Конспект занятия "С чего начинается Родина"
план-конспект занятия (старшая группа)

Тушкова Марина Валерьевна

конспект занятия для старшей группы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_tushkova_schego_nachinaetsya_rodina.docx18.81 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «ШКОЛА-САД № 7»

(МБОУ ЦО «ШКОЛА-САД № 7»)

Конспект занятия

для детей старшей группы

 «С чего начинается Родина»

 Подготовила

  Воспитатель М.В. Тушкова

г. Ханты-Мансийск, 2019

Тема «С чего начинается Родина»

Цель: пробуждение у детей интереса и любви к родному краю, знакомство с Ханты-Мансийском.

Задачи:

-Воспитывать любовь и интерес к своей малой Родине – месту, где дети живут и растут; воспитывать бережное отношение к природе; уважение и интерес к жизни и традициям ханты и манси, желание больше узнать об их жизни.

-Учить детей устанавливать связь между жизнью животных и людей.

- Продолжать знакомить детей с национальными сказками народов нашей страны, их обычаями и культурой, достопримечательностями города.

Словарь: коренное население, ханты и манси, чум.

Ход ООД:

 - В какой стране мы с вами живем? (Россия.) (Слайд карты.)

- Как называется столица нашей Родины? (Москва.)

- Россия - это самая большая в мире страна. Прекрасна наша Россия, но у каждого из нас есть место, тот уголок земли, где живут наши родные, друзья. Зовется это место – Малая Родина. Мы сегодня будем говорить о нашей Малой Родине - Ханты-Мансийском автономном округе – Югра.

- Кто знает название столицы нашего округа? (Ханты – Мансийск.)

(Слайд карты ХМАО – Югры.)

Природа Ханты-Мансийского округа богата лесами, болотами, лугами, водоёмами, тундрами.

Территорию нашего округа в основном занимает тайга. Если летишь на вертолете, то внизу видится «зеленое море тайги». (Слайд.)

- Ребята, какие растения тайги вы знаете?

(Здесь растёт ель, кедр, лиственница, сосна, кустарники, цветы, ягоды, грибы…)

- Лес – это дом для животного мира. Пожалуйста, назовите, каких птиц и зверей лесов нашего округа вы знаете.

(Медведь, лиса, волк, рысь, лось, куница, белка…)

(Тетерев, куропатка, глухарь, клест, кукушка, дятел.)

- Дети, вы хорошо знаете животный мир наших лесов. Молодцы!

- Ребята, как вы думаете, почему наш округ называется Ханты – Мансийским?

(Коренное население ханты и манси.)

- Да, верно. Самыми древними людьми или, как мы их называем – коренными жителями, являются ханты и манси. Это два похожих народа, которые ведут таежный образ жизни. (Слайд.)

- В древности народы ханты и манси называли обские угры. УГ – это река, РА – народ, что означает люди, живущие на реке. И землю, где они жили стали называть Угрой. Позже эту территорию переименовали в более звучное, красивое название Югра. И теперь наш Ханты-Мансийский округ называется Югра.

Югорский край – заветный край России.

Земля легенд и сказок старины.

В твои просторы, зори молодые

Всем сердцем и душой мы влюблены!

Ребята, закройте глаза и послушайте (звенят колокольчики).

Мы словно в сказке очутились в таежной стране, где живут коренные народы – ханты и манси. Ханты и манси – народы очень трудолюбивы, очень любят свой край.

(Слайд охотника.)

- Мужчины народов ханты и манси издревле занимались охотой. Охота –один из видов промысла коренных народов.

(Охотой.)

- На кого и для чего они охотятся?

(На дичь, чтобы прокормиться, на пушных зверей, для пошива теплых вещей.)

- Почему ханты и манси шьют одежду из меха?

(Суровая, холодная зима. А мех теплый.)

- Молодцы!

- А теперь, ребята, я вам предлагаю отгадать загадку:

От рогов ветвистых, стройных

На снега упала тень.

Кто бежит к нам, с ветром споря?

Это - …северный олень.

(слайд олень)

Важным промыслом для ханты и манси является оленеводство. Люди приручили оленей, заботятся о них. Олени – это самый главный помощник коренных народов.

- Что вы можете рассказать об оленях.

- олени очень красивые, гордые и выносливые.

Их используют как транспорт. Для этого их запрягают в сани (нарты). В упряжку запрягают сразу несколько оленей. Олень может долго бежать и не устает. Его тонкие ноги не проваливаются в снег из-за широкого раздвоенного копыта. Мех оленя используют для пошива одежды, из него строят дома – чумы.

 (Слайд рыбака.)

- А еще, каким промыслом занимаются мужчины коренных народов?

(Рыболовством.)

- Каких рыб, обитающих в реках и озерах нашего края, вы знаете?

(Нельма, муксун, щука, окунь…)

- При помощи чего люди ловят рыбу? (Сетями, провязами.)

- Правильно. Молодцы!

(Слайд чум, рядом женщина в нац. одежде, хозяйка)

Я вам расскажу о  жизни коренных народов. Мужчины у  занимаются рыбалкой и охотой, а женщины ведут хозяйство, воспитывают детейНаши женщины настоящие рукодельницы. Выделывают шкуры, шьют одежду, обувь, изготавливают предметы быта. У народов ханты и манси свои национальные костюмы из меха, шкуры оленей. Малицы, кисы, бурки очень теплые. Все изделия  украшают бисером, лоскутками ткани, различными, причудливыми орнаментами. А знаете ли вычто такое орнамент?

Дети: Это узор для одежды.

Восп:  –Молодцы! Орнамент оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми, оригинальными.

Посмотрите, ребята, какие красивые узоры и как интересно они называются – оленьи рога, заячьи ушки, собачья лапа, ветви березы, изображение медведя, птиц.

(Слайд.)

–Хантыйские узоры

Красивы и просты.

Вглядись, дружок и скоро

Поймешь их сердцем ты.

Узоров тех сплетенья

Похожи то на рыб,

То на рога оленьи,

То на речной изгиб.

Народы ханты и манси знамениты не только своими промыслами, но и своим творчеством. У них много писателей, поэтов. Очень любят петь и танцевать.

(аудиозапись хантыйской мелодии)

Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. На память о нашем путешествии  я даю вам рукавички (разукрашки), которые Вы сможете разукрасить

хантыйским орнаментом.

Давайте закроем глазки (звенит колокольчик) Мы с вами снова в детском саду!

(Приглашаю за столы.)

Воспитатель - Ребята, сейчас я предлагаю украсить рукавички хантыйским орнаментом.

Самостоятельная работа детей.

Рассматривание работ детьми.

Подведение итога:

  • С чем вы познакомились сегодня?
  • Что больше запомнилось?