Краеведение в детском саду. Конспект занятия в старшей группе « В гостях у Тома апай»
план-конспект занятия (старшая группа)

Пудова Тамара Михайловна

Цель: воспитание у учащихся чувства  патриотизма,  приобщение детей к культуре и быту удмуртского народа, уважения к национальному искусству, любви к родному краю, городу.

Задачи:

Образовательные – пополнение знаний учащихся об особенностях   культуры,  быта и традициях удмуртского народа. Познакомить детей со сказочным героем «Лопшо педунь», народными играми, и удмуртской легендой о цветке италмас. Закрепить знания о символике,  гербе и флаге Удмуртии.

Воспитательные – воспитание чувства патриотизма, доброжелательное отношение к народам, живущим в Удмуртии.

 

 

  • Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, экран.
  • Оформление:
  • картины с государственной символикой Удмуртии.
  • деревенский быт удмуртов
  • «песьтер» заплечная сумка удмуртов с цветком «Италмас»,
  • «лапти», ленточка, для разучивания игры.
  • музыкальное сопровождение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udmurtskiy_prazdnik_v_gostyah_u_toma_apay.docx252.04 КБ

Предварительный просмотр:

Краеведение в детском саду. Конспект занятия в старшей группе « В гостях у Тома апай»

Цель: воспитание у учащихся чувства  патриотизма,  приобщение детей к культуре и быту удмуртского народа, уважения к национальному искусству, любви к родному краю, городу.

Задачи:

Образовательные – пополнение знаний учащихся об особенностях   культуры,  быта и традициях удмуртского народа. Познакомить детей со сказочным героем «Лопшо педунь», народными играми, и удмуртской легендой о цветке италмас. Закрепить знания о символике,  гербе и флаге Удмуртии.

Воспитательные – воспитание чувства патриотизма, доброжелательное отношение к народам, живущим в Удмуртии.

  • Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, экран.
  • Оформление:
  • картины с государственной символикой Удмуртии.
  • деревенский быт удмуртов
  • «песьтер» заплечная сумка удмуртов с цветком «Италмас»,
  • «лапти», ленточка, для разучивания игры.
  • музыкальное сопровождение.
  • (Звучит музыка, дети входят в зал)

Действующие лица: Тома апай – бабушка, ЛапшоПедунь – удмуртский сказочный веселый персонаж. (Зал украшен в удмуртском народном стиле. Под удмуртскую народную мелодию в зал входят дети и садятся. Их встречает ведущий в национальном костюме –ТомаАпай.)

Тома апай: Зечбуресь, пиналъес! Здравствуйте, дети! Я рада, что вы приехали ко мне в гости.

А как доехали вы к нам?

По полям и по горам?

Ребенок: По полям, по горам,

Мимо речки прямо к вам.

ДыдыкАпай: Чтоб уважить нас, приехали вы к нам?

Или просто мимоходом. По делам?

Ребенок: Чтобы дом твой посмотреть,

Поиграть да песню спеть.

ДыдыкАпай: Поиграем, поиграем,да и песни споем! А в каком замечательном крае мы живем! Расскажите мне о нем!

1 ребенок:

Край наш удмуртский, родные просторы -

Лес, перелески, холмы да поля...

Как хороши твои ясные зори,

Как ты прекрасна, родная земля!

2 ребенок:

Удмуртия, любимая -

Наш чудный италмас,

Ты золотым цветком любви

Живешь в сердцах у нас.

3 ребенк

 Тобою с детства мы горды,

Верны тебе одной,

Удмуртия любимая -

Наш дом родной!

(В. Тяптин)

ТомаАпай: Хорошие стихи вы прочли о нашем крае, спасибо.

(Показать быт удмуртов: самовар, деревянная посуда, лампа, дорожка)

ТомаАпай: Удмуртский народ очень гостеприимный и певучий, давайте сейчас споем песню как мы встречаем гостей.

Песня «Ялыке»

Тома апай: Совсем недавно мы отмечали празник-день государственности Удмуртии.И у каждой республики есть свой флаг.  И у нас тоже есть свой флаг, посмотрите какой красивый наш удмуртский флаг . 

   ( трое детей выходят с флагом вперёд)

1 реб: Есть три великих цвета-Красный, Чёрный, Белый

Красный -солнце означает

2 реб: Чёрный -цвет земли вещает

Ну а белый чистоту, красоту и доброту

Тома апай: Чёрный цвет является символом земли и стабильности,красный — цветом солнца и символом жизни;белый — символом космоса и чистоты нравственных устоев;Восьмиконечный солярный знак — знак-оберег — по преданию оберегает человека от несчастий.

Тома апай:Ребята , у нашей республики есть также свой герб . Посмортите внимательно на экран , у каждого из этих изображений есть своё описание.Чёрный цвет является символом земли   красный — цветом солнца и символом жизни;белый — символом космоса и чистоты.Обобщенный образ белого лебедя или человека-птицы является символом возрождения, мудрости, мужества и совершенства.

 (Под музыку входит удмуртский герой ЛопшоПедунь. (герой из сказки)

Л.П- Ой, ой,ой. Кутэ, кутэ. (Помогите.) забыл волшебные слова.

Ведущая:-Тома апай. Ребята давайте все вместе скажем, Кут сыл, кут сыл.

Л,П. –спасибо ребята ,помогли мне. Вот какие я сам  лапти сплел из лыка, да забыл волшебные слова.

Л.П: - Зечбуресь, пиналъёс! здравствуйте, ребята! Меня зовут Лопшо Педунь..

Восп-ль:-ЛопшоПедунь, а мы  тебя ждали. Мы про тебя знаем что ты весельчак, народ веселишь. А что же у тебя в песьтере, можешь рассказать?

Л.П – У меня в песьтере  живут игры, хотите поиграть?

Дети – да.

Л.П - Что это у меня на ногах?

Дети: - Лапти.

Л.П - Вот раньше лапти не только носили, но ими и играли. Эта игра называется "Кышкутонэн шудон". (проводится игра)

 Игра «Лапти»

ЛапшоПедунь: В волшебном песьтэре моем чего только нету. сейчас проверим (сверток с загадками) отгадайте загадки, ох, уж они трудные я вам скажу, что не сможете разгадать!

Подрасту, и вслед за братом

Тоже стану я солдатом,

Буду помогать ему

Охранять мою. (страну)

Здесь родился, живешь,

Уезжаешь — скучаешь,

Как зовут это место, знаешь? (Родина)

Инструмент народный этот

С давних пор известен свету.

Только кнопочки ты тронь –

Запоёт легко.

(Гармонь.)

 Стоит избушка, в избушке – старушка.

Самая злая, нога костяная,

Спина горбатая, голова косматая.

Рядом с ней стоит Иванушка,

Как зовётся эта бабушка?.(Баба Яга)(Обыда)

Из болота не вылазит,

Там живет в трясине, грязи,

Любит плавать под водой

Добродушный. (водяной). (Ву-Мурт)

ЛопшоПедунь: -Молодцы, справились с загадками!Зечокёс ! Ребята, какой цветок является символом республики? (италмас)У меня в « песьтере» много игр, посмотрите ,вот и цветок я вам принес!

 Тома Апай:А вот про купальницу я вам расскажу легенду.. Жила-была красавица по имени Италмас "Чтобы не попасть в руки злому колдуну, девушка обернулась цветком купальницы. Так гласит древняя сказка, и удмурты до сих пор называют золотые тугие цветы на лугу –« италмасами». Цветок - словно золотоволосая девушка в ярком зеленом платье. У нас возле реки Вала, Кама растут весной «италмасы», но их тоже становится всё меньше и меньше и они уходят от берега все дальше к лесу. Этот цветок занесен в Красную книгу Удмуртии. Его в Удмуртии осталось очень мало.  Поэтому ребята, нужно как меньше их рвать, а лучше просто ими любоваться, когда они растут.

Л.П -  у меня в песьтере есть игра с «италмасом».

Для этого у меня есть считалка.

Бакча берти яблок питра,

Кин сое кутоз, со потоз.

Игра «Италмас»

(Дети встают в круг, водящий снаружи с италмасом. Под музыку дети идут в одну сторону, а водящий в другую. Музыка останавливается, водящий просовывает цветок между двумя детьми. Дети разбегаются в разные стороны. Кто первый схватит цветок, тот и водит)

Песня «Италмас»

Л.П- Молодцы! Зечокёс.  А сейчас встаём в круг парами и поиграем в игру " Капка улти" ("Ворота" (Встают все парами в круг. Играет музыка, пары меняются местами. Когда музыка остановится, тот, кто остаётся в середине круга танцует вместе с Лопшо Педунем.

Игра «Ворота»

Л.П. - Ох, устал я, хорошо поиграли.

Тома апай: - Да, ЛопшоПедунь, спасибо тебе за игры, загадки песни и пляски! А за ваши старания я для вас я приготовила  сюрприз! В моей печке испеклись удмуртское блюдо-перепечи! (заносит разнос на нём удмуртское блюдо - перепечи). Угощайтесь!

(Дети благодарят героев)

Л.П. - А мне пора уходить. До свидания, ребята! Зеч луе, пиналъёс!

C:\Users\Тамара\Desktop\изображение_viber_2020-02-06_19-06-20.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия в старшей группе "В гости к Зимушке"

конспект занятия по обучению русскому языку (нац.дет.сад.) "В гости к Зимушке"...

Конспект занятия в старшей группе «В гости к музыкальным инструментам»

Цель: Создать условия для закрепления,  формирования и развитие музыкальных способностей детей, позволяющих применять полученные знания в игре на различных детских музыкальных инструментах и в тв...

Конспект занятия в старшей группе "В гости к дедушке Корнею"

                    Конспект непосредственной образовательной деятельности ...

Конспект занятия в старшей группе «В гости к первоцветам».

Закрепить представления детей о первоцветах, научить определять их по описанию, познакомить с ландышем.   Продолжить работу по обогащению словаря (мать-и-мачеха, ландыш, ядовитый, охраняемый, пер...

конспект занятия в старшей группе "В гости к Загадушке"

Представляю вашему вниманию конспект занятия в старшей группе по обучению детей загадыванию загадок по схеме. На занятии использовался материал по карельскому фольклору, народная кукла....

Экологическое воспитание в детском саду. Конспект НОД в старшей группе

Актуальность проблемы экологического воспитания в современном ДОУ Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности.В дошкольном возрасте закладывается фунда...