НОД «Путешествие по зимней тундре» для детей среднего дошкольного возраста. Самоанализ НОД
план-конспект занятия (средняя группа)

Куприянская Тамара Петровна

Образовательная область: Развитие речи

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром), социально-коммуникативное развитие (беседа, ответы на вопросы), физическое развитие (игровое упражнение),  художественно-эстетическое  (музыка).

Цель: формирование  у детей представлений  о  диких животных Севера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Куприянская Тамара Петровна,

воспитатель МБДОУ «Мыскаменский детский сад»,

ЯНАО. Ямальский район

Тема: НОД «Путешествие по зимней тундре»

Образовательная область: Развитие речи

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром), социально-коммуникативное развитие (беседа, ответы на вопросы), физическое развитие (игровое упражнение),  художественно-эстетическое  (музыка).

Аудитория воспитанников: дети средней группы

Цель: формирование  у детей представлений  о  диких животных Севера.

         Задачи:

Образовательные:

  • упражнять в правильном названии детенышей животных;
  • продолжать формировать умение составлять небольшой описательный рассказ о некоторых диких животных;
  • способствовать дальнейшему познанию ребенком мира природы;

Развивающие:

  • закрепить знания  у детей о  диких животных тундры;
  • способствовать развитию связной речи  детей;
  • закреплять знание  игрового упражнения с проговариванием текста;
  • развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, познавательную активность, слуховое и зрительное внимание;

Воспитательные:

  • воспитывать гуманное отношение к диким животным, умение сопереживать, любовь к природе,
  • воспитывать личностные качества: отзывчивость, доброжелательность, умение оценить результат деятельности,
  • воспитывать  у детей умение работать в коллективе.

Используемые методы и приемы обучения: наглядные (просмотр слайдов презентации «Дикие животные»,), словесные (беседа, объяснение, рассказ), игровой прием (дидактическая  игра  «Кто спрятался в сугробе?», дидактическая игра: «Назови детенышей диких животных во множественном числе», передача «В мире животных»).

Оборудование и материалы:

Для воспитателя: мультимедийное устройство, ноутбук, презентация «Путешествие по зимней тундре», оформление уголка зимней тундры (елки в снегу, сугробы, растения); аудиозаписи (звуков: «вой» волка, звуки передачи «В мире животных»), игрушки диких животных и их детенышей: заяц-зайчонок; лиса- лисенок; волк- волчонок;  медведь- медвежонок; олень- олененок; рисунки зверей, фломастеры, кормушки для птиц, корм для птиц.

Для детей: рисунки диких животных, фломастеры.

Предварительная  работа:

  • составление описательного рассказа дикого животного;
  • чтение рассказов и сказок о диких животных;
  • просмотр презентации «Зимняя сказка»;
  • разучивание стихов  о диких животных, разгадывание загадок;
  • дидактические игры: «Опиши дикое животное, мы отгадаем», «Кто что делает?», «Чьё жилище?», «Чья мама, чьи дети?».

Время реализации до 20 минут.

Виды детской деятельности:

  • игровая (игра-имитация «Дорога в лес»); 
  • коммуникативная (беседа, ответы на вопросы);
  • двигательная деятельность (игровое упражнение «О Северном крае»); 
  • чтение художественной литературы (загадки о животных, стихотворные строки);
  • музыкально-художественная (звуки в презентации).

Форма организации: подгруппами.

Планируемые результаты:

  • ребенок умеет без помощи воспитателя составлять описательный рассказ дикого животного;
  • ребенок старается отвечать полными предложениями;
  • знает детенышей диких животных;
  • без труда согласовывает существительные во множественном числеи качественные прилагательные;
  • проявляет интерес к животным.  

Критерии оценки деятельности детей в НОД:

  • одобрение детей;
  • похвала детей за усердие, желание выполнять задание.

Ход НОД:

Слайд 1

Организационный момент:

Воспитатель: Проходите, ребятки, не стесняйтесь, поудобнее располагайтесь. Повернитесь к гостям, громко поздоровайтесь, подарите им свои улыбки  (дети здороваются, дарят гостям свои улыбки). 

А сейчас присаживайтесь, повернитесь к экрану. Приготовьте ушки, чтобы слушать, приготовьте глазки, чтобы видеть!

Слайд 2

Вы на карту посмотрите
И Ямал на ней найдите,
Потому что здесь наш дом.
Мы на Севере живем.

  • Где мы живем? (Мы живем на Севере)  Молодцы!
  • А как называется наш северный край? (Наш Северный край называется Ямал)

Слайд 3

  • Подскажите мне название нашего поселка? (Мыс Каменный)

Слайд 4

  • А в костюмы, какого коренного населения вы нарядились? (ненецкого)

Слайд 5

  • Ребята, а  как называется природа нашего края? (тундра) Верно, тундра. Молодцы! Потому что у нас очень маленькие карликовые деревья, много кустарников и елочек.

Письмо!

Ой, ребятки, глядите….!

Кто-то бросил нам в оконце.
         Посмотрите, письмецо!

         Вам ведь хочется узнать,

От кого оно пришло?  (Ответы детей)

Я вам сейчас прочитаю его. «Здравствуйте, ребята! Пишут Вам жители тундры. У нас потерялись наши детеныши! Помогите нам, пожалуйста, найти своих малышей».

Хотите помочь животным найти своих детенышей?  (да)

Ребята, но перед тем, как отправиться в тундру, мы должны с вами отгадать загадки о животных тундры.

Вы умеете разгадывать загадки? (да). Слушайте внимательно первую загадку:

  1. Комочек пуха, длинное ухо,

           Прыгает ловко, кушает морковку. Кто это? (заяц)

  Правильно!  Это заяц.

Слайд 6

  1. Хитрая плутовка, рыжая головка.

Хвост пушистый краса,

Как зовут ее? (лиса)

Слайд 7

  1. Кто зимой холодной ходит злой голодный. (волк)

Слайд 8

  1. Он в берлоге спит зимой,

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна.   (медведь)

Слайд 9

  1. Словно царскую корону,

           Носит он свои рога.

           Ест лишайник, мох зелёный.

          Любит снежные луга.   (олень) 

Слайд 10

Молодцы, ребята,  правильно  все загадки отгадали!

Слайд 11

Воспитатель: Ребята, какие животные живут в нашей тундре?  (белки, зайцы, лисы, волки, медведи, олени, песцы)

 А это, какие животные домашние, или дикие? (дикие животные)

Слайд 12

А чтобы помочь животным мы с вами сейчас отправимся в путешествие по зимней тундре. Пойдем со мной по тропинке.

Дети встают со стульчиков (пенечков) и идут в «тундру» по тропинке с воспитателем

Дидактическая игра «Кто спрятался в сугробе?»

Что вы видите в тундре? (зверей, птиц, елки)

Как вы думаете, в тундре живут только взрослые звери? (нет, там живут детеныши диких зверей, малыши)

Ой, ребята, здесь все перепутано! Давайте поможем мамам найти своих детенышей.  

Здесь сидит зайчиха. А как называется ее детеныш? (зайчонок). Давайте его найдем и посадим рядом с мамой.

А это посмотрите, чья мама  спряталась в сугробе? (показывает медведицу) Медведица! А где ее детеныш? (дети находят малыша). Как зовут детеныша медведицы? (медвежонок) Предлагаю их вместе посадить.

А это кто голодный рыщет по тундре?  (это волчиха) Как зовут детеныша волчихи? (волчонок) Давайте возьмем волчонка и посадим его с мамой волчихой.

А вот и наша красавица: рыжая, пушистая….мама  лисица. Где же ее детеныш? (лисенок) (дети находят лисенка и сажают его рядом с мамой)

Забеспокоилась мама олениха – нету детеныша….(олененка). (дети находят олененка – сажают рядом с мамой)

Воспитатель: Ребята, мамы всех детенышей очень благодарны вам и предлагают поиграть в дидактическую игру: «Назови детенышей диких животных во множественном числе»

За мамой зайчихой прыгали….зайчата,

За мамой волчицей шли …..волчата,

За мамой лисицей крались….. лисята,

За мамой  медведицей  топали….медвежата,

За мамой оленихой бежали…. оленята.

Физкультминутка «Зимняя тундра»

Здесь всюду холод, снег и тень,                     (дети обнимают себя за плечи)

Полгода — ночь,                                    (приседают, закрывают глаза ладонями)

Полгода — день.                                       (выпрямляются, поднимают руки вверх)

Изо льда здесь люди строят дом,         (соединяют руки над головой — «крыша»)

И океан покрыт весь льдом.                                           (разводят руки в стороны)

Зверей ты здесь почти не встретишь.     (ставят ладонь козырьком над глазами)

И птиц ты в небе не заметишь.                                              (делают махи руками)

Лишь мишка, белый, словно иней,                         (подражают походке медведя)

Хозяин ледяной пустыни.                                         (руки на поясе, стоят смирно)

Воспитатель: Хорошо в лесу. Сколько радости дарит людям красота зимней тундры. Поэтому деревья и кусты нужно беречь и охранять – не ломать ветки, не пугать зверей. Зимой в лесу очень холодно и голодно. Как вы думаете, чем мы можем помочь зверям и птицам зимой? (покормить зверей и птиц зернышками) А зернышки мы, куда будем сыпать? (в кормушки) Вот эти кормушки мы приготовили заранее. Посмотрите дома можно сделать кормушки с  коробки из под молока и из пластиковой бутылки.

 (Воспитатель раздает детям зернышки и кормушки)

Воспитатель: Пойдемте все вместе покормим птичек, развесим кормушки и насыплем в них корм. Даже белочка в лесу может питаться из кормушки.

Дети выполняют задание за столами

«Дорисуй животному недостающие части тела»

Ой, ребята, посмотрите, какие я интересные рисунки нашла! Но у них не хватает каких-то частей тела. Дорисуем их! У белки чего не хватает? (нет ушей, хвоста), у зайца? (нет хвоста, нет ушей), у волка? (нет ушей, хвоста), у медведя? (нет ушей, хвоста).

Воспитатель:  Ой, какие красивые  хвост, ушки!

Ребята, вы много знаете о жизни зверей в лесу, я предлагаю вам выступить по телевизору, чтобы все жители нашего поселка Мыс Каменный услышали о жизни зверей в тундре. Оператором у нас будет Загоруйко Степан. Выходи Степан, я тебе вручаю видеокамеру, ты будешь снимать наших ведущих.

Внимание! Внимание! В эфире передача «В мире животных». Веду ее я, хозяйка Ямальской тундры и мои маленькие помощники: Захар и Ангелина.   Захар,  нам расскажет про оленя.

Степан, нас видно в камеру? Снимай нас,  Степан. Первым ведущим выступит Леоненко Захар. Он расскажет о северном олене.

Слайд 13

Захар: У оленя есть копыта, а на голове большие рога. Шерсть у оленя очень теплая, поэтому ему зимой не холодно. Кушает олень ягоды, грибы, ягель. У оленя есть маленькие детеныши – называются они оленятами.

Воспитатель:  Молодец, Захар, рассказал нам про оленя! Похлопаем выступлению Захара!  Следующая телеведущая Коробченко Ангелина расскажет нам о жизни волка.

Слайд 14

Ангелина: Волк – это дикое животное. Волк, сильный, смелый, умный. Волк всегда ходит в серой шубке и его дом называется – логово. У волка длинный и протяжный вой. Давайте послушаем с вами голос волка.

+ щелчок

Воспитатель:  Молодец, Ангелина! Поприветствуем ее выступление аплодисментами! Ну что, Степан, всех телеведущих снял? (да) Хороший оператор! (взять видеокамеру, Захар садится на «пенек»)

Итог НОД:

  • Ребята, что мы делали в зимней тундре? Что мы сегодня с вами нового узнали? (мы помогали диким животным найти детенышей, играли с ними в игры, кормили птиц, выступали на телевидении).

Надеюсь, вы полюбите землю, на которой вы живете, еще сильнее.

Я хочу, чтоб край наш милый
Стал еще прекрасней.
Я хочу, чтоб люди жили
В радости и счастье.

А сейчас по тропинке мы вернемся в наш любимый детский сад и сделаем замечательные фотографии на память о нашем путешествии.



Предварительный просмотр:

                                                              Куприянская Тамара Петровна,

                                                              воспитатель                                                  

                                                              МБДОУ «Мыскаменский детский сад»

Самоанализ НОД

Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию была представлена непосредственно образовательная деятельность с детьми среднего возраста, как вариант организации совместной деятельности взрослого и ребенка.

Тема НОД:   «Путешествие  по зимней тундре» 

Образовательная область: Развитие речи

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром), социально-коммуникативное развитие (беседа, ответы на вопросы), физическое развитие (игровое упражнение).            

художественно-эстетическое  (музыка).

Аудитория воспитанников: воспитанники средней группы (6 детей)

Перед НОД была проведена предварительная работа: 

  • составление описательного рассказа дикого животного;
  • чтение рассказов и сказок о диких животных;
  • просмотр презентации «Зимняя сказка»;
  • разучивание стихов  о диких животных, разгадывание загадок;
  • дидактические игры: «Опиши дикое животное, мы отгадаем», «Кто что делает?», «Чьё жилище?», «Чья мама, чьи дети?».

Предварительная работа способствовала успешному проведению НОД. Благодаря ранее полученным знаниям дети свободно отвечали на поставленные вопросы воспитателя о том, где они живут, как называется наш северный край, как называется наш поселок. Ребята знают название детского сада, в котором они воспитываются. У ребят есть знания о природе нашего северного края.

Проведенная предварительная работа помогла сэкономить время во время проведения НОД и сконцентрировать  больше внимания детей на составлении описательного рассказа об одном из диких животных, на упражнении в правильном названии детенышей диких животных.

На протяжении всего занятия использовались здоровьесберегающие технологии. Деятельность детей проходила в подготовленном помещении (групповая комната). Перед проведением НОД помещение было проветрено, проведена влажная уборка. Декорации к занятию были эстетически оформлены, размещены так, что дети могли свободно передвигаться. Мебель соответствовала возрасту детей. Столы расставлены в таком порядке, чтобы все дети видели показ воспитателя, покрыты прозрачной пленкой.

Быстрая сменяемость приемов и смена деятельности позволила  избежать утомляемости детей. Логическое построение различных видов деятельности, позволило провести занятие, не выходя за рамки времени – 20 минут,  что  соответствует требованиям САНПИНа.

В ходе НОД предполагалось решить следующие цель и задачи:

Цель: формирование  у детей представлений  о  диких животных Севера.

         Задачи:

Образовательные:

  • упражнять в правильном названии детенышей животных;
  • продолжать формировать умение составлять небольшой описательный рассказ о некоторых диких животных;
  • способствовать дальнейшему познанию ребенком мира природы;

Развивающие:

  • закрепить знания  у детей о  диких животных тундры;
  • способствовать развитию связной речи  детей;
  • закреплять знание  игрового упражнения с проговариванием текста;
  • развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, познавательную активность, слуховое и зрительное внимание;

Воспитательные:

  • воспитывать гуманное отношение к диким животным, умение сопереживать, любовь к природе,
  • воспитывать личностные качества: отзывчивость, доброжелательность, умение оценить результат деятельности,
  • воспитывать  у детей умение работать в коллективе.

Используемые методы и приемы обучения: наглядные (просмотр слайдов презентации «Дикие животные»,), словесные (беседа, объяснение, рассказ), игровой прием (дидактическая  игра  «Кто спрятался в сугробе?», дидактическая игра: «Назови детенышей диких животных во множественном числе», передача «В мире животных»).

Оборудование и материалы:

Для воспитателя: мультимедийное устройство, ноутбук, презентация «Путешествие по зимней тундре», оформление уголка зимней тундры (елки в снегу, сугробы, растения); аудиозаписи (звуков: «вой» волка, звуки передачи «В мире животных»), игрушки диких животных и их детенышей: заяц-зайчонок; лиса- лисенок; волк- волчонок;  медведь- медвежонок; олень- олененок; рисунки зверей, фломастеры, кормушки для птиц, корм для птиц.

Для детей: рисунки диких животных с недостающими частями тела, фломастеры.

Предварительная  работа:

  • составление описательного рассказа дикого животного;
  • чтение рассказов и сказок о диких животных;
  • просмотр презентации «Зимняя сказка»;
  • разучивание стихов  о диких животных, разгадывание загадок;
  • дидактические игры: «Опиши дикое животное, мы отгадаем», «Кто что делает?», «Чьё жилище?», «Чья мама, чьи дети?».

Время реализации до 20 минут.

Виды детской деятельности:

  • игровая (игра-имитация «Дорога в лес»); 
  • коммуникативная (беседа, ответы на вопросы);
  • двигательная деятельность (игровое упражнение «О Северном крае»); 
  • чтение художественной литературы (загадки о животных, стихотворные строки);
  • музыкально-художественная (звуки в презентации).

Форма организации: подгруппами.

Планируемые результаты:

  • ребенок умеет без помощи воспитателя составлять описательный рассказ дикого животного;
  • ребенок старается отвечать полными предложениями;
  • знает детенышей диких животных;
  • без труда согласовывает существительные во множественном числе и качественные прилагательные;
  • проявляет интерес к животным.  

Критерии оценки деятельности детей в НОД:

  • одобрение детей;
  • похвала детей за усердие, желание выполнять задание.

Для обеспечения интереса детей к теме, эмоционального отклика на нее я создала проблемную ситуацию, требующую разрешения: после получения письма от жителей тундры, отправиться в путешествие по зимней тундре и оказать им помощь.

Во время проведения НОД была обеспечена комплексность, взаимосвязь всех задач.

При выборе темы и материалов я опиралась на основные принципы образовательной программы ДОУ, а также учитывала комплексно-тематический принцип планирования, индивидуальные, возрастные и психологические особенности детей данной группы. Структура предложенной совместной деятельности взрослого и детей позволила мне решить  поставленные задачи и способствовала реализации намеченной цели. Структура НОД выстроена таким образом, что все её части были взаимосвязаны между собой и соответствовали теме.

Разнообразие видов деятельности обеспечило стабильность воспитательно-образовательной атмосферы. Основные этапы четко переходили от одного к другому. Целесообразно разделила время по всем частям занятия. Темп занятия выбран оптимальный. Темп речи умеренный. Материал излагала эмоционально.

НОД  состояла из трех частей. 

Организационный момент непосредственно-образовательной  деятельности предполагал: создание эмоционального настроя, приветствие, установление зрительного контакта, переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней. Удачно была подобрана и проведена коммуникативная игра «Здравствуйте!». Прочитано стихотворение о Северном крае.

Основная часть НОД, направлена на организацию самостоятельной умственной и практической деятельности детей.

При отборе содержания основной части НОД учитывались возрастные и психологические особенности детей, их речевые возможности.

В основную часть были включены задание на повторение изученного и активизацию опорных знаний с целью повторения пройденного и подведения к восприятию новых знаний, систематизацию имеющихся знаний детей в самостоятельной деятельности, закрепление имеющихся навыков.

Одной из развивающих  задач было  закрепление знаний у детей о  диких животных тундры, что было выполнено через отгадывание загадок о животных. Дети отлично справились с заданием, основываясь на имеющихся представлениях.

Остальные задачи решались в практической части НОД. При выполнении дидактической игры «Кто спрятался в сугробе?» особых трудностей дети не испытывали и верно называли детенышей диких животных, а в дидактической игре называли детенышей животных во множественном числе. Во время беседы выяснила:  дети знают, что нужно беречь окружающую среду. Ребята с удовольствием покормили зернышками птичек.

Дети слушали и руководствовались указаниями воспитателя, безошибочно дорисовали животным недостающие части тела.

В ходе проведения НОД ребятам очень понравилось выступать по телевидению в передаче «В мире животных»,  где  Захар Л., Ангелина К. замечательно справились с ролью ведущих и рассказали о диких животных волке и олене. Роль оператора с удовольствием исполнил Степан З.

Индивидуализация обучения проявлялась в оказании помощи затрудняющимся детям при выполнении заданий, напоминании, дополнительном объяснении, а также в учете особенностей мышления и темпа восприятия каждого ребенка.

Для снятия статического напряжения, повышения умственной работоспособности, снижения утомления было проведено игровое упражнение «Зимняя тундра», связанное с темой НОД. Действия детей сопровождались звучанием музыкальных произведений. На протяжении всей непосредственно-образовательной деятельности это помогло детям достигнуть результата, приблизиться к выполнению цели.

В заключительной части НОД подводился итог деятельности, чтобы в ходе его проверить качество усвоения нового материала, таким образом, смогла создать ситуацию успеха. Ребята поаплодировали себе в знак успешной завершенной деятельности.

Для реализации поставленных задач я использовала различные принципы: (наглядности, систематичности, доступности, последовательности, индивидуального подхода, развития, голосовой и эмоциональной модуляции, психологического комфорта), которые отображали одну тематику и были тесно взаимосвязаны.

Методы и приёмы:

  • словесный (загадывание загадки, описание животных,  объяснение, подведение итогов);
  • наглядный (елки, мягкие игрушки), елки, «снег», птички, кормушки, зернышки;
  • практический (музыкальное сопровождение);
  • игровой («Зимняя тундра»)

Выводы: Заявленная тема полностью соответствовала содержанию занятия. Все задачи, поставленные при планировании НОД, были решены, цель достигнута.

Над чем нужно работать для наилучшего результата: Продолжать обращать внимание на речь детей: добиваться полных ответов, ставить поисковые вопросы, создавать условия для диалога с детьми. В целом занятие прошло успешно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект досуга «Путешествие в зимний лес» для детей среднего дошкольного возраста

Предлагаю вашему вниманию конспект досуга "Путешествие в зимний лес" . Использование ИКТ способствует увеличению познавательной активности, любознательности....

Сценарий зимнего развлечения для детей среднего дошкольного возраста «Русские народные игры»

Программное содержание:1. Продолжить знакомить детей со старинными русскими играми; способствовать укреплению устойчивых детских объединений 2. Развивать внимание, память, воображение; ...

Зимнее развлечение для детей среднего дошкольного возраста на свежем воздухе «Зимние забавы»

Цель: создание благоприятного эмоционального состояния у детей посредством подвижных игр на свежем воздухе...

Зимнее развлечение для детей среднего дошкольного возраста «День Рождения Снеговика»

18 января весь мир отмечает Международный День снеговика. Такая идея пришла коллекционеру Корнелиусу Грётцу из Германии. Он начал ещё юношей собирать изображения снеговика и в 2008 году вошё...

Конспект НОД "Путешествие в зимний лес" для детей старшего дошкольного возраста

КОНСПЕКТмузыкального  занятияв старшей группена тему: «Путешествие в зимний лес»   Составила и провела:музыкальный руководительМБДОУ «Детский сад №31»Воробь...

Картотека зимних игр для детей среднего дошкольного возраста

Подвижные игры для проведения в зимний период с детьми среднего возраста. Цель: формирование навыка активного времяпровождения на прогулке....