Проект "Новогоднее волшебство"
методическая разработка (подготовительная группа)

Поспелова Татьяна Александровна

«Как казаки Новый год встречали да щедровки, посевалки певали…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_8_i_9_gruppa.docx849.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 «Лазурный»

муниципального образования

город-курорт Анапа

Методическая разработка организации совместной деятельности педагогов, родителей и детей

Новогоднее волшебство

(«Как казаки Новый год встречали да щедровки, посевалки певали…»)

Авторы:

Комарова Татьяна Владимировна,

Воспитатель

Крюкова Юлия Вадимовна,

воспитатель

Поспелова Татьяна Александровна,

воспитатель

Анапа

2020 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.

Предисловие………………………………………………………

3

2.

Введение…………………………………………………………..

5

3.

Основная часть…………………………………………………...

7

4.

Цель. Задачи………………………………………………………

7

5.

Способы поддержки детской инициативы……………………..

8

7.

Условия реализации методической разработки……………….

9

8.

Заключение……………………………………………………….

10


Предисловие

Методическое пособие организации совместной деятельности педагогов, родителей и детей содержит:

- описание обряда казаков в новогоднюю ночь

- подробное описание способа изготовления поделки;

        Методическое пособие разработано на базе МАДОУ д/с № 11 «Лазурный» муниципального образования город курорт Анапа, подготовительной к школе группы, внедряющей основную образовательную программу «От рождения до школы».

Методическое пособие предназначено для  педагогов дошкольных образовательных учреждений, организации, как образовательной деятельности дошкольников подготовительного возраста, так и совместной деятельности детей и родителей. Данное пособие может быть использовано  родителями в семейном воспитании.

Данная методическая разработка предназначена для организации воспитательно-образовательного процесса в условиях внедрения регионального компонента от 4 до 7 лет.

Ожидаемые результаты

- Ребенок владеет основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

- Ребенок способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

Введение

Каждая нация, большая или малая, имеет свои культурные ценности и из этих ценностей складывается великое духовное достояние человека.

М.А. Шолохов

Актуальность проблемы: За последние 20 лет наша жизнь, жизнь н, нашего шей страны, людей очень стала другой, произошла переоценка ценностей, в том числе и исторического прошлого. Мы очень плохо владеем истрией нашего края и нашей страны: как жили люди на Руси, как отдыхали, как отмечали праздники, какие соблюдали традиции, обычаи, чем украшали свой быт и вообще, из чего этот быт состоял. Если мы ничтожно мало знаем об этом, мы ни чего не сможем передать младшему поколению, вообще, сможем ли мы заинтересоватьдетей узнавать об историческом прошлом. Чтобы донести все это до сознания детей, мы должны понимать, что мы являемся носителями русской народной культуры, что детей необходимо воспитывать в национальных традициях.

Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал исторической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к истории, воспитывать любовь к ней.

Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры.

История праздника: новый год, как момент перехода последнего дня года в первый день следующего, не считался главным праздником, и ассоциировался в первую очередь с именными праздниками православных святых: вечер накануне нового года (31 декабря по старому стилю, 13 января – по новому) именовался Щедрым вечером по имени св. прп. Мелании Щедрой. Первый день нового года (1 января по старому стилю, 14 января – по новому) – Васильевым днем в честь почитаемого св. Василия Великого. В Щедрый вечер молодежь ходила «на Меланки», «щедровать» или «кричать святой вечер», ходить с Мыланкой (или Мыланкой и Васылем) и водить козу. Меланкой, как правило, наряжали красивую и скромную девушку, одевали ее как можно красивее, делали ей венок из бумажных цветов и фату. Другую девушку (реже парня) рядили Василем, облачая в мужские порты, рубашку и головной убор. Сопровождали Меланку и Василя обычно девушки и молодые женщины.  Щедрующие подходили к какому-нибудь дому, просили «благословить щедровать» или «пустить Меланку». В отличие от других щедрующих, которых могли оставить под окном, Меланку пускали в дом.

Щедрование сопровождалось соответствующими обрядовыми песнями «щедровками».

На Кубани помимо хождения с Мыланкой, был распространен обычай вождения козы. Коза в народных обрядах является символом и стимулятором плодородия, богатства. Поэтому казаки верили, что в доме, в котором побывала «коза» в следующем году будет достаток и благополучие. В этом обряде обычно принимали участие мужчины. Главным действующим персонажем этого обряда была коза, либо живая, либо наряженный в шубу и маску с рогами участник святочных гуляний. В отличие от Мыланки с Василем, козу в хату обычно пускать не хотели, но гуляющие парни на всю округу гудели о том какие хозяева жадные, угрожали измазать ворота грязью, поломать плетень или что-то украсть.  Хозяевам ничего не оставалось делать, кроме как впустить козу со свитой

Щедрование, посевание, хождение с Мыланкой, вождение козы — всё это придавало религиозной стороне праздников свою очаровательную обрядность. И сейчас, в казачьих станицах мы имеем возможность наблюдать эту живую, не музейную этнографию, и просто обязаны передать ее будущему поколению.

IMG-20191221-WA0138.jpg                                         IMG-20191221-WA0112.jpg

IMG-20191221-WA0128.jpg

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ЦЕЛЬ создания методической разработки:

Становление целостной личности ребенка, развитие у нее нравственности и культуры.Привлекать родителей к совместному творчеству с детьми, познакомить детей и родителей с одной из технологий изготовления поделки, создать новогоднее настроение в процессе изготовления поделки.

ЗАДАЧИ:

 Воспитательные:

  • Воспитывать у детей чувство патриотизма.
  • Расширять коммуникативные способности детей.
  • Формировать познавательные интересы и познавательные действия в различных видах деятельности
  • Помочь родителям освоить некоторые игровые приемы взаимодействия с детьми, расширять диапазон невербального  общения родителей с детьми.

Развивающие:

  • Развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.
  • Развивать гражданственность и национальное самосознание.
  • Развивать  внутрисемейные связи, эмоциональное, позитивное семейное общение, умения находить общие интересы и занятия.

Обучающие:

  • Учить осмысливать события и явления действительности прошлого, настоящего и будущего.
  • Привлечь родителей к совместным мероприятиям, самому стать крепким звеном цепочки между семьей, детьми и дошкольным учреждением.
  • Апробировать новые нетрадиционные формы работы с семьей, как фактор позитивного эмоционального развития ребенка.

Условия реализации

Мастер-класс«Как казаки Новый год встречали да щедровки, посевалки певали…» изготовлены в совместной деятельности детей, воспитателей и родителей.

Мастер-класс«Как казаки Новый год встречали да щедровки, посевалки певали…» побуждают детей к активной познавательной, творческой  и развивающей  деятельности. Помогают в общении со сверстниками и взрослыми, развивают самостоятельность, коммуникативные качества, развивают познавательную активность дошкольников.

Мастер-класс«Как казаки Новый год встречали да щедровки, посевалки певали…» ориентированы на дошкольный возраст от 4 до 7 лет, могут решать множество задач в воспитательно-образовательном процессе.  Мастер-класс можно использовать в самостоятельной деятельности детей и при организации совместной деятельности педагога и детей по ознакомлению с окружающим миром, развитии познавательной деятельности, развитии мелкой моторики и сенсорном развитии, а также  может применяться в работе с родителями.

Способы поддержки детской инициативы

Инициатива –  внутреннее побуждение к новым действиям, вовлечение окружающих людей  в эту деятельность, беря на себя руководящую роль. Если мы хотим, чтобы наши дети верили в себя, развивались и экспериментировали, мы должны подкреплять инициативу, даже когда она сопровождается ошибками.

Для поддержки детской инициативы необходимо:

1. уважать особенные вкусы и привычки детей;

2. поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то;

3. создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;

4. при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;

5. создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам.

        Проявлением детской инициативы при проведении мероприятия стало желание изготовить свою особенную козу, дети проявляли фантазию и у них это получилось:

IMG-20191221-WA0048.jpgIMG-20191221-WA0033.jpg

 В поддержку детской инициативы выступили родители воспитанников и изготовили  свой вариант козы.

IMG-20191221-WA0011.jpgIMG-20191221-WA0038.jpg

IMG-20191221-WA0060.jpg

Условия реализации методической разработки

Данная методическая разработка может быть реализована как в одновозрастных, так и разновозрастных условиях формирования групп.

По форме организации работы с данной дидактической игрой можно использовать как работу в парах, так и  подгрупповую и коллективную форму организации работы, в зависимости от задач решаемых педагогом или выбором детей. Данное игровое дидактическое пособие,  может применяться в работе с детьми ОВЗ.

Методическую разработку могут быть использованы родителями в домашних условиях для развития детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Участие детей и родителей в мастер-классе доказало свою эффективность: дети стали активно включаться в игровую деятельность, научились договариваться. У детей появился интерес к  истории своего края и культуры. По инициативе  воспитанников в группе уже начата работа по организации кубанского уголка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научите руки волшебству

Консультация-практикум...

Сценарий развлечения "Зимние волшебства"

Сценарий новогоднего праздника подготовлен на основе болгарской сказки Ц. Петрова "Подарок Деду Морозу". Сказка переработана и адаптирована Г.Т. Холоповой для дошкольников средней и старшей групп. Зан...

Консультация для родителей Исцеление искусством, или волшебство арт-терапии

Консультация для родителей Исцеление искусством, или волшебство арт-терапии      Старший воспитатель Орлова Светлана Васильевна...

"Волшебство снежинки и льдинки".

Конспект интегрированной НОД по формированию целостной картины мира и рисованию. Форма проведения: опытно-экспериментальная....

Волшебство для Золушки

Согласование числительных «два», «две» с существительными. Закрепление образования существительных в родительном падеже единственного числа. Обогащение словаря по теме «Одежда». Развитие зрительного в...