Конспект интегрированной ОД "«Знакомство с семейской избой».
план-конспект занятия (старшая группа)

Орлова Надежда Андреевна

Конспект предназначен  для детей старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_k_pedsovetu.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

                         Муниципальное образование «Бичурский район»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Подснежник»

Конспект образовательного события

в подготовительной группе

«Знакомство со строительством семейской избы»

                                                         Составила: Орлова. Н.А.

                                                                                                    

                                                 с. Бичура

                                                   2019г

                                       

Задачи:

  •  Формировать представления о строении  избы.
  • Рассказать о том, как строили на Руси (о частях семейского  дома, о процессе строительства).
  • Способствовать развитию эмоциональной сферы ребёнка
  • Воспитывать патриотические чувства.

      .     Развивать внимание, зрительную память.

     .      Развивать творческие способности детей при рисовании узора на полосках бумаги, как элемента деревянной резьбы. 

Форма организации: групповая

Материалы и оборудование: виды русских домов ( слайды) о строительстве дома и его частей -  «Семейская изба»,полоски бумаги, простой карандаш, краски ,кисточки, салфетки.

Участники: воспитатель, дети подготовительной группы

Обогащение словаря: изба, зодчий, плотник,  сруб, наличники, ставни, конёк, сени, горница, зубцы резьбы,  кирпичный, каменный, бетонный, деревянный

Ход:

Ребята, я вам предлагаю совершить путешествие в прошлое.   Посмотреть, как жили люди в старину, какие у них были жилища,  и как они устраивали свой быт.

Как вы думаете, из каких материалов можно построить дом? Ответы детей (из дерева, кирпича, камня, бетона)

Как будет называться дом, построенный из кирпича? (кирпичный). Из камня ?(каменный).Из бетона? (бетонный). Из дерева? (деревянный).

Ребята в старину дома строили чаще из дерева, потому что вокруг много лесов, древесины.

Деревянные дома строят мастера - плотники. В старину строителей (плотников) называли красивым словом –Зодчий.  Дом, построенный из деревянных бревен, называли – изба.  (Показ слайда избы)

В народе говорили, что избу не строили, а «рубили». Потому, что основным инструментом плотника был топор. Топором рубили в лесу деревья, топором же обтесывали с бревен кору. Им же вырубали в бревнах углубления для более плотного их прилегания друг к другу. Из обработанных таким образом бревен складывали стены дома - «сруб». Между  бревнами укладывали мох для утепления. (Показ слайда сруб)

Избы были четырёхстенные и пятистенные.  Четырехстенная изба делалась на высокой подклети, покрывалась тесовой двускатной крышей; в ней ставилась русская печь устьем к передним окнам.

«Пятистенка» отличалась от «четырехстенки» тем, что была разделена капитальной бревенчатой стенкой на две половины. Пятистенки имеют поперечную рубленую стенку, членящую внутреннее помещение на две равные или неравные части.

   В одной половине устраивается кухня с большой русской печью, а в другой — чистое помещение — горница, не предназначенная для постоянного жилья.

  (показ слайда )

Крыши у домов делали двух разных видов: двускатные (похожие на шалаши) и четырехскатные (как пирамиды) – (Показ слайда крыши). А на крыше избы всегда помещали конек. Вот посмотрите (показ слайда)

Конек считался и украшением, и оберегом дома. Часто внук, строя новый дом, брал конька с дома деда на счастье.

О коньке говорили:

«Выше всех сидит,

На весь мир глядит,

На красно солнышко,

На ясный месяц».

Окна домов делали небольшого размера, чтобы тепло из дома не уходило.  Окна украшали резными наличниками. ( Показ слайда) Очень часто к наличникам окон крепили ставни, с их помощью окна закрывали. Ставни летним днем спасали избу от зноя, зимой в ненастную погоду сохраняли тепло в избе. Ограждали хозяев избы от уличного шума и недобрых людей.

Ставни также украшали резными узорами.(показ слайда)

Крыльцо всегда строили с навесом, чтобы было на нем чисто да сухо в любое время года. А вот навесы по форме могли быть разные:  односкатные – с одним резным столбиком, двускатные  или   полукруглые с двумя резными столбиками и небольшими перилами.(показ слайда)

Зодчие (строители)  старались украсить свои жилища – избы. Украшали ажурной резьбой. Узоры резьбы  тоже были разнообразными: зубцы                         прямоугольные ,   треугольные, полукруглые с углублениями или отверстиями внутри (показ слайда)

Очень часто использовали украшение – «розетку»( демонстрация образцов)

Узоры в резьбе образуются из геометрических фигур: треугольников, квадратов, кругов или из растительных элементов: листьев, веток, цветов, ягод. Эти элементы складываются в орнамент и получаются узоры невиданной красоты.

  • Круг – это изображение солнца – было связано с мечтой о добром небесном светиле, от которого зависело благополучие в семье . В народе говорят: «Не земля хлеб родит, а солнце».
  • Дуга – это изображение радуги – оно означало, что наступило наконец желанное лето. Вырезая дугу, человек призывал к себе в помощники добрые силы природы.
  • Прежде, чем делать резьбу, мастер прорисовывает ее на заготовках, как мы видели в книге.
  • Ребята, а может быть, вы сами хотите побыть мастерами? Давайте мы с вами  попробует прорисовать элементы резьбы на заготовках для дома.  Для этого пройдите за столы.

Физкультминутка, пальчиковая гимнастика.

        Как в деревне у пруда

Стоит ладная изба.

Окошечки резные,

Ставни расписные,

Живет там добрая семья  -

Хозяйка, хозяин и их сыновья.

Их умелые руки не знают скуки,

Засиделись в избушке братцы,

Захотел большой прогуляться,

Да скучно ему гулять одному,

Зовет он братцев всех прогуляться.

Слова сопровождаются движением рук.

Дети прорисовывают на полосках бумаги элементы деревянной резьбы простым карандашом, разукрашивают красками. Воспитатель осуществляет индивидуальную работу.

Выставка детских работ.

Ребята, как вы думаете, получились из нас мастера? (ответы детей) Молодцы.

Воспитатель: ну вот мы с вами и побывали в прошлом, узнали ,как жили наши предки, какими были их дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия Знакомство с лесными ягодами

Программные задачи: познакомить детей с ягодами – черникой и клюквой; учить называть их и отличать по внешнему виду, вкусу, месту произрастания; показать их значение в жизни человека и животных. Уточн...

Конспект интегрированного занятия "Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Е.И.Чарушина".

Творчество Е.И.Чарушина по праву занимает одно из значительных мест в книжной графике.Рисунки художника не оставляют равнодушными ребят....

Конспект интегрированного занятия "Знакомство с гончарным мастерством"

«ЗНАКОМСТВО С ГОНЧАРНЫМ МАСТЕРСТВОМ». Занятие для детей подготовительной  группы. Реализация непосредственной образовательной деятельности «Познание» в интеграции с образовательными обл...

Конспект интегрированного занятия "Знакомство с русским народным костюмом".

Организованная образовательная деятельность. Интеграция образовательных областей "Познание", "Коммуникация", "Художественное творчество"...

Презентация "Знакомство с семейской избой"

Перезентация предназначена для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект образовательной деятельности "Знакомство с семейским комплексом"

Конспект предназначена для детей подготовительной  группы...

Конспект открытого занятия «Знакомство с русской избой»

дать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи, познакомить с предметами старинного русского быта...