работать рядом, качая колыбель ногой, продетой в петлю. При пеших переходах ее несут за спиной, соединив ременные петли на груди, а на время остановки в лесу подвешивают к наклонному дереву повыше от земли, где меньше мошки и не может заползти змея. В поездке на оленях или собаках мама ставит колыбель на свою нарту. Если ребенка оставляют дома одного, то в колыбель для охраны от злых духов кладут символ огня — нож либо спички.

    В первые месяцы новорожденного заворачивают в пеленки из мягкой ношеной одежды и одеяльце из шкурки зайца. Иногда на другой же день, а иногда через три-четыре месяца ему шьют рубашку. Мальчикам в колыбель кладут набедренник из бересты для предохранения одежды от мокроты. Еще в грудном, а точнее, в колыбельном возрасте детям шьют почти полный комплект одежды — такой же, как у взрослых, но из более мягких материалов. Украшают ее иногда даже богаче, чем взрослому, прикрепляют колокольчики; девочкам надевают миниатюрные украшения. Дети рано получают небольшие копии других предметов взрослых: ножа, лука со стрелами и т. д.

    У хантов женщина кормит ребенка грудным молоком до двух—трех лет, а то и позже. На время длительной поездки ему дают сосать беличью лапку либо оленье сухожилие. И в эти, и в последующие годы детям не готовят пищу отдельно, они едят из общего котла. Конечно, им уступают лакомства, например мягкий костный мозг или кожицу с летних рогов оленей — хантыйскую жевательную резинку. Из покупных продуктов дети чаще едят печенье, сгущенное молоко. За столом дети сидят со взрослыми и пользуются той же посудой.

    Игрушками раньше служили в основном миниатюрные копии вещевого набора взрослых: у девочек — игольничек, коробочка со швейными принадлежностями, люлечка, у мальчиков — лодочка, лучок со стрелами, фигурки оленей. Детские национальные куклы имеют одну особенность — у них нет глаз, носа, рта. Фигурки с чертами лица — это уже изображение духа, который требует заботы и почестей, а если не получает их, то может принести владельцу вред. Поэтому старики неодобрительно относятся к покупным куклам. Игры детей нередко являются уроками труда.

    Девочка в два-три года уже умеет собрать из бисера браслетик, а мальчик — набросить аркан на любой предмет, напоминающий ему оленя. В шесть лет ребенок может получить в самостоятельное управление оленью упряжку, набрать за сезон десятки килограммов ягод. С 12 лет девочка умеет самостоятельно вести домашнее хозяйство, а мальчик ходит один на охоту.

    КОНСПЕКТ НОД «В гости к антам».

    Программное содержание: Продолжать расширять и уточнять знания детей о жизни и быте народов ханты. Дать понятия об основных видах промысла коренных народов Югры: оленеводство, охота, рыболовство, сбор дикоросов. Воспитывать интерес к жизни и обычаям других народов.

    Занятие проводится в мини-музее детского сада.

    Ход занятия

    Воспитатель приглашает детей совершить экскурсию в мини-музей детского сада «Югорка».

    Ребята подходят к карте ХМАО – Югра.

    Воспитатель:

    - Посмотрите на эту карту. Скажите,  на что, похож на карте наш округ.

    Ответы детей.

    - Кто помнит, как называют  коренной  народ, который проживает на этом территории?

    Ответы детей.

    Воспитатель:

    - Это очень смелые и сильные люди. Образ жизни хантов их основные занятия сложились в древности и почти в неизменном виде дошли до наших дней.

    Воспитатель подводит детей к экспонату «чум». Просит ребят вспомнить и назвать его. Из ханты его строят?

    Воспитатель:

    - Ребята вы знаете, что Ханты очень ценят северного оленя. Расскажите, для чего разводят ханты оленей?

    Примерные ответы детей: Олень - для Хантов это транспортное средство, так же он является источником пищи.  Ханты используют оленье мясо для приготовления своих блюд, от оленя получают еще один продукт - молоко. В жаркое время молоко быстро створаживается и густеет. В таком виде его едят с хлебом или ягодой. Свежее добавляют в чай и замешивают на нем тесто для лепешек. Олень не только кормит людей, но и одевает их.

    Воспитатель  подводит детей к образцам одежды  просит их назвать.

    Если дети не называют, то педагог делает это сам: малица, сах, кисы.

    Воспитатель подводит детей к экспонатам «ловушки для зверей»

    Далее рассказывает ребятам о охотнической деятельности мужчин хантов.

    Рассказ воспитателя: Охотятся в основном ханты на пушного зверя, чтобы их ценные шкурки обменять на продукты, и приготовить еду для семьи. Охотятся на белку - ценят ханты её мех, а также, лакомством считают беличьи желудки, так как белка ест много орехов и желудок получается жирным и сытным. Охотятся на лису- это важный промысловый зверь и весьма заманчивый трофей любого охотника, её мех используют для изготовления одежды, а мясо в пищу. Так же охотились и на зайца - на головы и мясо пойманного зайца приглашали уважаемых в деревне дедов и бабушек. В благодарность за угощенье они должны были рассказать 40 сказок, которые собравшиеся слушают целый вечер. Слушают и стараются запомнить - если самому достанется заячья голова - без сказок ее есть нельзя. Старики смеялись: "Кто сказки не знает, тот пусть не ест". Охотясь на лося - Ханты получали прочную замшу для изготовления упряжи. Из камусов выкраивали непромокаемую обувь, которую можно было носить лет 20. Осенние лосиные шкуры служат постелями в лесных избушках. На медведя – Ханты очень редко охотятся, так как для Хантов - это не просто пища, а особое ритуальное блюдо. Во время медвежьего праздника мясо варили большими кусками в двух отдельных котлах: в одном - левая половина туши медведя, для мальчиков и мужчин, в другом - правая, для девочек и женщин. Отварную медвежатину отделяли от костей, разделывая на мелкие кусочки, чтобы сразу можно было взять в рот, Эти кусочки подавали и ели палочками, так как медвежатину нельзя брать руками, Недопустимо откусывать медвежье мясо или подрезать его при еде ножом. Жевать его надо было с закрытым ртом так, чтобы ни крошки не упало на пол. После того, как проглотили кусочек, пальцы и рот вытирали опаленной стружкой. По окончании праздника медвежьи кости бережно собирали в берестяные сосуды или в ящики и уносили в лес и вешали на деревья или специальные столбы. Голову медведя кладут на шкуру и ставят на самое почётное место.  Ханты охотятся и на птиц, которыми богат Югорский  край: глухарь, утка. Каждый  охотник знал, сколько у него на угодьях глухариных гнезд. Порой для еды собирали глухариные яйца. Яйца отваривали или пекли в горячей золе. Весной с нетерпением ждали Ханты прилета гусей, уток. Добытых летом уток сохраняли впрок в ямах, вырытых в мерзлоте. Любят охотиться и на рябчиков, тетерева, Белую куропатку и других птиц.

    Воспитатель приглашает детей рассмотреть ловушку для рыб - сеть, удочку, ловушку. Показывает, как ими пользоваться. Представить себе стол Хантов без рыбы также немыслимо, как русский стол без хлеба и каши. Сырая или мороженная, отварная или зажаренная - это неотъемлемая и лакомая часть ежедневного рациона народа Ханты, не зря их именовали «рыбоядцами».

    Воспитатель: У Хантов  есть пословица о щуке: У щуки и мертвой зубы живые. Так же существует поверье - орнамент - "челюсть щуки" часто украшает шубы-сахи  хантыйских женщин, щучья челюсть и зубы считаются сильным талисманом, оберегом, например, мужчины брали такие талисманы с собой на промысел.  Ханты очень любят щуку, поэтому очень много сочиняю про неё пословиц, загадок и сказок.

    Воспитатель: А чтобы будущие рыбаки - ханты были ловкими да сильными, детей с детства приучали к труду, к играм, развивающим сноровку.

    Затем воспитатель интересуется у детей о проведенной экскурсии  и приглашает их поиграть в хантыйскую игру: «Борьба на палке»

    Чертится линия. Играющие по двое садятся лицом друг к другу, упираясь ступнями ног. Держась за палку двумя руками, начинают перетягивать друг друга. Кто перетянет победитель. Такие игры тренировали руки, можно была управляться с вёслами, сетями.

    Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что вы узнали интересного?

    Ответы детей.

    Аппликация Тема: «Украсим малицу»

    Программное содержание:  Закрепить умения детей располагать  элементы узоров на силуэте, работать с клеем. Учить ритмично располагать элементы узора на плоскости.  Уточнять представления детей об особенностях хантыйского узора. Воспитывать усидчивость, вызвать эмоциональный отклик на готовую работу.

    Материал к занятию:  Изделия из различного материала, украшенные орнаментом, бархатная бумага, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки матерчатые, простые карандаши, лекало малицы.

    Ход занятия

    Организационный  момент.

    Ребята, встанем все в круг, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, и представим, что мы с вами в гостях у коренных жителей Ханты-Мансийского автономного округа – ханты и манси. Давайте рассмотрим с вами  предметы народного быта ханты.

    Воспитатель: – Ребята, нам пришло письмо от мальчика Кисаки. Вот, что он пишет: «Здравствуйте, ребята! У нас в Африке очень жарко. Вот как мы здесь одеваемся (показывается рисунок). Я слышал у вас в России зима холодная. Интересно как вы там на севере живете. А еще нам ребятам интересно, как одеваются жители Югры».

    Воспитатель: Ребята, что нужно сделать, чтобы Кисаки узнал много интересного о нашем родном крае?

    Ответы детей.

    Воспитатель: тогда давайте вспомним, какие национальности народов Югры вы знаете?

    Дети: Ханты, ненцы, манси.

    Воспитатель: Вот сколько национальностей вы знаете. И у каждого народа есть свой язык, традиции, свой быт.

    Воспитатель: У нас на севере в Югорском крае постоянно дует ветер, стоят сильные морозы. И чтобы не замёрзнуть, коренные жители шьют себе специальную одежду. Как она называется?

    Дети: Малица.

    Воспитатель: Правильно. Малица – сплошная шуба из оленьего меха с капюшоном. По крою напоминает просторную рубаху, доходящую до колен, имеет пришитый капюшон, к рукавам наглухо пришивают рукавицы мехом наружу. Для предохранения малицы от сырости и солнца с давних пор ненцы носят поверх нее маличную рубаху из сукна разных цветов. Мастерицы украшают ее неповторимым орнаментом из разного меха, цветного сукна, бисера.

    Физкультминутка.

    Воспитатель: И вот сегодня мы с вами будем выполнять из бархатной бумаги малицу. И в конце занятия мы сфотографируем наши работы и отправим в Африку, пусть ребята увидят, как одеваются жители тундры. Рассмотрим образцы нашей работы (обговариваются способы вырезания узоров).

    А теперь мы с вами сделаем малицу. Выберите себе лист бумаги (зеленый, синий). Ребята, возьмите девочки зеленый цвет бумаги, а мальчики синий. Сложите бумагу вдвое возьмите шаблон малицы, обведите простым карандашом и вырежете ножницами. Рисунок пройдет на подоле малицы, рукавах, капюшоне.

    Обговаривается техника работы с клеем, кистью, ножницами.

    Воспитатель: Вот мы и сделали малицы. Сможет Кисаки по нашим работам понять и узнать, в какой одежде ходят коренные национальности Севера?

    Конспект спортивного досуга

    «ХАНТЫЙСКИЕ ИГРИЩА»

    Цель: знакомство с играми народов ханты и манси.

    Задачи:

    • Оздоровительные: удовлетворить важнейшие жизненные потребности ребенка в движении; оптимизировать двигательную активность

    • Образовательные: продолжать знакомить детей с особенностями климата Северного края, расширять знания об основных видах деятельности коренного населения: оленеводство, рыболовство, охотоводство через игры народов Югры.

    • Развивающие: развивать ловкость, быстроту, внимание, прыгучесть, чувство ритма, закреплять навыки бега, прыжков, технику метания мяча в цель

    • Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к народам Севера, их традициям и обычаям, чувство товарищества, взаимовыручки, коллективизма.

    Инструктор: Здравствуйте, дорогие ребята! Среди просторов нашей страны есть край, где вы живете, где ваш дом родной, а называется он –

    Дети: город Мегион, Ханты-Мансийский Автономный Округ.

    Инструктор: А старинное название нашего округа – Югра. На территории округа проживает много национальностей. Но название округ получил благодаря коренным народам. Каким?

    Дети: Ханты и Манси.

    Инструктор: Как называется жилище коренных жителей Севера(чум). Правильно, а вы знаете, какими традиционными промыслами занимаются северные народы(оленеводство, рыболовство, охота).

    Дети коренных народов Севера в своих играх подражают взрослым, желая быстрее подрасти и стать ловкими и смелыми охотниками. Сегодня мы отправимся путешествовать по играм народов севера.

    А для этого нам надо ударить в Волшебный бубен и отправиться в дорогу.

    (Дети под хантыйскую музыку отправляются в путь)- с преодолением препятствий

    Ходьба по буму( приставным шагом)

    Проползти по скамье (сквозь ущелье)

    Пройти по льдинам(балансиры)

    Пролезь под дерево (дуга)

    Пройти снежный туннель

    Выполнив все задания, дети становятся врассыпную в зоне «стойбища» и выполняют ОРУ под музыку.

    Инструктор: Народы Севера любят свой край с его неповторимым животным и растительным миром. Поэтому они сочинили много сказок и рассказов о животных и растениях. И в подвижных играх они подражают животным.

    1. Игра «Оленьи упряжки»

    Играющие стоят вдоль одной из сторон зала по двое (один изображает запряженного оленя, другой – каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия; объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, переходят ручей по мостику. Доехав до стойбища, каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок-каюр ловит свою пару.

    Инструктор: Сейчас мы с вами поиграем в ловких охотников.

    2. Игра «Охотники и куропатки»

    Дети делятся на две команды. На одной половине зала – «охотники» - мальчики, на другой – «куропатки» - девочки. Под музыку девочки начинают передвигаться, имитируя куропаток, на своей половине зала. При смене музыки мальчики «охотники»– начинают ловить «куропаток». Затем подсчитываются пойманные «куропатки».

    3. «Попади в волка»

    Играющих делятся на две команды. На противоположном конце площадки стоит макет волка. Игроки добегают до обруча встают  в него, берут снежок и бросают в волка. Выигрывает самая меткая команда.

    Инструктор: Мы же ребята не будем лениться

    Попробуем у ханты сейчас поучиться!

    Рыбалка – прекрасно! Живо вставай!

    В проруби рыбу ловить начинай!

    Но до реки путь не близкий. Так как на Севере глубокие снега, то пройти по нему нам помогут снегоступы.

    4. «Бег в снегоступах»

    Дети надевают на ноги модели снегоступов и идут между сугробами до Чума и так возвращаются обратно.

    Вот мы и дошли до реки.

    5. Игра «Рыбак и рыбки»

    Очень ловкий я рыбак, на крючке висит червяк,

    Без улова мне никак, буду я ловить вот так!

    Дети-"рыбки" разбегаются, рыбак ловит. Отмечаются ловкие рыбки.

    Инструктор: Молодцы, ребята хорошо поиграли, а теперь отдохнем. Сядем возле чума и вспомним, как зимним вечером завывает вьюга.

    Дыхательная гимнастика «Вьюга».

    Дети свободно садятся вокруг чума. Дети выполняют свободный вдох, на выдохе произносят звук «у-у-у».

    Инструктор: Чтобы оленя поймать за рога

    Ханту сноровка и удаль нужна.

    Будем аркан здесь мы ловко метать?

    Оленя - красавца будем седлать?

    6. «Ловкий оленевод»

    В стороне зала ставится фигура оленя. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 3—4 м от него, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с пет лей). Оленеводы стараются накинуть им на рога маут.

    7.  «Охотники и утки»

    Все игроки – утки.  Двое ведущих – охотники – стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них мяч). Игроки-утки бегают в кругу гурьбой, а охотники стараются попасть в них мячом.

    Инструктор: Ребята, сегодня мы с вами поиграли в подвижные игры народов Севера. На этом наше путешествие заканчивается.

    Дети строятся в колонну по одному первый ребенок «олень» в упряжке и выбегают из зала.

    Приложение 4

    Конспекты мероприятий с родителями

    Развлечение

    «В гостях у Хозяйки тайги»

      Цель: Закреплять и расширить знания детей и родителей  о родном крае,  о культуре и быте народов ханты и манси. Воспитывать любовь к родному краю. Создать единую образовательную среду и вызвать эмоциональный отклик в процессе мероприятия.

       Играет национальная хантыйская музыка. Гости (родители воспитанников) располагаются во втором ряду  за стульями для детей.

      Под музыку дети проходят в зал и садятся на стулья.

    Ведущая: Здравствуйте, дорогие дети, здравствуйте, уважаемые взрослые!   Сегодня мы с вами отправимся в гости к Хозяйке наших лесов – тайги. Кто скажет, как называется  край, в котором мы  живем?

    - Чем богат наш край? /Нефтью и газом богат наш округ/. 

    - Большая часть территории нашего края покрыта лесами, в которых растут в основном хвойные деревья.  Какие это деревья? /кедр, лиственница, ель, сосна, пихта/.

    - В таежных лесах нашего края обитает  пушной зверь и лесная птица, а в реках и озерах плавает много ценной рыбы.

     Ну что ж, пора  отправляться в гости!  

    Играет национальная музыка,  входят Хозяйка тайги и Еремей в национальных костюмах.

    Хозяйка тайги:  Здравствуйте, дорогие дети, здравствуйте уважаемые взрослые! Я – хозяйка тайги, а это – Еремей, хозяин тайги.  

    Кто не бывал в тайге Югры,

    Мы приглашаем вас сюда.

    Сейчас она не снежная пустыня –

    Полюбите наш край наверняка.

    Мы ждем, друзья!

    И вовсе не беда,

    Коль встретит вас неласковая вьюга.

    В любой зайдете чум - вас ждут всегда

    Гостеприимство и забота друга.

    Суров мой Север лишь на первый взгляд:

    Пусть ветры завывают за стеною,

    Здесь каждый будет вас увидеть рад

    И обогреть душевной теплотою!

        Наш народ очень любит свой край и бережно относится к природе. А вы не обижаете природу?

    Ведущая: Уважаемая Хозяйка тайги! Наши ребята очень бережно относятся к природе и знают красивую песню о родном крае.

    Песня «Моя Югра» с просмотром слайдов

    Хозяйка тайги:  Спасибо, ребята, нам очень понравилась песня. А теперь мы хотим узнать, хорошо ли вы знаете наш край.  А если вам будет трудно ответить просим помощи у наших пап и мам.

    Хозяйка тайги загадывает загадки.

    -Ребята, в наших лесах обитает очень много зверей. Отгадав загадки, вы вспомните, кто они.

    Меньше тигра, больше кошки,

    Над ушами кисти-рожки.

    С виду кроток, но не верь:

    Страшен в жизни этот зверь. (Рысь.)

    Хозяин лесной просыпается весной,

    А зимой под снежный вой

    Спит в избушке снеговой. (Медведь.)

    Над шапками кустарника дерево плывёт.

    На чьей же голове оно уютно так растет?

    Откроет нам поляна лесного великана. (Лось.)

    Что за зверь зимой холодной

    Ходит в чаще злой, голодный? (Волк.)

    Чуток, строен и высок, гордо голову несет.

    От рогов густая тень. Вот красивый зверь... (олень).

    Юркий маленький зверек

    С ветки прыг, на ветку скок. (Белка.)

    Есть в реке работники - не столяры, не плотники,

    А выстроят плотину - хоть пиши картину. (Бобры.)

    Трусоват лесной красавец.

    Догадались? Это... (заяц).

    Длинный хвостище, а сама хитрища. (Лиса.)

    Словно елка, весь в иголках. (Еж.)

    Еремей: Наш  народ  очень  сильный  и смелый, любит  устраивать  разные игрища, на которых состязаются  в  силе, ловкости  и  сообразительности. Ребята, а вы любите играть? Тогда предлагаю поучаствовать в хантыйских игрищах.

       

    Игра 1.Игра «Найди свой чум». Ребята, а вы знаете, как называется жилище хантов? Правильно. Я знаю одну интересную игру, которая называется «Чум».

    В игре участвуют 3 подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен нац.платок. взявшись за руки, дети идут вокруг стула и поют:

    Мы веселые ребята,

    Соберемся все в кружок,

    Поиграем и попляшем,

    И помчимся на лужок.

    Под национальную мелодию дети бегают врассыпную по залу, по окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают в виде шатра над головой - получается «чум». Выигрывает группа, первая построившая чум.

    Хозяйка тайги:  А знаете ли вы, как называется солнце на хантыйском языке? Ханты его называют ласково «Хейро». И у них есть интересная  игра, которая так и называется «Солнце Хэйро». Еремей будет солнцем Хейро.

    Детей и родителей приглашают на игру. Все  встают, берутся за руки, идут и произносят слово «Хейро, хейро». Водящий сидит в кругу и потихоньку поднимается, как только он встал и крикнул «Хейро!», дети разбегаются, а Солнце Хейро их ловит. Кого засалит, тот выходит из игры.

    Еремей. - Молодцы, ребята. А знаете ли вы, что ханты – отменные охотники. Они охотятся на таежных зверей. А я знаю одну интересную игру «Охота на волка». Поиграем? Отправимся на охоту!

                                                               Игра «Охота на волка». 2 команды

    «Охотники» с расстояния 4 - 5 м бросают мячом в картонную фигуру движущегося волка. Команды по очереди становятся «охотниками». Выигрывает та команда, которая больше попала в «волка».

    Хозяйка тайги. Скажите, ребята, кто из животных для хантов самый близкий друг человека? (олень) - Правильно! - Для чего ханты разводят оленей? (Олень и транспорт для людей Севера, и пища, и одежда) Мой народ уважает и любит оленей, заботятся о них. Кочуют вместе с ними. Отыскивают лучшие ягельные пастбища, спасают от злейшего врага – овода и охраняют от хищника – волка.

    Игра «Оленьи упряжки» 2 команды

          или

    Ханты – они оленеводы, пастухи. Олени разбегутся по тундре, не просто их поймать. Для этого надо быть  ловким. Будем ноги тренировать!

    Игра «Прыжки через «нарты»  

    Еремей. После удачной охоты наш народ устраивает праздник, на котором, как и другие народы,  веселятся песнями и танцами. Давайте мы тоже потанцуем и повеселимся.

    Танец «Увезу тебя я в тундру».

              Ведущий. Вот и подошла к концу наша сегодняшняя встреча. Вам понравилось в гостях у Хозяйки тайги?

     Хозяйка тайги и Еремей. - А мы приготовили для вас полезный напиток из  таежных ягод

    Угощение клюквенным или брусничным морсом.

    Приложение 5

    Фотоотчет

    Посещение музейно-туристического комплекса "Югра"

    Изображение15 066

    Дети узнали о духовности и культуре народов ханты и манси.

    https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-125437-1414005518.jpg

    Увидели лабаз, облас, хантыйскую печь, чум - и ещё очень много интересного.

    Изображение15 046

    https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-125437-1414005586.jpg

    Макет «Медвежьи игрища»

    https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-125437-1414006194.jpg

    Театрализованная постановка «Праздник лебедя»

    https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-125437-1414005665.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развлечение в традициях народов ханты и манси «Берегите мать – природу»

    Развлечение в традициях народов ханты и манси «Берегите мать – природу»подготовительная группа Цель: Активизировать детей с помощью персонажей, доставить радость и удовольствие детям.Матери...

    Комплексное занятие (для детей старшего дошкольного возраста) Тема: Медведь – священное животное народов ханты и манси

    Знакомство детей с обрядовой культурой коренных народов ханты,  с обрядом медвежьего праздника. Понятие о медведе, как священном животном народов ханты и манси....

    заседание круглого стола Тема: Формирование устойчивого интереса к национально - культурному наследию коренных народов ханты и манси на основе мини - музея ДОУ

    В заседании круглого стола принимают участие родители детей старшей группы. Воспитатель рассказывает о новой форме работы с родителями. Так же рассказывает о том, как родители на правах добровольных у...

    Традиции и культура народов ханты и манси.

    Продолжать знакомить детей с обычаями, традициями и культурой народов ханты и манси. С творчеством национальных поэтов. Их произведениями....

    Информационно - творческий проект «Традиции и обычаи северных народов ханты и манси»

    Цель проекта: Приобщение детей к уникальной культуре народов ханты и манси, населяющих территорию ХМАО, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям. ...

    Консультация: Тема «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к традициям, быту народов ханты и манси через разные виды деятельности»

    Мы живем в необыкновенном крае, с красивым названием – Югра. Это край, где проживают люди с очень интересными обычаями – ханты и манси. Каждая травинка, каждое животное имеют для них ...

    Сценарий экологического развлечения в традициях народов ханты и манси «Мы – друзья природы» для детей старшего дошкольного возраста

    Сценарий экологического  развлечения в традициях народов ханты и манси«Мы – друзья природы»для детей старшего дошкольного возраста Цель: Ознакомление детей с традициями и о...