"Знакомство с мордовской одеждой" (конспект занятия в старшей группе)
план-конспект занятия (старшая группа)

Прасолова Светлана Юрьевна

"Знакомство с мордовской одеждой" (конспект занятия в старшей группе)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_mordovskoy_odezhdoy.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе на тему:

«Знакомство с мордовской одеждой»

Цель: знакомство с мордовской национальной одеждой.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,  «Речевое развитие», «Физическое развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие».

Программное содержание: 

1. Познакомить детей с мордовской национальной одеждой. 
2. Развивать связную речь детей, через составление предложений разной конструкции, пользование ими в речи. 
3. Обогащать и активизировать словарь детей.
4. Систематизировать и закреплять имеющиеся знания у детей об истории и традициях мордовского народа.

 Методические приёмы: беседа, народные игры, рассматривание предметов быта, творческая деятельность детей, итог занятия.

Материалы и оборудование: инсценирована выставка старинной одежды: панар – ожаки,  нула,  фарък, крганят;  подготовлен музыкальный репертуар к занятию; дидактический материал приготовлен к игре «Зашей одежду»: (карточки размера (30 на 40) на одной нарисован панар, на другой нула, на костюмах изображены дырочки в виде геометрических фигур, заплатки, которые соответствуют форме дырочек и цвету панара и нулы);ленты атласные, бусины.

Предварительная работа:  чтение художественной литературы;  посещение Краеведческого музея;  рассматривание одежды на репродукциях известных художников;  разучивание с детьми коротких рассказов о старинной мордовской одежде. 

Ход : 
1 часть:

В: - Ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости.  Они пришли посмотреть, как мы занимаемся. Давайте поздороваемся  с ними.

Р: -Здравствуйте!

В:- А теперь поздороваемся на мордовском языке.

Р: - Шумбратадо!

В:-Тячи минь мархтонт пофтама музеи, коса ванцасьс мокшень сядонголень щапнень. Но прежде чем повомс аредалять фтасаськ кода лемоц республикать, коса минь эрятама?

Р:-Минь эрятама Мордовияса.

В:-А кодо лемоц Мордовиять столицанц?

Р:- Мордовиять столицац городсь Саранск.

В: - А сейчас Маша прочитает для нас и для наших гостей стихотворение на мордовском языке

Стихотворение «Мокшень крайняй».

В:-Ребят, с  мордовским языком мы уже знакомы, я вас познакомлю с мордовской национальной одеждой.  И так,  сегодня я хочу пригласить вас в музей. А кто напомнит, что такое музей?

Р:- Для хранения вещей люди создали музей.

В:- Ребята, а вы знаете как нужно себя вести  в музее?

Р:- В музее нельзя толкаться, громко разговаривать, нельзя экспонаты трогать руками.

В:- Давайте пройдем с вами в первый зал, где представлена «Мокшанская женская праздничная одежда»

(Манекен с женской праздничной рубахой с надписью «Праздничная одежда»)

2 часть:

В:- Ребята, это мордовская праздничная женская рубаха.  А кто знает, как рубаха звучит по- мордовски?

Р:- По мордовски рубаха – это панар.

В:- Правильно, Маша. Рубаха по-мордовски называется панар. А эта рубаха называется панар-ожаки,  из-за вышивки рукавов. Такие рубахи одевали по праздникам. А на свадьбы девушки вышивали их сами.

На рубаху девушка завязывала фартук. Как по- мордовски называется фартук?

Р:-По мордовски фартук - фартък.

В:-Давайте и мы завяжем нашей мордовочке  фартук. Дети, в народе говорят, что мордовочку сначала слышат, а потом видят. Как вы думаете, почему?

Р:- Так говорят из-за украшений,  которые она носит.

В:- А какие украшения знаете вы?

Р:- Бусы, колокольчики.

В:- Давайте оденем бусы нашей мордовочке.  А как они называются по-мордовски?

Р: - По- мордовски  бусы – это кърганят.

В:- А вот колокольчики по-мордовски называются сёкт. Давайте с вами произнесём.

Р:- Сёкт.

В:- Дети, мордовские женщины всегда носили головной убор – платок. А по мордовски – это шамурвай. Давайте вместе скажем -  шамурвай.

Р: - Шамурвай.

В:- На ноги мордовки надевали сапоги – кямот. Но в сапогах они ходили только по праздникам, а в такие дни носили лапти.

В:- Ксюша, скажи как звучит по- мордовски это слово.

Р:-По мордовски лапти - это карьхт.

В:- Правильно, карьхт.  Вот и нарядили мордовочку.  Вот в таком наряде они ходили на праздники, и всегда пели и танцевали. Но пели они не только по праздникам, но и когда работали, отдыхали, вышивали… А мордовские песни всегда отличались своей мелодичностью, певучестью. И как они исполнялись,   мы сейчас послушаем. Давайте теперь  и мы с вами поиграем – отдохнем.

Физкультминутка.

В: - Мы сейчас встанем в круг и будем передавать лапти (карьхт) друг другу под музыку, на ком остановится музыка, тот и показывает элемент мордовского танца.

В:-Ребята, наша экскурсия продолжается. Проходим во второй зал, где представлена «Повседневная женская одежда». В повседневную женскую одежду входили мордовское платье, фартук и платок. А кто скажет и покажет на манекене - названия этих вещей  на мордовком  языке?

Р:- Мордовка сначала одевала нулу,  потом завязывала фартук и на голову  завязывала  руця.(ребенок показывает на маникене).

В:- Ребята, у нас в музее  случилась беда. Одежда старинная  современем портится.  Я прошу вас восстановить эту одежду. Поможете?  Панар-ожаки, фартук и нула износились.

В:- Задание: мальчики зашивают фартук, а девочки – панар и нулу. 


Дидактическая игра «Зашей одежду»


В:- Встаньте около понравившегося элемента мордовской одежды и подберите правильную заплатку. Нужно подобрать кусочки ткани (заплатки), чтобы подходили по форме, цвету одежды. И посмотрим, кто быстрее справится с этим заданием мальчики или девочки. 
В:- Дима, почему ты положил именно эту заплатку на дырочку?

Р:-Потому что дырочка круглой формы, и заплатка тоже круглая, красного цвета и фартук красный. 
В:- Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием. Скажите, а какая одежда на мне, праздничная или повседневная?

Р:- На вас праздничная мордовская одежда.

В: - А как вы догадались?

Р: - Потому, что на вас панар-ожаки,  фартък,  сёкт,  крганят.

В:- Правильно. Дети, проходим в третий зал, где представлена «Мордовская мужская одежда». В старину мужчины наряжались в рубаху-панар с вышитым воротом. Ещё они подпоясывали его поясом. Одевали они льняные штаны и лапти.

В: - Ребята, на этом наша экскурсия в музей закончилась. Понравилось вам в музее? А теперь, давайте вернёмся снова в группу.


3 Часть: 
В:- Ну вот, мы вернулись с выставки снова в группу.
В:- Садитесь тихонечко на стульчики. Перед вами на столах лежит атласная лента и бусины. Нужно сделать украшение для мордовки, собрать бусы.

В: - У всех получили разные бусы. Молодцы! 
 Возьмите свои работы домой, расскажите своим родителям, куда вы сегодня ходили, что там видели.

Итог: 
- С чем мы познакомились? (Со старинным праздничным мордовским костюмом).
- Что нового узнали? 
- Какие новые слова?(панар – ожаки, сект, шамурвай).

В:- Пришло время прощаться. Давайте попрощаемся с нашими гостями на мордовском языке.

Р:-Васедемазонк!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по столовому этикету на тему: «Знакомство с ножом как столовым прибором». В старшей группе.

Конспект открытого занятия по столовому этикету на тему:                                     ...

Конспект занятия в старшей группе "Знакомство с животными жарких и холодных стран"

Дать представление о диких животных жарких и холодных стран. ...

«Мордовские узоры» (конспект занятия в старшей группе по художественно-эстетическому развитию - рисование)

Задачи:«Познание»:  Расширить и углубить  знания детей о Республике Мордовия, продолжать знакомить с культурой мордовского народа, формировать представления о народах, насел...

Конспект открытого занятия в старшей группе по проекту «Приобщение детей к мордовской национальной культуре» «Мордовский фольклор»

Знакомство детей с мордовскими пословицами и поговорками. Заучивание заклички "Солнышко выйди - выйди". Отгадывание загадок об овощах. Проведение мордовской народной игры "Раю-Раю"...

«Мордовская национальная кухня» (открытый обед) старшая группа

Знакомство с традиционными блюдами мордовской кухни, способами их приготовления....

Конспект занятия в старшей группе (5-6 лет) с использованием фрагмента уголка сюжетно – ролевой игры «Дрессировщик-укротитель» Тема занятия: «Знакомство с животными жарких стран»

Цель: Способствовать возникновению игры на темы наблюдений из окружающей жизни. Закреплять представления детей о  профессии циркового артиста- дрессировщика хищных зверей (укротителя). Закреплять...

Конспект занятия по обучению детей мордовскому (эрзя языку) «Весна» ( Тундо) старшая группа №9

Программное содержание: Познакомить детей с новыми эрзянскими словами, закрепить знание ранее изученных слов, формировать правильное произношение слов и слогов, воспитывать любовь к природе родного кр...