Конспект занятия в старшей группе по теме «Знакомство с фольклором Мордовии»
план-конспект занятия (старшая группа)

Рубцова Анна Николаевна

Познакомить детей с мордовским фольклором; закрепить представления о русском фольклоре; развивать произвольное запоминание, внимание, умение придумывать загадки; воспитывать интерес к мордовской и русской культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_v_starshey_gruppe.docx_mordovskiy_folklor.docx16.5 КБ

Предварительный просмотр:

                    Занятие в старшей группе

 по теме «Знакомство с фольклором Мордовии»

Задачи: познакомить детей с мордовским фольклором;

                закрепить представления о русском фольклоре;

                развивать произвольное запоминание, внимание, умение

                придумывать загадки; воспитывать интерес к мордовской и русской

                культуре.

Оборудование: картотека на тему «Русский и мордовский фольклор»;

                              картинки для составления загадок; фишки.

                                 Ход занятия

Воспитатель. 

- Дети, мы с вами знакомились с русским фольклором: отгадывали загадки, проговаривали скороговорки, учили песенки, потешки.  Давайте вспомним некоторые их них: «Тили – бом, тили – бом!», «Водичка, водичка». Фольклор сопровождает вас всю жизнь и доставляет радость. Сегодня я познакомлю вас с мордовским фольклором. Мамы поют колыбельные песни, когда укладывают малыша. Послушайте мордовскую колыбельную песню:

«Ложись -ка, доченька,

Ложись-ка, лапонька!

Под головку положу высокую подушечку,

Постелю тебе мягкую постельку»

- Когда поют колыбельные песни?

- Как их поют? Громко или тихо? Медленно или быстро? Почему?

- Какие ласковые слова вы заметили?

- Любимая забава у мордовских детей – качаться на ноге у взрослых. Взрослый при этом произносит слова под ритм. Они называются пастушками. При одевании ребенка взрослый ласково произносит слова:

«Сами, сами обувайтесь,

К бабушке ходите.

Бабушка даст яичко,

Крестный даст крендель

Нашей Оленьке!»

- У русского народа тоже есть такая забава. Вспомните такие слова:

«По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке,

А потом по кочкам, по кочкам

И в ямку – бух!»

- Дети, понравилась вам такая забава? Кого из вас так развлекали и кто?

- На смену пестушкам пришли потешки. Мамы всего мира пели для своих детей веселые песенки, рассказывали потешки, когда умывали их, причесывали. Вот одна из мордовских потешек:

«Этот пальчик – дедушка,

Этот – бабушка,

Этот – баню топит,

Этот – воду носит,

Этот – веничком парит».

- Чему учит такая потешка? (счету)

- Мы с вами знаем много разных потешек. (Дети рассказывают знакомые потешки).

- А теперь встанем в круг, сначала послушаем, а затем повторим мордовскую закличку. Закличка – это обращение к солнцу, дождю, ветру:

«Солнышко, выйди, выйди,

Ложку масленой каши дам!

Солнышко, выйди, выйди,

Красного петуха тебе дам!»

- Каким голосом мы произносим это обращение?

- Вспомните обращение – закличку из русского фольклора про дождик.

«Дождик, дождик, пуще,

Будет трава гуще.

Дождик, дождик, посильней,

Огород ты наш полей»

- А чтобы дети росли умными, взрослые придумывали загадки. Загадки нужно отгадывать, в них только рассказывается о чём-то, а  о чём именно-нужно догадаться самим. Давайте устроим  соревнование, кто быстрее и больше отгадает загадок.

1. На дворе –горой,

В доме – водой. (снег)

2. Без рук, без ног,

А дверь отворяет. (ветер)

3. И летом, и зимой

Всё в одежде одной. (ель)

- Молодцы! Вот такие интересные мордовские загадки. Сейчас мы с вами поучимся придумывать по картинке загадку.( У каждого ребенка картинка).

Придумайте, какими словами можно интересно рассказать о том, что у вас нарисовано на картинке.(Дети вместе с воспитателем придумывают загадки по картинкам).

- Дети, вы любите играть?

Становитесь в круг, поиграем в мордовскую игру «В горшочки». Выбираем ведущего считалкой. Какие считалки вы знаете? Мордовский народ тоже много считалок. Вот одна из них:

«1,2,12,

Бежит парень без фуражки.

Он не старый и не молодой,

На всё счетовод (молодец).

Воспитатель.

- Дети, любите мордовский и русский фольклор. Народ создавал его для вас.

             

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по психогимнастике тема: "Знакомство со сказочными персонажами"

Занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Оно  направлено на развитие эмоциональной сферы детей,коррекцию агресивного поведения. На занятии дети учатся доброжелательному отно...

Презентация по теме: "Знакомство с фольклором на музыкальных занятиях"

В работе показаны виды хородов и детские деревянные игрушки....

Конспект занятия по развитию речи детей во второй младшей группе. Тема: "Знакомство с фольклором"

Приобщение детей к истокам народной культуры и обогащение словоря детей посредством фольклорных произведений....

Конспект занятия по логоритмике. Тема «Знакомство со звуком Т» (4-6 лет)

Конспект является продолжение программы по логоритмике для детей дошкольного возраста. Игры, упражнения, задания можно использовать как на групповых занятиях так и индвидуально для знакомства с соглас...

Конспект занятия по логоритмике. Тема «Знакомство со звуком Ть. Дифференциация Т-Ть» (4-6 лет)

Конспект является продолжением программы по логоримтике для знакомства детей с согласными звуками Т- ТЬ и их дифференциацией. Дошкольники на паровозике попадают в деревню, где их ждут персонажи, котор...

Конспект занятия по логоритмике. Тема «Знакомство со звуком Фь. Дифференциация звуков Ф-Фь»

Конспект является продолжением программы для старших дошкольников с ТНР по ознакомленю со звуками речи в рамках занятий по логоритмике. Для занятия подобраны интересные и доступные задания, игры, упра...

Конспект занятия по логоритмике. Тема «Знакомство со звуком Ф»

Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста с ТНР с ОВЗ и является продолжением программы по логоритмике. В конспект влючены: знакомство со звуком Ф и его артикуляция, фонетическая рим...