методическая разработка
методическая разработка (подготовительная группа)

 

МБДОУ «Детский сад № 89» Журавлёнок»

 

 

Методическая разработка по театральной деятельности

для педагогов в ДОУ

по сказке «Шандаганай гэрхэн»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met._posobie_shandaganay_gerhen_-_kopiya.docx361.7 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 89» Журавлёнок»

Методическая разработка по театральной деятельности

для педагогов в ДОУ

по сказке «Шандаганай гэрхэн»

F:\проект шандаганай гэрхэн\сказка13.jpeg

                                                                             

                         Разработчик: учитель бурятского языка:

Матвеева Дэжэд Владимировна

г. Улан –Удэ,

 2019г.

Актуальность

Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности. В процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки.

Цель: формирование  языковой компетентности дошкольника средствами театрализованной деятельности.

Задачи: Формирование художественно-эстетического вкуса детей.

Развитие творческих способностей, воображения, внимания.

Раннее обучение детей бурятскому языку посредством театрализованной деятельности.

Воспитание толерантного отношения к культуре других народов.

Подготовительные работы к инсценировке сказки

            Помочь овладеть следующими средствами образной выразительности:

ИНТОНАЦИЕЙ   -  предлагаем произносить детям отдельные слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх и т. д.)  самостоятельно, без подсказки взрослого. Цель работы над интонацией - добиться выразительности и естественности.

ПОЗАМИ – выбор позы относительно образа: (Лисы, петушка, зайчика, медведя, собаки, волка)

ЖЕСТАМИ - начинаем с простых сценических заданий : как жестом показать состояние или ощущение человека (очень горячо, я замёрз, мне холодно, мне страшно и т. п.); следующие упражнения включают уже несколько действий ( мою посуду, рисую красками и т. п.)

МИМИКОЙ - учим детей по выражению лица (глазами и бровями, губами) определить настроение человека, а затем с помощью мимики выражать своё эмоциональное состояние или реакцию на воображаемое событие (съел сладкую конфетку, кислый лимон, горький перец и т. п.)

ПАНТОМИМИКОЙ -в которой сочетаются пластические позы, жесты и мимика. Предлагаем детям с помощью указанных образных средств представить следующие ситуации: " Я мыл посуду и случайно разбил чашку", " Я пришивала пуговицу и уколола палец иголкой". Потом просим детей "изобразить" распускающийся цветок, прыгающую лягушку, засыпающего ребёнка, качающееся на ветру дерево и т. д.

Театрализация   сказки   «Шандаганай гэрхэн»

Для театрализации сказки необходима подготовка. Поэтому для проведения театрализации были проведены несколько этапов, каждый из которых нацелен на развитие и закрепление определённого знания и умения.

1 этап. Читаем сказку, просмотр мультфильма на бурятском языке. Отвечаем на вопросы. Цель: Развитие умения выделять основные действующие лица и последовательность основных эпизодов художественного текста. Материалы: Книга «Заюшкина  избушка» с иллюстрациями, картинки с портретами основных персонажей сказки (зайца, лисы, собаки, волка, медведя, петуха с косой).

2 этап. Рисуем по прочитанному произведению Цель: Закреплять умение детей изображать домик, зайчика, лисичку, используя геометрические формы (квадрат, треугольник, круг, овал) при помощи красок и кисточек. Упражнять детей в составлении изображения из геометрических фигур. Развивать у детей образное мышление, восприятие, фантазию, формировать чувство цвета, творчество. Закреплять понятия о цвете шёрстки зайчика зимой, цвета домиков ледяного и лубяного. Материалы: Краски, кисточки, бумага, картинки с портретами персонажей сказки.

3 этап. Настольный театр. Цель: Воспитывать у детей интерес к творчеству, учить коллективной драматургии произведения, выражать эмоции персонажа с помощью голоса, интонации. Учить вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами, развивать артистические способности. Предварительная работа: Чтение сказки «Заюшкина избушка». Постройка декораций. Выбор ролей. На данном этапе дети закрепляют знание ролей, подготавливаются к театрализации сказки.

4 этап. Театрализованное представление по сказке .Цели: Воспитывать у детей интерес к творчеству, желание приобщиться к нему. Учить детей своевременно включаться в коллективную драматизацию произведения; выражать состояние персонажа с помощью мимики, жестов, голоса, интонации. Развивать чувство юмора. Закрепить знание сказки, танцев. Предварительная работа: Чтение сказки «Заюшкина избушка». Просмотр иллюстраций к сказке. Подготовка атрибутов для представления. Материалы: Костюмы зайчика, лисы, собачки, медведя, волка, петуха, Макет избушек. Ёлочки, коса для петуха. Персонажи: зайчик, лиса, собачка, медведь, волк, петух.

                                                «Шандаганай гэрхэн»

                                                  (ород онтохон  «Заюшкина избушка»)

Героинууд : Шандаган,  Үнэгэн , Нохой ,Шоно, Баабгай,Эрэ тахяа.

Үнэгэн-  Минии гэр МҮльҺэн. Гое даа. (прыгает)

Шандаган- Минии гэр бҮхэ.  Модон.

Автор-  Хабар ерэбэ,үнэгэнэй гэр  хайлаба. Шандаганда ошохомбо.

Үнэгэн- Шандаган, оруулыш намайгаа.

Шандаган – Орогты! Һуугты! Сай уугты!

Үнэгэн- ямар гое гэртээбши. Ши яба,  би байхаб!

Нохой - шандаган юундэ уйлаабши?

Шандаган - Үнэгэн намай гэртэһээм намнаа.

Нохой - Бу уйла. Би шамда туһалхаб.

Үнэгэн, тонила саашаа.

Үнэгэн- һҮрэжэ гараад, Үһэ нооһыш зулгаахаб. Эндэ тэндэ тараахаб.

Шоно- Шандаган, юундэ уйлаабши?

Шандаган- Үнэгэн намай гэртэһээм намнаа.

Шоно- Бу уйла. Би шамда туһалхаб. Үнэгэн, тонила саашаа.

Үнэгэн- һҮрэжэ гараад, Үһэ нооһыш зулгаахаб. Эндэ тэндэ тараахаб.

Баабгай- Шандаган, юундэ уйлаабши?

Шандаган - Үнэгэн намай гэртэһээм намнаа.

Баабгай - Бу уйла. шамда туһалхаб. Үнэгэн, Үтэр тонила саашаа.        

Үнэгэн- һҮрэжэ гараад, Үһэ нооһыш зулгаахаб. Эндэ тэндэ тараахаб.

Эрэ тахяа- Шандаган, юундэ уйлаабши?

Ш- Үнэгэн намай гэртэһээм намнаа.

Эрэ тахяа-  МҮр дээрэм хажуур байна. Мэхэтэй Үнэгые сабшахаа байнаб. Үнэгэн Үтэр  тонило.

Үнэгэн- Би гуталаа  ,хубсаһаа Үмдэнэб.

Эрэ тахяа-  МҮр дээрэм хажуур байна. Мэхэтэй Үнэгые сабшахаа байнаб. Үтэр  тонило.

(Булта хатарна)

                                                                                Амитад тухай

   F:\Дикие животные\медведь.jpg Баабгай – хадаа эгээл томо зэрлиг амитан болоно. Томо бэетэй, зантагар тархитай, ехэ шанга Һабартай. Баабгай ой соо байдаг. Баабгаймнай  бал эдихэ ехэ дуратай юм. Үшѳѳ жэмэс, Һамар, Һархяаг эдидэг.    

 F:\Дикие животные\Заяц 1.jpeg     Энэ ута шэхэтэй, зохидхон амитан , ой соошье, талада, нугадашье бадаг юм. Шандаган зунай сагта ногоо ба һархяаг эдидэг гээшэ. Yбэлэй хүйтэндэ  модоной холтоһоор бэеэ тэжээдэг. Шүдэнүүдынь  хF:\Дикие животные\волк 1.jpg  Шоно ехэ хүсэтэй, ухаатай арьяатан амитан болоно. Һонор шэхэтэй , хурса хараатай, үнэрдэхэ мэдэрэл һайтай юм. Манай ой соохи шононууд, томо нохойдал адлинууд. Ехэ хүсэтэй, шанга амитад болоно.  Шоно –арьяатан хадаа, хүнэй дайсан гэжэ тоологдодог. Yшѳѳ тиихэдэ, эдэмнай «ойн санитарнууд» гэжэ нэрлэгдэдэг. Yбшэн гү, али тулюур амитадые барижа  хооллодог гээшэ. Арбаад хоног соо эдеэлэнгүй байжа болохо - ехэ шэрхи амитан юм.

F:\Дикие животные\Лиса 1.jpg Yнэгэн – гоё, ухаатай арьяатан амитан болоно. Ехэ хурса хараатай, һонор шэхэтэй, үнэрдэхэ мэдэрэл һайтай юм. Ехэ һайн ангуушан. Жэшээнь: хулганаае зуун метэрэй зайда дууладаг. Yнэгэн хадаа һайнаар тамардаг, абирдаг гээшэ. Аюул болохонь гэжэ мэдээхэдээ, ехэ мэхэтэйгээр мүрѳѳ бусайдуулдаг. Yнэгэг. http://f17.ifotki.info/org/5e6ac3122d269b282c20f57c395672273e7a5b195535933.jpg    Нохой - Ухаатай, хүхюун, ехэ мээхэй гэрэй амитан болоно.  Хүнэй эгээл дуратай, hайн нүхэр. Үхибүүдтэ ехэ дуратай . Эзэндээ  үнэнэ сэхэ байдаг. Нохойнууд  ехэ туһа хүргэдэг гээшэ. Мал адуулха, хилэ дээрэ алба хэдэг, Һайн харуулшан юм.  Үнэнэ сэхэ  амитан юм.

Петух - всеядная и неприхотливая распространенная птица Эрэ Тахяа – томо,эреэн зүҺэтэй – гэрэй шубуун.Хоёр томо далинуудтай, толгой  дээрээ улаан залаатай. Гоё Һүүлтэй, бэень үдэнүүдээр хушагданхай. Эрэ тахяа ниидэжэ шадахагүй, харин дээрэ юумэндээрэ гаража шададаг юм. Тахяануудтай байдаг.

                                                                   Шүлэгүүд

Баабгай

 Баабгай, баабгай, баабгалдай

 Баабгай, баабгай аймшагтай.        

                                                                                      Шандаган

Хүбэн зөөлэн үҺэтэй

Хөөрхэн бүмбэгэр шандаган

Хүн, амитанҺаа Һүрдэжэ,

Хүл мэдүүлэн гүйнэ.

СаҺа шуурган болоходо,

Сагаан дэгэлээ үмдэдэг,

Бороо, хура ороходо,

Боро дэгэлээ үмдэдэг.

Шоно

Хомхой хулууша шоно

Хони хурьгадые хараашална.

Колхозой мэргэн ангуушан

Хоёр аматаараа буудана

                                                                              Yнэгэн

Хамаг амитанҺаа мэхэтэй

Хуба шарахан үнэгэн

Хара үглөөгүүр бодоод,

Шаб…шаб…шаб…  

Хулгана гэтэжэ ябадаг.

Нохой

Хаб хара

Хаб нохой хусана

Һаб…һаб…һаб...

Хүн бүхэнэй

Хүл доогуур дугташана

Даб…даб…даб…

Һөөл зохидоор һүүлээ

        шарбаад ябана.

                                                                                   Эрэ тахяа

Эрэ тахяа донгодоо,

Эртэ үүрээр донгодоо:

Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!

Бодыт, согтой үхибүүд,

Бодыт, хани нүхэдүүд!

Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!

Алтан нарааа угтая,

Аяглалан дуулая!

Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!

Таабариинууд.

Томо бэетэй,

Маяа хүлтэй,

Аймшагтай абяатай.

                                                            Мёдто дуратай.                           Юун бэ? (баабгай)

Зундаа – боро,

Yбэлдѳѳ – сагаан.

                                                                     Ута шэхэтэй,

                                                                      Хурдан хүлтэй,

                                                                      Морхообто дуратай. Энэ юун бэ? (шандаган)   

Шугы соо

Шуумар хулгайшан.  Энэ юун бэ? (шоно)

Годи – бэди гүйдэлтэй,

                                      Гоё шара дэгэлтэй.     Энэ юун бэ? (үнэгэн)

Хүнэй газаа

Һүрхэй амитан.

Харуулшан ажалтай,

Хусаха уялгатай.     Энэ юун бэ?  (нохой)

Эреэн торгон дэгэлтэйб,

Улаан торгон малгайтайб.

Дууша баатар хүбүүн

                                                    Дандаа зониие һэрюулдэг.     Энэ юун бэ? (Эрэ тахяа)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...