Реализация национально - регионального компонента в ДОУ
методическая разработка

Перова Марина Анатольевна

Реализация национально - регионального компонента в ДОУ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_natsionalno_-_regionalnogo_komponenta_v_dou.docx14.55 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация национально-регионального компонента в ДОУ

В Федеральных государственных требованиях отмечается, что часть программы, формируемая участниками образовательного процесса… должна отражать специфику национально-культурных… условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Таким образом, новый нормативный документ активизирует переосмысления культурного содержания в региональном дошкольном образовании, учитывая при этом, что специфика региональной культуры строится не только на общих процессах, происходящих в образовании и культуре, но и на развитии детей как представителей региона, с одной стороны, и как носителей местной культуры — с другой стороны.

Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, включения его в углубленное человекознание, для пробуждения в нем потребности в познании окружающих условий, общего для всех жизненного пространства, для интегрированного усвоения местных историко-культурных и климатических особенностей, конкретных традиций, национальных, географических, и регионально-культурных особенностей своей социальной среды.

Национально-региональный компонент (родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.

Задача современного дошкольного образования — заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Эти идеи становятся источниками создания вариативных программ нравственно-патриотической направленности.

Система и последовательность работы с детьми по приобщению их к русской национальной культуре и истории родного края может быть представлена следующим образом:

Блок «Вместе дружная семья» призван помочь ребенку понять связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков, развивать интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных профессиональных корней своего рода в разных поколениях; расширять знания об окружающем мире; воспитывать бережное отношение к живой природе и уважительное отношение к труду взрослых.

Блок «Моя малая Родина» предполагает работу с детьми по ознакомлению с родным краем. Дети получают знания о природе и животном мире края, о заповедных местах, героическом прошлом родного города, знакомятся с гербом и другими символами города (поселка). Наличие памятников архитектуры, достопримечательностей определяет необходимость исторического экскурса в прошлое города. Развитие народных промыслов также уходят своими корнями вглубь истории. Дети знакомятся с традиционно-кустарным искусством области: для конкретной области это свои промыслы. На занятии дети получают информацию и о людях, которые прославили родной край, знакомятся с их родословной.

Блок «Широка страна моя родная» — самый объемный раздел, который предполагает, что ребенок, владея определенными знаниями о родном крае, стране, знакомится с истоками зарождения нашей прародины — Древней Руси, с ее бытом, укладом жизни, национальной самобытностью русского языка, традиционными ценностями, народным календарем. Впечатления о полученных знаниях дети отражают в художественно — продуктивной деятельности.

Система национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью.

Создание единого образовательного пространства с учетом региональной специфики должно охватить дошкольные и школьные учреждения, учебные заведения, социальные и культурные учреждения, комплексы в их взаимосвязи. В таком контексте именно образование будет выступать как одно из важных средств развития региона.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по реализации национально-регионального компонента «Путешествие с Масмак»

Воспитание эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа....

РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО- РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА.

Чтобы дать новый импульс духовному оздоровлению народа, для развития чувства патриотизма очень важно дать детям начальные знания о Родине, народе, обычаях, истории, культуре....

Авторкие игры по реализации национально-регионального компонента ДОУ

ИГРЫ ДЛЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ...

Статья "Использование народных подвижных игр в физическом развитии дошкольников при реализации национально-регионального компонента"

В статье раскрыты основные функции ДОУ по реализации национально-регионального компонента, задачи, решаемые педагогами при включении нацонально-регионального компонента в учебно-воспитательное и корре...

Статья «Организация работы ДОУ по созданию предметно-развивающей среды, направленной на реализацию национально - регионального компонента». Презентация к статье.

В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим.   И поэтому я  считаю,  что  в силах педагога   восстанавливать  и...