Главные вкладки

    Сценарий развлечения "Оюнчакълар"
    план-конспект занятия

    Меджитова Зера Серветовна

    Дети,изучающие крымскотатарский язык, показывают полученные знания по темам "Игрушки", "Весна".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл oyunchak_1.docx23.93 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №10 «Серебряное копытце» города Алушты

    Сценарий развлечения

    «ОЮНЧАКЪЛАР»

                                                                               Руководитель кружка по изучению крымскотатарского

    языка «Кунешчик»

                                                                               Меджитова Зера Серветовна.

    Алушта

    2018

    Сценарий развлечения

    ОЮНЧАКЪЛАР

    Кружок изучения крымскотатарского языка «Кунешчик».

    Руководитель: Меджитова З.С.

    Место проведения: МДОУ №10 г.Алушта.

    Атрибуты: хлеб, скатерть, корзина с цветами, стол с игрушками: 2 мяча,

     2 куклы, медведь, верблюд, дудочка и скрипка, 2 лошади на палочках, резиновая уточка, ковёр, пояса, плюшевые барашки, казан с угощением, магнитофон, выставка работ детей.

    Ход:

    -Мерабанъыз, балалар! Селям алейкум, ана-бабалар! Хош кельдынъыз, урьметли мусафирлер!

    -Здравствуйте, дети! Мир Вам, родители! Добро пожаловать, уважаемые гости!

    1. Байрамнинъ тарихи. (история праздника)

    -Бизь бугунь джыйылдыкъ балаларнынъ энъ севемли байрамини кутьмеге. Начну я с истории возникновения этого праздника. В давние-давние времена жили- были святые. Звали их Хыдыр и Ильяс. Раз в год они обходили всю Землю, святой Ильяс, одетый в зелёные одежды, шёл с запада на восток, а святой Хыдыр -покровитель людей на воде, с востока на запад. И вот в один прекрасный день они встречались. А случалось это именно 5 мая и именно на благославенной крымской земле.

    Этот праздник представляет собой комплекс обрядов и обычаев, направленных на задабривание сил природы с целью получения богатого урожая и увеличения поголовья скота. Это праздник перехода от весны к лету, праздник чистоты и цветов. Крымские татары празднуют, в основном, на поляне возле родника, речки, любого водоема Праздник происходит во время цветения деревьев. Начинается отгон скота на яйлу и наём работников для полевых работ.

    1. Кълакьай тыгьыртмакъ. (обряд скатывания калакая).

    - Начинался праздник с обряда- «къалакъай тырыртмакъ» - скатывание калакая. Это когда испечённые хлебцы катают по полю с недавно проросшими посевами. Если къалакай упал корочкой вверх-это к богатому урожаю. Мы сейчас с вами это сделаем. Ура! Наш къалакай упал корочкой вверх-значит, урожай в этом году будет богатый!

    1. Пармакъ оюнлары (пальчиковые игры).

    -Байрамни девам этемиз. Энди, балалар, пармакьларынызны азырланыз. Бильген пармакъ оюнларны хатырлайыкъ.

    -Какое сейчас время года?(весна). Как звучит на крымскотатарском языке?(баарь).Келинъыз, пармакьларынъызнинъ ярдымынен айтып берейик.

    Пармакъ оюны (пальчиковая игра) БААРЬ.

    Йылнынъ дёрт мевсими бар,

    Энъ гузели - бу баарь:

    Чечек ача багъчалар,

    Учушалар шенъ къушлар.

    -Как будет на крымскотатарском языке дождь? (ягьмур).

    Пармакъ оюны(пальчиковая игра)  ЯГЪМУР  

    Сабадан ягьмур ягъа

    - Не къадар тазе ява!

    Мен ягъам десе - ягъсьн,

    Арыкьлар сувгъа толсун.

    Ешиллернир тереклер,

    Кулип бакъар чечеклер.

    Купелер такьар кираз.

    Мен де осерим бираз!

    IV. Накануне праздника девочки убирали дом, наводили порядок. Самира сейчас вам расскажет, как она помогает дома.

    (Девочка берёт со стола метёлку)

    Шиирлер (Стихотворения) 1. АНАМА ЯРДЫМ ЭТЕМ

    Чалышмага мен севем.

    Анама ярдым этем.

    Табан ювам, сипирем,

    Айванлагьа ем берем.

    Эр ерге этиштирем.

    Болдурмайып бир дерем.

    Къувана анам, бабам.

    Макътай мени къартанам.

    -Ещё перед праздником Хыдырлез мужчины сажают яблони, женщины-груши,а дети  перед домом сажают цветы. Об этом вам расскажет София.(берёт со стола корзину с цветами)

    Азбарда чечек сачтым,

    Осип чыкъты пек дюльбер.

    Кечкен адам сукълана,

    "Машалла!"- дейлер манъа.

    V. Шиирлер.(Стихи)

    -Мы изучали с вами тему "Оюнчакълар" (игрушки). Келинъиз, оюнчакьлар акъкънда эзберден шиирчиклер айтып берейик.

    1. АЙШЕЧИК (ребёнок берет куклу)

    Будыр бизим Айшечик.

    Къашычыккьлары кьарачыкъ,

    Тос-томалакъ бети бар,

    Пек багыравукъ сеси бар.

    1. ДЕВЕЛЕР (ребёнок берет верблюда)

    Oп, оп девелер

    Къарасувдан келелер

    Аякълары ялпакь,

    Башында кийиз къалпак.

    1. АЮВЧЫКЪ (ребёнок берет  медвежонка)

    Гъамлы эди Муневер,

    Не тюшене, ким билир?

    Аювчгъы сыланды,

    Тышта ягъмурда кьалды.

    1. КЪОКЪЛАЧЫКЪ  (ребёнок берет куклу)

    Эльмазнынъ къокьлачыгъы,

    Санки онынъ къызчыгьы.

    Акьшам-саба агъламай.

    Шалыны озю багьламай.

    Янакълары ал кираз,

    Буруны пантий бираз

    Томалакътыр, томпачтыр,

    Къокъла онъа къуванчтыр.

    1. АРЗЫ (ребёнок берет уточку)

    Арзы кадям пек агъылай:

    Гольде папийчик ялдай.

    Сакьын, кадям, аълама –

    Битам берир къатлама.

    1. Арекет оюны «Балыкь батты» (подвижная игра «Рыба утонула»)

    -Как я вам рассказывала крымские татары ловили рыбу в Чёрном море, а их дети играли в игры на морскую тематику. Садитесь в круг, Данил у нас будет рыбаком. Кто помнит, как на крымско-татарском звучит-рыбак? (балыкъчы).

    Бери пояс и ходи по кругу, подкинь кому-нибудь пояс, кричи: «Балыкь балы!». Играем три раза.

    1. Миша и Риана расскажут нам про мяч. (берут со стола мяч)
    1. Топ

    Сатын ал дым мен бир топ,

    О секире oп, oп, оп.

    Достларымнен ойнайым,

    Ойнап, ойнап тоймайым.

    Кельсе башкьа достларым,

    Оларнен де ойнарым.

    Насыл яхшы экен топ,

    О секире oп, oп, оп.

    А еще крымские татары любили играть на музыкальных инструментах: кьавал и кемане. Рита и Шурик расскажут вам об этих инструментах.

    1. КЪАВАЛЫМ (ребёнок берёт дудочку)

    Дриль-дриль къавалым.

    Фетта меним чобаным.

    Чал, къавалынъ чынъласын

    Йибер малынъ отласын.

    Фетта койге не бармай?

    Чарыкь бавын тапалмай.

    1. КЕМАНЕ (ребёнок берёт скрипку)

    Эмин алды кемане,

    Анасы йырлай мане

    Эльмаз оюнгъа тюшти,

    Эр кес бакъып кюлюшти.

    VIII. Пармакъ оюны (пальчиковая игра) ОЙНА, БАЛАМ, ОЙНА

    Догъды кунеш къырмызы,

    Ойна, балам, ойна!

    Топлады огълан, къызы,

    Ойна, балам, ойна!

    Эр биримиз бир чичек,

    Ойна, балам, ойна!

    Бир Ветаннынъ йылдызы,

    Ойна, балам, ойна!

    1. Оюн "Чипчелер" (танец "Цыплята"). Девочки кружка "Кунешчик" станцуют танец "Чипчелер".

    Шиир (стихотворение)  БАЛЧЫКЪТАН AT ЯПТЫМ

    Балчыкьтан ат яптым,

    Налбанткьа наллаттым,

    Атым - ат, учаджакъ,

    Коклерге чыкъаджакъ.

    Эгерлеп отурдым,

    Югенни пек -гуттым,

    "Дюльдюлим, кетейик

    Айланып келейик!"

    1. Ярышма "Атлар" (соревнование "Скачки на лошадях").

    2 ребёнка становятся спиной друг к другу, все считают: 1, 2, 3, 4, 5 башладыкъ! Соревнующиеся дети скачут по кругу. Кто прискачет первым, тот и выиграл.

    XII. Куреш (Национальная борьба крымских татар).

    -А теперь самый интересный момент в праздновании Хыдырлеза. Как называется национальная борьба крымских татар? (Куреш). Кто в ней участвует? (мужчины). Какие здесь соблюдаются правила? (Нельзя делать подножку, захватывать противника двумя руками за спиной). Что является условием победы? (падение противника на лопатки).

    -Дикькат! Дикъат! Курешни илян этемиз! Пехливанлар ортагъа чыкъсынлар!

    Докьуз-бахшишларны корьсетемиз! Гъалиб чыкьан пехливангъа къой багышладжакъмыз!

    -Внимание! Внимание! Объявляется куреш! Борцы выходите на ковёр! Подарки всем покажите! Победитель получит барашка.

    Мальчики борются на ковре, определяется победитель, вручаются подарки.

    XII. А ещё мы изучали тему Национальные блюда крымских татар (емеклер). Какие блюда вы знаете? (пахлава, курабие, кобете)

    ПАРМАКЪ ОЮНЫ (пальчиковая игра)

    -Чыкъ, чыкь, балабан!

    Бойнузчыкъларны чыкар.

    Кобете ве пакълава береджегим бедава.

    Юмручыкъны этейим, авучны мен ачайим, тизиме да урайим.

    1. Шиир (стихотворение)  КЪATЛАМА

    Къаламанынъ къаты чокь,

    Эм тёгерек уджу ёкъ,

    Къат-кьат кьатлама,

    Аша, Айдер,кьатлама.

    Чайнап-чайнап ютарсын,

    Мени тез-тез анъарсын

    1. Инсценировка        по стихотворению Н.Умерова "КЪАЗАН"

    Эмран и Андрей подготовили для вас инсценировку по стихотворению Н.Умерова "КЪАЗАН". Мальчки выкатывают из-за занавеса большой казан с крышкой.

    Бардым бугунь базаргъа        Юз элли чувал пирнич,

    Чоюн кьазан алмагьа.        Демесинлер къызгъаныч!

    Балабан олсун кьазан,        Беш чапчакъ памукь ягъы,

    Къазанъга сыгъсын аздан -        Япылмасан кьапагъы.

    Тузу-бибери олсун, Къазагым ашкъа толсун.

    Бу ашкъа достлар ляйыкъ, Келинь, достлар, ашайыкъ!

    1. .        Сюрпризный момент

    Мальчики открывают крышку казана и достают угощения и раздают детям.

    1. «Хайтарма» оюны (Национальный танец «Хайтарма»)

    -Бизинъ шенъ ве муйитли вазиетте кечкен байрамымыз сонъунъа этти. Энди, адет узьре, байрамны Хайтарманен еюонлеймек вакъыт кельди. Чыксын эркес ортагъа! Балалар, ана-бабаларынъьтзны, мусафирлеримизни давет этинъиз оюнгьа. Келиниз, берабер шенъленейик!

    -На этом наш праздник Хыдырлез подошёл к концу. А по традиции мы заканчиваем наши праздники Хайтармой. Ребята, приглашайте родителей и гостей на танец.

    Дети и гости угощаются калакаем, пахлавой, сладостями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    « Чудо от доброго сердца» сценарий музыкального кукольно-драматического спектакля по мотиву сказки Ганса Христиана Андерсена «Дюймовочка» ,автор сценария — Савиных Ольга Сергеевна.

    Уважаемые коллеги и родители! Представляю Вашему вниманию сценарий, по которому был поставлен спектакль с детьми старших групп. Драматургическая эклектика дала возможность раскрыть свои таланты каждом...

    Сценарий музыкальной сказки-импровизации для детей 5-го года жизни "Курочка Ряба", сценарий новогоднего утренника для малышей "В гостях у Умки"

    Разработка сценария музыкальной сказки -импровизации"Курочка Ряба" может быть использована к весеннему праздничному развлечению 8 марта.  В сценарии использован музыкальный материал по программе ...

    Сценарий организованной деятельности детей II младшей группы. Мир природы. Тема: «Помощники» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Физическая культура» Сценарий организованной деятельности дете

    Программные задачи.   Научить детей классифицировать овощи и фрукты и дать понятие, где они растут.Закрепить понятие: широкий, узкий.Развивать речь детей, мышление, внимание и память. Активи...

    Сценарий физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Если очень захочу — в космос скоро полечу!» Аксинья Попова Сценарий физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Если очень захочу — в космос скоро полечу!» Сценар

    Сценарий физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Если очень захочу — в космос скоро полечу!»Аксинья Попова Сценарий физкультурного досуга для детей с...