Ознакомление с чувашским языком "Домашние животные"
план-конспект занятия (старшая группа)

Александрова Татьяна Михайловна

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_s_chuvashskim_yazykom.docx15.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по речевому развитию

 в старшей группе.

Тема: «Домашние животные» («Килти черчунсем»)

(ознакомление с чувашским языком)

Программное содержание.

Познакомить детей с новыми лексическими единицами : кукамай, чĕрчун, вăкăр,сурăх,сысна.

Упражнять в употреблении существительных в единственном и множественном числах.

Развивать диалогическую речь.

Совершенствовать умение описывать животных, указывая наиболее существенные признаки.

Закрепить слова: кукамай, ял, ĕне, йытă, качака, кушак, вăкăр, сысна; навыки правильного

призношения звуков «ă», «ĕ».

Материал : игрушки- домашние животные, картинки, в названиях которых есть звуки «ă», «ĕ»,пластилин, картон.

Ход занятия.

     1.Игровой прием. Приход Анюк с телеграммой от бабушки.         

Воспитатель. Эту телеграмму прислала бабушка Анюк. Она живет в далекой чувашской деревне и приглашает нас к себе в гости. Ребята, мы поедем к ней на поезде.

2.Поездка в деревню на поезде. Дети встают и имитируют движение. Фонетическое упражнение с движе ниями: «Чаш-чаш».

 (Младший воспитатель с Анюк сопровождают детей, а воспитатель переодевается в национальную одежду. Воспитатель – бабушка).

3.Приветствие.

Кукамай :

- Добрый день, дети! (Ыра кун, ачасем!)

- Добрый день, бабушка! (Ыра кун, кукамай!)

4. Знакомство. Диалог между бабушкой и детьми.

Кукамай :

- Эсе мен ятла? (Как тебя зовут?)

- Эпе Дима ятла. (Меня зовут Дима)

Каждый ребенок называет свое имя.    

5. Рассказ бабушки.

Кукамай :

-Ребята, скажите мне пожалуйста ,где мы живём ,в городе или в деревне?

  ( Дети отвечают).

Кукамай :

-А кто же живёт в деревне?

  (Дети отвечают).

Кукамай :

-А как по-вашему звучит слово, бабушка на чувашском языке?

  (Дети отвечают).

Кукамай :

-Правильно ребята. Бабушка- это кукамай или асанне. (хором, индивидуально).

Ребята , уменя во дворе живет много домашних животных. Я хочу вас с ними познакомить.   А кто из вас знает, как звучит на чувашском языке слово - домашнее животное.

  (Ответы детей).

Кукамай :

-Правильно, килти чĕрчун.(хором, индивидуально).

-О некоторых домашних животных мы с вами уже говорили. Давайте вспомним их.

  (Ответы детей).

Кукамай :

-Ребята, проходите во двор и посмотрите кто у меня живет

Кукамай :

-Ку мĕн? (показывает на собаку).

-Ку йытă.Йытă -килти чĕрчун. Килти чĕрчун - домашнее животное.

- Килти чĕрчун. (хором, индивидуально).

Кукамай :

-Мĕн тĕслĕ? И т.д.

Кукамай  обращает внимание на знакомых животных : кушак, ĕне, качака, лаша, потом показывает быка:

-Ку вăкăр. Вăкăр. Ку мĕн?

-Вăкăр. (хором, индивидуально).

-Артём, ку вăкăр-и?

-Вăкăр мĕн тĕслĕ?

-Вăкăр мĕн тăвать?

-Вăкăр пысăк е пĕчĕк?

-Вăкăр ăçта?

Таким же образом вводятся слова: сурăх, сысна.

Кукамай :

-Ребята на фотографии сколько животных?(Миçĕ чĕрчун?)

  (Ответы детей).

Кукамай :

-Какие знакомые чувашские звуки вы услышите в этих словах: вăкăр, ĕне, сурăх. А в каких ещё словах живут эти звуки: йытă, чĕрчун.

 (При необходимости воспитатель использует картинки и игрушки), затем дети за воспитателем  проговаривают  чистоговорки: ăр-ăр-ăр- вăкăр, ăх-ăх-ăх-сурăх, ăр-ăр-ăр-вăкăр, ăх-ăх-ăх-сурăх.

6.Физкультминутка:

Пĕррĕ, иккĕ, виççĕ-аллисене çĕклĕр,

Тваттă,пиллĕк-аллисене сарăр,

Унтан антарăр,

Шăппăн ларăр.

7. Итог .

-Ребята, о каких животных мы с вами сегодня говорили?

  (Дети отвечают).

-Каких домашних животных вы знаете, но вы мне должны ответить только на чувашском языке.

  (Дети отвечают).

-А кто из вас мне хочет рассказать стих о домашних животных?

«Качака»

Икĕ шĕвĕр мăйрака,

Ланчашка кăна сухал.

«Мекек!»- тет качака.

Тен, пуласшăн  манн тус халь?

                                «Мăрăл- мăрăл мăрăлкка»

Мăрăл- мăрăл мăрăлкка,

Пирĕн кушак хăмăркка.

Чее унăн куçĕсем,

Çивчĕ унăн чĕрнисем.

Пĕр сасăсăр вăл утать,

Шăши курсан кап! Тытать.

-Ребята, какие вы молодцы! Маттур ачасем! А сейчас я предлагаю вам вспомнить чувашские узоры, обозначающие животных ( рассматривание узора и называние животного).

А теперь мы попробуем любой из узоров вылепить из пластилина и выложить его на картон.

Самостоятельная работа детей.

Сывă пулăр, ачасем!

8. Отъезд детей в детский сад на поезде. Фонетическое упражнение «Чаш-чаш-чаш».