Сценарий "Северные сказки"
материал (подготовительная группа)

Просекова Татьяна Геннадьевна

Сценарий "Северные сказки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл severnye_skazki.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий театральной деятельности по сказкам коренных народов ханты и манси.

Подготовительная группа.

Подготовила: Просекова Т.Г.

Ведущий: Здравствуйте, дети! Как хорошо, что вы пришли, мы очень рады видеть вас. Скажите, а вы любите сказки? А вот мы вам сейчас покажем хантыйские сказки: «Хочу не хочу», «Кави - Кукушка». Старые люди говорят: «Все что окружает человека, все живое - и вода, и небо, и земля. И сказка - она тоже живая, летает как птица, и вот сейчас она прилетит к нам»

Вступление.

Сказка на земле, как и вода, проходит быстро. Тысячи и тысячи лет позади, ушло очень много поколений людей, но они оставили самое ценное – сказки. Каждая бабушка, каждый дедушка знают это и рассказывают своим детям, внукам и правнукам. Сказки учат добру, жить в мире и согласии с природою и его обитателями. В них красота воспевается, лень высмеивается, а зло наказывается.

Хочу, не хочу

(Хантыйская сказка)

Ведущий: Заяц с Зайчихой хорошо жили. Было у них достаточно еды и питья. Только детей у них не было. Каждый день они чужих детей в дом приносили, ласкали, гладили, самой вкусной едой кормили. Однажды пригласили они в гости Рябчика с внуками. Смотрит Рябчик, как Заяц с Зайчихой с чужими детьми хорошо обращаются, говорит:

Рябчик: Заяц с Зайчихой, у вас будет сын.

Ведущий: И, правда, вскоре у Зайца с Зайчихой родился Зайчонок Снежинка.

Отец с матерью обрадовались, мать от сына и не отходит, по ночам не спит, берестяную люльку качает, поёт. Сынок быстро растёт - лесные звери ему ноги подарили, из тёплых краев прилетевшие птицы язык ему принесли. Одно горе - малыш не играет, не ест, всё время плачет и что ни увидит - кричит:

Зайчик: Хочу, не хочу!

Ведущий: Ему дадут то, что он просит, он это в руках немного подержит, посмотрит и опять кричит:

Зайчик: - Не хочу!

Ведущий: Мать сына уговаривала, пока не обессилила, отец без отдыха по лесу бегает, вкусные листочки собирает. Из леса приходит, устал, на ногах едва-едва держится, к сыну идёт.

Заяц: Снежинка, посмотри, какие вкусные листочки я тебе принёс, поешь.

Снежинка немного листочков поест и опять кричать начинает:

Зайчик: - Не хочу!

Отец другие вкусные листочки приносит, даёт сыну:

Заяц: - На, сынок, это самые вкусные листья, их лоси едят, чтобы стать большими и крепкими.

Зайчонок только погрызёт, целиком не съест и снова кричит:

Зайчик: - Не хочу!

Наконец отец говорит:

Заяц: - Завтра в лес пойдём. Ты, Снежинка, пойди, поиграй с лесными зверями, ищи еду и ешь, какая понравится.

Ведущий: Пошли они в лес. Снежинка со зверями не играет, еду не ищет, кричит:

Зайчик: - Не хочу ходить! Домой хочу, хочу!

Ведущий: Лиса его услышала, тихонько к нему приблизилась, стоит, усмехается, хвостом играет, туда оборачивается, сюда поворачивается, с кончика носа комара хвостом смахивает. Снежинка увидел лисий хвост – плач прекратился. Стоит и на пушистый хвост смотрит. Смотрел, смотрел, побежал к отцу с матерью. Прибежал, посмотрел на их хвосты и говорит:

Зайчик: - Это что же, мои отец с матерью без хвостов?

Ведущий: И, чтобы на свой хвост посмотреть стал вокруг себя кружиться. Кружился, кружился – хвост так и не увидел. Сел, свой хвостик – комочек схватил и закричал:

Зайчик: Не хочу хвостик, не хочу! Хочу такой хвост, как у лисы!

Ведущий: Отец с матерью его уговаривают, он их и слушать не хочет, на весь лес кричит:

Зайчик: - Не хочу, не хочу!

Ведущий: Лиса подошла к нему и говорит:

Лиса: Хватит кричать, я тебе свой старый хвост подарю.

Ведущий: Старый, ободранный хвост принесла и кедровым корнем к хвосту Зайчонка пришла, тихонько ударила его потом толкнула и говорит:

Лиса: - Побегай, новым хвостом похвастайся.

Ведущий: Снежинка вокруг себя покружился – хвостом поиграл и в лес с радостным криком побежал.

Зайчик: Ну-ка, звери, посмотрите, какой у меня большой и красивый хвост, такой вы и не видели!

Ведущий: Звери только смеются. Зайчонок проголодался, листья рвал, ел. Вкусно. Дальше бежит, только хвост между деревьев мелькает. Орёл его сверху увидел, вниз спустился, схватил Снежинку за хвост и потащил его домой, чтобы съесть.

Зайчик: - Ой, ой, ой, что это? Хвост, ты, куда меня несёшь?

Ведущий: Зайчонок лапами дёргает, на хвосте кружится. Бился-бился, на землю упал. Сидит, больные места потирает и говорит.

Зайчик: - Нет, хоть и маленький хвост, зато мой. Большой хвост - он для других.

Вступление.

У кого глаза зоркие, у кого уши чуткие, у кого руки ловкие, у кого ноги быстрые. Кто бы сел возле меня, чтобы слушать сказку, которую сказывала мне давным-давно моя бабушка?

Кукольный спектакль по народной хантыйской сказке «Кави - Кукушка» Персонажи:

Сказитель

Мама - рукодельница

Сын Пах

Дочка Ави

Атрибуты: принадлежности для шитья (мешочек для рукоделия, оленьи сухожилья) - сак детский недошитый - люлька с куклой - лук со стрелами

Декорация: Чум в миниатюре. Ветки - имитация леса

Сказитель: Когда-то давным-давно, на берегу нашей реки Аган в далёком лесу жила семья охотника. Отец- охотник, каждое утро уходил на охоту. Мама - рукодельница, шила одежду для своих детей. А возле - мамы дети: сынок Пах и дочка Ави.

Сын: Смотри, какой у меня лук со стрелами!

Дочка: Смотри, какая кукла паки у меня красивая!

Сказитель: Девочка качала в берестяной люльке тряпичную куклу и напевала усыпительную песенку.

Песня девочки «Колыбельная медведицы Апа – люли»

Сказитель: А мать была занята шитьем. На коленях у нее лежал недошитый сак для дочери, а на саке - доска, на которой она острым ножичком вырезала из меха нарядный орнамент «Заячьи ушки». Умелые руки женщины работали ловко, а крайний палец прижимал к соседнему безымянному проворную иголку с ниткой. Но вдруг маме пить захотелось, и она попросила детей:

Мама: Воды мне подайте, во рту пересыхает, пить хочется.

Сын Пах. Сейчас, мама.

Дочка Ави: Сейчас, мама (сказала дочка, не отрывая головы).

Дочка Ави: Какая красивая кукла Паки у меня.

Сын Пах: А у меня какой лук красивый.

Сказитель: А мама шьет, торопится. Скоро зима наступит. Без теплой одежды не прожить. Некогда ей встать и за водой сходить. А пить хочется. И она снова просит: Мама: Сынок Пах, водицы мне дай! Ох, как пить хочется!..

Сын Пах. Сейчас.

Мама: Дочка Ави, водицы мне подай! Ах, как пить хочется!..

Дочка Ави: Сейчас, - окликается дочка, но не двигается с места.

Сказитель: Мама шьет, а дети все продолжают играть. Не несут маме свежей водицы. А жажда томит, не дает покоя. И мама снова поворачивается, просит:

Мама: Сынок, доченька, руки ваши проворны, ноги ваши быстры. Принесите мне водицы, горло совсем пересохло!..

Сын: Сейчас.

Мама: Дети мои, что-то туловище мое сужается, что-то лицо мое уменьшается, что-то ноги мои тонкими становятся, что-то язык мой колоться стал, как бы в птицу мне не превратиться, принесите мне любой воды, хоть из речки, хоть из озера.

Сказитель: А дети так заигрались, что совсем забыли про маму. Мальчик играл с луком и стрелами, изображая смелого охотника, а девочка, молча, перепелёнывала тряпичную куклу, которая не умела ни плакать, не есть и не просила пить.

Мама: Сыночек, доченька, что-то руки мои пухом покрываются, что-то тело мое легким становится, что-то голос мой по-птичьи хочет звучать, а губы мои в клюв превращаются… Что-то в мыслях я на дерево хочу взлететь, кхук -ку!… Последний раз прошу, принесите мне водицы.

Дочь: Ну погоди, мамочка… Дай в люльке куклу зашнурую.

Сказитель: Не дождалась мама ленивых детей и взлетела птицей на нижний сосновый сук, а недошитый сак упал на землю в серую пыль. И запела с дерева уже не красивая женщина, а неприглядная маленькая серая кукушка.

Кукушка: Ку-ку, ку-ку!..

Нет у меня любимых детей,

Не для кого мне шить красивые вещи.

Ку-ку, ку-ку!..

Некому для меня принести водицы…

Ку-ку, ку-ку!…

Полечу я в березовый лес напиться прозрачной росы.

Ку-ку, ку-ку…

Сказитель: Услышали это дети, схватили ковшик с водой, за мамой-кукушкой бросились. Сын: На, мамочка, водицы испей!

Дочка: Вот тебе, мамочка, водица!

Сын: Вот водица, к нам вернись!

Дочка: Кукушкой не улетай, к нам вернись!

Сказитель: Да поздно спохватились дети. Мама-кукушка не слышит их. С дерева на дерево перелетает, все одно повторяет: «Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!» Дети с ковшиком воды бегают за ней от одного дерева к другому. Плачут, зовут её:

Дети: «Мамочка, напейся водицы! Домой вернись! Вот водица, к нам вернись! К нам вернись! Вернись!..»

Сказитель: Долго бегали дети за мамой-кукушкой, всё звали её. Так долго бегали, что в кровь изодрали свои ноги. И вдоль таежных рек, где они пробегали, кусты от их крови стали красными. До сих пор на берегах рек и ручьев, недалеко от воды, растут эти кусты с красной корой. Красноталом их зовут… А весной, когда кукушка прилетает в наши края и подает голос, женщины в селениях строго внушают своим детям: «Не дразните кукушку!.. Это человеческая женщина, несчастная мать непослушных детей…»

Сказитель:

Светлая сказка над нами летала,

Добрыми быть - она всех призывала.

Слушаться старших, с природой дружить.

Землю родную, очень любить!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"

Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...

Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"

Значение сказки в жезни ребенка...

"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"

Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...