Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа.
консультация

Дёмина Ольга Васильевна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-_nravstvennoe_vospitanie_doshkolnikov.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

на культурных традициях своего народа.

      Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

      Система духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста строится на приобщении его к культурному наследию своего народа. Приобщение к культуре развивает ум, формирует душу, обогащает душу.

      Основными задачами в моей  работе над духовно-нравственным воспитанием являются:

      - знакомство с историей народа и его культурой;

      - воспитание чувств сопричастности к культурному наследию народа;

      - формирование нравственных качеств: доброта, сострадание, трудолюбие;

      - вовлечение родителей в работу по духовно-нравственному воспитанию детей.

      Для решения поставленных задач необходимо создать условия. В нашей группе создан центр краеведения, где собраны детские книги мордовских писателей, образцы элементов мордовского узора, женский национальный костюм, кукла в национальной одежде, атрибуты государственной символики России и Мордовии, дидактические игры и др.

      В нашем детском саду создан мини-музей «Мордовская изба», где дети получают возможность не только посмотреть, но и потрогать своими руками предметы быта, изделия старины, познакомиться с национальной одеждой. Детям любопытно заглянуть в чугунок, посмотреть и поднять старый утюг и прочее.

      После посещения музея дети в самостоятельной творческой деятельности украшали национальные костюмы, лепили предметы быта, делились впечатлениями не только между собой, но и с родителями. Знакомясь с народным искусством и наследием прошлого и настоящего, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений.

      Знакомя детей с настоящим и прошлым нашей малой Родины, было проведено мероприятие «Мы в Мордовии живем». Дети рассказывали о настоящем и прошлом своего города, республики. Показали хорошие знания о Саранске, его достопримечательностях:  музеях, театрах, площадях, памятниках,  героях, спортсменах. Были использованы такие дидактические игры: «Собери герб Саранска», «Назови памятники», «Что за здания?», «Назови площади Саранска» и др.  Целью мероприятия является воспитание чувства любви к своему краю, людям, прославившим Мордовию, гордости за историческое прошлое.

      Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные традиционные праздники. Это «Новый год и Рождество», «Масленица», «Пасха», «День матери», «Троица», «Защитники Отечества», «День пожилых людей» и другие мероприятия. Многие праздники проходят с участием родителей, готовятся выставки рисунков.

      Эффективным и доступным средством воспитания для детей дошкольного возраста является и устное народное творчество. Трудно представить мир ребенка без потешек, считалок, загадок и, конечно же, сказок, которые  сочетают воспитательный и познавательный потенциал, являются эффективным педагогическим средством. Слушание сказок дает детям возможность узнать традиции и обычаи народов, познакомиться с бытом и укладом их жизни. Велика педагогическая ценность сказок для разграничения положительного и отрицательного. Представления об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости остаются в сознании ребенка и определяют нормы его поведения; знакомят с жизнью народов, национальными обычаями. Они проникнуты верой в справедливость, в победу добра над злом, осуждают лень, тунеядство, жадность. И так через сказки знакомимся с обычаями русского и мордовского народов.

      Большое место отводим разучиванию потешек, считалок на мордовском языке, чтобы дети слышали звучание, понимали красоту родного языка, в них закладывается осознание национальной принадлежности.

      Нельзя не отметить и значение игры в духовно-нравственном воспитании детей. Игра - естественный спутник в жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В игре дети знакомятся с традициями, бытом людей. Надо отметить значение дидактических игр в формировании духовно-нравственных качеств дошкольника. Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом, такие как «Укрась одежду национальным узором», «Укрась салфетку», «Что за памятник и где находится?» и т.д.

     Словесные игры: «Моя семья», «Расскажи о своем друге», «За что я люблю своих родителей?», «Как я помогаю бабушке». В игре «Что означает мое имя?» знакомим детей со значением имени, которое носит ребенок. Основная идея: человек должен дорожить своим именем, потому что имя прославили другие люди своей жизнью, поступками, делами. Имя человека – его слава и достоинство.

      Духовно – нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

Литература.

  • Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: 2004.
  • Бурляева О.В. и др. Мы в Мордовии живем. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования. Саранск 2011.
  • Нечаев В.Г. Нравственное воспитание дошкольников. М.: Педагогика 1972.
  • КнязеваО.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб: Детство-Пресс, 1998.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа

Система духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста строится на приобщении его к культурному наследию своего народа. Русская культура, как культура великой нации, всегда отличалась выс...

Беседа с родителями «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа»

Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живёт народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы не можем, однако, утвер...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа.

Человек всегда стремился и стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Его естественная потребность - соединить в себе личное и общественное, земное и небесное, телесное...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа

Методические рекомендации по приобщению детей к культурному наследию...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа

Консультация для родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников....

Доклад на тему: ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЯХ СВОЕГО НАРОДА

Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это е...