«Комплексно-тематический план по ознакомлению дошкольников с миром природы по теме: «Наша гордость - Национальный парк «Самарская Лука»
методическая разработка (подготовительная группа)

В плане отражён региональный компонент  - ознакомление детей старшего дошкольного возраста с Национальным парком "Самарская Лука". Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда формируются представления о родной природе  систематически, при этом, дети активно участвуют в разнообразной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samarskoy_luke.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области

средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Дубовый   Умёт

муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Колосок

 «Комплексно-тематический план по ознакомлению дошкольников  с миром природы по теме: «Наша гордость - Национальный парк «Самарская Лука»

                                                                               

Выполнила: старший воспитатель

I квалификационной категории

Донскова Наталия Владимировна

с. Дубовый Умет

Месяц

Форма

Содержание

Вовлечение семей в образовательную деятельность

Создание/организация предметно-пространственной  развивающей  образовательной среды для самостоятельной деятельности детей и поддержки детской инициативы

Сентябрь

Тема

«Красота Самарской Луки- отрада края»

Проект

Дидактические игры:

- «Что нам может встретится на пути»

- «Что нужно туристу»

Просмотр видеофильма о Самарской Луке «Прошлое- сегодня».

- Цикл познавательных бесед с показом слайдов:

- О ландшафте (горы, холмы, река, озера, лука, поле, жигулевское море).

- Природоохранной деятельности

- С/р «Мы туристы»

Просмотр видеофильма «Жигулевский заповедник»

-Презентация по Самарской Луке.

-Изготовление природоохранных знаков

-Рисование «Мы туристы»

-Знакомство с Красной книгой России, с Красной книгой Самарской области.

-Чтение познавательной литературы о Самарской Луке.

-. Решение проблемных ситуаций «Что будет если не охранять парки, заповедники»

-Итоговое мероприятия

Изготовление макета «Самарская лука»

- Консультация о уникальных природных особенностях Национального парка «Самарская Лука»

-Сбор фотоматериала с видами Самарской Луки.

-Выставка детского творчества

Фотоальбом с видами Самарской Луки

Карта Самарской Луки

Рисунки детей «Мы туристы»

Природоохранные знаки «Правила поведения в природе»

Октябрь

Ноябрь

Декабрь-январь

Февраль Март

Апрель

Тема «Растительный мир Самарской Луки»

Викторина

Тема «Животные мир Самарской

 Луки»

Проект

Тема

Жители Самарской Луки-прошлое и настоящее

Викторина

Тема «Легенды, мифы и сказки Самарской луки»

Чтение, обсуждение, инсценирование,

Коллекционирование

Тема «Водоёмы Самарской Луки»

Игра – путешествие

Тема «Мы защитники природы»

Акция

Дидактические игры:

- «Назови растение – травы, кустарники, деревья», «Что, где растёт?», «Что сначала, что потом?»

Цикл познавательных бесед с последующим обсуждением

1. Как растёт и развивается растение?

2. Что необходимо растению?

3. Как растение приспосабливается к сезонным изменениям?

Просмотр видеофильма «Растения, занесённые в Красную книгу»; Просмотр презентаций, фотографий «Лекарственные растения»

Беседы о лечебных свойствах растений

Разгадывание загадок о растениях, грибах

Наблюдение за растениями, кустарниками, деревьями.

Чтение познавательной литературы из энциклопедий о растениях Самарской Луки;

 Чтение художественной литературы: М. Садовский «Осень», И. Бунин «Листопад»

Опыты:

1. В розовом ростке спрятан целый дуб;

2. Корень имеет тонкие волоски, по которым впитывается вода в основной корень.

Подвижная игра «Раз, два, три – к дереву… беги»

Д/и «Загадай, мы отгадаем», «Кузовок»; игровое упражнение «Узнай по описанию»; сюжетно-ролевая игра «Лесник»;

Рисование «Растение из Красной книги» с последующим составлением описательных рассказов по схеме

Ручной труд «Составление экебаны из листьев разных пород деревьев и кустарников»

- изготовление гербария

Коллекционирование – открыток с видами растений Самарской области

Дидактические игры:

- «Найди животное Самарской Луки»

  «Кто лишний?»; «Кто где живёт?»,

Цикл познавательных бесед с последующим обсуждением

1.Среда обитания и особенности поведения

2.Чем питаются, где и как находят корм?

 3.Как передвигаются, приспосабливаются, к сезонным изменениям, спасаются от врагов?

Проект «Животные Самарской Луки»

Занятие тематического дня «Животные Самарского края»

Просмотр видеофильма «Дом Айболита» с последующим обсуждением;

Виртуальная экскурсия в «Музей Лисы».

Проблемная ситуация: «Как можно помочь раненым животным?»

Разгадывание загадок о животных

Наблюдение за животными.

Чтение: рассказа Н.Сладкова «Мальчик и лягушонок», Е.Чарушина «Заяц», сказка Л.Н. Толстого «Белка и волк», р-н народная сказка «Волк и лиса»

Беседы об охране животных.

Поисковая деятельность - «Чей след»

Синквейн на тему «Животное»;

- П/и «Лягушки -зеленые ушки»,

 «Хитрая лиса», «Совушка сова»

- Сюжетно-ролевая игра «Лесник»

Игра «Танграм»; Д/и «Перевоплощение», игровое упражнение «Звери делают зарядку»;

Коллекционирование игрушек –аналогов – животные  

Рисование «Мое любимое животное»

Ручной труд - изготовление животных оригами

Итоговое мероприятие - коллаж «Царство зверей»

- Дидактические игры

«Как жили люди в старину»

Цикл познавательных бесед

- Жилище наших предков

- Одежда наших предков

- Ремесла наших предков

Беседы о профессиональной деятельности сотрудников Национального парка.

 Просмотр Видеофильм с последующим обсуждением

- «Чувашская народная культура»

Рассматривание презентации

- Предметы одежды чувашского и русского народа

Ручной труд

-Изготовление атрибутов для игр драматизаций, инсценировок чувашских сказок стихов

Видеофильм о селе Ширяево

Рисование

Картонные заготовки: салфетки, полотенце, рубаха - украсить чувашским узором; «Кем бы я хотел стать?»  с последующим составлением описательных рассказов

Рассматривание иллюстраций к чувашским народным сказкам, стихам, песням.

- Рассматриванием серии сюжетных картинок «Основные занятия чувашей, их ремёсла»

Дидактические игры

- «Наряди куклу», «Угадай, чье жилище?», «Собери флаг», «Чего не хватает»

Лото «Предметы чувашского быта»

Виртуальное знакомство с известными людьми «Самарской Луки»

Старинные и современные профессии жителей Самарской луки

Чувашские народные п/и «Летучая мышь», «Хищник и море»

Итоговое мероприятия

Дидактическая игра: «Не ошибись»,;

Рассматривание детской карты Самарской Луки с изображением интересных объектов

Рассказы воспитателей и родителей: - о часах с колокольным звоном, которые заводят 1 раз в 100 лет; - о сказочной печи, которая превращает простые камни – в золото.

Чтение легенд и мифов -  о братьях Жигуль и Сокол, колдунье «Волге» и горе «Тип-тяв» и др.

Чтение сказки «Про клад», «Хозяин Волги» и др.

Настольная игра – по тайным местам «Самарской Луки»

Инсценирование сказки

Виртуальная экскурсия по необычным местам Самарской луки;

Опыт – Как разрушаются горы;

Поисковая деятельность – нахождение объектов легенд на карте

Коллекционирование - камней

Рисование «Моя любимая легенда»

Итоговое мероприятие – игра –путешествие с элементами квест-игры

Дидактические игры»  «Кто в озере, кто в реке?»

 Чтение отрывков А.Н. Островский «Путешествие по Волге»

Слушание песни Из далека долго…» Разгадывание  загадок

Рисование  - обитатели  «Чудесного озера»

Н/п игра – «Рыбалка»

Беседа с детьми о правилах поведения на воде, о профессиях людей речного транспорта

Изготовление природоохранных знаков для детей младших групп. Высадка деревьев на аллее выпускников, выращивание рассады в цветники.

Беседы о природоохранной деятельности

Итоговое мероприятие Видеофильм «Экскурсия по Самарской Луке»

Марки с изображением

Консультация для родителей о значимости и необходимости знакомства детей с лекарственными растениями Самарской области

Памятка «Растения, занесенные в Красную книгу Самарской области».

Творческая мастерская – составление экебан, оформление гербария

Выставка детских рисунков

Памятка «Животные занесенные Красную книгу Самарской области».

Посещение открытого занятия

Участие в коллекционирование игрушек

Консультация «Традиции, обряды и культура чувашского народа»

Изготовить чувашский национальный костюм для ребенка

Выставка

Мастер-класс по приготовлению чувашских национальных блюд

Лепбук «Легенды и мифы Самарской Луки»

Творческая мастерская – изготовление героев легенд и мифов

Экскурсия на Волу

 Сбор фото с изображением водоёмов и   видов рыб

Карты нахождения рыб в  реке Волге

Посадка деревьев

Экскурсия на Самарскую Луку –видео и фотоматериалы с репортажами детей

Энциклопедии о растениях, экебаны, книга – самоделка о растениях из красной книги, гербарий, коллекция открыток с изображением растений

Коллекция игрушек – аналогов животных Самарского края

Фигурки животных оригами

Коллаж «Царство зверей»

Книга-самоделка «Кем я хочу стать»

Детские чувашские костюмы

Иллюстрации с народным женским и мужским чувашским  костюмом

Выставка современных профессий

Выставка детских рисунков по легендам.

 Выставка героев легнд. Карта «с интересными объектами» Самарской Луки.

Атрибуты для с/р игры «Путешествие»,  фото с изображением водоёмов и   видов рыб

Раскраски, альбомы, клей, карандаши, краски и т.д.

Фотоальбом с видами «Самарской Луки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС Тема недели «Сказка в нашей жизни» (1 - 6 декабря)

Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками  в соответствии с ФГОСТема недели «Сказка в нашей жизни» (1 - 6 декабря)Образовательные области: Художественно ...

Учебный план по ознакомлению дошкольников с миром природы.

Учебный план составлен по методическому пособию С.Н.Николаевой " Юный Эколог"....

Занятие в старшей группе по ознакомлению дошкольников с миром природы (С.Н.Николаева) Тема «Посадка лука»

Занятие в старшей группе по ознакомлению дошкольников с миром природы (С.Н.Николаева) Тема «Посадка лука"  Цель:создать условия для исследовательской деятельности. Формироват...

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с миром природы в подготовительной группе детского сада "Мой родной край: заповедные места и памятники природы".

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с миром природы в подготовительной группе детского сада "Мой родной край: заповедные места и памятники природы"....