Игры на формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
картотека (старшая, подготовительная группа)

Зорина Светлана Александровна

Картотека игр на формирование толерантности 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры на формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богато­го многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Толерантность - глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание. В дошкольном возрасте воспитание и развитие происходит во время игр.  Правильно подобранные игры, являясь основным видом деятельности у детей дошкольного возраста, позволяют воспитывать толерантные взаимоотношения среди детей и взрослых.

К играм на развитие толерантных взаимоотношений относятся:

Игра "Мировое приветствие".

Приветствовать детей без слов принятыми в различных странах способами: Россия - объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки. Китай - легкий поклон со скрещенными на груди руками. Франция - рукопожатие и поцелуй в обе щеки. Индия - легкий поклон, ладони вытянуты по бокам. Япония - легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам. Испания - поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера. Германия - простое рукопожатие и взгляд в глаза. Малайзия - мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев. Эскимосская традиция - потереться друг о друга носами.

Игра "Я - хороший, ты - хороший"

Дети находятся в кругу, у ведущего в руке мяч. Ведущий подбрасывает мяч вверх и называет какое-нибудь свое положительное качество. Затем кидает мяч другому ребенку, и ребёнок называет положительное качество, которое он знает. Мяч, должен побывать у всех. (Это упражнение можно предложить воспитателям, немного усложнив его - нужно называть положительные качества, которые начинаются на первую букву имени человека.)

Игра "Приветствие без слов"

Приветствовать всех окружающих без слов с помощью мимики и жестов, при этом четко выполняя команды ведущего. Возможные команды: поздороваться глазами; поздороваться мизинцами; поздороваться пятками; поздороваться ушами и т.д.

Игра "Настроение"

Эта игра развивает фантазию, воображение, готовность экспериментировать с образом своего "Я". "Начните с детьми ходить по группе, выражая свое настроение походкой, а затем по команде выразите другое настроение походкой. Например, можно представить, что ты совсем без сил, или очень весёлый, теперь очень пугливый человек ит.д.

Игра "Моя семья"

Возможность время от времени рассказывать о своей семье является еще одним источником здорового самоуважения человека. Можно предложить детям принести фотографии своей семьи или нарисовать членов своей семьи, а затем рассказать о них

Игра "Обмен ролями"

Участникам предлагается объединиться в группы: в пары - один участник играет роль родителя, другой роль ребенка. Каждой группе предлагается установить диалог при разрешении проблемной ситуации. При этом необходимо придерживаться своей роли. Пример ситуации:

Просьба ребенка о покупке игрушки. Подрался с другим ребенком и т.

Игра «Добрый ангел»

Заранее необходимо приготовить по одной карточке для каждого ребенка. Каждый участник пишет свое имя на карточке, если дети еще не могут написать свое имя, то можно использовать маленькие фотографии детей, наклеенные на карточки. Затем карточки складываются в один непрозрачный мешок. Игроки вытаскивают из мешочка по одной карточке с именем или изображением одногруппника. Имена, написанные на карточке, не произносятся. Задача каждого участника в том, что он в течение недели должен стать "добрым ангелом" для того ребенка, чье имя указано на карточке. Необходимо сделать какое-либо доброе дело, сюрприз так, чтобы не выдать себя. В конце недели подводятся итоги:

Кто был твоим "добрым ангелом"? Приятно ли было принимать подарки? Сложно ли было подарки делать самому?

Игра «Имена».

Педагог по очереди спрашивает у детей: «Как можно изменить твоё имя? Как тебя ласково зовут дома? Как бы ты хотел, чтобы тебя называли?»

Игра «Узнай, про кого расскажу».

 Педагог описывает внешность кого-либо из ребят, а дети, разглядывая себя в большом зеркале, угадывают, о ком идёт речь.

 Игра «Похвали себя».

Дети сидят в кругу, у педагога в руках мяч. Воспитатель предлагает детям, передавая мяч по кругу, похвалить себя. Хвалить можно за красоту, хорошие поступки, хорошие черты характера (привести пример: я добрый, отзывчивый, ласковый и т. п.). После игры — обсуждение:

Легко ли было хвалить себя? -    

Кого вам легче хвалить, себя или других? -  

Кто вас хвалит? -    

Что вы чувствуете, когда вас хвалят? -      

Вы любите хвалить других?

Игра «Моя улица».

 Дети стоят в кругу и, передавая друг другу мяч, называют улицу, на которой они родились. Педагог записывает или запоминает названия улиц. 2 часть. Педагог говорит: «Улица моя родная, как зовут тебя я знаю. (говорит название одной из улиц), а дети, которые родились на этой улице, встают в центр круга и обнимаются. (Если какую-либо улицу назвал только один ребёнок, то педагог называет две или три улицы, чтобы в круг встали несколько детей).

 Игра «Домино».

 Первый участник (желательно — ведущий) становится в центр и называет две свои характеристики — «С одной стороны, я ношу очки, с другой — люблю мороженое». Участник, который тоже носит очки или тоже любит мороженое подходит к первому участнику и берет его за руку, говоря, например, «С одной стороны, я люблю мороженое, с другой стороны — у меня есть собака». Игра продолжается, пока все участники не станут частью домино. Возможны вариации в самом построении домино — можно построить круг или типичную «доминошную» структуру, участники могут браться за руки, обниматься, стоять или лежать на полу, и т. д.

Вопросы для обсуждения: что нового узнали друг о друге; что чувствовали, когда узнавали, что кто-то в группе похож на них; что чувствовали, когда узнавали, что кто-то на них не похож; хорошо или плохо, что в группе есть столько разных людей. Почему?

 Игра «Все мы разные».

 Дети становятся в две шеренги так, чтобы один ребёнок стоял напротив другого. Воспитатель: «Ты на друга посмотри, в чём различия назови». Дети по очереди должны назвать одно отличие себя от ребёнка, стоящего напротив в другой шеренге. Например, «У меня синее платье, а у Саши серая футболка; у меня косички, а у Ксюши стрижка; у меня красный бант, а у Серёжи нет банта». Сначала говорят дети, стоящие в одной шеренге, потом — в другой.

Игра «Все мы похожи».

Проводится так же, как игра «Все мы разные», но дети называют общее между собой и другом. Например: «Мне сегодня было весело и Катя сегодня смеялась; у меня короткая стрижка и у Севы тоже; у меня есть брат и у Алисы тоже» ...

Игра «Фисташки».

Цель: Поговорить о том, какие у нас различия и что у нас общего.

Раздать детям по две фисташки в скорлупе и попросить пока их не есть и не снимать скорлупу. Важно, чтобы упражнение проходило в спокойной, слегка «магической» атмосфере. Попросить детей ответить на следующие вопросы:

 - Какие фисташки на ощупь? - А какие люди на ощупь? -        

 -Как бы вы описали скорлупу?

 - А как бы вы описали человеческое тело? -      

 - У фисташек одинаковые размер и форма?

-А у людей одинаковые размер и форма? -    

  - Фисташки одного цвета?

   -А люди одного цвета? -      

   -Есть ли на фисташках трещины или он чуть-чуть расколоты?

   - А люди могут ломаться и трескаться?

  - Откройте фисташки. Изнутри они другие, чем снаружи? В чем различия?

    -А люди отличаются внутри и снаружи? -      

   -Съешьте фисташки. Какие они на вкус?

   -Можно ли сказать, что у человека есть вкус? -  

   -Плохо ли делить фисташки на плохие и хорошие?

    -А можно ли поступать так с людьми?

 Игра «Я тоже».

Цель: научиться осознавать собственную уникальность и гордиться ею; осознать уникальность других; создать атмосферу открытости и доверия.

Попросите детей подумать о чем-то, что отличает их от всех остальных в группе. Ребёнок говорит, например, «У меня пять братьев и сестер». Если никто в группе не может сказать: «Я тоже» или «У меня тоже», участник получает 1 балл, если же кто-то из группы может сказать: «Я тоже», то ход переходит к этому участнику. В конце игры подсчитываются баллы (можно давать детям фишки). Хорошо, если педагог также участвует в упражнении, и своими репликами переводит разговор с внешних характеристик на более внутренние, а также на другие различия.

Обсуждение: Хорошо ли быть особенным?  Каждый ли человек особенный. Почему?

Игра «Большие и маленькие».

 Возраст — любой. Для более старших детей использовать более сложные критерии (вместо «высокий» — «веселый», и т. д.)

 Цель: Развить навыки невербальной коммуникации; помочь детям осознать, что любое описание человека является относительным; создать веселую атмосферу.

 Во время выполнения заданий запрещается разговаривать.        

 Проведите воображаемую черту посреди комнаты или воспользуйтесь каким-либо предметом, например, верёвкой. Встаньте на этой черте.

Теперь скажите: «Пусть все высокие встанут справа, а низкие — слева». -      

 Повторите ту же процедуру, разделив, например, тех, кто рисует хорошо и тех, кто рисует плохо.  Придумайте еще несколько критериев. После этого попросите детей выстроиться по росту без слов.

 Обсуждение должно концентрироваться на мысли, что обычно бывает невозможно разделить людей на две группы по какому-то признаку. Нет «высоких» и «низких». Все зависит от ситуации или от того человека, который делает выводы. Наклеивание «ярлыков» часто мешает дружбе.

Игра «А я считаю» ...

Цель: Осознать возможность сосуществования различных мнений; осознать ценность собственного мнения, отличного от других.

Проведите посреди помещения воображаемую черту.

С одной стороны, повесьте нарисованный на бумаге плюс («согласен»), с другой — минус («не согласен»). Сама черта означает отсутствие мнения.

Объясните участникам, что вы будете зачитывать им утверждения. Те, кто согласен встанет на сторону «плюса», а те, кто не согласен — на сторону «минуса». Участники, которые не могут определиться, становятся посередине, но при этом они лишаются права высказаться. Вот примеры: лучше играть в футбол, чем кататься на коньках. Играть «в компьютер» веселее, чем смотреть телевизор. Весна лучше осени.    Самый классный мультик — «Маша и медведь».   Самое прекрасное домашнее животное — кошка. Обсуждение: Кто был прав в каждом случае? Был ли кто-нибудь прав вообще? Можно ли сказать, что у людей могут быть различные мнения? Были ли случаи, когда кто-то из участников оказывался в меньшинстве? Что они чувствовали? Им это нравилось? Хотелось ли им поменять мнение? Как вы относитесь к человеку, с мнением которого вы не согласны? Хорошо или плохо иметь собственное мнение?

Игра «Надо договориться»

Цели: сконцентрировать внимание участников; осознать ценность сотрудничества; показать, что для достижения сотрудничества необходимо прикладывать усилия; сплотить группу.

Детям предлагается сыграть в очень простую игру. Необходимо сосчитать до десяти, но сделать это должна вся группа. Первый участник говорит «один», второй — «два», и т. д. Есть только одна проблема — если участники произнесут число одновременно — группа начинает сначала. В течение всей игры запрещены любые разговоры.

Обсуждение:

 -  как началась игра?

 -  чего хотелось каждому сначала?

 - почему сначала ничего не получалось -    

  - как удалось досчитать до десяти? -    

  -  чему нас учит эта игра?

 Игра «Кого я боюсь?»

Цели: выявить и проработать страхи участников, связанные с предрассудками; -          придать детям уверенность в общении с людьми, которые казались им страшными; вербальная разрядка страха.

Материал: кусочки бумаги, ручки, шляпа или кепка.

Напомните детям, что все мы кого-то боимся. Кроме знакомых людей, которые могут, например, сделать нам замечание, мы боимся и людей, которых мы совсем не знаем. Это совсем не стыдно. Приведите пример такого страха, который вы испытывали в детстве. -          Попросите участников подумать, кого они боятся. Важно, чтобы это был не знакомый человек, а кто-то, кого они не знают. Пусть они напишут свой страх на кусочке бумаги (помочь детям, которые не умеют писать). Соберите их и сложите в шляпу или кепку и тщательно перемешайте.

Покажите группе «шляпу страхов».   Пусть участники по очереди вытаскивают страхи из шляпы

   Каждый участник должен рассказать, что он думает о попавшемся ему страхе.      

 -  Испытывает ли он тоже этот страх? ·  

  - Почему у человека может появиться такой страх? ·

  -Надо ли этого бояться? Если нет, то почему?    

  -Что можно посоветовать человеку с таким страхом? Как можно бороться с этим страхом?

 Обсуждение:    

 -Почему мы боимся некоторых людей, которых даже не знаем? -  

-  Может быть, кто-нибудь боится нас? Всегда ли эти страхи оправданы?        

Дома спросить у родителей, чего или кого они боялись в детстве и почему они уже не боятся?

 Игра «Давай поговорим».

Цель: развитие коммуникативных навыков. Возраст: любой.

Ход игры: играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать ... (волшебником, волком, маленьким ребенком). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предположение и завязывается беседа. В конце можно спросить,кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться. Эта игра полезна для замкнутых и застенчивых, так как в игровой форме учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступления в контакт. На начальных этапах дети могут отказываться задавать вопросы или вступать в игру. Тогда инициативу на себя должен взять взрослый. Важный момент! В игре взрослый должен находиться на одном уровне с ребенком, а в случае трудностей — ниже него.

Игра «Зеркала».

Цель: развитие наблюдательности и коммуникативных навыков.

Возраст: 4-5 лет.

Ход игры: выбирается ведущий. Он становится в центре, дети образуют

полукруг. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны

повторить их. Если ребенок ошибается, он выбывает. Победивший ребенок

становится ведущим.

Необходимо напомнить детям, что они — «зеркало» ведущего, т. е.

должны выполнять движения той же рукой (ногой), что и он.

Игра «Ладонь в ладонь».

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста.

Возраст: любой.

Материалы: стол, стулья и т. д.

 Дети становятся парами, прижимая правую ладонь к левой ладони и

левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные, таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, реку (в виде детской железной дороги) и т. д.

В этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.

Игра «Клеевой ручеёк».

Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и

взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем

общаешься.

Возраст: 4 -6 лет.

Предварительная работа: перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.

Ход игры: Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

1. Подняться и сойти со стула.

2. Проползти под столом.

3. Обогнуть «широкое озеро».

4. Пробраться через «дремучий лес».

5. Спрятаться от диких животных.

Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны

отцепляться друг от друга.

Игра «Слепец и поводырь».

Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по

общению.

Возраст: 5 – 6 лет.

Ход игры: Дети разбиваются на пары: «слепец» и «поводырь». Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую «школу доверия».

По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя

надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему

товарищу. Почему?

 Игра «Подарок на всех».

Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со

сверстниками, чувства коллектива.

Возраст: 6 -7 лет.

Материалы: цветок из бумаги.

Ход игры: Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик - Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы…

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

Игра «Волшебный букет цветов».

Цель: развивать способность проявлять внимание к окружающим,

устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные

качества других и выражать это словами, делать комплименты.

Материалы: Зеленая ткань или картон, вырезанные лепесточки для каждого

ребенка.

Ход игры: Воспитатель (показывает на лежащий на полу кусок ткани). Это

зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку?

(Грустное, печальное, скучное). Как вы думаете, чего на ней не хватает?

(Цветов). Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в «Комплименты».

Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому

ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку. Воспитатель: Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение? (веселое, счастливое).

Воспитатель, таким образом, подводит к мысли, что нужно внимательней

относится друг к другу, и говорить хорошие слова.

Игры-ситуации

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами,

переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли,

используя мимику и пантомимику.

Возраст: 3- 6 лет.

Ход игры: Детям предлагается разыграть ряд ситуаций:

1. Два мальчика поссорились – помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения,

помириться с ним.

5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у

библиотекаря.

8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

10. Ребёнок плачет – успокой его.

11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища

помочь тебе.

12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или

бабушке.

14. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик.

Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя

схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил.

Игра «Коврик примирения».

Цель: Развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.

Возраст: 3 -7 лет.

Материалы: коврик 1м на 1м.

Ход игры: Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика

сегодня поссорились на улице. Приглашает противников присесть друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении «Как поделить игрушку».

Игра «Изобрази пословицу».

Цель: развить умение использовать невербальные средства общения.

Возраст: 6 – 7 лет.

Ход игры: Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую- либо пословицу:

“Слово не воробей – вылетит, не поймаешь”

“Скажи, кто твой друг и я скажу, кто ты”

“Нет друга – ищи, а найдёшь – береги”

“Как аукнется, так и откликнется

 Игра «Разговор через стекло».

Цель: развить навыки общения, мимику и жесты.

Возраст: 6 -7 лет.

Ход игры: Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое

упражнение «Через стекло». Им нужно представить, что между ними толстое

стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать

(например, «Ты забыл надеть шапку», «Мне холодно», «Я хочу пить…»), а другой группе отгадывать то, что они увидели.

 

Игра «Закорючка».

Цель: Развивать уважение в общении, умение учитывать интересы других

детей.

Возраст: 5 – 7 лет.

Воспитатель предлагает детям волшебный фломастер, который

превращает простые закорючки в разные предметы, животных, растения.

Первый игрок берет фломастер и рисует на листе небольшую закорючку. Затем предлагает этот лист следующему игроку, который дополнит закорючку так, чтобы получился какой-нибудь предмет, или животное, или растение. Потом второй игрок рисует для следующего игрока новую закорючку и т.д. В конце определяют победителя игры.

Игра «Без маски».

Цель: развить умения делиться своими чувствами, переживаниями,

настроением с товарищами.

Возраст: 5 -7 лет.

Предварительная работа: Перед началом игры воспитатель говорит ребятам о

том, как важно быть честным, открытым и откровенным по отношению к своим близким, товарищам.

Ход игры: Все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают

высказывание, начатое воспитателем. Вот примерное содержание

незаконченных предложений:

«Чего мне по-настоящему хочется, так это…»;

«Особенно мне не нравится, когда…»;

«Однажды меня очень напугало то, что…»;

«Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно. Я…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-практическая статья «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности»

Формирование толерантности детей в настоящее время актуально. В справочных изданиях термин толерантность определяется как  «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». Такая терпимость из...

Обобщение педагогического опыта «Условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы с...

Содержание, пути, средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста

В настоящее нелегкое время потребность в проявлении толерантности по отношению к другим людям приобретает всё большую актуальность...

«Содержание, пути, средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста»презентация .

видеоматериал к тексту  выступления  «Содержание, пути, средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста»  ....

«Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста».

Сейчас можно встретить бытующее мнение: Я несу обязанность только перед самим собой, отвечаю за собственное благополучие. В этом мире каждый сам за себя. Такого рода мировоззрение формирует эгоиста, к...

«Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста».

Сейчас можно встретить бытующее мнение: Я несу обязанность только перед самим собой, отвечаю за собственное благополучие. В этом мире каждый сам за себя. Такого рода мировоззрение формирует эгоиста, к...

Игры на формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богато­го многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.Проявлять толерантн...