Методические рекомендации к разработке дидактической игры этнокультурной направленности
методическая разработка

Жарикова Галина Иосифовна

Методические рекомендации к разработке дидактической игры

этнокультурной направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskaya_igra_kak_sredstvo_razvitiya_detey.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         

Методические рекомендации

к разработке дидактической игры

этнокультурной направленности     

Направленность:  социализация детей через игровую деятельность.  

Предназначение: для детей с ограниченными возможностями здоровья

(для всех видов нарушений в развитии детей).

Участники: воспитатели, дети.

Характер участия: сотрудничество.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое.

Актуальность.  Проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ являются одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. Одним  из  наиболее  эффективных,  и  одновременно доступных  средств  всестороннего  развития  ребенка  с  ОВЗ  является дидактическая игра.

      Использование  в  учебно-воспитательном  процессе  дидактических  игр

активизирует детей, создает у них положительный эмоциональный настрой,

вызывает положительное отношение к занятиям (стимулирует стремление к овладению  знаниями),  оказывает  общее  положительное  воспитывающее действие.

       Кроме  того,  дидактические  игры    способствуют  развитию  всех познавательных  процессов  детей  с  ОВЗ.   Дидактическая игра это средство познания мира: через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных. В игре у детей  развивается  умение  наблюдать,  расширяется  круг  интересов, формируются вкусы и запросы, совершенствуются операции  мышления:  сравнение,  обобщение,  классификация;  формируется  сообразительность  и  умственная  активность,   длительная концентрация внимания, развивается память.

      Следует также отметить, что в игровой форме сами познавательные процессы протекают быстрее и активнее. Ребенок как бы не замечает, что его учат и соответственно гораздо  легче  преодолевает  трудности  восприятия  новых  навыков  и умственной  работы.  Это  особо  актуально  для  детей  с ОВЗ.          

      Дидактическая  игра  оказывает  влияние  на  формирование произвольного  поведения, организованности. В ней ребенок имеет возможность конструировать свое  поведение и действия. Структура дидактической игры, ее задачи, игровые правила,  и  игровые  действия  объективно  содержат  в  себе  возможность развития многих качеств социальной активности.

      В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной

ситуации  или  с  определенными  предметами,  приобретая  собственный действенный и чувственный опыт. Дидактическая  игра  позволяет обеспечить  нужное  количество  повторений  на  разном  материале  при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

    Таким  образом,  особая  роль  дидактической  игры  в  учебно-воспитательном процессе определяется тем, что игра делает сам процесс  обучения  эмоциональным,  действенным,  позволяет  ребенку получить  собственный  опыт  и  при  этом  она  несет  в  себе  потенциал многостороннего развития ребенка с ОВЗ.

    Велики возможности дидактических игр и в этнокультурном воспитании детей. Как метод обучения дидактическая игра знакомит дошкольников с многообразием народов мира. Использование кукол в национальных костюмах, народных игрушек, предметов декоративно-прикладного творчества эмоционально воздействует на детей, развивает чувственную сферу. 

     Дидактическая игра как средство приобщения детей к национальным традициям была создана самим народом. Народные дидактические игры характеризуются познавательным содержанием, разнообразием игровых действий. Взаимодействуя с предметами (нанизывая кольца на палку, собирая пирамидку, матрёшку) ребёнок обучается, развиваются его сенсорные способности, психические процессы.

     Не уменьшается интерес к использованию дидактических игр в ознакомлении дошкольников с окружающей этнокультурной  действительностью и в наши дни. Многие исследователи (М. И. Богомолова, Э. К. Суслова и др.) рассматривали дидактическую игру как важнейшее средство и форму организации национального и  интернационального  воспитания детей. Так, Э. К. Суслова отмечала, что в таких играх заключены большие возможности воспитания у детей эмоционально положительного отношения к людям разных национальностей, развития навыков общения. М. В. Степанова рассматривает дидактическую игру как средство ознакомления детей  дошкольного возраста с культурой разных народов.

     Cистема дидактических игр этнокультурного содержания должна быть ориентирована на ознакомление детей с национальной спецификой; на закрепление, уточнение, дифференциацию знаний; наполнение эмоциональной сферы детей положительными моментами при встрече с элементами народной культуры; на творческое развитие. Эти игры должны обеспечивать процессы простейшего и сопоставительного анализа, обобщающего сравнения элементов национальных культур, развития интереса к познанию культуры своего и других народов.

  Содержание дидактических игр  этнокультурной направленности определяется взаимообусловленными составляющими этноса: языком, национальной одеждой, обрядами, традициями, народным творчеством.

Цели разработки: реализация современных требований к организации образовательного процесса в ДОУ в рамках  ФГОС ДО; создание условий для усвоения детьми с ОВЗ   норм и ценностей, принятых в обществе, развития социального интеллекта и навыков общения  со взрослыми и сверстниками, способствующие активизации и совершенствованию познавательной сферы, посредством дидактической игры этнокультурной направленности  как способа абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья; продуктивное использование педагогами новых образовательных технологий и транслирование практического опыта профессиональной деятельности.

Задачи (определить конкретно для своей группы):

образовательные

-  расширять представления об окружающем мире, о его действительности…;

- расширять знания детей о родном крае, городе; о народах, проживающих в них, о национальной культуре, их обычаях; об особенностях жизни людей в прошлом и настоящем; о труде взрослых и предметах народного быта, изделиях мастеров;

- развивать чувство уважения, любви и терпимости к людям независимо от социального происхождения, национальной принадлежности, языка, вероисповедания, языка, пола, возраста;

- расширять знания детей о природе родного края и животных;

 - формировать у детей элементарные знания…;

- обогащать словарь детей;

- накапливать практический опыт детей;

- учить взаимодействовать со сверстниками;

- учить вступать в игровой диалог по правилам  игры;

- формировать у детей умение выполнять игровые действия  в соответствии с правилами дидактических игр.

воспитательные

- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

- воспитывать навыки межличностного общения, чувство коллективизма;

- побуждать детей выражать свои чувства,  проявлять внимание, сочувствие…;

- вызывать  интерес к совместным играм;

- формировать коммуникативные умения и навыки;

- доставить радость детям от совместных игр со взрослыми и сверстниками;

-  развивать чувство товарищества, взаимопомощи;

- формировать черты личности…;

- воспитывать  нравственное поведение……;

- воспитывать у детей устойчивый интерес к игре;

- воспитывать доброжелательные отношения между детьми в играх, дружелюбие, радость от совместной деятельности;

- воспитывать бережное отношение к предметам дидактических игр.

коррекционные

- содействовать развитию трудовых, двигательных навыков, мышц мелкой моторики;

- развивать интерес к объектам окружающего мира …(указать конкретно);

- развивать познавательные и творческие способности;

- формировать навыки общения и совместной деятельности;

- развивать внимание, зрительную  и слуховую память, мышление, воображение, связную речь, восприятие; мыслительные операции: анализ синтез, сравнение, обобщение) посредством дидактических игр;

- прививать навыки   взаимодействия …

- прививать игровые умения и навыки;

- формировать позитивную эмоциональную вовлеченность – отзывчивость в совместных действиях;

- проявлять социальные формы поведения…;

- совершенствовать умение разрешать конфликтные ситуации;

- стимулировать активность детей в…..;

- формировать способности  ребенка к произвольной регуляции деятельности;

- развивать моторику…

- развивать познавательный интерес, активность….

- развивать способности…

- развивать речь детей…

Основные достоинства (отредактировать или добавить по вашей игре)

- плоскостной;

- можно складывать, разбирать, переставлять, переносить;  

- участие одного ребенка, подгруппы, всей группы детей;

- дает возможность использовать дидактическую игру в различных формах организации детей

Ожидаемый результат (добавить конкретно):

- для педагогов: обогащение предметно-развивающей среды группы и ДОУ по региональному компоненту….

- для детей: расширение уровня знаний детей об истории, традициях и культуре народов….

развитие у детей творчества….

Описание дидактической игры (что представляет, из чего состоит)

Дидактическая игра «…название……..»

Структурные элементы:

- создание игровой мотивации, внесение и рассматривание игрового материала

1) Цель: 


2) Игровая задача:

Она осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка. Самое главное – дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

3) Количество игроков (участников), возраст.

4) Правила игры

Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи - незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.

5) Игровые действия

Это основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т. д. они связаны с игровым замыслом средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

6) Варианты игр (от простого к сложному)

7) Подведение итогов (результат) проводится сразу после окончания игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание, определение команды-победительницы и т. д. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребёнка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи. В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше.

     8. Приложение к разработке

     Фоторяд (фото с изображением пособия крупным планом в разных ракурсах;

     серия фото, на котором изображены педагог с детьми или деятельность

      детей с дидактической игрой)

Требования к оформлению игры (вкладыш):

  1. Титульный лист с названием дидактической игры.

  1. Краткая аннотация (описание и представление практики работы с пособием):

- авторы…

- предназначение дидактической игры (о чем, для кого, указать возраст детей)…

- дидактическая задача…

- описание дидактической игры…  

 - правила игры… 

- игровые действия…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Дидактические игры, направленные на воспитание у детей представлений о здоровом образе жизни" (в помощь воспитателю)

Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.«Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка».В тоже вре...

Методические разработки – дидактические игры, направленные на формирование навыков XXI века у дошкольников

Методические разработки – дидактические игры, направленные на формирование навыков XXI века у дошкольников...

Методическая разработка - Дидактические игры, направленные на формирование навыков критического мышления у дошкольников (с использованием ТРИЗ)

Методическая разработка - Дидактические игры, направленные на формирование навыков критического мышления у дошкольников (с использованием ТРИЗ)...

Методические рекомендации к разработке учебно – методического пособия «МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ» (активизация словаря и совершенствование грамматического строя речи у детей с ОВЗ)

Методические рекомендации  к разработкеучебно – методического пособия «МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ»(активизация словаря исовершенствование грамматического...

Методические рекомендации к разработке учебно – методического пособия «МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ» ( зкр и связная речь)

Методические рекомендации  к разработкеучебно – методического пособия «МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ»              ...

Методические рекомендации по разработке пособии, дидактических игр по этнокультурному образованию.

Этнокультурное  образование – целостный процесс изучения и практического  освоения этнокультурного наследия, процесс воспитания на традициях культуры.  Для реализации этнокультурн...

Методическая разработка дидактической игры, направленная на изучение растений и животных Белгородского края. (средний и старший возраст)

Методическая разработка дидактической игры, направленная на изучение растений и животных Белгородского края.(средний и старший возраст)Автор: Мысливченко А.А., воспитатель МАДОУ «ЦРР Д...