Проект «Я живу на Ямале, Ямал - край мой!»
проект (подготовительная группа) на тему

Юрьева Ирина Николаевна

Знакомить детей с историей возникновения округа, местонахождением, с историей названия округа, с именами основателей округа; с государственной символикой округа (герб, флаг) ; картой Ямала, столицей округа – Салехардом;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_grno6.doc386 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КРЕПЫШ»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

(МБДОУ «Крепыш»)

ОКПО 44703441,  ОГРН 1028900710849,   ИНН/КПП  8905026465/890501001

Проспект Мира, дом 65а,  город Ноябрьск, ЯНАО, Россия, 629800

тел.(3496) 42-47-99, 42-48-25  Email: krepysh07@inbox.ru

Проект «Я живу на Ямале, Ямал -  край мой!»

Подготовили:

ЮрьеваИ.Н.

Гулева Н.А.

Содержание:

1.Актуальность проекта

2. Вид проекта

3.Мой край- Ямал

4. Вижу чудное раздолье Ямала

5. Культурное наследие Ямала.

Введение:

                                                                                                           Вы на карту посмотрите

                                                                                                             И ЯМАЛ на ней найдите,

  Потому что здесь наш дом

                                                                                                               Мы на Севере живем

                                                                                                                         И. Истомин

Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу, округу и стране.

 В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своего города, окуруга и конечно  Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в МБДОУ, но результаты показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и округа. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Край мой Ямал».

Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Актуальность темы: 

Мы живем в такое время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем или переоцениваем. Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является культура народная.  Народная культура — это совокупность ценностей группы людей, объединенных сходством языка (славянская, тюркская, финно-угорская), общностью обрядов и традиций. Она отличается определенной долей «простоты» и поэтому является доступной детям с рождения. Передаваемая из уст в уста, она обогащается различными вариациями и представляет огромный интерес для ребенка в плане познания богатства и красоты традиций, праздников, обрядов.

Актуальность темы защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера подчеркивается на государственном уровне. В Ямало-Ненецком автономном округе принята программа «Сохранение традиционного образа жизни, культуры и языка коренных малочисленных народов Севера Ямало- Ненецкого автономного округа на 2012-2015 годы»

Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач педагогов, родителей. Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину. Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Краеведение – социально значимое и необходимое в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины.

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.

Цель проекта:

Воспитание гражданских чувств, чувства любви к  родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.

Задачи проекта:

• Дать знания детям о родном городе и оруге: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты  

 Познакомить с именами тех, кто основал и прославил округ;

 Расширить знания детей о флоре и фауне Ямала;

 Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

 Познакомить с культурой и традициями Ямала.

 Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

Гипотеза:

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города и округа, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город и округ, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Вид проекта: познавательный, групповой.

Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги группы,

Сроки реализации: 2 года

Этапы проведения и реализации проекта:

I. Информационно-накопительный:

 Изучение интереса детей для определения целей проекта.

 Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.

 Обращение к специалистам.

II. Организационно-практический

 Раздел Задачи Формы организации детской деятельности

1.Мой край- Ямал

- Знакомить детей с историей возникновения округа, местонахождением, с историей названия округа, с именами основателей округа;

- знакомить детей с государственной символикой округа (герб, флаг) ;

- учить узнавать, различать и уметь рассказать о достопримечательностях и улицах округа;

- знакомить детей с картой Ямала, столицей округа – Салехардом;

- дать представление о городах, входящих в состав ЯНАО

(Тарко-Сале, Губкинский, Ноябрьск, Новый Уренгой, Лабытнанги, Надым, Муравленко) ;

- воспитывать любовь и бережное отношение к дому, улице, д/саду, городу, округу;

- воспитывать чувство гордости и любви к ямальской земле.

- Цикл занятий «Мы-Ямальцы»

- беседы;

- экскурсии и целевые прогулки: по детскому саду, улицам города, в библиотеку, в пожарную часть,  в МБУК музейный ресурсный центр, Музей воинской славы, городской центр ремесел;

- сюжетно-ролевые игры: «Строим сказочный снежный городок», «Пойдемте в гости», «Встреча гостей города»,

- дидактические игры «Узнай на фото», «Найди нужный флаг», «Найди место недостающим элементам герба города, округа»,

«Сложи картинку», «Узнай, где я нахожусь», «Герб города», «Найди флаг Ямала»,

- творческие и развивающие игры: «Раскрась флаг нашего города и округа», «Придумай и расскажи, какой памятник тебе хотелось бы установить в городе или округе», «Расскажи, каким будет округ через тысячу лет», «Мечтатели», «Строим город будущего», «Закончи предложение», «Все ли верно, докажи», «Разбитая картина», «Мы строители», «Узнай по описанию», «Кто подберет больше слов», «Продолжи», «Так бывает», «Найди отличия», «Ненецки езагадки», «Назови герб», «Подбери символику», «Выложи флаг», «Угадай загадку и найди отгадку») ;

- игры народов Ямала: «Возвращение Солнца», «Полярная сова», «Ловля оленей», «Волк и олени», «Снежные сугробы», «Важенка и оленята»,

-игры-конкурсы: «Знатоки Ямала», «Стихи о Ямале и его городах»;

- путешествия по карте Ямала;

- составление схем города и маршрутов путешествий;

- проведение праздников «День матери», «День семьи»;

- разучивание песен о Ямале

- рассматривание иллюстраций, фотографий;

- фотовыставки: «Я люблю свой город», «День города», «Отдыхаем всей семьей», «Ледовый городок», «Любимое место в городе», «Машины нашего города»;

- оформление папок-передвижек: «Люби и знай родной свой край»;

- выставка семейных рисунков «Мой город», «Край- мой Ямал»

- изготовление семейных альбомов: «Семья. Родословное древо моей семьи», «Моё имя, его значение») ;

- оформление альбомов: «Мамочка милая моя», «Моя семья», «Мой детский сад», , «Города Ямала», «Стихи о Ямале и городов»;

- участие в акциях: «Чистый город»;

2 Вижу чудное раздолье Ямала

- Дать детям элементарные экологические знания;

- формировать основы экологической культуры;

- познакомить с природными и климатическими особенностями северного края;

-показать необходимость и значение заботы человека о природе;

- формировать знания о полезных ископаемых, растительном и животном мире Ямала;

- знакомить с наиболее характерными признаками времён года и сезонными явлениями Крайнего Севера;

- воспитывать заботливое отношение к живой и неживой природе и бережное отношение к использованию природных ресурсов родного края. - Цикл занятий «Край, в котором я живу», «Мелодии Севера»;

- беседы;

- экскурсии и целевые прогулки: в библиотеку в МБУК музейный ресурсный центр, Музей воинской славы, городской центр ремесел;

- сюжетно-ролевые игры: «Оленеводы», «Рыбаки», «Магазин Северные ягоды»;

дидактические игры: «Рыбалка», «Узнай на фото», «Найди дерево», «Определи дерево по описанию»,

«Сложи картинку», «Где чей дом? », «С чей ветки эти детки? », «Богатства родного края».

- творческие и развивающие игры: «Все ли верно, докажи», «Узнай по описанию», «Так бывает», «Найди отличия», «Зима на вкус, ощупь и запах», «Загадай, а мы отгадаем», «Животные тундры», «Покажи и расскажи», «Найди животное по следу», «Кто, где обитает», «Найди похожее облако», «Угадай загадку и найди отгадку») ;

- игры народов Ямала: («Возвращение Солнца», «Ручейки и озера», Ловкий оленевод», «Рыбаки», «Льдинка, ветер и мороз», «Полярная сова», «Медведь» «Ловля оленей», «Волк и олени», «Оленья упряжка», «Загон оленей», «Ручей», «Снежные сугробы», «Важенка и оленята», «Охота на куропаток», «Куропатки и охотники», «Олени и пастухи», «Полярная сова и евражка», «Отбивка оленей»;

- разучивание стихов и песен местных авторов;

- рассматривание иллюстраций, фотографий;

- отражение впечатлений в рисунках «Северный олень», «Животные тундры»;

- слушание музыки северных народов;

- оформление альбомов: «Растительный мир Ямала»,

«Птицы и животные Ямала»,

«Реки округа», «Ягоды Ямала»,

«Природа Ямала»;

- участие в акциях «Покормите птиц зимой», «Посади дерево в детском саду»;

- участие в экологических акциях;

- музыкально-литературный вечер «Ямал - мой необыкновенный».

3 Этих дней не смолкнет слава 

Систематизировать знания детей об основных профессиях в городе и округе, их название, и роде деятельности (строитель, газовик, нефтяник, бурильщик, геолог) ;

- учить детей группировать и объединять профессии людей по общему признаку;

- воспитывать уважение к людям-труженикам, чувство гордости за своих земляков;

- воспитывать уважение к ветеранам ВОВ и труда, к людям, прославивших город, округ.

- Цикл занятий «Мы-Ямальцы

- беседы;

- экскурсии и целевые прогулки: в библиотеку, в МБУК музейный ресурсный центр, Музей воинской славы, городской центр ремесел;

, - сюжетно-ролевые игры: «Строим сказочный снежный городок», «Геологи», «Буровая», «Оленеводы», «Рыбаки», «Ателье», «Мастерицы»;

- дидактические игры: «Рыбалка», «Узнай на фото», «Где чей дом? », «Кому что надо для работы? », «Богатства родного края»,

- творческие и развивающие игры: «Расскажи, каким будет город или округ через тысячу лет», «Мечтатели», «Когда я вырасту… », «Строим город будущего», «Закончи предложение», «Все ли верно, докажи», «Перестройка микрорайона», «Разбитая картина», «Мы строители», «Так бывает», «Чудо-дом», «Загадай, а мы отгадаем», «Угадай загадку и найди отгадку»,

- игры народов Ямала: «Набрось тынзян», «Перетягивание каната», «Ловкий оленевод», «Рыбаки», «Ловля оленей», «Оленья упряжка», «Аргиш», «Поимка арканом», «Ловим оленей», «Загон оленей», «Охота на куропаток»;

- разучивание стихов о труде и о профессиях;

- рассматривание иллюстраций, фотографий;

- встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла

- участие в акции «Трудовой десант»;

- оформление альбомов «Профессии Ямала

- проведение праздников: «День защитника Отечества», «День Победы»;

4 Культурное наследие Ямала.

- Дать представления о своеобразии жизни коренных жителей тундры (природа, жилище, одежда, труд) ;

- знакомить детей с традициями, чертами национального своеобразия в облике людей, их одежде, украшениях, предметах быта и их назначении;

- познакомить со словами на ненецком языке «мя» (чум, «сингокотья» (колокольчик, «Ань-торова» (Здравствуйте, «лакомбой» (до свидание) ;

- знакомить с декоративно-прикладным искусством северного края (обработка кожи, меха, дерева, бересты, с видами орнаментов и их символикой;

-познакомить и вызвать интерес к фольклору народов Севера (загадки, пословицы, поговорки, сказки) ;

- знакомить с творчеством национальных поэтов, писателей, композиторов;

- обучить практическим навыкам (аппликации из ткани, сукна, кожи, бисера) ;

- воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов. - Цикл занятий «Край, в котором я живу», «Мелодии Севера»;

- инсценировка (сказок и легенд народов Севера) ;

- музыкальные и спортивные развлечения;

- ручной труд (плетение узоров, вышивка бисером, конструирование из бумаги) ;

- отражение впечатлений в рисунках;

- оформление альбомов: «Коренные жители Ямала», «Праздники тундры», «Музыкальные инструменты коренных народов Ямала», «Сказки народов Ямала», «Ненецкий фольклор»;

- рассматривание иллюстраций, фотографий;

- сюжетно-ролевые игры: «Чум», «Оленеводы», «Рыбаки», «Мы пришли в музей», «Ателье», «Магазин Северные ягоды», «Мастерицы»,

- дидактические игры: «Рыбалка», «Сложи картинку», «Жители Севера», «Где, чей дом? », «Богатства родного края», «Подбери орнамент», «Угадай, чья одежда», «Северные россыпи», «Чей костюм», «Выложи узор», «Пазлы – чум, стойбище»,

- творческие и развивающие игры: «Все ли верно, докажи», «Найди отличия», «Установим чум», «Уложим Вако спать», «Животные тундры», «Найди животное по следу»,

- игры народов Ямала: «Возвращение Солнца», «Ручейки и озера», «Набрось тынзян»,

«Перетягивание каната», «Ловкий оленевод», «Рыбаки», «Льдинка, ветер и мороз», «Полярная сова», «Медведь» «Ловля оленей», «Волк и олени», «Оленья упряжка», «Аргиш», «Поимка арканом», «Ловим оленей», «Прыжки через нарты», «Стрельба», «Хаерако», «Загон оленей», «Ручей», «Снежные сугробы», «Важенка и оленята», «Охота на куропаток», «На новой стойбище», «Куропатки и охотники», «Олени и пастухи», «Нарты – сани», «Полярная сова и евражка», «Отбивка оленей»,

- игры-драматизации: «По сказке «Кукушка» «Мышонок и олененок», «Снегирь и мышонок», «Три сына», Ягодная королева») ;

-игра-конкурс «Знатоки Ямала»;

- знакомство с творчеством местных поэтов, писателей

(П. Явтысыя, Х. Ягунд, Ю. Афанасьевым, Л. Лапцуй, И. Истоминым, К. Барыльченко, Н. Лычак, Ю. Блиновым) ;

- конкурс «Стихи о Ямале и городах»;

- слушание исполнителей песен на языках народов Севера Г. Лагей,

- выставка детских работ.

Виды неорганизованной детской деятельности:

Ознакомление с художественной литературой и развитие речи

1. Познавательные занятия:

«Ямал - мой край родной»

«Растительный мир родного края»

«Животный мир Ямала»

«Реки Ямала»

«Путешествие по городам Ямала»

«Народы Ямала»

«Северные кочевники»

«На стойбище северном»

«Музыка Ямала»

«Орнамент – важный элемент духовной и материальной жизни»

2. Творческие рассказы:

«Город, в котором я живу»

3. Словотворчество детей с родителями: сочини стихи, сказку о Ямале.

4. Составление кроссвордов о птицах, растениях, животных: «Что это? »

5. Чтение художественной литературы.

6. Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края.

7. Заучивание стихов.

8. Беседы.

9. Внесение куклы в национальной одежде.

10. Показ иллюстрации с изображением тундры, животных, растений.

Заучивание стихов о народах севера, о животных, о растениях, о реках, о климате, о праздниках..

Заучивание поговорок, пословиц, небылиц, потешек.

Составление рассказов.

Составление описательных рассказов «Чум – ненецкий дом».

Чтение произведений о ненцах, хантах.

Чтение ненецких пословиц и поговорок.

Чтение сказки «Храбрый Яндо и его сестра Тэюне».

Чтение сказки «Кукушка».

Чтение сказок народов Севера.

Чтение сказки И. Истомина «Мышонок и олененок», «Черный и Белый».

Чтение рассказов Ю. Коваля «Морошка».

Дидактические игры:

С какого дерева лист?

Кто лишний.

Найди животных нашего края.

Когда это бывает?

Народы Ямала.

Северные россыпи.

«Найди флаг Ямала»

«Чей костюм».

«Выложи узор».

«Пазлы – чум, стойбище».

Сюжетно - ролевые игры: «Чум», «Оленеводы», «Экскурсии в музей», «Экскурсии по городу», «Стойбище», «Ненецкая семья», «Магазин Северные ягоды», «Рыбаки», «Мастерицы».

Подвижные, речевые игры народов Севера.

П/игры «Ловля оленей», «Волк и олени», «Оленья упряжка», «Аргиш», «Поимка арканом», «Ловим оленей», «Прыжки через нарты», «Стрельба», «Льдинки, ветер и мороз», «Хаерако», «Загон оленей», «Ручей», «Снежные сугробы», «Важенка и оленята», «Охота на куропаток», «На новой стойбище», «Куропатки и охотники», «Олени и пастухи», «Рыбаки», «Нарты –сани», «Полярная сова и евражка», «Отбивка оленей» и др.

Д/и «Установим чум», «Уложим Вако спать», «Загадай, а мы отгадаем», «Животные тундры», «Покажи и расскажи», «Назови герб», «Найди животное по следу», «Кто, где обитает», «Найди похожее облако», «Подбери символику», «Выложи флаг», «Угадай загадку и найди отгадку».

Трудовая деятельность детей и родителей (посадка деревьев, уборка мусора весной, осенью на участке) .

Конкурс на лучшую кормушку для птиц.

Конкурс на лучшую ледяную постройку.

Задание на лето: собрать гербарий растений Ямала.

Поделки из природного материла.

Изготовление макетов города.

Изготовление символики города, округа.

Художественно –эстетическое развитие

Животные, птицы, растения Ямала.

Улицы родного края, поселка.

Рисование национальных костюмов народов Ямала.

Рисование с натуры на тему «Ягель».

Лепка: животных, птиц, растений округа.

Коонструктивно-модельная деятельность (брсовый материала)

Конструирование чума из счетных палочек, ткани и пластилина.

Строительный материал: здания города.

Орнаменты коренных народов.

Изготовление масок атрибутов к играм.

Аппликация на тему «Герб города Салехарда, Ноябрьска и округа».

Работа с бисером.

Физическое воспитание Игры народов Ямала.

«Полезные привычки»

«День здоровья»

«Лечебный чай»

Альбом эстафет «Поделись опытом семейного отдыха».

Спортивные праздники, развлечения.

Что мы знаем о ягодах Ямала.

Физкультурный досуг

Природный мир Беседа о климатических условиях поселка, округа.

Оформление альбомов с видовым разнообразием животного, растительного мира, их средой обитания.

Составление экосказки о городе, округа.

Мероприятия по охране окружающей среде.

Аппликации, орнаменты ненцев.

Поделки из природного материала.

Ягоды Ямала.

Д/игра «Кто где обитает», «С какого дерева ветка», «Животные тундры», «Опиши растения», «Кто где обитает».

Рассматривание альбомов: «Животные тундры», «Растительность Севера», «Стойбище оленеводов», «Северное солнышко».

Загадывание загадок о северных ягодах, животных Севера, растительности.

Экспериментирование на тему «Почему олени не проваливаются в снег», «Снег и лед».

Социальный мир

Экскурсии в музей.

Экскурсии в библиотеку.

Посещение выставок.

Организация уголка краеведения в группе.

Музыкальная деятельность Разучивание стихов, песен о Ямале.

Оформление музыкального уголка с атрибутами ненецких народов.

Прослушивание песен о Ямале.

Развлечения.

Альбомы «Музыкальные инструменты».

Взаимодействие с родителями Фотоальбомы «Как мне живется на Ямале».

Праздники «День города»,

Участие в выставках плакатов, рисунков, фотокомпозиций.

Создание предметно – развивающей среды.

-детской библиотеки: писатели Ямала.

- создание чума в группе.

-альбомов.

Задание на лето: собрать гербарий растений Ямала.

- фотоальбомы.

III. Презентационно - завершающий

• Выставка рисунков «Мы Ямальцы».

• Фотоальбом «Как мне живется на Ямале»

• Презентация «Ямал мой край родной».

Подведение итогов.

Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали? ”

Необходимые условия реализации проекта:

1. интерес детей и родителей;

2. методические разработки,

3. интеграция со специалистами детского сада.

Предполагаемый результат:

1. Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.

2. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

3. Освоение доступных знаний об истории родного Края

4. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.

5. Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

Методы проекта:

1. Наблюдение,

2. совместные игры,

3. анкетирование,

4. познавательные игровые занятия,

5. беседы.

 Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

1. подбор литературы,

2. подбор произведений,

3. подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки,

4. подготовка разного вида бросового материала

5. подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,

6. дидактические игры,

7. выставки книг, рисунков, поделок,

8. создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).

Заключение:

Изучение традиций, быта коренных народов Ямала позволяет естественно сочетать обучение и воспитание. Знакомство детей с национальными традициями народов Севера мы начали со сбора и изучения краеведческого материала. В группе оформлен уголок Севера, подобраны дидактический материал, художественная литература, из которой можно почерпнуть знания об истории народов Севера. Системность и динамичность предметно-развивающей среды позволяет ребенку  самостоятельно знакомиться с  материалами по краеведению, совместно с родителями регулярно пополнять и обновлять содержание уголка.

Совместно с коллегой разработали систему мероприятий по воспитанию любви к родному краю, а также перспективное планирование занятий для детей старшего дошкольного возраста, составили картотеку подвижных игр и самобытных упражнений народов севера.

В занятиях по «Ознакомлению с художественной литературой» мы знакомили детей с красотой наших городов, именами писателей, воспевающих родной Север, богатстве и разнообразии устного творчества северных народов. Сказки, легенды, пословицы, поговорки, загадки, приметы, песни, сказания из далёкого прошлого принесли нам сведения по культуре, сообщили о обычаях.

Невозможно в полной мере ознакомить детей с культурой народов Севера, но в организованных формах обучения, совместной и самостоятельной деятельности мы обогащаем и расширяем кругозор детей о жизни народов Севера. Полученные знания и умения закрепляются в сюжетно-ролевых, дидактических играх, играх–драматизациях, на музыкальных, физкультурных занятиях, в изобразительной и театральной  деятельности. Беседы с детьми старшего дошкольного возраста расширят их знания о природе, климате, растительном и животном мире, о жизни народов Севера. Рассказы, беседы сопровождаются авторскими стихами, загадками, сказками, а также вопросами, заданиями и играми, которые помогут лучше усвоить материал и вовлечь в процесс творчества.

Художественно-творческая деятельность оказывает положительное влияние на детей, обладает свойством вызывать активные действия ребенка. К тому же предоставляются богатые возможности общения взрослого с ребенком, что создает основу для эмоционального контакта между ними. Знакомство детей дошкольного возраста с музыкальной культурой Северных народов неотъемлемая часть изучения истории родного края. Краеведческий материал дети дошкольного возраста получают на занятиях, в игровой и самостоятельной деятельности, во время проведения досуговых мероприятий.

Работа в данном направлении ориентирует детей на организацию личностного познания родного края, его обрядов и традиций, музыкальной культуры от непосредственного восприятия, изучения, ощущения к осмыслению. Дети как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.

Чтобы воспитать человека-патриота, знающего свой Ямальский край – малую родину, мы ежегодно проводим праздник народов Севера, творческие мини-проекты. Готовятся к мероприятиям все: родители, дети, педагоги. Организуем творческие выставки, спортивные мероприятия., посвященный годовщине ЯНАО.

Библиографический список используемых источников:

1.Журнал «Ямальский меридиан» №1,2002г. Статья Ю.Юнкерова «Песня да хорей».

2.Журнал «Ямальский меридиан»№8, 2006г. Статья С.Няруй «Певец Ямальской тундры», фотоматериалы «Весомые достижения», «Первый слет оленеводов».

3.Сборник песен «Мой дом Север» Н.Дудников.

4.Сборник «Детские подвижные игры народов Севера» Юрия Юнкерова

5. Шорыгина Т.А. «Беседы о русском Севере». Методические рекомендации М.: ТЦ Сфера,   2008 г.

6.П.Г. Турутина

Приложение:

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проекты в детском саду (краткосрочные пректы для детей старшего дошкольного возраста) "Ямал - край, в котором мы живем"

Примерный план работы воспитателя по подготовке проектаНа основе изученных проблем детей поставить цель проекта.Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).Привлечение с...

Нравственно - патриотическое воспитание: " Мы живем на Ямале"

Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того уголка, где дети живут. В. А. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприяти...

Методическая разработка беседы "Я живу на Ямале"

Беседа с детьми старшего возраста о жизни и быте коренных народов Севера - ненцев...

«ЖИВЕМ НА ЯМАЛЕ»

Пояснительная запискаЦель игровой программы «Живем на Ямале»: расширять представления детей о диких животных, птицах, деревьях, характерных для нашей местности.Задачи:формировать нач...

Сценарий Конкурсно - игровой программы «Мы живем в России, мы живем на Ямале!»

Продолжать знакомство с региональным компонентом. Прививать любовь к родному краю....