Конспект по ознакомлению с родным краем "Мой город ,моя Республика".
план-конспект занятия (старшая группа)

Сунагатуллина Зульфия Равилевна

Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живёт. Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, – значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3region.docx26.72 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 20 Г. ТУЙМАЗЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ТУЙМАЗИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Конспект ООД в старшей группе по ознакомлению с родным краем  « Мой город ,моя Республика»

                                                       Подготовила :

                              воспитатель Сунагатуллина З.Р

цель: формировать чувство патриотизма любви к родному городу;

задачи:

Образовательная: закреплять знания детей о своей Малой Родине, родном городе, учить работать с картой, выделять границы Башкортостана, закреплять знания детей о главных символах Башкортостана (гимн, герб, флаг), развивать интернациональные чувства и любовь к нашей многонациональной Родине;

Развивающая: обогащать словарный запас детей башкирскими словами, пословицами, развивать слуховое внимание;

Воспитательная: воспитывать интерес и желание  узнавать  о родном крае; воспитывать любовь к родному краю, городу и природе.

Оборудование: карта Башкортостана, карты для индивидуальной  работы детей флаг, герб  Башкортостана, герб города Туймазы, картины с видами города Уфы, города Туймазы, альбом «Достопримечательности города Туймазы», презентация на тему «Нефть», аудиозапись гимна Башкортостана, соцветие курая и лепестки, слайды с лекарственными травами Башкортостана.

Методические приемы :беседа, рассказ воспитателя ,чтение стихов, пословиц, поговорок, загадок, рассматривание иллюстрации, макетов ,использование музыки ,слайда музыкального инструмента ( курай)

Активизация словаря: нефть, юрта, курай, герб, гимн, Республика.

Предварительная работа: беседа с детьми,рассматривание иллюстраций, чтение литературы ,наблюдение на прогулке.

Материал и оборудование: карта Республики Башкортостан, слайд музыкальный инструмент курай мольберт ,настенная доска.

Демонстративный материал :карта Республики Башкортостан, карта г. Туймазы

Раздаточный материал: флаги разных  регионов для дидактической игры «

Найди флаг Башкортостана»

Ход занятия:

Под музыку курая входит воспитатель одетый в башкирский национальный костюм.

- Здравствуйте дети, здравствуйте гости! Сегодня я не зря пришла в такой одежде. Скажите пожалуйста, костюм какого народа на мне одет?

- На вас костюм башкирского народа.

- А где проживает башкирский народ? Как называется наша Малая Родина?

- Башкортостан.

- Какие еще народы живут в Башкортостане?

- Татары, русские, марийцы, чуваши….

- Правильно, народы разных национальностей населяют нашу республику, и живут они дружно, уважая друг друга, в любви и согласии.

- Как называются жители нашей республики?

- Башкортостанцы.

Слышится грустная мелодия - игра на курае.

- Что это за мелодия?

- Мелодия курая.

- Мелодия грустная, правда ребята? У цветка курая беда. Сильный ветер сорвал с него лепестки и разнес их по земле.

Курай просит помощи у нас. Поможем ему, ребята?

- А для этого нам нужно выполнить 7 заданий и собрать все лепестки курая. Вы готовы?

(Рассказывая стихотворение, ребенок показывает на карту Башкортостана.)

1.Я у карты Родины стою,

Узнаю Башкирию свою.

Мне она напоминает руку,

А вернее, крепкую ладонь,

Искренне протянутую другу,

За друзей готовую в огонь.

(М. Карим.)

Воспитатель: Взгляните на карту, действительно Башкортостан напоминает руку, покажите его границы. (Один ребенок у доски показывает, остальные работают в парах, показывают границу на индивидуальных картах.) Дети получают листок курая, вывешивают его на доске на соцветие курая.

- Ребята а вот и второе задание.

Что вы видите? (Герб - символ республики Башкортостан.)

Кто изображен на фоне восходящего солнца?

- Салават Юлаев. (Фото.)

- Верно. Кто же он - Салават Юлаев? (Национальный герой башкирского народа, поэт, воин – джигит.)

По краю герба расположен башкирский национальный узор, а снизу флаг.

- Какие ещё символы Башкортостана вы знаете? (гимн, флаг).

- Что такое гимн? (гимн обозначает восхваление, торжественную песнь).

- Когда исполняется государственный гимн? (в торжественных случаях, в знак уважения к стране).

- Где можно услышать гимн государства? (каждое утро с гимна начинается день, в честь победителей спортсменов).

Как слушают гимн? (стоя).

Прослушивание гимна.

- Какие цвета имеет башкирский флаг? (синий, белый, зелёный).

- Что означает, каждый из цветов?

- синий – чистое солнечное небо.

- белый – чистота нашей души.

- зелёный – вера в жизнь, в изобилие.

Д/И «Найди флаг Башкортостана» (на столе разложены флаги разных регионов, дети выбирают флаг Башкортостана).

Вывешивают лепесток на соцветие курая.

Мальчик в нац. одежде предлагает третье задание.

Назовите и покажите столицу Башкортостана. (Показ на карте.)

Как люблю тебя, Уфа,

Ты – моя столица,

И красива, и стройна,

Мы  тобой гордимся.

Наши парки и дома

И светлы, и чисты.

Ну, а жители дружны

(Показ слайдов с изображением города Уфы.)

Вывешивают лепесток на соцветие курая.

Четвертое задание.

- Ребята, а какие ещё города нашей республики вы знаете? (Ответы детей.)

Как называется город, в котором мы живем? (Туймазы.)  Просмотр слайдов с изображением известных мест Туймазы.

(Рассказ воспитателя.)

Физминутка.  Игра «Юрта»

(В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит, стул котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют):

Мы веселые ребята,

Соберемся мы в кружок

Поиграем, и попляшем,

И, помчимся на лужок.

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта).

Пора нам добывать пятый лепесток. Задание пятое.

- Ребята, кто знает, чем богата наша республика?

На чернила нефть похожа,

Все из нефти сделать можно.

Стул, матрешку, автомат Погремушку для ребят Синий китель для пилота И бензин для самолета.

(В Башкортостане добывают нефть, уголь, железо, медь, в городах много фабрик, заводов, где выпускают различную продукцию.)

Правильно!

- Наша нефть используется, не только в Башкортостане, но по всей стране. Наши специалисты выезжают на разработки месторождений в Сибирь, на Север т. к. они ценятся своими знаниями и умениями по всей стране.

- Но главное богатство – это наши люди.

- А чем известен наш город? (наш город известен тем, что у нас много лет назад нашли нефть, первооткрыватель башкирской нефти).

- Молодцы! Наш город – первооткрыватель башкирской нефти. (показ слайда с первой скважиной Туймазы».

Просмотр презентации на тему «Нефть».

(Вывешивают полученный лепесток.)

Шестое задание.

(Висит картина природы Башкортостана.)

Башкортостан - зеленый край. Перед нами зеленые леса, мир природы. А для чего нам нужны леса?

Для животных, для чистоты воздуха.

- Давайте вспомним, какие деревья растут в наших лесах.

Береза, тополь, дуб, ель, сосна, пихта, рябина, липа.

- Да, их очень много.

Что еще растет в Башкортостане?

В Башкортостане растут лекарственные травы. Какие мы знаем, кто перечислит?

Мать-и-мачеха, подорожник, душица, матрешка, календула (ноготки в народе, тысячелистник. (Показ слайдов с лекарственными травами Башкортостана.)

Их употребляют как лечебное и как иммуноповышающее средство.

- Нам осталось получить последний лепесток курая. Мальчик в нац. костюме загадывает башкирские загадки:

Летом не устает - Снег зимой в поле мнет.

Лошадь Помигает, помигает – восвояси убегает.

Молния.

Сама вечно слёзы льёт,

а всех кормит зиму напролёт

Осень.

Сваха по двору гуляет,

ей ветер полы раздувает.

Курица.

Слой за слоем слоится – Нам помогает учиться.

Книга

У Агая в саду домики на виду

Носит его дочь сладости день и ночь.

Мед, улей.

Язык до земли и хвост кольцом.

Собака.

- Кроме загадок, есть много башкирских пословиц, поговорок, песен. (Дети рассказывают.)

На одном колесе не уедешь.

Была бы голова цела - шапка найдется.

Кто никогда не болел, не дорожит здоровьем.

Других слушай, а делай по-своему.

Лентяй одно дело дважды делает.

(Вывешивается последний листок курая.)

- Полюбуйтесь ребята, мы собрали все лепестки курая, на этом наше путешествие законченно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический проект «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем, городом»

Материал дает возможность педагогам выделить интересные фрагменты и при желании включиться в работу по их переносу в условия своего коллектива, обновляя образовательную практику. Опыт может быть реали...

Конспект НООД по ознакомлению с родным городом «Экскурсия по городу»

Данное занятие расширяет, пополняет знания детей о родном городе, его достопримечательностях....

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по познавательному развитию (ознакомлению с родным городом).Тема: "Мы очень любим город свой..."

Материал содержит конспект  непосредственной  образовательной деятельности для  детей    среднего дошкольного возраста по познавательному развитию  (ознакомлению с р...

Конспект НОД «Флаг» по ознакомлению с Государственной символикой России, Чувашской Республики и родного города Чебоксары.

Конспект НОД «Флаг» по ознакомлению детей старшей группы с Государственной символикой России, Чувашской Республикии родного города Чебоксары....

Конспект по ознакомлению с родным краем Подготовительная к школе группа Тамбов. Подземные богатства земли Тамбовской

продолжать знакомить детей с Тамбовом;  пополнять сведения о родном городе; развивать речь, мышление, воображение; воспитывать экологическую культуру, любовь к родному городу, желание помоч...

Выступление на районном мастер классе "Настольные игры :домино "Родной мой город Клин" и пазлы "Любимые места города" на тему "Игровые технологии при ознакомлении с родным городом"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 38 «ИВУШКА» Выступление на районном мастер классе, «Настольные игры: домино «Родно...