Перспективные планы
материал (подготовительная группа)

Надькина Елена Егоровна

Перспективные планы по дополнительному образованию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnye_plany.docx28.68 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование

3-ий год обучения                                                                                        

Октябрь

Неделя

Тема

Программное содержание

Словарь для активного усвоения

Методические приемы

Материал и оборудование

1.

В  детском саду (наша группа, игрушки)  

                                       

1.В  детском саду (наша группа, игрушки)                                          

Учить детей понимать слова на эрзянском языке.

Развивать память, умение соотносить слова на эрзянском языке с объектами русской речи.

Воспитывать желание слышать эрзянскую речь и говорить на этом языке.

Повторение слов, изученных в средней и старшей группах.

Слова: эйдень кужо, паро, берянь, артомс

Речевые образцы: Кодамо эйдень кужось? Эйдень кужось паро. Мон якан эйдень кужов. Мон молян. Тон молят. Сон моли. Минь мольтяно. Тынь мольтядо. Сынь молить

Вопросы к детям, дидактическая игра «Детский сад», игра с мячом,  сюрпризный момент: кукла Татюня  в национальном костюме

Картина «Детский сад», кукла, мяч.

2.

Семья. Профессии.

1.Семья. Профессии.

 Учить детей понимать слова на эрзянском языке, добиваться правильного произношения всех слов, учить пользоваться интонационными различиями для целей общения.

Развивать память, умение соотносить слова на эрзянском языке с объектами русской речи.

Воспитывать желание слышать эрзянскую речь и говорить на эрзянском языке.

Повторение слов, изученных в средней и старшей группах.

  Речевые образцы:

Те монь авам. Те тонь тетят? Аволь, те монь бодям. Монь ули

Сюрпризный момент, д\и «Знакомство», вопросы к детям.

 

Сундучок с игрушками, картина «Моя семья» - (О. Соловьёва), картинки с изображением людей разных профессий.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              3.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

2.Семья. Профессии

Познакомить с новыми эрзянскими словами;

формировать правильное произношение слов и слогов; воспитывать любовь к своей семье, эрзянскому языку.

Новые слова:  Ломань. Монь, тонь, сонзэ, кинь?                  Речевые образцы:

Косо важоди тетят? Сон важоди заводсо.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Вопросно-ответная беседа, показ картинок, предметов, действий, п\и "Варакасо" (В ворону)

Картинки с изображением людей разных профессий.

4.

Одежда (ателье) Изготовление одежды.

1.Одежда (ателье) Изготовление одежды.

Закрепить знание ранее изученных слов, формировать правильное произношение слов и слогов, воспитывать любовь к своей семье.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Повторение слов, изученных в средней и старшей группах.

Новые слова:  оршамопель, паля. панар.                  

  Речевые образцы: Тейтерькась оршазь мазый палясо. Цёрыненть лангсо панар.

 Вопросно-ответная беседа, показ картинок, предметов, действий, дидактическая  игра: «Одень куклу», д\и «Назови по -эрзянски";

Фланелеграф, изображение ателье, куклы: мальчик и девочка, одежда для них.

Ноябрь

                                                                                                                                                     

Тема

Программное содержание

Словарь для активного усвоения

Методические приемы

Материал и оборудование

1.

2.Одежда (ателье) Изготовление одежды

Учить детей обозначать словом видимые предметы, распознавать слова в составе высказывания. Способствовать эффективному запоминанию новых слов, используя для этого игры и игровые ситуации. Воспитывать любовь к эрзянскому языку

Новые слова: понкст, кемть, паця.                     Речевые образцы:

Сырькаем кани паця. Сон мазый оршамопельтнень стыть ательесэ.

Беседа, дидактические игры: «Цепочка», «Отгадай название одежды», «Кого не стало», подвижная игра.

Картинки на тему : «Одежда»

2.

Части тела. Личная гигиена.

1.Части тела. Личная гигиена.                     

Формировать у детей устойчивый интерес к эрзянскому языку, желание разговаривать на эрзянском языке. Познакомить детей с новыми словами на эрзянском языке и добиваться их правильного произношения. Воспитывать любовь к эрзянскому языку.

Новые слова: кедь, пей, пейть. Черть, рунго, кель, уло.                    Речевые образцы: Неть кедть. Монь кедем кавто. Пейтне ашот. Чертне кувакат.

Беседа, ответы на вопросы, фонетическая зарядка, физкультминутка, д/и «Приветствие».

Кукла в национальном костюме, картинки с изображением частей тела.

                                                                                                                                                                                                                                    3.

2.Части тела. Личная гигиена.

Закрепить с детьми знакомые слова и речевые образцы на тему «Части тела». Учить понимать эрзянскую речь  с использованием этих слов. Развивать сенсорные способности.

Воспитывать у детей интерес и  стремление к общению на эрзянском языке в играх и в игровых ситуациях

Новые слова: сапонь, нардамо, судрямс, шлямс, нардамс.                  Речевые образцы: Мон шлян кедем ды чамам. Тон судрят череть.

Чтение потешки «Те тейтерне, те церыне…», отгадывание загадок, игровые упражнения «Что это?», «Будь внимателен, смотри, и все правильно покажи».

Кукла, картинки с изображением частей тела.

4.

Звери и птицы.

1.Звери и птицы.

Пробудить у детей интерес и стремление к общению на мордовском языке, создать настрой для дальнейшего его изучения;

Научить дошкольников воспринимать, понимать и говорить отдельные слова Работать над произношением вышеуказанных слов и речевых образцов.

Новые слова: ваз, пурцоз, реве левкс, вашо                    Речевые образцы:

Те алаша. Те вашо. Алашанть ули вашозо. Тувонть ули пурцозозо.

Проговаривание считалки «Хоть мон вишкине нумолне» (Я хоть и маленький зайчик»), мордовская прибаутка «Давай, дружок, помиримся», д/и «Чудесный мешочек», д\и «Покажи, не ошибись!», подвижная мордовская игра «Варакасо» .

Картинки с изображением зверей и птиц , раскраски.

Декабрь

Неделя

Тема

Программное содержание

Словарь для активного усвоения

Методические приемы

Материал и оборудование

1.

2.Звери и птицы.

Закрепить с детьми названия птиц и животных на эрзянском языке.

Учить правильно произносить звук а /в слове и  изолированно/.

Активизировать в речи детей названия предметов на эрзянском языке.

Воспитывать интерес к эрзянскому языку.

Развивать память, интерес к мордовскому фольклору.

Новые слова: нармунь, озяз, варака. Послелоги: лангсо, прясо, вакссо.                  

Озязось чувто прясо. Алашась луга лангсо.

Рассказывание стихотворения. Фонетическая зарядка. Игра «Поймай мяч и скажи правильно».

Игрушки: животные, мяч. Предметные картинки с изображением птиц и животных. Маски «Животные»

2.

  Овощи и фрукты. Сервировка стола.

1.Овощи и фрукты.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Учить  детей отвечать на вопросы воспитателя.

Активизировать в речи детей названия цветов.

Воспитывать желание играть в мордовские подвижные игры, соблюдать элементарные правила.

Развивать внимание, слуховое восприятие, память.

Повторить названия овощей и фруктов в ед. и мн. числе.

Изучение слов: путомс, саемс, аштемс, пире, косо?

Речевые образцы: Монь кедьсэ умарь. Сон тантей. Мезе тесэ ашти? Мезе тезэ путат? Те тарелканть саик, а тень путык. Ков молят? Пирев. Козо путсак. Столь лангс.

Загадка. Потешка.  Пословица.Считалка. Д/и «Угадай фрукт или овощ», «Чего не стало?». Игровое упражнение.

Муляжи фруктов и овощей. Разноцветные круги, вырезанные из картона, коробка.

Шапочки с изображением фруктов и овощей. Магнитофон.

3.

Счет 1-10

1.Счет 1-10.               

Закрепление слов – приветствий на эрзянском языке.     Знакомить с счетом на эрзянском  языке.

Развивать внимание, слуховое восприятие, память.

Новые слова: вейке. кавто, колмо, ниле, вете, кото, сисем, кавксо, вейксэ, кемень.                 Речевые образцы: Тесэ вейке флажок. Умартнеде вете. Тонеть зяро куярт? Сисем.

Художественное слово. Беседа по вопросам. Игровая ситуация с дидактической куклой.

Счетные палочки, ккартинки с изображением разных предметов.

4.

2.Счет 1-10.               

Продолжать учить детей вести счет на эрзянском языке.

Развивать у детей интерес к эрзянскому языку с помощью игровых ситуаций.

Прививать интерес к изучению языка.

Новые слова: : вана, те, маштомс, кармамс, ламо, аламо.                                                                

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Речевые образцы: Мон маштан ловомо. Тесэ зяро кружокт? Кото. Ветесь ламо. Някатнеде аламо. Чувтнэде ламо.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Физкультминутка.

Дидактическая игра «Собери фигуру».

Счетные палочки, ккартинки с изображением разных предметов.

Январь

Неделя

Тема

Программное содержание

Словарь для активного усвоения

Методические приемы

Материал и оборудование

1.

     Город и транспорт.

1.Город и транспорт                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Учить детей говорить на эрзянском языке.

Учить понимать содержание вопроса и отвечать односложно (- Те мезе? – Те машина).

Формировать у детей правильное произношение всех звуков, как в                                   отдельности так и в составе слова.

Упражнять детей в произношении эрзянских слов.

Активизировать грамматические навыки в игровых ситуациях, обеспечивать перенос грамматических навыков, предоставляя детям возможность использовать их на новом лексическом материале.

Воспитывать у детей желание говорить на мордовском языке.

Прививать интерес к изучению языка.

 Повторение ранее изученных слов. Изучение слов: келей, мазый, кувака, сэрей, алкине.

  Речевые образцы: Те ош. Ошось мазый. Ошсо ульцят, кудот, машинат. Машинась арды. Машинатне ардыть. Ульцясь кодамо? Келей, кувака. Мон шоферан. Мон летчикан.

Беседа, вопросы детям, чередование хоровых и индивидуальных ответов, словарный перевод.

Дидактическая игра с применением наглядности, подвижная игра, сюрпризный момент.

Картина с изображением улицы города, игрушки – машинки.

2.

Дни недели

1.Дни недели. 

Развивать разговорную речь детей на эрзянском языке.

Учить понимать содержание вопроса и отвечать односложно.

Формировать у детей правильное произношение всех звуков, как в                                   отдельности, так и в составе слова.

Упражнять детей в названии  эрзянских слов, объединяя их в группы по смысловому признаку.

Активизировать грамматические навыки в игровых ситуациях, обеспечивать перенос грамматических навыков, предоставляя детям возможность использовать их на новом лексическом материале.

Воспитывать у детей желание говорить на эрзянском языке. Прививать интерес к изучению языка.

Новые  слова:                                                                                        понедельник, овторник, середа, цетверк, пеця, субута, недлячи.                   Речевые образцы:

Течи понедельник. Ванды овторник. Исяк ульнесь недлячи.

Беседа, вопросы детям, чередование хоровых и индивидуальных ответов,  загадка.

Дидактическая игра с применением наглядности, подвижная игра, сюрпризный момент.

Кукла в национальном костюме, мяч.

3.

2.Дни недели. 

  Вызвать у детей интерес к эрзянскому языку, желание научиться говорить   и   понимать его.   Обогащать представления детей о днях недели.    

Закрепить с  детьми  ранее  выученные грамматические конструкции, активизировать их словарный запас.    Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

Новые слова: течи, исяк, ванды.                  Речевые образцы:

Исяк мольсь пиземе. Ванды мон молян магазинэв.

   

 Использование этюда  «Улыбка », беседа по   вопросам, отгадывание  загадок, создание   игровой  ситуации «Веселый сундучок »,       дидактическая игра: «Угадай», «подвижная игра: «В круги », использование сюрпризного моме    нта.

Магнитофон,

«сундучок», картинки с изображением разных

улыбок на лице,

Февраль

Неделя

Тема

Программное содержание

Словарь для активного усвоения

Методические приемы

Материал и оборудование

1.

Времена года.

1. Времена года

Учить детей понимать эрзянский язык, вызвать желание учить его. Развивать диалогическую речь детей, учить отвечать на вопросы. Закрепить с детьми названия времен года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 на эрзянском языке, цвет и счет предметов, активизировать их словарный запас.        Воспитывать любовь к животным, вызвать желание заботиться о них.

Новые слова: сексь, теле, тундо, кизэ.                   Речевые образцы: Кизна лембе. Тельня якшамо. Тунда весе цвети. Тельня лов. Сексня паро.

Чтение стихотворения А.Кондратьева «Доброе утро», беседа по вопросам, чтение  считалки  на   эрзянском    языке, использование игровой ситуации «Волшебный сундук», использование д/и: «Назови слово».

Сундучок, мяч, предметные картинки с изображением времен года.

2.

2. Времена года

Углубить знания детей о временах года, ее характерных чертах, признаках, учить различать признаки времен года.

Развивать связную речь, умение говорить правильно, логическое мышление.         Воспитывать любовь к природе родного края, интерес к мордовскому языку и чувство гордости за свой народ.

 Новые слова: пинге, мейле, тусь, прась, сась.                  Речевые образцы:

Кизэде мейле сы сексь. Ловось прась тельня.

Беседа о временах года, работа с картинками, сюрпризный момент «Волшебный цветок».

Цветок с лепестками красного, желтого, белого и зеленого цвета, картины, изображающие времена года.

                                                                                                                                                                                 3.

Вирьсэ

1.Вирьсэ.               

Новые слова: вирь, тарад, килей, пиче, куз, тумо, пой, косто? Речевые образцы: Те вирь. Вирьсэ чувтт. Те килей. Сон сэрей, ашо. Тумось эчке. Чувтонть улить тарадонзо? Лопатне кизна пижеть. Вирьсэ эрить нармунть. Сынь морыть. Тон косто сат? – Вирьстэ.

Беседа, вопросы детям, отгадывание загадок,

дидактическая игра с применением наглядности, подвижная игра, сюрпризный момент.

Картинки с изображением деревьев.

4.

На речке

1. На речке.                 

Новые слова:                                                                                          эрьке, венч, уемс, нимиляв  чийнемс.            Речевые образцы: Мон экшелян лейсэ. Лейсэнть калт. Ведесь ванькс. Мон уян венчсэ. Минь чийнитяно.

Беседа, отгадывание загадок,

дидактическая игра с применением наглядности, подвижная игра, сюрпризный момент.

Картинки с изображением реки, лодки, рыб.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                                               

Март

                                                     

Тема

Программное содержание

Словарь для активного усвоения

Методические приемы

Материал и оборудование

                                                                            1.

 Весна

1.Весна.

Повторить слова, относящиеся к временам года. Развивать умение употреблять эти слова  в своей речи.  Помочь воспроизвести эти слова в памяти детей, правильно произносить их на мордовском языке, составлять с ними словосочетания. Способствовать повышению речевой активности детей, развитию умения выражать свои мысли на мордовском языке в пределах доступной им тематики, предусмотренной программой.

Создать эмоциональный настрой у детей в изучении мордовского языка.

Воспитывать потребность в общении на мордовском языке, интерес к его изучению.

Новые слова:  чипай, лембе, соламс.              

                               

 Речевые образцы: Сась лембе тундось. Чипаесь свети лембестэ. Ловось солась.              :                                                                                                                                                                                                                                                              

Показ настольного театра, проведение игр, физминутка, проговаривание чистоговорки, чтение стихотворений о весне..

Картина «Времена года. Весна». Стихи мордовских поэтов о весне.

2.

 2.Весна

Повторить с детьми слова: чипай, лембе.

Способствовать закреплению в памяти детей этих слов, умению использовать их в речи.

Расширить словарный запас детей новыми словами и речевыми образцами.

Развивать у детей желание узнавать, что означает новое слово, составлять с этими словами словосочетания, узнавать их в речи.

Способствовать активизации внимания детей, запоминанию новых слов и речевых образцов, повышению речевой активности. Развивать у детей навыки коммуникативного общения на мордовском языке с учетом программного речевого развития.

Воспитывать проявление интереса к мордовскому языку и желания говорить на нем.

 Новые слова:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           панжовкст, касовкст.                                    Речевые образцы: Появасть  васенце касовкстнэ. Панжовкстнэ мазыйть.

Загадывание загадок, проговаривание чистоговорок, пение веснянок, инсценировка, проведение игр.

Сказочная полянка», письмо, картинки с изображением весенних цветов.

3.

Огород

1.Огород

Познакомить детей с новыми словами на эрзянском языке на тему «Огород», научить правильно произносить слова, формировать положительное отношение к мордовскому языку.

Новые слова: пире, чувномс, путомс, эмежть, сокамс, изамс, видемс, видсть, валномс, кочкомс.                Речевые образцы: Чувномс мода. Путомс эмежть. Эмежтне эрявить кочкомс ды валномс.

Беседа, ответы на вопросы, фонетическая

зарядка, показ, подвижная игра «Солнышко и дождик» («Чи и пиземне»),.

Картинки с изображением орудий труда для полевых работ.

4.

Кизэ

1.Кизэ. 

Познакомить детей с новыми эрзянскими словами,

закрепить знание ранее изученных слов, формировать правильное произношение слов и слогов, воспитывать любовь к природе родного края.

Новые слова:  экшелямс, эжнемс, оймсемс.                  

   Речевые образцы: Эйкакштне экшелить лейсэ. Сынь эжнить чинть ало.

Беседа, показ, ответы на вопросы, загадывание загадок, фонетическая зарядка,  физкультминутка, подвижная игра      («Верьгизнэсэ»).

Картина

«Времена года. Лето»

Апрель

Неделя

Тема

Программное содержание

Словарь для активного усвоения

Методические приемы

Материал и оборудование

1.

2.Кизэ

Обучать детей  эрзянской разговорной речи,

Добиваться правильного произношения слов.

Воспитывать интерес к языку, желание разговаривать, активизировать                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     изученные слова.

  Новые слова:                                                                                        унжат, цеця, кистэйть, инзейть, кептерь.                  Речевые образцы: Вирьсэ кенерсть кистэйтне ды инзейтне. Сынь кочкамат кептерьс.

                                                                                                   

Беседа, дидактическая  игра: «По ягоды».

Хороводная игра «Вай, Ванине-Ванине».

Картина

«Времена года. Лето», картинки с изображением насекомых, цветов, ягод.

2.

  1. Повторение и закрепление изученного материала                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

     

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Вопросно-ответная беседа, сюрпризный момент, создание проблемной ситуации                                                                                                                                                                                                              

Кукла Татюня в мордовской одежде.

3.

2.Повторение и закрепление изученного материала

4.

Итоговое занятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе. Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе.  Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе...

перспективный план развитие речи средняя группа .Перспективный план по художественно-эстетическому развитию

перспективный план по развитию речи по программе от рождения до школы.  перспетивный план по художественно-эстетичнескому развитию по программе от рождения до школы средняя группа...

Перспективный план работы по пожарной безопасности во второй младшей группе . Приложение к перспективному плану по пожарной безопасности.

Перспективный план работы  по пожарной безопасности во второй  младшей группе . Приложение к перспективному плану по пожарной безопасности....

Перспективный план по работе с родителями Группы раннего возраста 1-3года На 2021-2022учебный год.Перспективный план по работе с родителями Группы раннего возраста 1-3года На 2021-2022учебный год.

Сентябрь1.  Консультативная деятельность для вновь поступающих детей.    Наглядная педагогическая пропаганда.Режим дня.«Адаптация»- что это такое?    2....