Опыт внедрения архетипа народной игрушки в инициативную деятельность дошкольников с воспитателем по производству мультипликационного фильма
статья (старшая, подготовительная группа)

Завернина Дарья Григорьевна

В современном обществе происходят значительные изменения. Печально отмечать тот факт, что уважение и почитание народных традиций, обычаев, уважение к народному творчеству, утраченные со временем, потеря народных корней, привели наше общество к духовной черствости. В связи с этим поколение настоящего времени столкнулось с необходимостью создания новой модели взаимодействия с окружающим его миром, что подразумевает формирование положительного отношения  «Маленького человека» к отечественной народной культуре, воспитание толерантности к другим народам, их культуре и быту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Завернина Дарья Григорьевна

Опыт внедрения архетипа народной игрушки в инициативную деятельность дошкольников с воспитателем по производству мультипликационного фильма

ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет»

г. Псков, Россия

В современном обществе происходят значительные изменения. Печально отмечать тот факт, что уважение и почитание народных традиций, обычаев, уважение к народному творчеству, утраченные со временем, потеря народных корней, привели наше общество к духовной черствости. В связи с этим поколение настоящего времени столкнулось с необходимостью создания новой модели взаимодействия с окружающим его миром, что подразумевает формирование положительного отношения  «Маленького человека» к отечественной народной культуре, воспитание толерантности к другим народам, их культуре и быту.

С другой стороны эти и другие явления в социальной среде обостряют педагогическую возможность  в практике обращения к лучшим культурным традициям народной культуры, связывающим нас с наследием жизнедеятельности наших предков [3]. Поэтому актуальность внесения содержания русской традиционной культуры в современный образовательный процесс дошкольной образовательной организации очевидна, но в разных прикладных исследованиях имеет свою индивидуальную интерпретацию.

В содержании нашего исследования за основу были взяты положения о том, что именно в дошкольном возрасте ребенок может проживать историю позитивной социализации, когда пробуждаются его нравственные чувства, подкрепляются основы  духовного воспитания. В этот период детского опыта дошкольник погружается в мир взрослой культуры в семье,  в детском саду получает первичные сведения о своей родной стране, о ее природе и культуре быта живущих в ней людей [1].

Лунина Г.В. [5] относит к важнейшей составляющей образовательного процесса в ДОО воспитание детей. Так как воспитание детей в контексте традиций и обычаев отечественной этнокультуры дает возможность приобщать дошкольников к духовным ценностям, целесообразно использовать в играх детей народные игрушки, традиции опыта нравственного поведения и бытовой культуры, которые в свою очередь являются уникальным средством предпосылок  этно-идентификации «супер-современного человека».

Огромную роль в воспитательном процессе детей дошкольного возраста Христова Е.Л. [9] отводит традиционной  игрушке. Одной из важных особенностей русской традиционной игрушки является то, что она кроме внешней стороны, имеет еще и внутреннее мировоззренческое содержание с особой  сакральной информацией многовекового наследия. Ценность народной игрушки «прячется» в ее образном, смысловом и пластическом совершенстве, отточенном многими столетиями мастерстве.

Дайн Г.Л. [2] отмечает, что содержание образа игрушки русского народа состоящее из целостного комплекса представлений народа об окружающем его мире, о жизни в целом является ключевым компонентом в духовном становлении личности, которое имеет огромное значение в позитивной социализации «Маленького человека».

Именно поэтому особое внимание при внедрении  в культурный опыт современного дошкольника культуроведческого знания о народной игрушке  необходимо находить способы актуализации «забытого прошлого» в современную актуальность жизнедеятельности детей.  Проблема, которая была интересна для экспериментального исследования, выражалась в предположении о том, что:

во-первых, в педагогической действительности воспитания дошкольников на примере знакомства с народной игрушкой это не только организация художественно-эстетического знания детей о соединении прошлого и реального, материального и духовного в народной игрушке;

во-вторых, это формирование такого опыта, положительного отношения к народной игрушке, который способен жить в суперсовременной игровой среде детства, как интересное открытие нового применения артефакта в инициативной деятельности дошкольников.

В процессе организованной практической работы  по теме исследования с дошкольниками было отмечено, что  наблюдаемое включение в актуальную  инициативную практику игровой деятельности детей с традиционной игрушкой происходит в специально созданных образовательных ситуациях. Например, образовательные ситуации по знакомству с народной игрушкой, введение ее в замысел самостоятельной игры детей, собственная практика по изготовлению игрушки или дарение игрушек (как акт актуального опыта) значимым взрослым и сверстникам.

В ходе опытной работы наблюдалось, что инициативная деятельность ребенка с народной игрушкой в образовательных ситуациях стимулирует интерес к редко употребительному в современном социуме архетипу, народной тряпичной кукле, актуализирует инициативу ребенка в проигрывании разнообразных поведенческих ролей нравственного опыта из родовой памяти прошлого поколения, создает почву для словесного и практического творчества детей. С другой стороны, этот опыт фрагментарен и народная игрушка (тряпичная кукла) отсекается привычными современными куклами.

Эти и другие наблюдения за инициативной деятельностью дошкольников с традиционной игрушкой (тряпичной куклой)  в самостоятельной игре привели к  поиску образовательной ситуации, которая стала бы актуальным опытом для дошкольника в соединении «вчера-прошлого и сегодня-настоящего» с народной игрушкой как культурного архетипа  в преобразовании культуры традиции предков в собственную практику жизнедеятельности игры.

Практическая значимость и новизна исследования с нашей точки зрения заключается в том, что новой образовательной ситуацией совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста была «эврика инициации деятельности детей»:  Будем учиться снимать мультипликационный фильм,  в котором персонажами будут наши куклы, тряпичные, замечательно красивые сделанные вами игрушки!

Известный вопрос о детях и логичный ответ взрослых на него: Что имеет огромное значение для людей возраста дошкольного детства? Что они любят делать больше всего?

 «Мультики» - вот волшебное слово для любого ребенка. Оно успокаивает бури и останавливает слёзы, рождает радость и поднимает настроение, завораживает и переносит в мир сказок детей. Эмоции, возникающие во время просмотра мультфильмов, оказывают благотворное влияние на развитие у ребенка сочувствия к героям, восприимчивость к чувствам других. Действительно ли, в последнее время одним из самых распространенных и любимых занятий детей дошкольного возраста стал просмотр мультипликационных фильмов, вопрос не однозначный, скорее это пассивный процесс и не обязательно увлекает современного человека. Другое дело, если взрослый предложит что-то особенное, например, а что если не просто «селфи», а быть режиссером настоящего фильма и каким этот фильм будет можно узнать не сразу как в «селфи», а потом, когда вместе придумаем, включим героев, наших тряпичных кукол, посмотрим, как они будут сниматься в «кино»?

В процессе опытной работы для нас, педагогов, но не для детей мы постоянно искали содержание образовательной ситуации, которое бы могло  перенести архетип тряпичной народной куклы в актуальный опыт игровой деятельности дошкольника, как сакральное нравственное знание взаимодействия традиционной игрушки прошлого времени и настоящего социального опыта сейчас. Можно ли отнести производство мультипликационного фильма к инициативной деятельности дошкольника? 

Ответим утвердительно для образовательной практики, в которой формирует свой положительный опыт жизнедеятельности дошкольник. Это  совместные игры воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры), творческие мастерские,  музыкально-театральные, литературные гостиные и другие формы организованной образовательной деятельности с воспитанниками.

Но будет ли являться мультфильм тем самым средством, в поиске которого мы заинтересованы?

Для ответа на этот вопрос было решено провести ряд мероприятий по созданию мультфильма, героями которого, будет тряпичная кукла. Истинные мультипликаторы, профессионалы все от начала до конца делают сами. Для этого мы подробно изучили весь процесс мультипликационного творчества.

Процесс создания мультфильма можно разделить на 5-6 этапов.

1.  Создание сценария

Работа планируется в двух направлениях:

  • можно использовать готовые художественные произведения (рассказы, сказки, стихи с познавательной идеей);
  • можно придумать свой собственный сюжет (предлагает педагог, родитель, собственный рассказ ребенка или совместное творчество);

2. Раскадровка

  • Этим этапом пренебрегать не следует, т.к. это своеобразный план вашего мультфильма, где вы, в карандаше, без акцента на эстетику, делаете для себя зарисовку будущих сцен и их последовательность (как бы мысленно проигрываете ваш фильм в голове, чтобы не упустить какую-либо часть).

3. Подготовка рабочего места и оборудования для фотосъемки (потребуются)

  • Цифровой фотоаппарат.
  • Штатив
  • Освещение
  • Стол, где будет располагаться сцена мультфильма.
  • Микрофон (он потребуется позже, когда вы подойдете к этапу озвучивания роли)

 4. Непосредственно съемочный процесс

  • Здесь важно показать детям, что плавности движений героев мультфильма можно добиться лишь тогда, когда на сцене герой совершает очень малые передвижения.

5. Монтаж отснятого материала (целиком работа взрослого

6. Озвучивание ролей

  • Когда вся видеодорожка смонтирована, мы приступаем к подбору мелодий для фона, следующая звуковая дорожка – это реплики героев. Я записываю детей отдельно (многократное повторение реплик, чтобы выбрать потом наиболее «удачную – но без фанатизма», главное – не лишить ребенка радости от процесса).

См. приложение: Мультипликационный фильм «Снегурочка».  Мультипликация по инициативе детей с помощью взрослых. 

Создание мультфильма с детьми дошкольного возраста – одна из форм совместной инициативной деятельности взрослых и детей, когда традиционная игрушка (тряпичная кукла) как архетип введен в пространство не только нового культурного опыта дошкольника, но и в процесс преобразования им традиционного знания в личную актуальную практику Детства – игру, в которой есть место прошлому, настоящему и будущему.

Список литературы:

1.Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства / П. Г. Богатырев. – М.: Искусство, 2008. – 511с.

2.Дайн Г. Л. Русская народная игрушка / Г. Л. Дайн. – М.: Легкая промышленность, 2010. – 192 с.

3.Данилина Г. Н. Дошкольнику об истории и культуре России / Г. Н. Данилина. – М.: АРКТИ, 2008. – 181 с.

4.Куприна Л. С. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева. – 3-е изд., перераб. и дополн. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2009. – 400 с.

5.Лунина Г. В. Гуманистические идеи русской народной педагогики в воспитании оптимистического мироощущения у дошкольников / Г. В. Лунина. – М., 2008. – 192 с.

6.Михайлова Н. Г. Народная культура в современных условиях / Н. Г. Михайлова. – М.: Российский институт культурологи, 2011. – 219 с.

7. Михайлова А.Е. Народная педагогика в культуре Псковского края /А.Е. Михайлова. - Псков: ООО «ЛОГОС Плюс», 2012. – 204 с.

8.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Мин.обр. и науки. – М.: ТЦ Сфера, 2015 – 96с.

9.Христова Е. Л. Народная педагогика / Е. Л. Христова. – М.: Педагогика, 2013. – 213 с.

Автор:

Завернина Д.Г., магистрант 1 курса ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет», г. Псков, Россия. E-mail: Angel12586@mail.ru

Научный руководитель:

Михайлова А.Е., доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального и дошкольного образования ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет», г. Псков, Россия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Лепим народную игрушку – лошадку со старшими дошкольниками»

Лепим лошадку из глиныЦель: Знакомить с народным искусством России – дымковской игрушкой. Задачи:  Развитие художественных и эстетических способностей детей....

"Народная игрушка в жизни ребёнка- дошкольника"

Уважаемые родители (законные прдставители)! В представленном материале Вы сможете найти ответы на вопросы:1. Значение народной игрушки в жизни ребёнка дошкольного возраста.2. Как привить детям интерес...

Опыт работы на тему «Роль народной игрушки в нравственном воспитании дошкольников»

В последние годы в дошкольных учреждениях возрос интерес к произведениям народной культуры, в том числе и народной игрушке. Между тем в воспитательно-образовательной работе современного детского сада ...

Роль НАРОДНОЙ игрушки в развитии младших дошкольников

В  данной презентации представлена консультация для родителей и педагогов "Роль народной игрушки в развитии малдших дошкольников"...

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми по созданию мультипликационных фильмов с детьми дошкольного возраста 5-7 лет

Все дети любят смотреть мультфильмы. Мультипликация - это захватывающий процесс создания своего собственного мультфильма. Обучение по данной программе поможет детям влиться в огромный мир аннимации и ...

Народная игрушка как средство приобщения дошкольника к народной культуре

В статье обосновано влияние русской народной культуры на развитие личности дошкольника. Утверждается, что народная игрушка – тряпичная кукла помогает ребенку узнавать предметы русского костюма. ...