Конспект марийского праздника "Конга пайрем" в подготовительной группе
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине-месту,где человек родился.С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде.Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работа педагога.Дети должны иметь представление о культуре,быте,жизни другого народа,доступное их возрасту.

Цель:помочь ребенку раскрыть мир национальных культур марийского народа,расширить представление об образе жизни людей,населяющих республику Башкортостан,на основе познания способствовать речевому,художественно-эстетическому,нравственному,эмоциональному и социальному развитию детей.Воспитывать уважительное отношение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект праздника "Конга пайрем"28.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №39 общеразвивающего вида городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

                    Конспект

              марийского праздника «Конга пайрем»

                       в подготовительной группе.

                                                             

                                                                               

                                                                                Воспитатель: Кугубаева О.И.

                                                                                                           

                                               

                                             г.Нефтекамск 2019г.,январь..

                             Праздник «Марий конга пайрем»

Цель: Формирование знаний детей о традициях и быте марийского народа, с печью – главной частью марийской избы,обычаям гостеприимства, марийскому фольклору, марийским народным играм;

развивать двигательную активность,

Развивать творческие способности детей;

Вызывать интерес к марийской национальной культуре, языку.

Формировать образность речи, понимание образных выражений. 

Оформление и реквизит: для проведения программы воссоздается уголок марийской избы: макет печки,  стол и лавки ; организуется выставка предметов марийского народа: глиняные горшки, чугунки, деревянная посуда и кухонная утварь.     

                                           Ход мероприятия

Около печки сидят мальчик и девочка. Гости заходят в зал.

 (Звучит марийская музыка. На фоне музыки мальчик и девочка преподносят каравай.)

1ребенок: Шочмо калыкнан тыгай йула

                    Ик тукым гыч весышке кусналын:

                     Суртыш толеш ко унала,

                       Темлат эн ончыч кинде ден шинчалым.

2 ребенок: Кто к нам пришел с добром,

                  Всех зовем с поклоном в дом.

                   По марийскому обычаю

                    Дорогих гостей встречают с хлебом и солью.

Вместе:          Киндан,перкан лийза!

                                 Звучит песня  «Салам»  (сл.  и муз.  С. Байназов)

Все дети в национальных костюмах входят в зал и садятся на стульчики.

1 Ведущий: (приветствует детей на марийском языке, затем на русском) Поро кече, йолташ-влак, шергакан уна-влак! Таче мемнан йочасадыште пайрем! Добрый день, дорогие ребята, приглашенные гости! Мы очень рады всех вас видеть. Вы все такие красивые и нарядные, потому что пришли на праздник!

2 Ведущий:         Там, где мы родились,

                 Где весело живем,

                  Страну свою родную

                М ы Башкортостан зовем!

1 Ведущий:

Тышан ме шочынна!

Тышан ме илена!

Марий пайремым –

Конга пайремым

Ме таче тендан дене

Пырля эртарена!

2 Ведущий: Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло, и уютно.

Звучит песня «Ош лум» («Снег снег») 

1Вед: Печь была основой жизни в семье  . Печка каждый день даёт тепло, обогревает, лечит.

3 ребенок: Все начинается от печки

            В избе она всему глава,

            Она накормит и излечит,

                  Печь-символ счастья и добра. 

     4 ребенок:  Кенежым шуко мала.

Телым шуко кочкеш.

Кочкеш да капше ыра.

Капше шокшо лиеш,

Чыла йыр-ваш ырыкта.

Тудо пукша, ночкым кошта.

Ялысе портыш чоным пурта.

Мо тиде?

Все:Тиде конга.

    5ребенок: Печки нашей нет добрее

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать в тепле уложит.

6 ребенок По вечерам, когда метели,

Тихонько перед сном

У теплой печки все сидели

И занимались ремеслом.

 Вед.2: На марийских праздниках

Наши бабушки давно

Пели песни и плясали,

Ткали тонкое сукно.

Дружно ткали, вышивали

Поиграть не забывали.

И до нас дошла игра

Называется она «Шовычетым мылам пу»

«Шовычетым мылам пу» - марийская народная игра. 

«Возьми платок» (музыкально хороводная).

Дети идут в хороводе и поют:

Икыт, кокыт, кандаш, лу

Шовычетым мылам пу.

Ведущий ходит с платком за кругом, по окончании слов останавливается,

вытягивает руку с платком и говорит: Кём йоратем Тудлан пёлеклем. Дети,

между  которыми  остановился  водящий,  бегут  в  разные  стороны  вокруг

хоровода. Кто первым успеет схватить платок, тот водит.

Вед.1 :В печке пекут пироги и блины. Застолье собирает большую семью и гостей в тесный круг. Какие марийские выпечки готовят марийский народ?.

       7 ребенок: Вот коман мелна!

                          Вкусные,пышные ,как на духу!

         8 ребенок: Чеверген мелна лектеш,

                             Шем салма умбалан кỹэш.

                             Озавате куана,

                              Тамле ỹй ден йыгалта.

9 ребенок: Я вареники леплю,
                                 Я вареники люблю,
                                С творогом люблю,
                                 С мясом,
                                  Но сильней всего -
                                  Марийское подкогыльо.

10 ребенок:         Тỹрвым мый моштен тỹрлен,

                                Ош вынерышке пыштем.

                                А ковамже когылеш,

                                 Тỹр воктен чывыштылеш.

                                 Шолтен налына подеш

                                 Да подкогыльо  лиеш.

   (Звучит песня «Хлебушко» «Кинде там»)     

(Голос из-за печки ворчливо)

Пöрт оза. Коҥгаже пеш сай. Еҥлан когыльым кӱештеш. Ен-влак когылым кочкыт, мыланем огыт пукшо. Они сами марийские выпечки кушают,а мне не дают.

Вед: Кто это говорит с нами из-за печки?

Пöрт оза.  Это я, домовой.

Вед:.  Пöрт оза,выйди из-за печки.

Пöрт оза. Догадайтесь какой я? Как я выгляжу? (Ответы детей).

Вед. : Мы с ребятами на тебя хотим посмотреть. Ребята, хотите на него посмотреть? Тогда давайте его дружно позовём все вместе.

Вместе: Пöрт оза , пöрт оза выйди к нам. Пöрт оза, пöрт оза лек мемнан деке.

Пöрт оза (неуверенно)Салам лийже, тиде те мыйым шӱдышта мо? Здра-а-сте, это вы меня звали?

Вед: Мы, Домовой. Как мы рады тебе, правда ребята, проходи пожалуйста.Здесь тебе будет уютнее.

Пöрт оза. Тау! Добрая ты видать хозяюшка.

Вед: Тау, пöрт оза.

Пöрт оза. Давайте поиграем.

Общая игра с залом «Теле, йушто, лум».

На слово «Теле» («Зима»), вы должны поднять руки вверх,

На слово «Йушто» («Мороз») – должны скрестить руки у груди,

На слово «Лум» («Снег») – присесть.

 Пöрт оза Молодцы! А вот в пляске-то меня никто не победит! Я всех перепляшу! А вы, бедненькие, устанете, попадаете без сил! (смеется)

В.: Пöрт оза , наши дети и плясать умеют!

Марийский танец  .

Пöрт оза. Тау, йоча-влак. Мне очень понравилось с вами. Устал я, пора мне отдохнуть. Пойду, посплю за печкой. До свидания! Чеверын! (домовой уходит).

Вед.                            Мо чонет куандара?

                                Мо ойгетым луштара?

                                Мо эн шокшо? Эн чевер?

                                Тиде сылне, шочмо вер!

Вед:  Мы дети Родины своей, своей большой страны.

          Мы всех счастливей, всех сильней,

          Покуда вместе мы!

        Песня «Детский сад»  «Йоча сад»

Ведущий 1:Дорогие ребята, уважаемые взрослые! Поздравляем всех с праздником. Пусть всегда светит солнце, и сияют ваши улыбки.

В2 : Как быстро пролетело время, ведь оно было наполнено яркими рассказами о наших обычаях и традициях. И мы должны знать и помнить традиции своего народа. Ведь не зря сказал поэт: «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему «Себя, как в зеркале, я вижу…» (подготовительная группа).

Цель: показать родителям, что их ребенок 6 – 7 лет проходит непростой период в жизни, учить их смотреть на мир его глазами, постараться понять его, оказать поддержку....

Конспект итогового мероприятия в подготовительной группе на тему «Русская матрёшка» Воспитателя подготовительной группы; Тарасенко В.В.

Цель: Закрепить у детей представления о произведениях декоративно-прикладного искусства, в частности о русской матрёшке....

Конспект по аппликации в подготовительной группе «Осень золотая»Конспект по аппликации в подготовительной группе «Осень золотая»

Конспект по аппликации в подготовительной группе «Осень золотая»Конспект по аппликации в подготовительной группе на тему: «Осень золотая».Цель: Создание условий для развит...

Конспект занятия в логопедической подготовительной группе «Речевички» на тему: «Мой город». план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Воспитывать у детей патриотические чувства, гордость за место, где они живут, за свою малую Родину. Формировать умение любить свой родной город, гордиться своей малой Родиной....

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....