Проект "Мой родной Ямал"
проект (старшая группа)

Иванова Светлана Николаевна

Цель проекта:  Познакомить детей с историей, культурой и традициями народов Севера; природным, социальным и рукотворным миром, который их окружает; воспитывать гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край и желающего принять активное участие в его развитии.

Задачи:

1. Учитывая возрастные особенности детей, формировать представление о том, что Россия очень большая, богатая, многонациональная страна, а ЯНАО является её частью;                                                      

2. Дать знания об окружающем мире, природе родной местности, истории, культурных                традициях своего народа и города, в котором ты живешь.

3. Обучать простейшим приёмам наблюдения за природой, формировать умения и навыки обработки результатов наблюдений, прививать практические навыки.

4. Воспитывать любовь к Родине, к своему краю, бережное отношение к природе.

 5. Воспитывать эстетические вкусы на основе культурных традиций, обычаев, обрядов народов своего края.

6. Помочь детям освоить культурные, духовные, трудовые традиции своего народа, осознать глубинные связи поколений.

 7. Развивать творческие задатки, потребность общения с природой, развивать интеллект детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moy_rodnoy_yamal.docx690.98 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК» г. НАДЫМА

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК»)

ПРОЕКТ

         

РАЗРАБОТЧИК:

Иванова С.Н.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0674/000c3b73-a4bac35b/4/hello_html_7182e1a0.png

                                   

г. Надым, 2020г

Содержание

Содержание

1.Введение……………………………………………………………...3

1.Участники проекта ………………………………………………….3

2.Актуальность ………………………………………………...............3

3.Гипотеза проекта ……………………………………………………4

2.Основная часть……………………………………………….………4

2.1.Цель проекта……………………………….………………………4

2.2.Задачи проекта………………………………………………..........4

2.3.Этапы реализации проекта…………………………………...........6

2.4.Ожидаемый  результат……………………………..………...........6

3.   Заключение………………………………………………………..24

4.   Список литературы……………………………………..…….…..26

5.    Приложение…………………………………..…………… …….27

Введение:

Где б я ни бодрствовал, где бы ни  спал,

Я вижу тебя, мой далёкий Ямал.

Я вижу тебя наяву и во сне.

Дыхание твоё пламенеет во мне.

Строкою и песней к тебе я спешу.

Я имя твоё в своём сердце ношу.

     Леонид Лапцуй, ненецкий поэт.

Любовь маленького ребенка дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Знание о той земле, на которой ты живешь – нужная, первоочередная задача. Со знаний о малой Родине и любви к ней начинается любовь к своей Отчизне. Известно, дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Выбор темы обусловлен пониманием педагогами и родителями значимости этой проблемы с одной стороны, и недостаточным уровнем знаний детей о родном крае с другой.   Ознакомление с окружающим миром осуществляется через традиции своей социокультурной среды – местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности региона.  При этом очень важно привить детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, ибо именно на этой основе воспитывается патриотизм, чувство привязанности к своей малой и большой Родине

         Вид проекта: долгосрочный, групповой, исследовательский, творческий.

         Участники проекта: воспитанники, воспитатель, родители.

  Срок реализации проекта: два год

        Актуальность:

На крайнем севере Западной Сибири, где расположен Ямало-Ненецкий автономный округ, веками живут коренные малочисленные народы: ненцы, коми, ханты, селькупы. Народы Ямальского Севера прошли сложный путь исторического развития, сумев не только сохранить, но и укрепить свою этническую идентификацию и традиционную культуру.

Анализ педагогического процесса, беседы с воспитанниками показали, что наши дети достаточно эрудированны,  путешествуют с родителями по разным странам, знают их названия рассказывают о достопримечательностях, но часто затрудняются рассказать о памятных местах родного города Надыма и жизни людей, живущих в нем, природных особенностях Северного края, быте, культуре и традициях коренных народов Севера. Диагностический срез знаний детей и родителей показал, что:

- к 5 годам у 42 % дошкольников низкий уровень познавательного интереса к истории г. Надыма, ЯНАО;

- у 37 % детей отмечается низкий уровень знаний истории г. Надыма, о быте традициях и культуре коренных народов Севера;

- 47 % родителей (законных представителей) не имеют возможности посещать культурные учреждения г. Надыма из-за высокой занятости;

- 41 % родителей затрудняются ответить о быте и культурном наследии коренных северных народов;

- 49 % из опрошенных родителей не усматривали в краеведческой работе большого воспитательного и развивающего потенциала.

На основе вышеизложенного я определила тему своего проекта «Мой родной Ямал»

Гепотеза проекта:

 Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города и округа, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город и округ, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Цель проекта:  Познакомить детей с историей, культурой и традициями народов Севера; природным, социальным и рукотворным миром, который их окружает; воспитывать гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край и желающего принять активное участие в его развитии.

Задачи:

1. Учитывая возрастные особенности детей, формировать представление о том, что Россия очень большая, богатая, многонациональная страна, а ЯНАО является её частью;                                                      

2. Дать знания об окружающем мире, природе родной местности, истории, культурных                традициях своего народа и города, в котором ты живешь.

3. Обучать простейшим приёмам наблюдения за природой, формировать умения и навыки обработки результатов наблюдений, прививать практические навыки.

4. Воспитывать любовь к Родине, к своему краю, бережное отношение к природе.

 5. Воспитывать эстетические вкусы на основе культурных традиций, обычаев, обрядов народов своего края.

6. Помочь детям освоить культурные, духовные, трудовые традиции своего народа, осознать глубинные связи поколений.

 7. Развивать творческие задатки, потребность общения с природой, развивать интеллект детей.

Ценностные ориентиры проекта

  1. Культурологический принцип – приобщение детей к истокам культуры народов Севера.
  2. Принцип сознательности нацеливает на формирование у дошкольников глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
  3. Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.
  4. Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.
  5. Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности воспитанников, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности воспитанника, его умственных способностей, намечают пути совершенствования умений и навыков в процессе использования средств экспериментальной технологии.
  6. Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогикой исследовательской деятельности, как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
  7. Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.
  8. Принцип активности предполагает высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества у воспитанников.
  9.    Принцип всестороннего и гармонического развития личности содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое развитие личности ребёнка

Этапы реализации

- 1 этап – апрель 2018г.-май 2018 г. подготовительный

- 2 этап – сентябрь 2018 г.-апрель 2020  г. основной

- 3 этап – май 2020 г.- контрольно-обобщающий:

Планируемый результат:

  • У дошкольников формируется интерес и позитивные установки к различным социокультурным ценностям народов Севера (культуре коренных жителей Ямала - ненцев: традиции, праздники, быт).
  • Формируются познавательные действия, становления сознания о родном крае, богатстве и красоте его природы; элементарных географических представлений.
  • Развиваются предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимание произведений искусства местных авторов, художников и народных промыслов.
  • Формируется эмоционально-ценностное отношение к малой родине (городу), достопримечательностям.
  • Воспитываются нравственно-патриотические чувства к родному краю, малой родине.
  • Дети активные участники празднования национальных праздников

Ожидаемый продукт:

- создание мини-музеев  «Люблю свой город Надым», «Природа северного края», «Быт и традиции народов Севера»;

- родительская  гостиная  «Фольклор народов Севера»;

- выставка народно-прикладного искусства народов Севера «Горжусь тобою мой Ямал»;

- создание детских сборников «Сказки народов Севера»; «Детям – о народах Севера»

- оформление Красной книги природы Ямала;

- создание фонотеки фольклора народов Севера;

- спортивные праздники «Люблю тебя, мой Ямал»,  «День коренных народов мира»

Механизм реализации проекта

  Педагогические технологии

 Успех работы по реализации проекта «Мой родной ЯМАЛ», прежде всего, зависит от участия в нем: постоянного действующего родительского, педагогического, общественного актива в лице родительского комитета и воспитателей группы, способных изучать, систематизировать и обрабатывать материалы по данному направлению, оказывать помощь в использовании технологий, направленных на мотивационную готовность воспитанников к применения полученных знаний на практике.

Содержание данного проекта реализуется в следующей модели:

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие и сотрудничество с семьей

-Непрерывная образовательная  деятельность  

-Беседы

-Экскурсии      

-Эксперименты,  исследования

 -Игровая деятельность

-  Досуги, развлечения

-Чтение литературы

 -Трудовая деятельность  -Слушание музыки и  музыкальных  произведений

-Двигательная  деятельность

-Решение кроссвордов,  проведение викторин,  конкурсов

-Музейная деятельность

-Игровая деятельность   -Трудовая деятельность -Рассматривание  альбомов, картин  художников, плакатов  

-Изобразительная  деятельность

-Исследование,  экспериментирование

-  Творческие задания   ‾ -Музыкально-художественная  деятельность

 -Театрализованная  деятельность

-Экскурсии, походы

 -Исследования, опыты  -Проведение праздников, развлечений

 -Участие в конкурсах  

 - Создание макетов

- Консультации

 -Участие в акциях 

 -Родительские клубы

 -Участие в организации развивающей предметно -пространственной среды

-Музейная деятельность

Диагностика по освоению  проекта

Реализация проекта предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики - карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.

 Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

В ходе образовательной деятельности воспитатель  создает диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия. Мониторинг проводится два раза в год (в сентябре и мае).

Старшая группа (5-6 лет)

Параметры

Фамилия, имя ребенка

Н.г.

К.г.

«Моя Родина Россия – мой родной Ямал»

Формирование интереса к своей малой Родине и представлений о городе Надым.

 Начало года: 

Как мы называем жителей Надыма?

Как называется главный проспект г. Надым?

Какие вы знаете название улиц и микрорайонов г. Надым?

 На какой улице  находится наш детский сад «Медвежонок»? Как называется главная река и озеро в г. Надым?

 Конец года:

 Назови и покажи главные символы г. Надым? (Флаг, герб) Как нужно слушать гимн? Как мы называем столицу Ямала? (г. Салехард)

Знание достопримечательностей г. Надыма

 Начало года:

(по иллюстрации узнай, назови)

Бульвар Стрижова

Дом культуры «Прометей»

Арт-скульптура «Мамонт и мамонтенок»

Парк им. Е.Ф.Козлова

 Конец года

Памятники города

Мемориал «Вечный огонь»

Тестовые задания (конец года)

Обведи на карте г. Надым  и столицу Ямала г. Салехард

Невербальное мышление (конец года):

Собери целое: собрать картинки с изображением архитектурного объекта из нескольких частей. Картинки-загадки.

Понятия

Объяснить своими словами (конец года) Столица

Блок Природа: «Растительный мир» и «Животный мир»

Формирование представлений о сезонных изменениях в природе и о приспособленности растений и животных к среде обитания

 Начало года:

Как называется среда обитания на Крайнем Севере для растений и животных? (Тундра)

Каких вы знаете животных, птиц которые живут на Крайнем Севере? (олень, полярная сова, волк, песец).

Почему песец зимой белый, а летом – серый?

Какие вы знаете деревья и кустарники, которые растут у нас на Крайнем Севере? (иван-чай, карликовая береза)

Какие вы знаете ягоды, которые растут у нас на Крайнем Севере? (брусника, голубика)

 Конец года: Как называют домашнего оленя «Передовой олень» (одомашненный олень).

Как вы узнаете породы деревьев? (по коре и листьям)

Тестовые задания (конец года)

 Покажи на иллюстрации деревья, грибы и ягоды, которые растут в тундре

Невербальное мышление (конец года):

Собери целое: собрать картинки с изображением растений или животных Крайнего Севера

Понятия

Объяснить своими словами (конец года) Передовой олень

Блок «Ненцы-коренные жители Севера, их культура и быт»

Формирование представлений о быте и культуре ненцев

 Начало года:

Назовите основное занятие ненцев? (оленеводство, рыболовство)

Кто пасет стадо оленей?

Чем питаются олени? (ягель)

Как называются дома, в которых живут ненцы? (чум)

 Как называется платье, в которых ходят ненецкие девушки? (ягушка)

 Конец года:

Какие знаете народные сказки ненецкого народа?

Тестовые задания (конец года)

 Расскажите любимую ненецкую сказку?

Невербальное мышление (конец года):

Собери целое: собрать картинки с изображением растений или животных Крайнего Севера

Понятия

Объяснить своими словами (конец года) Одомашненный олень Ягушка

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Параметры

Фамилия, имя ребенка

Н.г.

К.г.

Блок  «Моя Родина Россия – мой край Ямал»

Формирование интереса к своей малой Родине и представлений о городе Надым

 Начало года:

Какие вы знаете основные этапы появления и развития города Надым?

Что означает в переводе с ненецкого название города Надым?

 Как вы понимаете символическое значение изображений на гербе, цветов и узора на флаге города Надым?

 Какие вы знаете основные городские праздники?

 Конец года: Как мы называем самую большую и тихую реку, кормилицу Ямала? (Обь). Назовите молодые города Ямала? (Надым, Ноябрьск).

Знание достопримечательностей г. Надым

 Начало года: (по иллюстрации узнай, назови)

Государственную символику города Надым и ЯНАО, Ледовый дворец спорта, Спортивный комплекс «Арктика», вокзал,   торговые центры, Церковь, Храм Дворец бракосочетания, Соборная мечеть Азат Сафа, Музей истории и археологии, памятники.

Конец года: Стелла Надым

Тестовые задания (конец года)

 Обведи на карте города Ямала. Показать на карте – Карское море, Обскую губу, Уральские горы, тундру, лесотундру, реки, озера, болота.

Невербальное мышление (конец года):

Изготовление макетов разных частей города (по выбору воспитателя

Понятия

Объяснить своими словами (конец года)

Архитектор, Столица, Стелла

Блок Природа: «Растительный мир» и «Животный мир»

Формирование представлений о сезонных изменениях в природе и о приспособленности растений и животных к среде обитания

 Начало года: 

Как вы думаете, почему олени кочуют с юга на север?

Зачем хвосты северным обитателям тундры (оленю, собаке, песцу)?

 Что заносится в Красную книгу ЯМАЛА?

 Кто улетает в теплые края? Как белые куропатки зимуют в тундре?

Какие вы знаете деревья и кустарники, которые растут у нас на Крайнем Севере? (лиственница, иван-чай, карликовая береза)

Какие вы знаете ягоды, которые растут у нас на Крайнем Севере? (морошка, черника, брусника, голубика)

Как превращается озеро в болото? Куда текут северные реки? Назовите, кто живет в реке? Как зимуют рыбы?

 Конец года: 

Какие растения или цветы входят в лесную аптеку  (пижма, ромашка, лист брусники)?

 Почему ненцы не собирают грибы?

 Чем лечат мамы ненецких ребятишек?

Тестовые задания (конец года)

 Покажи на иллюстрации растения,  которые называют лекарями

Невербальное мышление (конец года):

Собери целое: собрать картинки с изображением растений или животных Крайнего Севера

Понятия

Объяснить своими словами (конец года)

Раненая земля, Разноцветная речка ,Передовой олень

Блок «Ненцы-коренные жители Севера, их культура и быт»

Формирование представлений о быте и культуре ненцев

 Начало года:

Какие традиции коренных жителей вы знаете?

 Какие предметы домашней утвари ненцев можете назвать? Чем питаются ненцы?

Как называется шуба, которую носят ненцы?

Как называют детенышей оленя? (важенки)

Почему ненцы кочуют по тундре?

 Как и кто лечит оленей от болезни (профессия ветеринар)? Как называют ненцы олений обоз? (аргиш)

 Конец года: Почему ненецкий народ не бросает камушки в реку? Какие вы знаете народные игры коренных жителей Ямала?

Тестовые задания (конец года)

Почему ненцы кочуют по тундре?

Невербальное мышление (конец года):

Собери целое: собрать картинки с изображением растений или животных Крайнего Севера

Понятия

Объяснить своими словами (конец года)

Важенки (детеныши оленя), аргиш (олений обоз)

1 балл – ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает.              

 2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания.                                

3 балла – ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого.                          

 4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и частично с помощью взрослого все предложенные задания.      

 5 баллов – ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.

      Средние значения:                                                                                                                                                                   Больше 3,8 – высокий уровень                                                                                                                                      2,3-3,7 – средний уровень                                                                                                                                                      Менее 2,2 – низкий уровень

На основе полученных данных воспитатель составляет индивидуальные характеристики уровней исследовательской деятельности детей и разрабатывает пути развития исследовательского поведения каждого дошкольника.

Проводится качественный и количественный анализ ответов. Результаты диагностики фиксируются в таблице. Приложение1

Этапы реализации проекта

Этапы

Содержание

Продукт

Срок

Подготовительный (сбор информации по проблеме)

Старшая группа

1.Мониторинг знаний воспитанников

2.Подготовка материала и оборудования: картинки, иллюстрации, фотографии, презентации и  видеоролики на тему проекта;

3.Подбор познавательной и художественной литературы, загадок, стихотворений по теме проекта;

4.Подбор консультаций для родителей по теме проекта.

Диагностика.

Интерактивная доска.

Художественная литература.

Презентация, буклет.

Апрель-май 2018 г

Основной

Старшая  группа сентябрь 2018г. – май 2019г.

месяц

тема

содержание

продукт

сентябрь

«Наша Родина – Россия»

- Дать представление детям о России, как о стране в которой они живут;                                              - познакомить с государственной символикой России (герб флаг, гимн);

- развивать познавательный интерес, внимание, память, творческие способности;  

- Рассказ К. Ушинского «Наше Отечество»;                                                              -карта мира, карта России;  изображения флага и герба России;                                                                  - запись фонограммы гимна России;

- полоски цветной бумаги трех цветов, клей.

сентябрь

Беседа

«Мой край –  Ямал»

- Познакомить детей с полуостровом Ямал, географическим положением на карте России, крупными городами;                                              - дать представление о богатствах нашего края – нефть и газ;                                                                       - рассказать об особенности климата, о природном явлении «Северное сияние»;                                   - развивать память, внимание, творческие способности.

- карта России;                                                          - карта Ямала;                                                          - фото буровых вышек, полезных ископаемых;                                                             - фото «Северное сияние»;                                - листы бумаги, цветные карандаши

октябрь

Любимый город мой. Осень

Познакомить детей с историей города, географическим расположением на карте. достопримечательностями города

Формировать представление о красоте природы; любовь к родному краю, городу. Осенняя окраска леса.

- карта ЯНАО;                                                      - изображения герба и флага г. Надым;                                                - стихотворение «Мой город»;    

 -Заучивание стихов об Надыме                                                        - индивидуальные задания для закрепления темы «Определи герб города», «найди флаг города», цветные карандаши.

-оформление гербария из листьев деревьев и цветов

.

ноябрь

«Коренные жители – ненцы»

Дать представление детям о коренных жителях севера – ненцах,  их труду

- Уточнить представления о средстве передвижения ненцев – нартах, их частях, из чего изготавливаются;  о типичных занятиях (оленеводство, рыболовство, охота). Рассказать  об образе жизни – сезонные перекочевки:                                                              - Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям других народов.

- иллюстрации с изображением оленьих упряжек, видов нарт;                                - загадки о нартах;                                          - индивидуальные задание «Покажи, какое основное занятие ненцев».

ноябрь

«Чум – дом ненцев»

- Познакомить детей с жилищем ненцев – чумом;                                                                                         - Рассказать и показать, как и из чего его строят, как он выглядит летом и зимой;                                    - Совершенствовать умения сравнивать объекты.

- иллюстрации чума (зимой, летом);                                                                

  - индивидуальные задания «Из шкуры какого животного делают чум?», «Помоги ненцу добраться до его чума».

декабрь

«Орнаменты ненцев»

- Познакомить с основными видами орнамента ненцев, их значением и назначением;                                                                 - Развивать внимание, мелкую моторику рук;                                                                                  - Воспитывать бережное отношение к вещам и  уважение к труду ненецких мастериц.

края»

- иллюстрации с изображением ненецких орнаментов;                                     - изделия с ненецким орнаментом;                                                                - инд.задание «Определи ненецкий узор», «Продолжи узор»

декабрь

«О чем может рассказать одежда?»

- Сформировать представления детей о типичных видах растений , растущих на территории тундры(карликовая береза, лиственница, кедр, рябина), условиях их произрастания;                                                      -  Способствовать развитию эмоционально-эстетического восприятия красоты северной природы;                                                          - Развивать речь, познавательный интерес, творческие способности

-Беседа, презентация, иллюстрации        с одеждой ненцев

январь

«Деревья нашего края»

- Сформировать представления детей о типичных видах растений , растущих на территории тундры(карликовая береза, лиственница, кедр, рябина), условиях их произрастания;                                                      -  Способствовать развитию эмоционально-эстетического восприятия красоты северной природы;                                                          - Развивать речь, познавательный интерес, творческие способности

- иллюстрации          природы тундры;                 иллюстрации деревьев;                              - инд.задания «Раскрась ветку рябины»

январь

«Растения тундры  ягель и мох»

- Познакомить  детей с растениями тундры – ягель и мох;- дать знания о том, что ягель имеет хозяйственное значение;                                                                  - развивать познавательный интерес детей;         - воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру..

- иллюстрации тундры, оленей;                  

   - стихи о растениях;

февраль

«Ягоды Севера»

- Познакомить детей с ягодами, растущими на территории Севера;                                                 - Дать характеристику  ягодам, условиям  их произрастания, полезные свойства;                                       - Развивать внимание, память, речь;                                 - Воспитывать бережное отношение к природе.

- картинки с изображением северных ягод;                                       - стихи о ягодах;                                                 - инд.задание «Положи ягоду в корзину».

февраль

«Грибы»

- Формировать  представления детей             о грибах, растущих на территории Севера (съедобные и несъедобные);                                         - дать характеристику известным грибам, растущим в тундре: название, внешний вид, способы приготовления;                                                   - развивать внимание, память, мелкую моторику рук.

 - иллюстрации изображения

грибов;                                                               - стихи о грибах;                                                         - инд.задание «Раскрась только грибы», цветные карандаши.

март

«Северный олень»

- Познакомить детей с северным оленем – богатством тундры;                                                       - рассказать о его приспособленности к суровому климату, каков внешний вид, чем питается;                                                                       - формировать представление о том, какое важное место северный олень  занимает в жизни коренных жителей – ненцев;                                                                            - воспитывать любовь к природе.

-иллюстрации с изображением северного оленя, оленьи упряжки, стада оленей;                                                       - инд.задание «Обведи и раскрась северного оленя».

март

«Животные тундры»

- Продолжать формировать знания детей о животных, обитающих на территории Севера (лемминг, песец, бурый и белый медведи);                                                                       - рассказать об их способности приспосабливаться к суровому климату Севера;                                                                               - Развивать внимание, память, познавательный интерес;                                                - воспитывать бережное отношение к природе.

-иллюстрации с изображением животных тундры;                                           - д/и «Угадай, кто?»;                                                 - инд.задания «Определи травоядное и хищное животное», «Найди следы зверей»

апрель

«Птицы Севера»

- Познакомить с птицами тундры;                                            -  Воспитывать любовь к природе;                              - Развивать речь детей, логическое мышление, мотивацию к получению знаний.

 - аудиозапись голосов природы, птиц;                                                                   - изображения птиц севера;                                    - д/и «Четвертый лишний».

апрель

«Рыбы Севера»

- Познакомить с рыбой, обитающей в местных водоёмах;                                                        - Воспитывать любовь к природе;                               - Развивать речь детей, логическое мышление, мотивацию к получению знаний

- изображения рыб – муксун, ряпушка, щука, пелядь, щекур, сырок, окунь, язь;                                                  - д/и «Чей хвост», «Какая рыбка попадет в ведро».

май

«Насекомые Ямала».

Учить детей составлять описательные рассказы о насекомых , используя при этом план - схему; продолжать учить связной речи; Активизировать словарь по теме; Развивать память, словесно - логическое мышление, внимание. Воспитывать доброжелательные отношения к братьям меньшим.

-Презентация «Насекомые».                Беседа с детьми о пользе в природе насекомых.              -Чтение «Ича- муравей».                 - Работа с пластилином - лепка насекомых.               -Изготовление альбома с насекомыми.

май

«Детские сады и школы в тундре»

Уточнение, расширение и обобщение представлений детей о детском саде, школа, и какие функции выполняют эти учреждения. Совершенствовать грамматический строй речи (образование имен существительных с уменьшительно– ласкательными суффиксами). Учить образовывать прилагательные с существительными. Развитие диалогической речи, мышления, внимания, памяти. Учить четко, проговаривать слова, строить правильно предложение.

-Беседа о детских садах и школах для детей тундровиков. Презентация – архивный материал прошлых лет и современный пример.                    -Изготовление книжек – малышек Прослушивание «Колыбельной для тундровиков»

Подготовительная группа сентябрь 2019г.- май 2020г.

месяц

тема

содержание

продукт

Надым – мой город родной

- Познакомить с символикой г.Надым

- учить показывать на карте округ, город;                      

  - познакомить с историей города, его прошлым и настоящим, основными профессиями людей, проживающих в нашем городе;                                                                                        -воспитывать любовь к малой Родине.

- карта ЯНАО;                                                      - изображения герба и флага г. Надым;                                                - стихотворение «Мой город»;                                                             - индивидуальные задания для закрепления темы «Определи герб города», «найди флаг города», цветные карандаши

Сентябрь

«Улицы родного города»

- Познакомить с улицами нашего города, их названиями;                                                                                   - рассказать о достопримечательностях г. Надыма;                                                                        - развивать наблюдательность,  внимание;                                         - воспитывать любовь к родному городу.

- иллюстрации, фото с изображением улиц и достопримечательностей города;   -стихотворение Ю.Емельяновой «Надым»                                             - инд. задания для закрепления темы «Покажи достопримечательности нашего города», «Зачеркни лишнее», цветные карандаши.

Природные изменения, признаки времени года Осень.

Формировать представление о красоте природы; любовь к родному краю, городу. Осенняя окраска леса. Развивать эмоционально-эстетические чувства.

-Заучивание стихов о Надыме

-Изготовление альбома время года «Осень»,                    

-Чтение стихов «Осень»

Октябрь

 Птицы. Какие они?

Вызвать интерес к окружающему миру, формировать представления о природе. Расширять у детей знания и представления о птицах, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособлении их к среде обитания.

-Беседа о птицах. Рисование по шаблону.

 - Изготовление совы из бумаги и фетра.                      

 -Наблюдения на прогулке за птицами?  

«Предметы быта ненцев»

- Познакомить детей с предметами быта ненцев;                                                                                         - Воспитывать интерес к предметам быта ненцев.

 

  -Воспитывать интерес к предметам быта ненцев.

 - иллюстрации устройства быта в чуме;                                                                     - некоторые предметы быта;              - инд. задания «Обведи предметы быта ненцев»

Ноябрь

«Одежда ненцев»

- Уточнить представления о ненецкой одежде и обуви, их разновидностях и особенностях;                                                                  - Воспитывать бережное отношение к одежде.

 

- иллюстрации национальной одежды и обуви ненцев;                                           - стихотворение П.Явтысый «Мастерица»;                                                         - инд. задание «Раскрась круг под предметом одежды ненцев», цветные карандаши.                                            

Декабрь

«Устное народное творчество ненцев

- Дать понятие об устном народном творчестве;                                                                   - Познакомить с видами устного народного творчества ненцев;                                                                    - Развивать слуховую память, внимание, речь детей.

-ненецкие пословицы, поговорки, потешки, песенки

- игра «Угадай пословицу»

«Знакомство с ненецкими легендами и сказками»

- Познакомить с ненецкой сказкой «Ягодка голубика»;                                                                   - Показать особенности устного народного творчества ненцев;                                                          - Воспитывать интерес к традициям коренных народов Севера

- текст сказки «Ягодка голубика»;                        

  - альбомные листы, цветные карандаши;

Январь

«Деревья нашего края»

- Продолжать формировать знания детей о деревьях тундры (можжевельник, ель);                          - закрепить уже имеющиеся знания;

- учить подбирать веточку к соответствующему дереву;                                                                             - развивать внимание, речь, память. «

- иллюстрации с изображением природы тундры, отдельных деревьев;                                                              - инд.задания «Подбери веточку к дереву»,

-«Положи шишку в корзинку».

Январь

«Растения тундры – ягель и мох»

- Познакомить  детей с растениями тундры – ягель и мох;

- дать знания о том, что ягель имеет хозяйственное значение;                                                                  - развивать познавательный интерес детей;    

    - воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру.

- иллюстрации тундры, оленей;                          

 - стихи о растениях;

Февраль

«Ягодки       в     корзине»

- Расширить представления детей о северных ягодах;                                                               - закрепить умение отгадывать загадки  о ягодах Севера;                                          

 - Развивать любознательность, речь, интерес к флоре родного края.

- картинки с изображением ягод Севера;                                                               - загадки о ягодах;                                 - инд.задания «соедини слово с ягодой»

Февраль

«Грибы в лукошке»

- Формировать  представления детей             о грибах растущих на территории Севера (съедобные и несъедобные);                                         - дать характеристику известным грибам, растущим в тундре: название, внешний вид, способы приготовления;                                                   - развивать внимание, память, мелкую моторику рук.

- иллюстрации изображения грибов;                                                               - стихи о грибах;                                                         - инд.задание «Раскрась только грибы», цветные карандаши.

март

«Обитатели тундры»

- Закрепить представления о животных тундры, их особенностях;                                          

  - Закрепить умение передавать в рисунке строение четвероногого животного и его характерные особенности;                                                - Воспитывать любовь к природе родного края.

-иллюстрации с изображением животных тундры;  - стихотворения и загадки о животных;                                                           - инд.задание «Дорисуй и раскрась»                                                - принадлежности для рисования

март

«День народов Севера»

-Продолжать формировать элементарные представления о коренных жителях Ямала – ненцах; некоторые особенности их внешнего вида, национальной одежды, типичные занятия . Рассказать об образе жизни – сезонные перекочевки:            

   - Познакомить детей с ежегодным праздником  «День народов Севера»;                        

 - традициями его празднования, спортивными играми коренных жителей;                              - воспитывать интерес к традициям и обычаям коренных жителей – ненцев.

- фото, иллюстрации, видео праздника

Апрель

«Красная книга ЯНАО»

- Дать представление о редких видах животных и растениях Ямала;                                                -  Познакомить с Красной книгой;                                

 - Воспитывать бережное отношение к природе.

- Красная книга Ямала; изображения животных и растений, занесённых в красную книгу; Плакат «Правила поведения в Тундре».

Апрель

«Это интересно»

- Познакомить детей с интересными фактами о ЯНАО;                                                           - Чтение и заучивание стихов о родном крае;                                                                              - Развивать познавательный интерес, внимание, память;                                                           - Воспитывать любовь и уважение к своему родному краю.

- иллюстрации, фото интересных находок на территории ЯНАО; - стихи по теме «Моя Родина - Ямал»

Май

«Виды рыб Ямала» (земноводные, пресмыкающиеся): ряпушка, щука, осетр, муксун, нельма, налим обыкновенный.

-Закрепить представления детей о речных рыбах, и их среде обитания, активизировать словарь детей по теме: «Речные рыбы рек и озер Ямала».                              -Сравнить морские виды и речные виды рыб.  
-Развивать умение подбирать слова родственники к заданному слову и образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном числе

-Развивать умение составлять предложения по картинкам-признакам.

-иллюстрации с изображением рыб;

 - Красная книга Ямала;

 - изображения рыб, занесенных в красную книгу;

 - чтение художественной литературы Н. Дуднева «Завистливый осетр»

- стихотворения и загадки о рыбах;

Результативный май 2020г.

Работа с воспитанниками:

1. Игра-путешествие «Ямал…Мой край родной»

2. НОД «В гостях у мальчика Вако»

3 Создание картинок к детскому сборнику «Сказки народов Севера»+

4. Мониторинг воспитанников по теме проекта;

5. Коррекции деятельности.

Фотоматериал интерактивная доска

Фотоматериал

Изоматериалы

Опрос

Сравнительный анализ результатов мониторинга

усвоения воспитанниками материала

по проекту «Мой родной Ямал» за 2018 г.  – 2020 г. 

Вывод: Проведя сравнительный промежуточный анализ результатов мониторинга (сентябрь 2018- май 2020 года) усвоения воспитанниками материала по проекту «Мой родной Ямал», я увидела положительную динамику и рост знаний в данной области. На диаграмме мы можем увидеть, что на начало проекта у детей не было выявлено высокого уровня знания о родном крае, преобладал средний уровень, он составлял 63%, остальные 37% показывали низкий уровень. К концу проекта, на май  2020 учебного года показатели изменились, появился высокий уровень знаний детей в данной области и составил 30%, средний уровень – 70%, низкий уровень у воспитанников не наблюдается.

                                                  Заключение

     Чтобы у дошкольников сформировать знания о родном крае, необходимо приобщать детей к истокам народной культуры, учить осознавать разнообразие связей между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в своем крае, потребность общения с родной природой, бережное отношение к живому.

     Взаимодействие человека с природой в условиях родного края определяют объекты эколого-краеведческой работы с детьми дошкольного возраста. К ним относятся: природа, население, история, искусство края. Именно в дошкольном возрасте закладываются ценностные основы мировоззрения.  Огромный воспитательный потенциал заложен и в народных традициях, обрядах, произведениях устного народного творчества.

     Таким образом, узнавая свой край, приобщаясь к народной культуре, ребенок постепенно принимает возрастные  нормы поведения, решает свои эмоциональные проблемы, познает мир людей. Все это происходит в обществе, которое является для ребенка традиционной воспитательной средой и которое несет в себе социальный опыт, накопленный поколениями.

     Следует отметить, что если систематически, последовательно, планомерно осуществлять знакомство с родным краем, то можно достичь положительной динамики в  развитии детей. Эта динамика прослеживается в формировании представлений детей о природе края, культуре, быте народов ханты и манси.

     Дети, которые наиболее полно и глубоко заинтересованы и осведомлены о культуре и жизни народов  родного края, а также природе родного края, могут быть выбраны экскурсоводами и ознакомить детей других групп с мини-музеем дошкольного учреждения. Это позволит закрепить представления о культуре коренных народов Севера и создаст возможность детям выражать свои чувства и эмоции, показать сформированные представления и умение передать их другому человеку.

Учёт возрастных особенностей.

Данный проект рассчитан на детей 5-7 лет.

Перспективы развития проекта. Перспектива развития проекта заключается в работе по данному направлению на каждый возрастной период.

           Способы трансляции опыта. Распространение успешного педагогического опыта по проекту планируется посредством:

- участие в педагогических мероприятиях в рамках реализации годового плана ОУ;

- участие в конкурсном движении различного уровня;

- размещение информации о реализации проекта в СМИ различного уровня, на сайте ДОУ и в сети Интернет.

Возможность распространения опыта реализации проекта. Обобщенный позитивный опыт реализации педагогического проекта может быть распространён на территории Надымского района, Ямало-Ненецкого автономного округа, а также Российской Федерации.

Литература

  1. «Ямальский меридиан» общественно-политический историко-культурный журнал, № 2/02-    2013г.
  2. Ботякова О.А. «Традиционный костюм в культуре народов России»
  3. Истомин И.» Ненецкие сказки», Департамент по делам коренных малочисленных народов Севера ЯНАО,2008г.
  4. Красная книга Ямало-Ненецкого Автономного округа: Животные, растения, грибы/Отв.ред. Л.Н.Добринский. Екатеринбург Изд-во Урал. Ун-та 1997. 240с.: ил.  
  5. Харючи Г.П. «Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса»
  6. Культура народов Ямала / Борко Т. И., Галкин В. Т., Еманов А. Г., Павлов А. В. – Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002.  
  7. Шорыгина Т. А. «Беседы о русском Севере». Методические рекомендации М.: ТЦ Сфера, 2019 г.  
  8. Серия: «Сказки Евражки». Для дошкольного возраста. Ненецкие сказки. Литературная обработка Меновщикова Г. А., Васильева В. И. Издательство «Малыш», 1991.
  9. Чепенко Л.Г. Авторска разработка, методическое пособие «Край Северный, Ямальский», рабочая тетрадь «Край Северный, Ямальский»
  10. Лапцуй Л. «Тундра»: стихи и поэма /, перевод с ненецкого; [ред. Г.Г. Чапчахова;  худож. А.Е. Голяховская]. – Москва: Советский писатель, 1970.

Приложение №1

                                

                        

Ф.И. ребенка

Уровень исследовательской деятельности

Высокий

Средний

Низкий

Приложение 2

Игра-путешествие «Ямал…Мой край родной»

Цель: формирование интереса и любви к родному краю.

Задачи:

Образовательные:

  • продолжать знакомить детей с символикой города, его достопримечательностями;
  • познакомить с играми народов севера;
  • закрепить знания о природных богатствах родного края.

Развивающие:

  • продолжать развивать мышление детей, способность аргументировать свои высказывания:
  • развивать творческое воображение и стремление изучать свой родной край, город;
  • закрепить умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуациях творческого и трудового общения.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство гордости за свой город, интерес и любовь к малой Родине.

Форма проведения: игра- путешествие.

Методы и приемы: беседа, легенда, загадки.поисковые вопросы, использование видеоматериала, элементов соревнования, деление на команды, творческое задание.

Материалы и оборудование: мультимедийный комплекс, презентация.


Ход мероприятия

Воспитатель

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по удивительному богатому северному краю. Это полуостров Ямал.

Отрывок из стихотворение  Ивана Истомина «На Ямале мы живем» прочитает Доминика А.

Вы на карту посмотрите

И Ямал на нем найдите,

Потому что здесь наш дом:

Мы на Севере живем.

-А вы знаете, где расположен  полуострова Ямал? (на севере нашей страны)

  • Правильно, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
  • Длина полуострова 700 км, ширина до 240 км.
  • Омывается Карским морем.
  • На полуострове расположены крупнейшие залежи природного газа.

ТАЙНА А хотите, я вам открою тайну?

Оказывается, 10 декабря 2020 года исполняется 90  лет со дня образования ЯНАО.

Год образования 1930.

- Край богатый и загадочный и только дружба и душевная теплота помогут нам с вами, друзья, открыть тайны Ямала.

-Вы готовы к новым открытиям? 

- Дорогие путешественники, чтобы наше путешествие было увлекательным, интересным и незабываемым мы будем работать в командах.

- Вы уже разделены на команды. Выберете, пожалуйста, командира команд.

- С помощью особого сигнала рук (?) показать, что ваша работа окончена.

- Предлагаю с помощью жребия командирам выбрать название команд.

- Итак, команды у нас готовы. Название команд: «Северное сияние», «Морошка», «Радуга».

— Любая работа должна быть, удостоена внимания, оценена по заслугам.  За каждый правильный ответ вы будете получать балл. Итог подведем по количеству заработанных баллов.   Итак,  с удовольствием представляю  членов нашего жюри:…………………….

I станция «Жители Ямала»

Воспитатель

Вот и незаметно для Вас мы прибыли к месту путешествия.

Первая станция «Жители Ямала».  Слово «Ямал» означает: «Я» — земля, «мал» — край, Ямал – значит край земли.

— Итак, начнем наш конкурс. Вопросы всем. Готовность каждая команда будет показывать особым сигналом рук.

Вопросы

— Какие малочисленные народности коренных жителей живут на нашей ямальской земле? (ханты, ненцы, коми, селькупы). Правильность ваших ответов мы можем проверить на экране.

Внимание на экран (слайды с фотографиями северных жителей).

— А чем занимаются коренные жители Ямала? Назовите основные виды деятельности коренных народов? (оленеводство, рыболовство, звероводство)

— Как называется  жилище коренных народов севера?  (Чум – основное жилище коренных народов севера, населяющих ЯНАО)

 — Как называется верхняя одежда для женщин коренного населения? (ягушка)

 — Как называется верхняя одежда для мужчин? (малица)

— Как называет зимняя обувь из оленьих шкур? (пимы, кисы) 

Воспитатель

-Успешно прошла 1-ая часть нашего путешествия. Жюри оценивает ваши ответы.

II станция «Культура Ямала»

Воспитатель

-Уважаемые путешественники, на эту станцию мы при

шли с домашним заданием. Здесь вы расскажите о культуре северных народов. Давайте послушаем, какой материал вы подготовили.

Воспитатель

1 команда «…» расскажет, о том, как воспитывают детей в тундре

Жизнь в тундре суровая, поэтому детей воспитывают в строгости, рано приобщают к труду. В семье ребенка никогда не балуют, с самого рождения отучают плакать и обращаются с ним, как со взрослым.

Девочек по исполнении трех лет обучают шитью одежды и вышиванию национальных орнаментов, приучают поддерживать огонь в чуме, готовить еду.

В мальчиках родители воспитывали чувство уважения к себе, как к будущему охотнику, рыбаку и оленеводу. Он не должен скрести с посуды остатки еды, тем более мыть посуду, иначе он будет плохим охотником.

Воспитатель

2 команда «…» расскажет об отношении к пище.

Рыба и мясо – основная пища северных народов. Почти ежедневно они едят блюда из рыбы.

Мальчик, будущий рыбак, не должен есть хвостовую часть рыбы, иначе будет неудачником.

У ненцев существует почтительное отношение к пище. Вот некоторые правила обращения с ней:

-нельзя смеяться над едой

-нельзя доедать пищу за старыми людьми, а то будешь болеть.

Воспитатель

Особую роль в воспитании детей имели приметы:

3 команда «…»

Приметы, связанные с бережным отношением к природе, которые должны беспрекословно выполняться взрослыми и детьми:

  • Не втыкай в землю железные предметы, остроконечные копья без надобности. Боль земли -это боль сердца твоего.

Приметы-наказы предков об отношении к жизни, к людям, к животным

  • Береги оленя, как мать-землю. Он тебя кормит, одевает, согревает. Он смысл твоей жизни.
  • В какую беду ни попал- голову не вешай, ум не теряй.
  • Доброе слово лечит душу, злое слово –тяжело ранит.

Воспитатель

Спасибо, молодцы. Жюри оценивает команды. Максимум 5 баллов

III станция «Игровая»

Воспитатель

Дети тундры зорки, внимательны и наблюдательны. Они ловкие и смелые. А сейчас поиграем в игры северных народов. Эти игры развивают у ребят физические качества и воспитывают специфические двигательные навыки.

  1. Подвижная игра «Нарты-сани». Попеременно перепрыгивая нарты. Чья команда быстрей – те и победили.

  1. Игра «Сбор ягод». На полу рассыпаны ягоды (шарики) разного цвета. Одна команда собирает красные (брусника), другая –желтые (морошка), третья –черные (черника). Берем по одной ягоде в руку и кладем в корзину своего командира. Собрали ягоды - корзинки на стол жюри. Они посчитают количество и правильность собранных ягод.

  1. Игра «Меткий охотник» - сбить мячом кеглю - для командиров команд и болельщиков

Жюри подводит итоги.

IV станция «Живая природа»

Воспитатель

Народы, проживающие на территории Ямала, особенно внимательно и бережно относятся к растениям и животным, изучают их повадки, образ жизни.

Давайте проверим насколько вы, дети, внимательны, наблюдательны, интересуетесь жителями лесов, тундры и тайги. Вам предстоит разгадать загадки на тему «Живая природа» 

Загадки буду загадывать отдельно каждой команде (ответы – слайды).

1. По ночам она летает,
Вкусных мышек промышляет.
Днем на кочке сидит,
С закрытыми глазами спит. 
(сова)

2. По мхам он ходит и траве,
Носит лес на голове.
Рогами защищается ,
От врагов спасается. 
(олень)

3.Ночью очень чутко спит,
Оленье стадо сторожит,
Волков отгоняет,
И на охоте помогает. 
(собака)

4. Кто в жестокую пургу,
Роет норку в снегу,
В снежок зарывается,
От холода спасается? 
(куропатка)

5. Ушки на макушке,
Хвостик как пушок,
Очень симпатичный
Маленький зверек. 
(белка)

 6. Какой петух
Порою глух?
Сел на елку на сучок
Бороды торчит клочок,
Как летун он плоховат,
А порою – глуховат
. (глухарь)

7. Ягодки в лесу на кочках,

Укрываются в листочках.

Синяя у всех туника,

Ищем что мы?...( Голубику)

 8. Какую ягоду собирают поздней осенью на болоте? (клюква)

9. На болоте уродилась,

В мягкой травке притаилась.

Желтенькая брошка —

Ягодка... (морошка)

Станция «Всё умеем делать сами»

Воспитатель

-Мы все очень любим на праздники получать подарки. Давайте же к 90-летию ЯНАО, т. е. ко дню рождения

приготовим праздничные открытки, используя заготовки.

Задание: Используя заготовки, клей, фломастеры собираете на листе А-4 праздничную открытку и командир команды несет работу для оценивания жюри.

Звучит красивая музыка

Воспитатель

Пока наше жюри подсчитывает жетоны (баллы), мы с вами поиграем.

-Ребята, а вы можете отличить съедобный гриб от ядовитого. А какие основные отличие (ответы детей). Давайте немного поиграем. Я буду называть грибы, если гриб съедобный – вы хлопаете, а если ядовитый топаете (поганка, подберезовик, рыжик, сыроежки, белый гриб, мухомор, опята, ложные опята, подосиновик, лисички, грузди).

+ некоторые вопросы

Воспитатель

 Слово для подведения итогов игры-путешествия «Ямал…Мой край родной» предоставляется жюри (выступление жюри). Награждение победителей.


Воспитатель

 Вы сегодня проявили смекалку и находчивость, умение работать в команде, показали замечательные знания о родном крае. Закончить наше путешествие хочется словами Леонида Васильевича Лапцуя:

Кто не бывал в тундре Ямала,
Я приглашаю вас сюда.
Сейчас она не снежная пустыня-
Полюбите наш край наверняка.


Мы ждем, друзья! И вовсе не беда,
Коль встретит нас неласковая вьюга,
В любой зайдете чум – вас ждут всегда
Гостеприимство и забота друга.


Суров мой Север лишь на первый взгляд:
Пусть ветры завывают за стеною,
Здесь каждый  будет вас увидеть рад
И обогреть душевной теплотою!


До свидания!

Приложение 3

Конспект НОД «В гостях у мальчика Вако»

Цель:

  1. обогатить знания детей о коренных жителях Севера — ненцах,
  2. закрепить знания  детей о жилище ненцев — чуме; о средстве передвижения ненцев — оленьей упряжке и нартах, об одежде ненцев - малице, ягушке, кисах;
  3. активизировать словарь детей (полярная ночь, тундра, ягель, коренные жители Севера, оленевод, стойбище, карликовая береза).

 Материал: чум, олень, карта России, музыкальный диск, разрезные картинки, презентация.

Ход НОД:

 Воспитатель: - Ребята, как называется страна, в которой мы живем? (Россия) Верно, Россия большая. Мы с вами знаем, в нижней части карты — юг России, там почти всегда тепло и светит солнце. В верхней части карты — северная часть России, здесь суровый холодный климат, в течение многих месяцев земля покрыта снегом и дуют ледяные ветры. А где живем мы с вами, на юге или на севере России? (на севере). Наш Север — особый край. Здесь долгая полярная ночь, нередко можно наблюдать необыкновенное явление — северное сияние (презентация).

- Посмотрите, как оно переливается разными красками. На севере есть районы, где на много километров тянется тундра. В тундре растет карликовая береза, лишайник, мох и ягель, которым питаются олени. А какие животные живут на севере? (Олени, медведи, песцы, лисы, куропатки, совы).

-  Назовите коренных народов севера.

- Сегодня к нам в гости приехал ненецкий мальчик Вако. (Выставляет куклу). Что вы можете рассказать ему о коренных жителях Севера? (Ответы детей).

- Вако (за него говорит воспитатель). Наш народ в основном живет в тундре и лесотундре. «Ненэць» в переводе с ненецкого означает «человек», «мужчина». Основное занятие нашего народа — оленеводство. Оленеводы — очень смелые, ловкие и сильные люди. Место, где они живут, называется стойбищем (презентация).

-  А пришел я к вам не с пустыми руками, я принес вам много разных игр. Давайте с вами поиграем.

 Дидактическая игра «Собери картинку»

Детям раздаются разноцветные конвертики. Внутри каждого лежит картинка с изображением животного или птицы, обитающей на севере. Вторая картинка разрезана на 4, 6, 8 частей. Задача ребенка собрать такую же картинку. После того, как ребенок собрал картинку, предлагается:

1 вариант: описать характерные признаки внешнего вида животного или птицы

2 вариант: подобрать иллюстрированный материал к содержанию стихотворений ненецких поэтов.

Олененок

Оленёнок мой ручной

Ходит целый день за мной!

В своей одежде пестренькой,

 Копыта: -Тук, да тук!

 За ним- четвероногим

Как трудно мне на двух!

А. Пичков

Куропатка

Белое облачко в тундре летело,

Вдруг возле нашего чума присело,

 Забегало облачко вдруг, как живое.

Никак не пойму - что же это такое?

 К облачку стал подползать я украдкой

Оно оказалось, друзья, куропаткой.

 А. Пичков

Лисёнок

Жил лисёнок рыжий в тундре:

 До чего же был он мудрый

Зря без дела не слонялся

За хвостом своим гонялся

А. Пичков

Гусь

Ходит в тундре серый гусь.

 -Никого я не боюсь,

 Не боюсь лисы и волка:

 Вон, гусей, нас в тундре сколько.

А. Пичков

Дидактическая игра «Собери герб, флаг»

 Детям раздаются разрезанные картинки с изображением герба и флага Ямало-Ненецкого автономного округа. Вако просит детей собрать флаг и герб его родного края.

Дидактическая игра «Найди национальный костюм»

Вако принес ребятам конверт с изображением нескольких национальных костюмов — русский, украинский, грузинский, ненецкий и т.д. Вако просит найти сначала женский, затем мужской национальный костюм ненцев, хантов. Вако благодарит детей, угощает их конфетами и прощается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой край родной - Ямал"

Интегрированное занятие для детей 6-7 лет с учетом регионального компонента.Проводится в I полугодии учебного года....

эколого-краеведческая программа "Любимый край-родной Ямал"

Программа "Любимый край-родной Ямал"-результат творческого поиска педагогического коллектива МДОУ № 8 "Теремок"г. Салехарда и создана с целью ознакомления дошкольников  с природными богатствами Я...

Растительный мир родного Ямала

презентация для детей старшего дошкольного возраста. Презентация знакомит детей с растениями тундры....

Конспект НОД на тему: « Мой родной Ямал»

Расширять представления детей о родном крае – Ямале; в частности о животных, растениях, реках.Развивать связную речь, память, мышление, умение делать выводы и устанавливать причинно следственные связи...

Развлечение на воде в старшей группе «Путешествие на Крайний Север» праздник, посвященный к 85 – летию образования ЯНАО «Славлю тебя – родной Ямал» 9.12 2015 г

закрепить и уточнить знание основ безопасности собственной жизнедеятельности;развивать и совершенствовать у детей психические процессы: двигательную память, внимание, мышление и воображение;развивать ...

музыкальное занятие "Люблю тебя родной, Ямал" Авторская разработка с рецензией.

Цель:Активизировать познавательный интерес воспитанников ДОУ в области экологии через развитие их творческого потенциала (музыкальное искусство)Задачи:Образовательные:·...

рецензия к музыкальному занятию "Люблю тебя родной, Ямал"

С появлением первого национального композитора С. Н. Няруя, создавшего множество замечательных песен, собравшего уникальную коллекцию народных напевов, стали издаваться песенные сборники, в которые во...