Перспективное планирование работы с детьми по реализации национально – регионального компонента
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Перспективное планирование работы с детьми по реализации национально – регионального компонента
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю  

Заведующий МБДОУ

«Детский сад №42» г. Сыктывкара

____________________ Г. В. Сажина  

Перспективное

планирование работы с детьми

по реализации национально – регионального компонента

Разработала:

Гошко Наталья Александровна

воспитатель  высшей квалификационной категории;

Цель: Знакомство детей с особенностями Республики Коми.

Задачи национально - регионального компонента:

  1. Познакомить воспитанников с особенностями климата нашего края, расширить их знания о растительном и животном мире Республики Коми, разучить с детьми некоторые коми народные игры.
  2. Развивать речь, память, координированность движений, прививать интерес к изучению родного края.
  3. Воспитывать у дошкольников любовь к своей семье, родному дому, близким людям, родному городу, краю.

Перспективный план работы по направлению «Коми региональный компонент»

на 2019-2020 учебный год

Месяц

Форма работы

Программное содержание

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей

Сентябрь

Беседа «Что такое детский сад»

Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение друг к другу, к сотрудникам детского сада, развивать коммуникативные способности, желание помогать взрослым.

Дидактические игры

  • «Съедобное - несъедобное» (грибы, ягоды)
  • «Во саду ли в огороде»
  • «Найди пару - деревья»
  • «Что где растёт»

Рассматривание альбома «Осень в лесу».

Труд на участке группы. Уборка сломанных веток на участке группы «Сказка». Заготовка и сушка листьев, растений для аппликации, гербария.

Целевая прогулка «Осень на участке детского сада»

Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, сделать акцент на её красоте и разнообразии, пробуждать эстетические чувства.

ООД «Сказки народа Коми»

Познакомить детей с коми народной сказкой. Учить понимать и оценивать поступки героев, передавать интонацией голоса характер персонажей.  Развивать умение внимательно слушать произведение, развивать речь. Воспитывать интерес к сказкам народа Коми.

Коми национальный музей: «Насекомые строят»

Формировать представления у детей о насекомых республики Коми. Развивать у детей познавательный интерес к животному миру.

Беседа «Флаг – государственный символ Республики Коми»»

Закрепить и обобщить знания детей о государственном символе РК – флаге, познакомить с цветами флага РК, знать назначение государственного флага.

Октябрь

Беседы:

  • «Мой любимый город»
  • «Мой адрес»

Закрепить название родного города, знание домашнего адреса, формировать у детей чувство любви к своему городу, понимание слова «Родина».

Рассматривание иллюстраций с фотографиями города Сыктывкара.

Дидактические игры

  • «Профессии»
  • Лото «Дорожные знаки»

Настольная игра «Весёлые гонки».

Раскраски «Мой город Сыктывкар».

Игра «Кто, где работает?»

Воспитывать интерес к разным профессиям. Рассказать о профессиях людей в городе Сыктывкаре, месте их работы.

Беседа «Транспорт родного города»

Закрепить название родного города, название видов транспорта, правила дорожного движения, формировать у детей чувство любви к своему городу.

Чтение коми сказки «Лиса и заяц»

Продолжать знакомство с коми народными сказками.

Подвижная игра «Пышкай»

Развивать у детей тембровый слух, певческие навыки, умение передавать образ воробья через музыкально - ритмические движения.

Ноябрь

ООД «Достопримечательности города Сыктывкара» (ИКТ)

Закрепить название родного города, знание домашнего адреса, формировать у детей чувство любви к своему городу, понимание слова «Родина», познакомить с достопримечательностями города Сыктывкара.

Подвижные игры

  • «Пышкай»
  • «Ош»

Дидактические игры

  • "Найди дерево по описанию"
  • «С какого дерева листок»

Раскраски «Мой город Сыктывкар».

Рассматривание альбома

  • «Родной город – Сыктывкар»
  • Деревья Коми края

Чтение коми сказки «Мышь и сорока»

Формировать у дошкольников интерес к природному миру родного края. Продолжать развивать умение слушать.

Беседы:

  • о деревьях, растущих в Коми крае.
  • Перелётные птицы нашего края

Формировать у дошкольников начальные представления о растительном мире Коми Края.

Познакомить детей с перелётными птицами Коми края.

Поход в библиотеку – филиал №18: «Экологический час»

Знакомство детей с экологией Республики Коми.

Коми филармония.

Знакомство с Верой Булышевой, её репертуаром.

Декабрь

«Животный мир республики Коми» (ИКТ).

Формировать представления у детей о животных республики Коми. Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных.

Рассматривание альбомов:

  • «Зимний город Сыктывкар»
  • «Природа Коми края зимой»

Строительные игры:

  • «Строим дом»
  • «Мой город»

Дидактические игры:

  • «Чей хвост?»

Труд на участке группы. Сгребание снега на участке группы «Сказка».

Целевая прогулка «Зима на участке детского сада»

Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, познакомить с первыми признаками зимы, закреплять умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними

Беседа «Зима в родном городе»

Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, родному городу, закрепить название родного города, реки, приметы зимы.

ООД «Зимующие птицы нашей республики»

Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, познакомить с названиями зимующих птиц: голубь, синица, воробей, ворона.

Подвижная игра «Мышь и угол» (Шыр да Пельос)

Учить быстро перебегать на другое место. Развивать умение действовать по сигналу, быстроту движений, ловкость.

Январь

Беседа «Где живёт северный олень?»

Формировать представлений о животных Коми края, ознакомление с представителем животного мира Севера.

Рассматривание:

  • Иллюстраций «Северный олень»
  • Альбома «Животные Севера»

Подвижные игры

  • «Пышкай»
  • «Ош»
  • «Шыр да Пельос»

Рассматривание узоров коми национальной одежды.

Дидактические игры

  • «Парные картинки» (орнамент)

Подвижная игра «Стой, олень! (Сувт, кор!)».

Продолжать знакомить дошкольников с коми народными играми, развивать  физические качества.

Просмотр презентации «Животные Севера».

Формировать представлений о животных Коми края, ознакомление с представителем животного мира Севера.

Ознакомление с элементами коми орнамента «Украсим варежки»

Воспитывать интерес к коми декоративно-прикладному искусству, любовь к родному краю.

Проект «Одежда наших предков» (ИКТ)

Расширять представления детей о коми национальной одежде посредством познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

Февраль

Знакомство с коми пословицей: «Балуйся, но ума не теряй -Ышмы, да садьтöтöд».

Познакомить  детей с коми пословицей, учить детей анализировать, сравнивать, находить общее в нравственном содержании разных пословиц.

Рассматривание плаката «Чего нельзя делать в природе»

Дидактические игры

  • «Подбери узор»
  • «Знаешь ли ты свой город»

Подвижные игры

  • «Пышкай»
  • «Стой, олень! (Сувт, кор!)»

Беседа «Как сохранить природу»

Формировать представления детей о природе. О том, как люди заботятся о ней, какие меры они принимают, чтобы её сохранить.

Чтение коми народных сказок: «Солдат»

Продолжать знакомство с коми народными сказками, умение слушать.

Март

Вечер коми загадок

Уточнять представления детей о коми загадках, учить отгадывать описательные коми загадки, воспитывать любовь, уважение к окружающему миру и к животным, воспитывать усидчивость, умение внимательно слушать воспитателя, активизировать словарный запас.

Рассматривание иллюстраций с фотографиями города Сыктывкара.

Строительные игры

  • «Улицы города»

Дидактические игры

  • Парные картинки
  • «У кого какой домик»
  • «Составь орнамент»

Подвижная игра «Маленький воробушек» (Ичотик пышкай)

учить выполнять движения по тексту. Воспитывать желание играть вместе в подвижные игры.

Апрель

Целевая прогулка «Весна на участке детского сада»

Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, закрепить признаки ранней весны, закреплять умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними.

Заучивание отрывка стихотворения коми писательницы Швецовой Анастасии 

Вызвать интерес к стихотворению и желание знать его. Помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов. Воспитывать любовь к поэзии коми писателей.

Май

Беседа «Край, в котором мы живем».

Формировать представление о Республике Коми, закрепление полученных знаний.

Рассматривание картин «Наш город», «Улицы нашего города», «Достопримечательности нашего города».

Сюжетно-ролевая игра «Мы путешествуем на автобусе по своему родному городу».

ООД «Перелётные птицы нашей республики»

Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, познакомить с названиями перелётных птиц.

Виртуальная экскурсия по городу Сыктывкару (ИКТ)

Закреплять полученные знания о Республике Коми.

Сотрудничество с семьями воспитанников

  • Консультация для родителей «Роль фольклора в развитии детей»
  • Консультация для родителей «Роль сказки в развитии детей»

Отрывок стихотворения коми писательницы Швецовой Анастасии

Республика Коми —

Родная земля.

Здесь чистые реки,

Леса и поля.

Цветы здесь растут

Такой красоты,

Что мир обойди,

Не сыщешь таких.

И солнце, и звезды, и месяц у нас

Всегда так красиво

На небе горят.

И если бы ты

Оказался у нас,

Воспел бы в стихах

Коми край в тот же час.

Коми загадки.

По утрам не на коне Приезжает гость ко мне... Вечером за горизонт
Убегает - клонит в сон... Золотой, с приходом дня, Будит раньше всех меня!
солнышко

А я тружусь и днем и ночью, Не пью, не ем, не лягу спать...
Но если время хочешь знать, Спроси меня – отвечу точно!
часы

Как кузнечик, на опушке Скачет маленький комочек...
Страшно – прижимает ушки. Хвостик куцый, что грибочек...
заяц

Косолапы ножки - В тепленьких сапожках... По лесу шагаю,
Всех вокруг пугаю... Как оскалюсь, зарычу - Очень грозен, не шучу!
Мед с вареньем я люблю, А зимой в берлоге сплю... Кто это?
медведь

Меня вы очень-очень ждали, Но только тучки собрались,
Вы тут же прятаться взялись И от меня сбежали.
дождь

Лесная избушка Стоит на опушке.
Ни окошек, ни дверей, И полно народу в ней...
Но всяк жилец избушки той За прочих встать готов горой...
Что это?
муравейник

Жгуч и горек мой пучок, Но во мне огромный прок!
Кто укусит – тот заплачет, Вот такая незадача!
лук

Дождь за горизонт скатился, А на небе появился,
Выпив влагу с облаков, Дивный обруч в семь цветов.
радуга

Серебристый серп на небе Был как будто перекован
Молотом в буханку хлеба... Глядь – уж серп отточен снова.
луна

От рождения мы были Заперты в своей темнице.
Тесно пусть – не повозиться, Понапрасну не грустили.
Знаем мы, случится это - Кто-то теплою рукою,
Дверь в темницу приоткроет - Нас проглотит за обедом!
горох

Красивая шаль, но никто не позволит себе надеть её.
полати

Парень с девушкой все время смотрят друг на друга,

а подойти друг к другу не могут.
пол и потолок

Добрый молодец да каждому под подол заглядывает.
порог

Старую – престарую бабу туда и сюда за грудь дергают.
дверь

Четыре брата живут под одной крышей.
стол

В каждой избе хлев без стен.
стул

Ночью гладь, а днем возвышенность.
постель

С четырьмя  рогами, с двумя животами, а не живой.
подушка

На день по разу ест.
печка

В каждой избе подстилка из медвежьей шкуры.
лежанка

Зимой все время ест, а летом все спит.
железная печь

Корова маленькая, а молоко никогда не исчезает.
рукомойник

Сестра с братом зимой и летом купаются.
ведра

В каждом доме Петр с большим носом.
подойник

Баба с толстым животом многими поясами подпоясана.
кадка

Посреди моря лодка плывет.
ковш

С огненным сердцем, с водяным животом, в медном платье.
самовар

Чем больше я верчусь, тем больше богатею и толстею.
веретено

Через железное окно пугало высовывается.
игла, нить

Пятеро братьев дом строят:

один ходит вокруг дома, а остальные сидят
вязальные спицы

Четвероногий бежит, а двуногий гонится за ним.
одноколка

Дуйся, не дуйся, Через голову суйся.

Попляши день-деньской И пойдешь на покой.
Рубаха

Не шит, не кроен, А на ниточке сборен.
Чулки

Как гулять – так надевать,

чтоб не мерзли пять да пять.
Носки

Два котика, четыре хвостика.
Лапти

Днем скамья, а ночью – круг или хомут.
собака

Сначала хлоп-хлоп, а затем резкий крик.
петух

Старик в пушистом совике в прорубь смотрит.
олень

Коми народные игры

Воробей (Пышкай)

С помощью считалки выбирают участника, который становится «воробьём». Глаза ему завязывают платком. Остальные («кошки») ходят вокруг него и поют:

В наш весёлый сад

Прилетел воробей и поёт.

Воробей, воробей, не дремли,

Кто мяукнет, узнай?

Когда все умолкнут, кто-то из игроков мяукает. Если водящий отгадает мяукнувшего, то они меняются местами, а если нет - дальше будет водить.

Маленький воробушек (Ичотик пышкай)

Выбранный по желанию или считалкой «маленький воробушек» ходит внутри круга и показывает всё, что поётся в песне:

У маленького воробушка живот болит.

Где ходил, где ходил, маленький воробушек?

У маленького воробушка нога сломалась.

Где ходил, где танцевал, маленький воробушек?

У маленького воробушка рука болит.

Где ходил, где танцевал, маленький воробушек?

У маленького воробушка голова болит.

Где ходил, где был, маленький воробушек?

У маленького воробушка глаза болят.

Где ходил, где был, маленький воробушек?

У маленького воробушка уши болят.

Где ходил, где был, маленький воробушек?

У маленького воробушка зубы болят.

Где ходил, где был, маленький воробушек?

Потом на его место выходит другой игрок.

Мышь и угол (Шыр да пельос)

Из числа игроков выбирают водящего, который становится «кошкой», остальные «мьлпки». Играют в помещении с пустующими углами. Если угла не всем хватает, можно использовать стул. «Мышки» становятся по углам, а выбранная «кошка» ходит между ними и приговаривает:

Мышка, мышка, дай мне угол!

В какой-то момент «мыши» меняются углами, а «кошке» в это время надо успеть занять освободившийся угол. Кому не достанется угол, становится водящим.

Коми народные сказки.

Мышь и сорока.

Жили-были сестрица-мышка и сестрица-сорока. Однажды собралась мышка на работу и говорит сороке:

— Я, сестрица-сорока, за сеном схожу, а ты пока приберись в доме да поставь варить суп.

Ушла мышка, а сорока стала прибираться и варить суп. Варила, варила суп-то, да и свалилась в горшок вниз головой.

Пришла мышь домой, стучится:

— Сестрица-сорока, открой!

Долго стучалась, но никто не откликнулся. Юркнула она в норку, зашла в сарай, сметала сено и опять побежала в избу. Только нет как нет там сестрицы-сороки. Достала тогда мышка суп из печки, чтобы поесть, тут и увидела в горшке сестрицу-сороку. Что поделаешь, съела она сорочье мясо, а грудную кость-лодочку утащила на речку, села в нее и запела:

      Мышь плывёт-качается:

      Лодка у неё — сорочья грудина,

      Весло — бобровый хвост,

Шест — выдрин хвост,

Парус-соболий хвост.

Под крутым бережком подгребёт,

Под песчаным бережком — подтолкнёт.

Идёт навстречу заяц, говорит:

— Сестрица-мышка, возьми меня в лодку.

— Не возьму, лодка у меня маленькая.

— Ну хоть одну лапку поставлю, на одной постою...

— Ну что с тобой делать, садись. Поплыли они дальше вдвоём, мышка опять запела:

Мышь плывет-качается:

Лодка у нее — сорочья грудина,

Весло — бобровый хвост,

Шест — выдрин хвост,

Парус — соболий хвост.

Под крутым бережком подгребет,

Под песчаным бережком — подтолкнет.

Повстречалась им лиса, говорит:

— Сестрица-мышка, возьми меня в лодку.

— Не возьму, лодка у меня маленькая.

— Ну хоть одну лапу поставлю, на одной постою...

— Ну что с тобой делать, садись. Плывут они втроём, мышка опять поёт свою песенку:

Мышь плывет-качается:

Лодка у нее — сорочья грудина,

Весло-бобровый хвост,

Шест — выдрин хвост,

Парус — соболий хвост.

Под крутым бережком подгребет,

Под песчаным бережком — подтолкнет.

Повстречался им медведь, говорит:

— Сестрица-мышка, возьми меня в лодку.

— Не возьму, лодка у меня маленькая.

— Ну хоть одну ногу поставлю, на одной постою.

— Нет, ты много места займешь, лодку опрокинешь.

— Тогда я сяду, чтоб она не перевернулась. Сел медведь в лодку-то и утопил.

Лиса и заяц

Жили на лесной полянке лиса и заяц. У лисы шкура дорогая, а у зайца — дешевая. Лиса день-деньской хвалится:

  — Я зверь дорогой. У меня красивый мех. А заяц в ответ:

  — Не хвастайся, не то я так сделаю, что твоя шкура подешевеет.

  Заяц говорит, а ему никто не верит, истому что, хотя он и храбрый, а все-таки косой.

  Вот и зима прошла, весна красна наступила, лето явилось. А так и не проучил хитрый заяц хвастунью-лису.

  Однажды, ближе к осени, принялись заяц с лисой бегать, в прятки играть. Бегали, бегали заяц с лисой по парме — дремучему лесу, и косой заманил лисицу в ловушку. Она с размаху угодила между двух берез. Так застряла, что ни взад, ни вперед.

  А храбрый заяц тут как тут: наломал березовых прутьев и принялся лису стегать. Сам сечет, сам приговаривает:

— Ой, не ешь ты кур,

Не хватай цыплят,

Не терзай зверят,

Не воруй зайчат,

Не хитри, не хитри, не хитри,

И не хвастайся!

  Звери и птицы собрались, глядят, как заяц лису учит. Храбрый заяц хлестал лису до тех пор, пока все прутья не обломались и он сам от усталости на землю не повалился.

  А лиса как рванется — и вырвалась из ловушки. Но пока она билась между берез — обтрепалась ее шкура. Лиса кинулась на зайца. Тот и про усталость забыл: во всю мочь побежал. Лиса бросилась в погоню и догнала бы косого, да заяц ее с толку сбил. Со страха заскочил заяц в лисью нору, а лиса мимо пробежала: ей невдомек, что в ее жилье — косой. А в норе лисята закричали зайцу:

  — Кто ты такой? Уходи!

  Но заяц уже опомнился, у него страх прошел. Усы закрутил, приосанился.

  — Я тот, кто вашу мать прутьями отстегал. Покажите мне второй ход, а то и вам не миновать порки,— закричал храбрый заяц.

  Испугались лисята, показали зайцу второй ход из норы, и он дальше по лесу помчался. Бежит во весь дух, чует, что лиса снова на его след напала.

  Бежал, бежал косой... Семь гор перескочил, семь лесов перелетел, шесть рек переплыл, а как добрался до седьмой реки, так кувырком с пригорка покатился и угодил в прибрежную грязь. До того вымазался заяц — уши и те к голове прилипли. И стал он похож на бобра.

  А умываться-то некогда, только косые глаза протер лапками. Скорей связал плот и собрался плыть вниз по реке.

  А лиса семь гор перескочила, семь лесов пробежала, добралась до седьмой реки, чует — на берегу зайцем пахнет.

  Глядит: бобер, весь грязью намазанный, на плоту стоит и багром от берега плот отталкивает, да никак не оттолкнет.

  Лиса и спрашивает:

  — Бобёр, а бобёр, не пробегал тут заяц? Улыбнулся косой, свой плот, наконец, оттолкнул и спросил:

  — Это какой заяц-то, уж не тот ли, что лису березовыми прутьями отстегал, дорогую шкуру ей испортил?

  — Не знаю,— отвечала лиса.— Мне этот заяц не нужен. Подумаешь, дело было на копейку, а разговор — за семью горами.

  Лиса повернулась и в лес пошла, а косой благополучно поплыл вниз по Вычегде, веселую песню запел.

  Лиса лежала, лежала в лесу, думала, думала и решила: «Пойду-ка я опять к реке, может, только один бобёр знает о том, как со мной заяц поступил, а другим ничего неизвестно».

  Побежала лиса напрямик к берегу.

А заяц не спеша плывет на плоту по извилистой реке. Он успел уже раздобыть себе московский кафтан и шапку.

  Села лиса на бережок, а тут и заяц подплыл. Она его опять не узнала.

  — Ты кто будешь?— спрашивает лиса.

  — Я москвич, домой плыву,— отвечает заяц.

  — Какие новости на свете?— спрашивает лиса.

  — Не слыхал я никаких новостей,— отвечает косой.— А только слыхал, будто заяц лису отстегал, дорогую шкуру ей испортил, с нее спесь сбил.

  Лисе горько стало, опять пошла в лес, легла под дерево.

  Заяц плыл, плыл, решил отдохнуть, к берегу пристать.

  А лиса полежала, полежала и снова вышла к реке, побежала по берегу. «Не встречу ли,— думает,— еще кого-нибудь. Может, только бобер да москвич слышали о моем позоре...»

  Снова села у реки и ждет, не покажется ли кто. Глядь, заяц плывет. Лиса опять его не узнала — он шапку новую надел.

  — Кто ты, откуда плывешь?— спрашивает лиса.

  — Москвич я, из Москвы плыву,— отвечает косой.

  — Не слыхал ли в Москве какую новость?

  — Никаких особых новостей не слыхал,— молвил заяц.— Только говорят в Москве, будто заяц лису прутьями отстегал.

  — А кроме того, ничего особенного не слыхал?— вздохнула лиса.— А не знаешь, не подешевела ли теперь дорогая лисья шуба?

  Заяц отвечает:

  — Конечно, подешевела! Если двадцатирублевой была, то после такого случая десять рублей будет стоить, а если десять рублей стоила, то до пяти рублей дойдет.

  Заплакала лиса, в лес убежала и с той поры не хвасталась.