Интегрированное занятие в подготовительной группе "Камнерезное искусство на Алтае"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Кузнецова Любовь Николаевна

Интегрированное занятие в подготовительной группе "Камнерезное искусство на Алтае"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kamnereznoe_iskusstvo_na_altae.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Камнерезное искусство на Алтае»

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе.

Автор: воспитатель высшей категории МАДОУ «Детский сад N196» г. Барнаула Кузнецова Любовь Николаевна.

Программные задачи:

  1. Формировать представление детей о камнерезном искусстве колыванских мастеров, историей его возникновения.
  2. Учить детей различать и называть алтайские самоцветы: яшма, порфир.
  3. Расширять знания детей о полезных ископаемых.
  4. Ввести в активный словарь детей: самоцветы яшма, порфир; вазы, чаши.
  5. Продолжать учить работать с цветным пластилином, предавая цветом структуру и расцветку камня.
  6. Закреплять приёмы намазывания пластилина на картон
  7. Воспитывать гордость за свой край, богатый полезными ископаемыми и людьми (мастерами - камнерезами).

Методы и приемы: беседа, рассказ воспитателя, сюрпризный момент, опытно-экспериментальная деятельность, работа по карте, рассматривание иллюстраций и поделок из самоцветов, продуктивная деятельность – лепка, оформление выставки.

Материал к занятию:

  1. Наглядный: Образцы - рисунки пластилином алтайских самоцветов, фотоиллюстрации, карта Алтайского края, бусы из яшмы, алгоритм для описания полезного ископаемого.
  2. Художественный: цветной пластилин.
  3. Раздаточный: трафареты ваз и чаш, подставки к ним, доски для лепки, стеки.
  4. Музыкальный: аудиозаписи с мелодиями об Алтае, Барнауле.

В: Ребята, сегодня мы будем продолжать знакомиться с полезными ископаемыми. Кто может объяснить, что такое полезное ископаемое?
Д: Это камни, добываемые из земли, которые приносят какую-нибудь пользу человеку.
В: Назовите, какие полезные ископаемые вам уже знакомы?
Д: Гранит, каменный уголь, золото, серебро, поваренная соль.
В: Сегодня я познакомлю вас с другими полезными ископаемыми, которые добываются и используются в Алтайском крае.
Послушайте мой рассказ: около 300-т лет назад жил на Алтае богатырь Колыван. Шел как-то Колыван степями и вышел к озеру, которое находилось на краю гор. Вокруг горы был синий-синий туман. И не спадал он почти никогда. И назвал богатырь эту гору Синюха. Присмотрелся богатырь Колыван к озеру, а в него впадает речка, и назвал он речку Колыванною, а озеро Белым (показ на карте). Присел Колыван на горушку и стал камни рассматривать. Много земель прошел Колыван, но каменьев таких нигде не видывал. Вода творила чудеса с этими каменьями. Она омывала камни, и на них оставались небольшие прожилки, похожие на ветки небывалого растения. Камни назвались яшма и порфир (повторить названия камней с детьми).
Стук в дверь. Приходит посылка. В шкатулке лежат бусы из яшмы.
В: Читает надпись на посылке:
Куда: Алтайский край, г. Барнаул, Детский сад № 196
Кому: Детям группы N 2
Откуда: Алтайский край, пос. Колывань
От кого: Колыванские камнерезы
Открываю посылку, рассматриваем бусы.
В: Ребята, эти бусы изготовлены из яшмы. Порфир очень похож на яшму, но вместо волнистых линий у порфира крапинки.

Цвет: камни бывают разных расцветок: темно-зеленые, серо-зеленые, сиреневые, красноватые, однотонные, со светлыми полосками или волнами ( а порфир – с крапинками).
В: Как вы думаете, почему эти камни такие гладкие?
Д: Они уже обработаны.
В: На месте, где Колыван нашел камни, образовался поселок. Как бы вы назвали этот поселок? (ответы детей)
В: А люди назвали поселок Колывань. Часто названия населенных пунктов выбирали по названию рек (показ на карте, обозначение его флажком).
В: Люди стали обрабатывать камни яшмы и порфира. Кто помнит, как называли мастеров, которые обрабатывали камни?
Д: Этих людей назвали камнерезы.
В: В Колывани этих мастеров называли Колыванскими камнерезами. 208 лет назад, в 1802 году Филиппом Васильевичем Стрижковым была построена Колыванская камнерезная фабрика. Как вы думаете, какие изделия изготавливали Колыванские камнерезы?
Д: ответы детей: украшения и др.
В: В те далекие времена было очень модно украшать дворцы большими и даже огромными сосудами – вазами и чашами из камня, колоннами, торшерами, каминами. Вы уже знаете, что обработка изделий из камня требует большого труда. А (… имя) с помощью мамы и папы приготовил(а) нам материал, как обрабатывали свои вазы и чаши Колыванские мастера.
Ребенок: «Колыванские мастера изготавливали свои вазы и чаши так: сначала мастера выбирают подходящий по размеру камень, затем обтесывают его (срезают) специальными инструментами, затем шлифуют (делают гладким), вырезают узор или орнамент. Раньше все это мастера делали вручную, а теперь на специальных станках».
В: Изделия из яшмы и порфира получались гладкими, блестящими, зеркальными. У Колыванских мастеров существовал обычай «освещения» готовых изделий. Как это происходило, нам расскажет (… имя ребенка).
Ребенок: Показывает иллюстрацию из книги «Моя малая родина - Барнаул» стр. 10 и рассказывает: «Колыванские мастера «освещали» свои изделия. Поздно вечером в мастерской гасили свет и мастер с зажженной свечой подходил к яшмовой вазе. И свеча, и сам мастер отражались на зеркальной поверхности отполированного камня. Если изделие было законченно, то невозможно было отличить, где настоящее пламя свечи, а где его отражение».
В: Я вам давала домашнее задание: подумать вместе с родителями, где в нашем Барнауле можно встретить изделия Колыванских камнерезов. Кто готов ответить?
Д: 1) На пересечении ул. Пушкина и пр. Ленина стоит ваза из порфира Эту вазу подарили нашему городу Колыванские мастера, когда г. Барнаулу исполнилось 250 лет.
2) Ваза из яшмы во Дворце бракосочетаний.
3) В алтайском музее изобразительных искусств – ваза из яшмы и ваза из порфира.
4) Чаша в краеведческом музее.
В: Ребята, как вы думаете, почему изделия Колыванских мастеров ставятся в скверах, аллеях, парках города?
Д: Они украшают город. Люди приходят сюда отдохнуть и любуются не только природой, но и этими камнями.
В: Ребята, Алтайские изделия из Колывани есть во всех городах нашего края. Колыванские изделия, большие и малые, разошлись по всему белу свету. Они украсили дворцы Санкт-Петербурга и Москвы, а одна ваза была подарена царем Александром I городу Парижу. В те времена не было машин и поездов и все изделия перевозили на лошадях. Эту вазу везли в Москву целых полгода. Много яшмовых ваз можно увидеть в Зимнем дворце или Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Есть в этом музее одна очень большая ваза, изготовленная колыванскими камнерезами в форме овальной чаши, которую назвали «Царица ваз». Для нее был построен специальный зал, а вносили ее во дворец 770 рабочих.

Кварциты, яшмы и порфир

известны славой на весь мир.
Из рудников Алтая, дети,

 добывали камни эти.
Из них вазы, посмотри,

небывалой красоты.
Душою мастера согреты,

руками и резцом задеты
До блеска отшлифованы,

 стоят как очарованные
Красота родной природы

запечатлена в камнях на годы
Во всем свете, так и знай,

славится трудом Алтай.


Изделия Колыванских камнерезов есть в Японии, Лондоне, Вене, Швеции, Турции.
Вот как прославили Колыванские мастера наш Алтайский край и его богатства – изумительные камни яшму и порфир.
В: Ребята, а вы хотите почувствовать себя мастерами камнерезного дела?
Дети: Да!
У нас нет настоящих камней, но мы можем представить себя настоящими Колыванскими мастерами и изготовить изделия очень похожие на настоящие яшмовые вазы из разноцветного пластилина и открыть свой музей. Я приготовила заготовки разной формы. Вы уже знакомы с технологией соединения пластилина разных цветов и нанесения его на картон. Как называется этот прием? (намазывание)
В: Что нужно сделать, чтобы наши изделия были такими же гладкими, ровными, как у колыванских мастеров?
Д: Хорошо пригладить.
В: Выберите себе вазу, пластилин. Приступайте к работе. (Самостоятельная работа, индивидуальная работа по факту).
В: Каждой вазе вечером мы мы сделаем табличку. Оформим так, как должно быть в настоящем музее. А потом обязательно поедем с вами в настоящий музей, посмотрим настоящие вазы Колыванских камнерезов.
Занятие заканчивается показом своих изделий, выставкой работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по ознакомлению с искусством "Клуб знатоков"

Закрепление знаний о живописи, скульптуре, графике, декоративно - прикладном искусстве....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе по ознакомлению с народным декоративным искусством и рисование на ткани «Красивый платок»

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с народными промыслами (производство павло-посадских платков). Упражнять в составление узора павло-посадской росписи, выполняя работу в нетрадиционно...

Планирование интегрированных занятий по декоративно-прикладному искусству, устному народному творчеству и народной музыке

Консультация к педсовету раскрывает механизмы интеграции, обосновывает различия между интегрированныой и комплексной непосредственно-образовательной деятельностью. Даются рекомендации по поланированию...

КОНСПЕКТ интегрированного занятия в подготовительной группе по курсу «Синтез искусств» «Зеленые фантазии»

            Закрепление названия оттенков зелёного, закрепление умения находить разнообразные формы зеленого цвета в окружающем мире. Совершенствовать технику изоб...

Методическое объединение Конспект интегрированного занятия по декоративно – прикладному искусству старшая группа, «Юные живописцы»

Программные задачи:Образовательная область «Коммуникация»: Развивать умение детей выстраивать высказывания, побуждать более, точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположени...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе (с использованием нетрадиционной техники рисования) по теме: «Путешествие по видам декоративно – прикладного искусства. Роспись Пасхальных яичек»

Задачи:Образовательная : закрепление знаний детей о народном творчестве (дымковской, городецкой, Полхов-Майдан и гжельской росписях, писанками). Продолжать учить новой технике – рисованию манной крупо...