Сценарий досуга для детей старшей группы "Красная книга Кузбасса"
материал (старшая группа)

Татьяна Фёдоровна Игнатенко

Материал по краеведению предназначен для воспитателей групп старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий досуга для детей старшей группы «Красная книга Кузбасса»

Цель: формирование экологической культуры, бережного отношения детей  к природе.

Задачи:

  • Воспитывать и развивать бережное отношение к природе;
  • Уточнить и закрепить знания детей о редких животных и растениях Кузбасса;
  • Активизировать словарный запас ребёнка, знакомство с новыми словами;
  • Учить понимать пользу и значение природной среды в жизни человека;
  • Закрепить правила поведения в природе;
  • Развивать внимание, мышление, память;
  • Повлиять на эмоциональный и духовный мир ребёнка;
  • Воспитывать навыки позитивного общения, активную жизненную позицию

В: Ребята, скажите, пожалуйста, вы любите природу? И все живое вокруг?

Д: (ответы детей)

В: Что же такое природа?

Д: (ответы детей -лес, небо, поля, животные, растения, земля, птицы, насекомое, воздух, моря и реки, горы, пустыни)

Воспитатель  читает стихотворение «Огромный дом»

 Есть на земле огромный дом

 Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром

 Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья

Живу в том светлом доме я,

 И все мои друзья.

 В: Значит можно сказать, что весь окружающий нас мир-это наш с вами огромный дом, в котором мы все с вами живем

В: Сегодня, рано утром по дороге в д/с, я встретила «Старичка- Лесовичка». Он просил передать вам послание: В: показывает картинку с изображением «Старичка- лесовичка» и читает послание: - «Внимание, Внимание! У нас в лесу может случиться большая беда! Многих животных и растений мы можем не увидеть никогда! Что же нам делать, друзья? Наверное, о Красной книге пора вспомнить друзья»

В: дети, как вы думаете, о какой беде говорит Лесовичок?

Д:(ответы детей) исчезнут животные и растения

 В: правильно, а почему это может произойти?

Д: (ответы)Человек бывает жесток к природе. Люди ломают деревья, просто так срывают цветы и растения, убивают животных из-за ценного меха или мяса, а иногда из-за того, что дикий зверь может быть просто опасен. Вот поэтому растений, животных становится все меньше и меньше.

В: Замечательно, молодцы! А если все это погибнет, то нам хорошо будет жить на этой планете?

Д: (ответы) нет, мы не услышим пение птиц, не будет красивых деревьев и цветов. А если не будет деревьев, то людям нечем будет дышать. Ведь именно они обогащают нашу планету кислородом.

 В: Какие вы молодцы! Ребята, подскажите мне, о какой такой Красной книге просил вспомнить «старичок- Лесовичок»?

Д: (ответы) Красная книга, где занесены животные и растения, которым угрожает опасность.

В: ребята, я предлагаю вам вспомнить и побеседовать о Красной книге, но не просто о Красной книге, а именно о животных, занесенных в эту книгу. (рассматривание макета Красной книги) В ходе рассматривания, воспитатель рассказывает о книге, о ее значении. Напоминает детям, что страницы этой книги разноцветные. В: а кто мне скажет, почему страницы разноцветные. Это сделано для красоты или специально?

 Д: (ответы) Это сделано специально, т. к. каждый цвет означает уровень угрозы или опасности.

В: Мы с вами уже изучили черный цвет (животные вымерли) и красный (на грани исчезновения). А сегодня я вас познакомлю с остальными цветными страницами. Далее

В. рассказывает о -желтых страницах (количество стремительно уменьшается) -серых страницах (животные, которые мало изучены) -белых страницах (находятся под особым контролем) -зеленых страницах (удалось спасти от вымирания). В: Ребята, а как мы можем помочь и спасти животных от вымирания?

Д(ответы) создают специальные национальные заповедники. И здесь же В. спрашивает у детей, чем заповедник отличается от зоопарка?

Д: (ответы) в зоопарке животные содержатся в клетках, а в заповедниках они живут по всей территории. Затем В. напоминает детям, что в каждой области есть своя Красная книга

Далее В. подводит к итогу: почему книга называется не белой, не желтой, а именно Красной?

 Д. (ответы детей): потому что красный- это цвет опасности, стой, нельзя, задумайся! Красный цвет книги означает запрещающий цвет: остановись, не губи, стоп! Дальше так нельзя. Красный цвет – согнал тревоги и опасности, это сигнал SOS, который подают нам животные и растения. То есть книгу назвали именно так, чтобы привлечь внимание людей и попробовать остановить варварское уничтожение природы!

В: Дети! Мы с вами выяснили, для чего нужна Красная книга и что эта за книга. А для того, чтобы Красная книга не пополнялась, люди должны охранять и беречь природу. А для того, чтобы выяснить какие есть правила охраны природы, я хочу вам предложить вспомнить правила поведения в природе

В: показывает картинки с изображением:

-Не брать животных из леса домой

-Не ломать ветки деревьев

-Не топтать цветы, травы

-Не кричать, не включать громкую музыку

 -Не разорять птичьи гнезда

 -Не оставлять мусора

- Не оставлять костров

- А сейчас мы с вами немного поиграем и выясним, насколько хорошо вы знаете природу родного края и готовы её охранять. Для этого я прошу вас разделиться на две команды.

1 конкурс «Загадки с картинками». У каждой команды набор картинок растений и животных, занесённых в красную книгу Кузбасса. Воспитатель загадывает загадки, а команда, посовещавшись, должна показать изображение растения или животного, о котором идёт речь.

Зелёная, но не трава.

Холодная, но не лёд.

Поёт, но не птица-

 Вот такая небылица. (Лягушка)

В Красную книгу Кузбасса занесена лягушка сибирская.

Без особого усилья,
Широко расправив крылья,
Славу в небе приобрел,
Над землей парит…  (орёл)

В Красную книгу Кузбасса занесён орёл степной.

Глазастый ловец
При свете- слепец.
Живёт в лесу,
Ухает,как разбойник.
Страшная птица, 
А сама людей боится.
(Филин)

В Красную книгу Кузбасса занесен филин.

Высоко в горах живет

Этот хищный «снежный» кот. (Снежный барс)

В красную книгу Кузбасса занесён снежный барс.

Он растет повсюду летом –
В поле и у кочек.
Он изящен, фиолетов,
Это…
(Колокольчик)

В Красную книгу Кузбасса занесён колокольчик болонский.

В. Молодцы, ребята, неплохо справились с заданием. Переходим ко второму конкурсу.

2 конкурс  « Юные экологи»

Давайте представим, что мы пришли в лес, а на поляне разбросан различный мусор, надо лесу помочь и все это убрать».

Раскладывается «мусор», Из каждой команды приглашаются по два представителя (мальчик и девочка). Им дают два пакета для мусора.

Представители от каждой команды выполняют задание поочередно. Выигрывает та команда которая соберет мусор за меньший промежуток времени.

3 конкурс «Спаси рыбку».

Участники команд строятся в колонну по одному. Напротив каждой команды лежит обруч – это «речка». В 5 м. от линии старта на полу расположены рыбки, образуя круг. По сигналу первый номер бежит к рыбкам, берет одну и бежит дальше к обручу, где он оставляет рыбку. Затем быстро возвращается назад. Рыбок должно быть столько же, сколько участников в каждой команде. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.

4 конкурс  «Сажаем лес»

Участники команд строятся в колонну по одному. Напротив каждой команды лежит обруч – это «лес». В 5 м. от линии старта на полу расположены макеты деревьев. По сигналу первый номер бежит к саженцам, берет один и бежит дальше к обручу, где он «высаживает» дерево. Затем быстро возвращается назад. « деревьев» должно быть столько же, сколько участников в каждой команде. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.

5 конкурс " Накорми медведя"

 На середине площадки висят рыбки и участники эстафеты должны снять рыбку с верёвки и приклеить на стену , где изображён медведь.

Побеждает команда, которая первой закончит эстафету, учитывается и правильность выполнения задания

В: а сейчас мы подведём итоги и выясним, какая из команд победила в наших экологических конкурсах.

Уважаемые дети! Вы можете многое сделать для природы. Пусть каждый из вас будет примером дружелюбного отношения к природе. Помните, в наших силах сделать все, чтобы Красная книга не пополнялась!

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей;

В увеселительных походах не растопчи ее полей.

Она – твой давний добрый лекарь,

Она- союзница души.

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она одна.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий досуга для детей старшего подготовительного возраста «В поисках Лукоморья»

Цель. Обобщить знания детей  старшего дошкольного возраста о творчестве А.С. Пушкина.Задачи. Продолжать знакомство детей с творчеством   А. С. Пушкина. Воспитывать любовь к поэтическому...

Сценарий развлечения для детей старших групп "Книга - лучший друг!"

Цель: формирование интереса детей к чтению, к произведениям детской литературы. Задачи:1. Активизировать и обобщить знания детей о книгах и сказочных героях.2. Совершенствовать коммуникативн...

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Снеговик Антошка и дети».

Проблема безопасности дорожного движения является одной из достаточно важных проблем. Увеличивается число дорожно-транспортных происшествий. Происходят они, к сожалению, и с участием детей дошкольного...

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста «Чудотворца Николая – дети ждут, любят, величают!»

Образовательные задачи:- приобщать детей к ценностям православной культуры и освоения духовно-нравственных традиций российского народа на примере Дня Святителя Николая Чудотворца;  - расширить пр...