Непосредственно – образовательная деятельность в старшей логопедической группе на тему «Экспедиция по Уралу» с использованием кейс-технологии
методическая разработка (старшая группа)
Непосредственно – образовательная деятельность в старшей логопедической группе на тему «Экспедиция по Уралу» с использованием кейс-технологии
Цель: продолжать расширять знания детей об Уральском крае.
Задачи:
Дать детям представление о традициях и особенностях быта некоторых народов, населяющих Уральский край (казахи, татары, башкиры), познакомить с названиями некоторых предметов – пиала (кесе), барабан (шандауэл), дорожная сумка (коржын), платье (кулмэк), халат (камзол), шапочка (тюбетейка).
Расширять представления детей о свойствах камней и их назначении.
Активизировать и пополнять словарь детей.
Упражнять в плавном свободном выдохе, активизации губных мышц при произнесении гласных звуков и слогов.
Активизировать познавательно – исследовательскую деятельность детей при помощи кейс-технологии.
Вызвать у детей желание узнать больше о культуре, традициях разных народов, населяющих Уральский край.
Формировать интерес и уважение к людям разных национальностей, к их культуре и деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_pro_ural.docx | 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно – образовательная деятельность в старшей логопедической группе на тему «Экспедиция по Уралу» с использованием кейс-технологии
Цель: продолжать расширять знания детей об Уральском крае.
Задачи:
Дать детям представление о традициях и особенностях быта некоторых народов, населяющих Уральский край (казахи, татары, башкиры), познакомить с названиями некоторых предметов – пиала (кесе), барабан (шандауэл), дорожная сумка (коржын), платье (кулмэк), халат (камзол), шапочка (тюбетейка).
Расширять представления детей о свойствах камней и их назначении.
Активизировать и пополнять словарь детей.
Упражнять в плавном свободном выдохе, активизации губных мышц при произнесении гласных звуков и слогов.
Активизировать познавательно – исследовательскую деятельность детей при помощи кейс-технологии.
Вызвать у детей желание узнать больше о культуре, традициях разных народов, населяющих Уральский край.
Формировать интерес и уважение к людям разных национальностей, к их культуре и деятельности.
Предварительная работа: создание макета «Уральские горы», макета «Пограничный столб», работа с детьми по карте; рассматривание картин, иллюстраций, просмотр фильмов о жизни людей разных национальностей, разучивание народных подвижных игр.
Ход:
Воспитатель - Ребята мы открыли с вами в группе мини-музей «Наш Урал». И постоянно пополняем его новыми экземплярами. У нас в музее представлена русская культура: предметы быта, одежда русского народа. Но у нас на Урале живут люди и других национальностей. Я предлагаю отправиться в исследовательскую экспедицию по Уралу. В экспедиции мы познакомимся с другими национальностями и богатствами Урала. А также пополним наш музей новыми коллекциями. Надеваем шапочки исследователей, берём рюкзак. Это рюкзак непростой. В нем собраны предметы, которые помогут нам в экспедиции. Давайте заглянем в рюкзак. Посмотрите, здесь карта. Как вы думаете, зачем нам карта? (дети делают предположения). Рассматриваем карту с нанесенным маршрутом, изучаем маршрут. Куда идём сначала? Куда потом?
- Посмотрите, на карте наш путь ведет к границе. Там первая остановка.
Воспитатель с детьми подходят к макету пограничного столба. С какой страной граничит наша страна Россия на Урале? (с республикой Казахстан). Поэтому на территории Урала проживает много людей казахской национальности.
Раньше казахи были кочевым народом, переезжали с одного места на другое. Национальное жилище казахского народа-юрта. Её удобно было перевозить, потому что она складывается. Посмотрите, нас встречает мальчик в казахском народном костюме.
Шили костюмы из бархата, шелка, шерсти и украшали национальным орнаментом. Предлагаю немного рассмотреть костюм мальчика. Рубашка называется кулмек, халат – камзол, шапочка – тюбетейка. Давайте повторим названия. Проговариваем звуки.
Казахи - мирный и гостеприимный народ. Нас приглашают в юрту.
Мальчик – казах - Проходите гости дорогие Салем (каждому ребёнку рукопожатие). Проходите в нашу юрту и присаживайтесь.
Воспитатель - Гости снимают обувь и рассаживаются на полу на коврах и подушках. Посмотрите, мальчик нам показывает как надо садиться по - казахски. В юрте есть предметы быта. Любая вещь украшена орнаментом. Как вы думаете, на каком языке говорят казахи? На казахском. Посмотрите, на подносе стоят пиала для чая и чайник. Как пиала называется по - казахски?
Мальчик казах - Кесе. Угощение – тамак.
Воспитатель – Во время чаепития гости мирно беседуют, играют на музыкальных инструментах. У казахского народа есть свои музыкальные традиции.
Заглянем в рюкзак. Там муз. колонка, барабан. Как нам помогут эти предметы познакомится с музыкальными традициями казахского народа? Мы можем познакомиться с национальным музыкальным инструментом: как барабан звучит, как на нем можно играть и какую музыку на нем играют. Предлагаю послушать казахскую народную мелодию.
Дети пробуют играть на барабанах.
Артикуляционное упражнение – медленное протяжное произнесение на выдохе гласных звуков, слогов.
Мы побывали с вами в казахской юрте, познакомились с национальным бытом. Мы можем взять два предмета. Что мы возьмём в коллекцию музея? Дети выбирают предметы в коллекцию. Нам пора отправляться дальше.
Куда дальше мы отправимся? Давайте посмотрим на карту. (в горы). Наш путь пролегает через горные районы Урала. (дети подходят к макету уральских гор) Здесь больше всего проживает людей башкирской национальности. У них свои традиции, обычаи, национальная одежда (обращаю внимание на кукол в национальной одежде). Элементы одежды называются также как у казахского народа: камзол, кулмек, шапка мужская – малахай, женская – кашмау.
Горные районы богаты полезными ископаемыми: здесь добывают полудрагоценные камни, золото, медь, мрамор. Я предлагаю вам побыть немного рудокопами и попробовать добыть что-то интересное. Рудокоп – это профессия. Люди работают в горах в шахтах. Они в ручную добывают полезные ископаемые с помощью кирки или молотка.
Давайте заглянем в рюкзак. В рюкзаке молоточки, очки, лупа. Как вы думаете, чем нам помогут эти предметы? (предположения детей).
Дети с помощью молоточков из гипса выдалбливают полудрагоценные камни. (камни обмазаны гипсом и лежат на макете горы)
Каждый камень может рассказать о себе много интересного. Ведь ему миллионы лет. Они существовали уже тогда, когда людей на земле еще не было. Нужно только внимательно вглядываться в камень.
Возьмём камень в руки, какой он? Дети обследуют камни: рассматривают через лупу, ощупывают. Высказывают свои впечатления.
Что мы возьмём с собой в коллекцию?
Наша экспедиция продолжается. Посмотрите на карту - куда дальше мы отправимся? Наш путь лежит вдоль реки Уфа. Мы подходим к деревне Бугалыш. Здесь живет много людей татарской национальности. Давайте заглянем в гости в татарскую избу. (дети подходят к макету избы) Обязательным атрибутом в доме были красиво украшенные сундуки. В них хранили одежды, ткани и другие ценные вещи – сундуки украшали дом, на них укладывали постельные принадлежности. В избах богатых татар сундуков было так много, что иногда их ставили друг на друга. Также в каждом доме были цветы на подоконниках, красивые занавески с национальным узором.
Национальная одежда из ярких тканей, расшитых орнаментом, украшениями.
Весёлый гостеприимный народ. Всегда звучит музыка и игры. Я предлагаю поиграть в татарскую народную игру. Давайте заглянем в рюкзак. В рюкзаке лежит тюбетейка. Что это? (предположения детей. головной убор) Предлагаю рассмотреть тюбетейку. Из чего сделана? Как украшена? С помощью тюбетейки мы сможем познакомиться с татарской национальной игрой «Тюбетейка». (Дети проходят на ковер, у ребенка в руках тюбетейка. Он ходит по кругу и выбирает, кому ее отдать. Кому досталась тюбетейка, танцует под татарскую плясовую музыку (И так 3-4 раза).
По дороге (Имя ребенка) шел, шел
Тюбетейку нашел.
Стал (Имя ребенка) выбирать,
Кому тюбетейку отдать.
- Вы все хороши
На, надень и попляши.
(Включается музыка, остальные дети хлопают в ладоши)
Что мы возьмём с собой в коллекцию?
Мы вернулись в наш музей. Давайте достанем из рюкзаков всё что мы добыли в экспедиции. Где мы побывали во время экспедиции? Что нового и интересного вы узнали?
В рюкзаке значки «Лучшему исследователю».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе. Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора». Тема "Посуда".
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе.Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора».Лексическая тема: «П...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей логопедической группе по формированию математических представлений с использованием современных образовательных технологий «Лесная сказка»
Развитие логического и образного мышления, конструктивных умений, фантазии и творчества....
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей логопедической группе по теме: «Даша и Дима в гостях у ребят»
Коррекционно-образовательные задачи: уточнение артикуляционных и акустических признаков звуков Д, Д,, развитие связной речи, совершенствование навыка звукового и слогового анализа, обучение элементам ...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей логопедической группе на тему « Путешествие по Самаре».
Патриотическое воспитание подрастающего поколения- одна из самых актуальных задач нашего времени.В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, пред...
Конспект открытой комплексной непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе по теме "Хочу все знать на свете я"
Конспект открытой комплексной непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе по теме "Хочу все знать на свете я" Цели:- Выявить уровень знаний детей, зак...
Конспект открытой комплексной непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе по теме "Волшебные превращения ручейка"
Конспект открытой комплексной непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе по теме "Волшебные превращения ручейка"Задачи:1.Познакомить с круговоротом воды в природе; пр...