02.12.2020 Беседа с детьми на тему " Я живу на Ямале"
материал (средняя группа)

Мухаматуллина Юлия Раисовна

беседа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_s_detmi_na_temu_ya_zhivu_na_yamale.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа с детьми средней группы.

Тема: «Я живу на Ямале».

Задачи:

  • Формировать у детей знания о родном крае, народах Севера, их жизни и быте.
  • Познакомить с культурой и традициями Ямала.
  • Способствовать развитию речи, обогащать активный словарь новыми словами;
  • Воспитывать у детей любовь к своей малой родине и уважительное отношение к народам Севера.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, книг о народах севера, слушание ненецких песен и музыки.

Материал: ноутбук, интерактивная доска, презентация, макет чума, ягушка, малица, музыкальный диск.

Ход беседы:

Дети заходят под ненецкую народную музыку и садятся полукругом.

Вы на карту посмотрите

И Ямал на ней найдите,

Потому что здесь наш дом,

Мы на Севере живем.

И. Истомин

Воспитатель: - Наша страна – самая большая страна в мире. Чтобы пересечь ее из конца в конец, надо лететь на самолете целый день, а на поезде ехать несколько дней! А мы с вами живем на Крайнем Севере. Север – это царство льдов и снегов. Долгие суровые снежные зимы, а лето короткое и не всегда теплое. Кто же является коренным жителем нашего края?

Дети: Коренные жители - ненцы.

Сегодня ребята мы побываем в гостях у ненцев. Посмотрите на этих мужественных людей (воспитатель показывает детям фотографии или иллюстрации). Они живут в очень суровых природных условиях, но ни за что не променяют свою землю на какую-то другую. Потому что Крайний Север – это их родной дом, малая родина, которую они любят всем сердцем. А где живут ненцы?

Дети: Ненцы живут в тундре.

Воспитатель: Правильно, в тундре. Мы с вами живём в домах, а что им служит домом?

Дети: Чум.

Воспитатель: Живут ненцы в чумах. Давайте заглянем в чум, посмотрим из чего он состоит, как собирается и как он обустроен. Чум состоит из множества шестов, связанных между собой, которые ставятся по кругу, а сверху покрываются оленьими шкурами. Такие дома хорошо защищены от ветра и холода, легко собираются и разбираются. Ненцам это нужно для того, чтобы переезжать с места на место. Ведь их основное занятие – оленеводство. Ненцы разводят оленей и кочуют вместе с ними по тундре. Когда в одном месте мох, который едят олени, заканчивается, они переезжают на новое место.

Воспитатель: На пол в чуме кладут доски и оленьи шкуры.

Воспитатель: Чем согревают чум?

Дети: Железной печкой.

Воспитатель: Правильно в середину чума ставится железная печь.

Ребята, в чуме живёт одна большая семья, и живущие в чуме поддерживают порядок. Хозяйством занимается женщина (чумработница). Как вы думаете, она что делает?

Дети: Хозяйка варит еду, убирает в чуме, занимается рукоделием, обрабатывает оленьи шкуры, смотрит за детьми.

- Как вы думаете, в тундре холодно?

Дети: Холодно.

Воспитатель:  В тундре зимой постоянно дует ветер, стоят сильные морозы, завывают метели. И чтобы не замёрзнуть, жители тундры шьют себе специальную одежду. Верхняя мужская одежда называется «малица». Малицу шьют из сукна, с тёплой подстёжкой из оленьей шкуры. А женская верхняя одежда называется «ягушка».

Шить одежду и плести бисером - это очень трудная работа. У чумработниц очень устают глаза и кисти рук и спина. Поэтому они стараются много двигаться и мы с вами тоже подвигаемся.

Игра «Ловля оленей».

Воспитатель: У хозяина тоже много работы. Чем занимается хозяин?

Дети: Оленеводством, рыболовством, охотой.

Воспитатель: Олень – главное домашнее животное у ненцев. Он дает им все необходимое для жизни: теплый мех, мясо. Оленей запрягают в упряжку, и они помогают перевозить людям тяжелые грузы. Посмотрите, какой красивый олень! (показывает слайд).

Воспитатель: Вот как много дел у хозяина, а в свободное время он тоже любит мастерить. Он мастерит различные поделки из дерева, нарты, делает игрушки для мальчиков. «Нарты» похожи на русские санки. Их делают из дерева без единого гвоздя и поэтому нарты очень легкие и удобные  в обращении. На нартах катаются круглый год, а на санках только зимой.

А для девочек игрушки делают мамы. Потому, что в тундре нет магазинов.

Какие  игрушки у девочек? (показ воспитателем куклы). Из чего сделана кукла?

Дети: Голова – утиный нос, а одежда такая же, как и у взрослых.

Подведение итогов:

- Где мы были в гостях?

- Люди, какой национальности живут в тундре?

- Что служит им домом?

- Чем занимаются мужчины и женщины коренной национальности?

Мы так долго задержались, пора возвращаться домой. А когда мы вернемся в группу, нарисуем жилище ненцев.

(звучит фонограмма)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно - патриотическое воспитание: " Мы живем на Ямале"

Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того уголка, где дети живут. В. А. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприяти...

Проект «Я живу на Ямале, Ямал - край мой!»

Знакомить детей с историей возникновения округа, местонахождением, с историей названия округа, с именами основателей округа; с государственной символикой округа (герб, флаг) ; картой Ямала, ...

Методическая разработка беседы "Я живу на Ямале"

Беседа с детьми старшего возраста о жизни и быте коренных народов Севера - ненцев...

«ЖИВЕМ НА ЯМАЛЕ»

Пояснительная запискаЦель игровой программы «Живем на Ямале»: расширять представления детей о диких животных, птицах, деревьях, характерных для нашей местности.Задачи:формировать нач...

Сценарий Конкурсно - игровой программы «Мы живем в России, мы живем на Ямале!»

Продолжать знакомство с региональным компонентом. Прививать любовь к родному краю....

«Мы живем на Ямале»

Тема: «Живем на Ямале».Интеграции областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», &la...