Конспект НОД по познавательному развитию: «Мой край родной» с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия (старшая группа)

Гапонова Надежда Николаевна

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ СОДЕРЖИТ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ И ПОЛЕЗНУЮ ИНФОРМАЦИЮ О ГОРОДЕ НОВОЧЕРКАССКЕ.ПРЕДЛАГАЮИСПОЛЬЗОВАТЬ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ДОНСКИХ КАЗАКАХ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_kray_rodnoy.docx25.02 КБ
Файл moy_kray_rodnoy.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                      детский сад № 22

 

Конспект НОД

 по познавательному развитию:                                                                                                                         «Мой край родной» с использованием ИКТ

 для детей старшего дошкольного возраста.

                                         

Подготовила:

воспитатель

                                                                                                      Гапонова Н.Н.

г. Новочеркасск

2020 г

Цель: Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории Донского края, к жизни донских казаков, их традициям и  культуре. 

Задачи:                                                                                                                    

Образовательные:

1.Систематизировать знания детей о Донском крае, о его коренных жителях - донских казаках.                                                                                                

2.Обогащение знаний детей о донских травах и их пользе для здоровья человека.

3.Расширять представления детей об использовании и преобразовании полученных знаний и  опыта в разных видах деятельности: двигательной, игровой, коммуникативной и музыкальной.

Развивающие:

1.Развивать память через проговаривание пословиц, песен.

 2.Развивать монологическую, связную речь, коммуникативные навыки детей посредством составления рассказа о знакомом памятнике архитектуры.

Воспитательные:

1.Прививать детям чувство гордости за наследие своего родного края, за людей прославившим Донской край в разные исторические эпохи.                                                  

2.Формировать представление о том, что надо бережно относиться к достопримечательностям, культурным ценностям, природе родного города и края.                                                                        

Предполагаемый результат:

-проявляют интерес к истории Донского края, родного города;

-демонстрируют знания о родном крае, городе (знают казачьи традиции, достопримечательности города Новочеркасска);

-используют полученные знания и умения в разных видах деятельности: двигательной, игровой, коммуникативной, музыкальной;              

- обогатился активный словарь: используют в разговорной речи слова   разлив, земляк, игрища, памятник архитектуры;

Методы и приемы, повышающие познавательную активность и стимулирующие эмоциональную активность:

Наглядные: непосредственное восприятие предмета; показ с называнием;  активное действие детей; приближение объекта к детям; включение предметов в деятельность детей; выполнение игровых действий, использование ИКТ. 

Игровые: организация подвижных игр.

Словесные: мотивирование детской деятельности; проблемные вопросы.

Оборудование: мультимедийная установка, магнитофон,, фотографии с достопримечательностями  города Новочеркасска; мультимедийная  презентация «Донской край»; детские рисунки по теме «Доской  край»; видеоролик  «Снова  Новочеркасск зажигает огни»; чайная посуда  для чаепития; атрибуты к подвижным играм, казачьи костюмы по количеству детей.

Ход занятия

В группе воспитатель предлагает детям отправиться на экскурсию под названием    «В прошлое, настоящее и будущее». Дети и педагог в казачьих костюмах проходят из группы в музыкальный зал, в котором оформлена фотовыставка «Новочеркасск-город памятник» и выставка детского творчества по теме «Мы донские казаки».

Воспитатель: Ребята, в нашем зале открылись две выставки:  фотовыставка и выставка детского творчества. Скажите, кому посвящены выставки? 

Дети: городу Новочеркасску - столице донского казачества и донскому краю.

слайд №1 «Вид города Новочеркасска»

Воспитатель: «Высоко на горе крутой,

                Казачий город вырос, словно в сказке,

                Былая слава не стареет в нем,

                В привольном городе – Новочеркасске».

Воспитатель: А как вы думаете, почему наш город называется казачий город?

Дети: Потому что здесь живут казаки. Этот город построили казаки и т.д.

Воспитатель: А кто же такие казаки?

слайд №2  «Казаки»

Дети: Казак – вольный человек. Казаки издавна живут на Дону.

слайд №3  «Разлив Дона в Старочеркасске»

Ребенок: В давние времена столицей войска Донского был Черкасск и был он расположен в низине. По весне, когда реки разливались, они затапливали  дома казаков,  и им приходилось отстраивать их заново. И вот казаки приняли важное решение - построить на горе новый город – Новочеркасск

                        Слайд  №4-5    «Новочеркасск»

Ребенок: Основателем города стал казачий атаман - Матвей Иванович Платов. Памятник атаману расположен в центре города, на Соборной площади.

 

Воспитатель: Какие памятники  вам  знакомы?

Дети рассказывают о памятнике Ермаку, о памятниках архитектуры:                                 Вознесенский Кафедральный собор, Триумфальная арка. 

Воспитатель: Я приглашаю вас посетить фотовыставку «Новочеркасск-город памятник».

Дети рассматривают фотографии с достопримечательностями                                              города Новочеркасска, обмениваются своими впечатлениями.

Воспитатель: 

Триумфальная арка построена в честь победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года и участия в ней донских казаков.

Воспитатель:  Я предлагаю посетить следующую выставку. Скажите, кто был верным другом казака во всех его походах?

Дети: Верный друг казака – конь.

Подвижная игра: «Верный друг казака - конь»

Воспитатель: Знаете ли вы пословицы о друге казака?

Дети: Каков казак - таков и рысак.

           Упал казак духом - и конь не бежит.

           Казак сам не посеет, а коня накормит.

           Без коня казак кругом сирота.

           Казак с конем и ночью и днем.

Воспитатель: А как вы думаете, почему казаков нашего края называют донскими казаками?

Дети: Потому что рядом протекает самая большая река нашей области - Дон.

Слайд№6 «Река Дон»

Воспитатель: Казаки называли реку ласково - Дон-батюшка.

Воспитатель: Много пословиц народ сложил о реке. Вы их знаете?

Дети: На Дону что ни хутор, то своя запевка.

           На Дону и камень казаку подпевает.

           Веселы привалы, где казаки запевалы.

           Дон без песни, что виноградная лоза без гроздьев.

Воспитатель: Казаки слагали песни о реке, и мы с вами знаем их.

Дети перечисляют названия песен о реке ДОН: «По дону гуляет казак молодой…»

Воспитатель: Современные композиторы и поэты также восхваляют реку Дон.

Наш с вами земляк композитор Александр Кудряшов, написал песни о нашем крае, городе Ростове и о реке Дон. Это наша с вами любимая пеня. Споем ее?

Песня «А в Дону вода тепла и глубока…» (Александр Кудряшов)

Воспитатель: Казаки веселый народ. Любят,  и  петь, и танцевать.

Танец «Казаки»

Воспитатель: А еще казаки называли реку Дон «Дон кормилец». Чем же кормит река Дон своих казаков?

Дети: В Дону казаки ловили много рыбы и варили уху, жарили рыбу, сушили рыбу .

Воспитатель: А что еще о жизни казаков вы можете рассказать?

Дети: Казаки трудолюбивый народ. Казак, если не ходил в поход, то занимался домашним хозяйством. Сеял пшеницу, ухаживал за домашними животными. Казачки тоже без дела не сидели. Растили детей, были рукодельницы. Не один лоскуток у них не пропадал. Из лоскутов они мастерили лоскутные одеяла, коврики. А еще казачки готовить вкусную еду.

Воспитатель: А в праздники казаки устраивали на берегу Дона игрища. И  мы с вами любим: веселиться, предлагаю поиграть в казачьи игры. На протяжении многих веков эти игры предаются по наследству, из них мы узнаем о традициях казаков.

Игра «Плетень».

Игра «Перевези меня на левый берег Дона».

Воспитатель: Ах, как дышится легко на берегу Дона. Почувствуйте этот запах реки.

Слайд№7-8 «Река дон».

Воспитатель: На реке вольно дышится, легко и мы свами вернемся в наш родной город Новочеркасск.

Воспитатель: После веселья так хочется попить чайку. В старину говаривали, что чай можно пить с медком да с крендельком. А из чего на Дону готовят чай?

Дети: Чай можно приготовить из разных трав.

Воспитатель: Верно, я сегодня приготовила для  вас чай их трав, а из каких вы и сами догадаетесь.

Дети: Из ромашки, из мяты, из чабреца. Чабрец – это донская трава.

Воспитатель: А в этом чайнике, какая тайна спряталась?

Ребенок: В этом чайнике чай из ромашки, она полезна для глаз, для горла.

Воспитатель: Предлагаю попить полезного чая с травами и выпечкой донских пекарей.

Чаепитие.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                      детский сад № 22

 

Конспект НОД

 по познавательному развитию:                                                                                                                         «Мой край родной» с использованием ИКТ

 для детей старшего дошкольного возраста.

                                         

Подготовила:

воспитатель

                                                                                                      Гапонова Н.Н.

г. Новочеркасск

2020 г

Цель: Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории Донского края, к жизни донских казаков, их традициям и  культуре. 

Задачи:                                                                                                                    

Образовательные:

1.Систематизировать знания детей о Донском крае, о его коренных жителях - донских казаках.                                                                                                

2.Обогащение знаний детей о донских травах и их пользе для здоровья человека.

3.Расширять представления детей об использовании и преобразовании полученных знаний и  опыта в разных видах деятельности: двигательной, игровой, коммуникативной и музыкальной.

Развивающие:

1.Развивать память через проговаривание пословиц, песен.

 2.Развивать монологическую, связную речь, коммуникативные навыки детей посредством составления рассказа о знакомом памятнике архитектуры.

Воспитательные:

1.Прививать детям чувство гордости за наследие своего родного края, за людей прославившим Донской край в разные исторические эпохи.                                                  

2.Формировать представление о том, что надо бережно относиться к достопримечательностям, культурным ценностям, природе родного города и края.                                                                        

Предполагаемый результат:

-проявляют интерес к истории Донского края, родного города;

-демонстрируют знания о родном крае, городе (знают казачьи традиции, достопримечательности города Новочеркасска);

-используют полученные знания и умения в разных видах деятельности: двигательной, игровой, коммуникативной, музыкальной;              

- обогатился активный словарь: используют в разговорной речи слова   разлив, земляк, игрища, памятник архитектуры;

Методы и приемы, повышающие познавательную активность и стимулирующие эмоциональную активность:

Наглядные: непосредственное восприятие предмета; показ с называнием;  активное действие детей; приближение объекта к детям; включение предметов в деятельность детей; выполнение игровых действий, использование ИКТ. 

Игровые: организация подвижных игр.

Словесные: мотивирование детской деятельности; проблемные вопросы.

Оборудование: мультимедийная установка, магнитофон,, фотографии с достопримечательностями  города Новочеркасска; мультимедийная  презентация «Донской край»; детские рисунки по теме «Доской  край»; видеоролик  «Снова  Новочеркасск зажигает огни»; чайная посуда  для чаепития; атрибуты к подвижным играм, казачьи костюмы по количеству детей.

Ход занятия

В группе воспитатель предлагает детям отправиться на экскурсию под названием    «В прошлое, настоящее и будущее». Дети и педагог в казачьих костюмах проходят из группы в музыкальный зал, в котором оформлена фотовыставка «Новочеркасск-город памятник» и выставка детского творчества по теме «Мы донские казаки».

Воспитатель: Ребята, в нашем зале открылись две выставки:  фотовыставка и выставка детского творчества. Скажите, кому посвящены выставки? 

Дети: городу Новочеркасску - столице донского казачества и донскому краю.

слайд №1 «Вид города Новочеркасска»

Воспитатель: «Высоко на горе крутой,

                Казачий город вырос, словно в сказке,

                Былая слава не стареет в нем,

                В привольном городе – Новочеркасске».

Воспитатель: А как вы думаете, почему наш город называется казачий город?

Дети: Потому что здесь живут казаки. Этот город построили казаки и т.д.

Воспитатель: А кто же такие казаки?

слайд №2  «Казаки»

Дети: Казак – вольный человек. Казаки издавна живут на Дону.

слайд №3  «Разлив Дона в Старочеркасске»

Ребенок: В давние времена столицей войска Донского был Черкасск и был он расположен в низине. По весне, когда реки разливались, они затапливали  дома казаков,  и им приходилось отстраивать их заново. И вот казаки приняли важное решение - построить на горе новый город – Новочеркасск

                        Слайд  №4-5    «Новочеркасск»

Ребенок: Основателем города стал казачий атаман - Матвей Иванович Платов. Памятник атаману расположен в центре города, на Соборной площади.

 

Воспитатель: Какие памятники  вам  знакомы?

Дети рассказывают о памятнике Ермаку, о памятниках архитектуры:                                 Вознесенский Кафедральный собор, Триумфальная арка. 

Воспитатель: Я приглашаю вас посетить фотовыставку «Новочеркасск-город памятник».

Дети рассматривают фотографии с достопримечательностями                                              города Новочеркасска, обмениваются своими впечатлениями.

Воспитатель: 

Триумфальная арка построена в честь победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года и участия в ней донских казаков.

Воспитатель:  Я предлагаю посетить следующую выставку. Скажите, кто был верным другом казака во всех его походах?

Дети: Верный друг казака – конь.

Подвижная игра: «Верный друг казака - конь»

Воспитатель: Знаете ли вы пословицы о друге казака?

Дети: Каков казак - таков и рысак.

           Упал казак духом - и конь не бежит.

           Казак сам не посеет, а коня накормит.

           Без коня казак кругом сирота.

           Казак с конем и ночью и днем.

Воспитатель: А как вы думаете, почему казаков нашего края называют донскими казаками?

Дети: Потому что рядом протекает самая большая река нашей области - Дон.

Слайд№6 «Река Дон»

Воспитатель: Казаки называли реку ласково - Дон-батюшка.

Воспитатель: Много пословиц народ сложил о реке. Вы их знаете?

Дети: На Дону что ни хутор, то своя запевка.

           На Дону и камень казаку подпевает.

           Веселы привалы, где казаки запевалы.

           Дон без песни, что виноградная лоза без гроздьев.

Воспитатель: Казаки слагали песни о реке, и мы с вами знаем их.

Дети перечисляют названия песен о реке ДОН: «По дону гуляет казак молодой…»

Воспитатель: Современные композиторы и поэты также восхваляют реку Дон.

Наш с вами земляк композитор Александр Кудряшов, написал песни о нашем крае, городе Ростове и о реке Дон. Это наша с вами любимая пеня. Споем ее?

Песня «А в Дону вода тепла и глубока…» (Александр Кудряшов)

Воспитатель: Казаки веселый народ. Любят,  и  петь, и танцевать.

Танец «Казаки»

Воспитатель: А еще казаки называли реку Дон «Дон кормилец». Чем же кормит река Дон своих казаков?

Дети: В Дону казаки ловили много рыбы и варили уху, жарили рыбу, сушили рыбу .

Воспитатель: А что еще о жизни казаков вы можете рассказать?

Дети: Казаки трудолюбивый народ. Казак, если не ходил в поход, то занимался домашним хозяйством. Сеял пшеницу, ухаживал за домашними животными. Казачки тоже без дела не сидели. Растили детей, были рукодельницы. Не один лоскуток у них не пропадал. Из лоскутов они мастерили лоскутные одеяла, коврики. А еще казачки готовить вкусную еду.

Воспитатель: А в праздники казаки устраивали на берегу Дона игрища. И  мы с вами любим: веселиться, предлагаю поиграть в казачьи игры. На протяжении многих веков эти игры предаются по наследству, из них мы узнаем о традициях казаков.

Игра «Плетень».

Игра «Перевези меня на левый берег Дона».

Воспитатель: Ах, как дышится легко на берегу Дона. Почувствуйте этот запах реки.

Слайд№7-8 «Река дон».

Воспитатель: На реке вольно дышится, легко и мы свами вернемся в наш родной город Новочеркасск.

Воспитатель: После веселья так хочется попить чайку. В старину говаривали, что чай можно пить с медком да с крендельком. А из чего на Дону готовят чай?

Дети: Чай можно приготовить из разных трав.

Воспитатель: Верно, я сегодня приготовила для  вас чай их трав, а из каких вы и сами догадаетесь.

Дети: Из ромашки, из мяты, из чабреца. Чабрец – это донская трава.

Воспитатель: А в этом чайнике, какая тайна спряталась?

Ребенок: В этом чайнике чай из ромашки, она полезна для глаз, для горла.

Воспитатель: Предлагаю попить полезного чая с травами и выпечкой донских пекарей.

Чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: « Большой, пребольшой театр» для детей старшего дошкольного возраста.

«Познавательное развитие»:Познакомить детей с Большим театром нашей страны.Познакомить с архитектурой Большого театра, имеющей художественное и историческое значение.  «Речевое раз...

Конспект НОД по познавательному развитию на тему "Письмо от Незнайки" для детей старшего дошкольного возраста

Цель: продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитаниеЗадачи: 1. Обучающие: - развивать умение на наглядной основе составлять и решать простые арифметические зад...

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) «Прогулка в математический лес» для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Прогулка в математический лес»Интегрируемые образовательные области:Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально – личностное развитие.Вид:Организованная совместн...

Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Удивительные свойства воды» ( для детей старшего дошкольного возраста)

Цели: формирование экологической культуры детей;воспитание бережного отношения к воде.Задачи:образовательные:познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса;совершен...

Конспект НОД по познавательному развитию по теме: " Путешествие в Африку" для детей старшего дошкольного возраста

Формировать у дошкольников представление о географическом расположении Африки, о взаимозависимостях животного мира и климатических особенностях среды обитания....

Конспект ООД по познавательному развитию на тему: «Как спят птицы» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Расширять знания детей об особенностях птиц.Задачи: 1. Обогащать знания детей о птицах.2. Развивать логическое мышление, речевую активность.3. Развивать творческую инициативу в процессе подвижно...

Конспект НОД по познавательному  развитию «Домашние птицы и их детёныши» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: формирование представлений детей о домашних птицах. Задачи:Образовательные:-закрепить знания детей о домашних птицах, внешнем виде;-совершенствовать умения образовывать существительные...