Главные вкладки

    Ознакомление с чувашским языком "Домашние животные"
    план-конспект занятия (старшая группа)

    Александрова Татьяна Михайловна

    Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл oznakomlenie_s_chuvashskim_yazykom.docx15.65 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственно образовательной деятельности  по речевому развитию

     в старшей группе.

    Тема: «Домашние животные» («Килти черчунсем»)

    (ознакомление с чувашским языком)

    Программное содержание.

    Познакомить детей с новыми лексическими единицами : кукамай, чĕрчун, вăкăр,сурăх,сысна.

    Упражнять в употреблении существительных в единственном и множественном числах.

    Развивать диалогическую речь.

    Совершенствовать умение описывать животных, указывая наиболее существенные признаки.

    Закрепить слова: кукамай, ял, ĕне, йытă, качака, кушак, вăкăр, сысна; навыки правильного

    призношения звуков «ă», «ĕ».

    Материал : игрушки- домашние животные, картинки, в названиях которых есть звуки «ă», «ĕ»,пластилин, картон.

    Ход занятия.

         1.Игровой прием. Приход Анюк с телеграммой от бабушки.         

    Воспитатель. Эту телеграмму прислала бабушка Анюк. Она живет в далекой чувашской деревне и приглашает нас к себе в гости. Ребята, мы поедем к ней на поезде.

    2.Поездка в деревню на поезде. Дети встают и имитируют движение. Фонетическое упражнение с движе ниями: «Чаш-чаш».

     (Младший воспитатель с Анюк сопровождают детей, а воспитатель переодевается в национальную одежду. Воспитатель – бабушка).

    3.Приветствие.

    Кукамай :

    - Добрый день, дети! (Ыра кун, ачасем!)

    - Добрый день, бабушка! (Ыра кун, кукамай!)

    4. Знакомство. Диалог между бабушкой и детьми.

    Кукамай :

    - Эсе мен ятла? (Как тебя зовут?)

    - Эпе Дима ятла. (Меня зовут Дима)

    Каждый ребенок называет свое имя.    

    5. Рассказ бабушки.

    Кукамай :

    -Ребята, скажите мне пожалуйста ,где мы живём ,в городе или в деревне?

      ( Дети отвечают).

    Кукамай :

    -А кто же живёт в деревне?

      (Дети отвечают).

    Кукамай :

    -А как по-вашему звучит слово, бабушка на чувашском языке?

      (Дети отвечают).

    Кукамай :

    -Правильно ребята. Бабушка- это кукамай или асанне. (хором, индивидуально).

    Ребята , уменя во дворе живет много домашних животных. Я хочу вас с ними познакомить.   А кто из вас знает, как звучит на чувашском языке слово - домашнее животное.

      (Ответы детей).

    Кукамай :

    -Правильно, килти чĕрчун.(хором, индивидуально).

    -О некоторых домашних животных мы с вами уже говорили. Давайте вспомним их.

      (Ответы детей).

    Кукамай :

    -Ребята, проходите во двор и посмотрите кто у меня живет

    Кукамай :

    -Ку мĕн? (показывает на собаку).

    -Ку йытă.Йытă -килти чĕрчун. Килти чĕрчун - домашнее животное.

    - Килти чĕрчун. (хором, индивидуально).

    Кукамай :

    -Мĕн тĕслĕ? И т.д.

    Кукамай  обращает внимание на знакомых животных : кушак, ĕне, качака, лаша, потом показывает быка:

    -Ку вăкăр. Вăкăр. Ку мĕн?

    -Вăкăр. (хором, индивидуально).

    -Артём, ку вăкăр-и?

    -Вăкăр мĕн тĕслĕ?

    -Вăкăр мĕн тăвать?

    -Вăкăр пысăк е пĕчĕк?

    -Вăкăр ăçта?

    Таким же образом вводятся слова: сурăх, сысна.

    Кукамай :

    -Ребята на фотографии сколько животных?(Миçĕ чĕрчун?)

      (Ответы детей).

    Кукамай :

    -Какие знакомые чувашские звуки вы услышите в этих словах: вăкăр, ĕне, сурăх. А в каких ещё словах живут эти звуки: йытă, чĕрчун.

     (При необходимости воспитатель использует картинки и игрушки), затем дети за воспитателем  проговаривают  чистоговорки: ăр-ăр-ăр- вăкăр, ăх-ăх-ăх-сурăх, ăр-ăр-ăр-вăкăр, ăх-ăх-ăх-сурăх.

    6.Физкультминутка:

    Пĕррĕ, иккĕ, виççĕ-аллисене çĕклĕр,

    Тваттă,пиллĕк-аллисене сарăр,

    Унтан антарăр,

    Шăппăн ларăр.

    7. Итог .

    -Ребята, о каких животных мы с вами сегодня говорили?

      (Дети отвечают).

    -Каких домашних животных вы знаете, но вы мне должны ответить только на чувашском языке.

      (Дети отвечают).

    -А кто из вас мне хочет рассказать стих о домашних животных?

    «Качака»

    Икĕ шĕвĕр мăйрака,

    Ланчашка кăна сухал.

    «Мекек!»- тет качака.

    Тен, пуласшăн  манн тус халь?

                                    «Мăрăл- мăрăл мăрăлкка»

    Мăрăл- мăрăл мăрăлкка,

    Пирĕн кушак хăмăркка.

    Чее унăн куçĕсем,

    Çивчĕ унăн чĕрнисем.

    Пĕр сасăсăр вăл утать,

    Шăши курсан кап! Тытать.

    -Ребята, какие вы молодцы! Маттур ачасем! А сейчас я предлагаю вам вспомнить чувашские узоры, обозначающие животных ( рассматривание узора и называние животного).

    А теперь мы попробуем любой из узоров вылепить из пластилина и выложить его на картон.

    Самостоятельная работа детей.

    Сывă пулăр, ачасем!

    8. Отъезд детей в детский сад на поезде. Фонетическое упражнение «Чаш-чаш-чаш».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Животные и их детеныши»

    Занятие способствует воспитанию звуковой выразительности речи: произношению звукоподражаний громко - тихо;закрепляет знания детей о домашних животных,использ...

    Конспект НОД по ознакомлению с окружающим "Дикие животные наших лесов"

    Закрепление знаний о диких животных. Рассказ "Кака зайчонку маму искали"....

    Опыт работы. Тема: «Ознакомление младших дошкольников с животным миром».

    Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней!Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Первые элемен...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе по ознакомлению с окружающим. Тема: «Животные жарких стран».

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе по ознакомлению с окружающим....

    Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим «Как животные готовятся зиме»

    Занятие «Как животные  приготовились к зиме»Целевая группа: дети дошкольного возраста 4-7 летКоррекционно - развивающие задачи:Расширить и уточнить представления детей  о том, как звери...