Открытое занятие по теме "Коми орнамент"
план-конспект занятия (старшая группа)

Лунегова Ирина Леонидовна

Закрепить знания детей о коми орнаменте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komi.docx17.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по теме:

«Коми орнамент».

Возрастная категория: дети 5 – 6 лет.

Цель: закрепить знания детей о коми орнаменте.

Задачи:

1. Социально-коммуникативное развитие -  Углубить знания детей о родном крае; Познакомить с бытом коми народа;

2.Познавательное развитие -  Воспитывать интерес к быту и малым фольклорным формам. Воспитывать аккуратность в работе, желание доводить начатое до конца.

3. Речевое развитие -   Активизировать речь детей через вопросы.

4. Художественно-эстетическое развитие -  Обобщить знания детей о коми орнаменте, как одном из средств художественного оформления декоративно-прикладного искусства, уметь читать  мотивы коми орнамента. Закрепить умение последовательно рисовать элементы коми орнамента. Развивать мелкую моторику рук, воображение. 

5. физическое развитие - удовлетворять потребность детей в движении

  Материал: шаблоны сарафана и рубахи образцы элементов коми орнамента; презентация.

  Раздаточный материал: ватные палочки, гуашь, шаблоны сарафанов и рубашки, вырезанные из бумаги.

  Словарная работа: закрепление названий элементов коми орнамента; закрепление названий народной росписи,

  Предварительная работа: провести с детьми беседу о Коми Республике.

Ход НОД:

  (слайд1)   Ребята, сегодня мы с вами поговорим о наше малой Родине.

  Кто знает, как называется республика, в которой мы живём? Ответы детей (Республика Коми).

(слайд 2) В.: - Правильно, а ещё можно сказать, что мы живём в Коми крае. Хочу вам прочитать очень хороший стих автор, которого. (В. Степанов)

 Что может быть родней родного

Отчизны, края, где живешь?        

И дома отчего, святого,

Где жизнь по смыслу узнаешь.

 Где снег особенный зимою,

И летний дождь душе милей.

Не зря зовем все то, родное

Мы малой родиной своей.

-  А вы, знаете нашей республике Коми уже много  лет.

  -Ребята, давайте вспомним, чем занимался коми народ в те времена, когда наша республика была еще молода.

  -Чем занимались мужчины? (ходили на рыбалку, на охоту - добывали еду, изготавливали своими руками  из дерева и бересты мебель, разную домашнюю утварь делали музыкальные инструменты, игрушки) (слайд 3-17)

  -Чем занимались женщины? (готовили пищу, следили за хозяйством, шили одежду, вязали, вышивали)   

правильно женщины все делали своими реками (слайд18-21)

   -Вы все правильно сказали, коми народ делал все своими руками: посуду, мебель, игрушки, делали музыкальные инструменты, сами  шили, вязали, вышивали. 

    -Как и у всех народов, у коми народа есть свои узоры и орнаменты. Народ из поколения в поколение передает свое искусство, и оно приумножается. А что такое орнамент? (это узор, состоящий из повторяющихся элементов)

    -Посмотрим, сможете ли вы определить какой из узоров здесь относится  к коми орнаменту?   (слайд22-25)

  Чем отличается Коми орнамент от других узоров?  (цветом, нет цветов, только прямые линии.)

Воспитатель: Правильно, коми орнамент очень точен, состоит из прямых линий. Все линии в элементе одинаковой длины, между ними одинаковое расстояние. Вот такой своеобразный коми орнамент.

(слайд 23) Мы с вами уже знаем, что каждый элемент коми орнамента что-то обозначает, на слайде вы видите элементы орнаментов. Какие знакомые элементы вы здесь увидели? (два-три человека показывают и называют знакомые элементы - ёлка, чум, следы, столб, ошейник, рога оленя,)

   - Ребята, а вы знаете в Сыктывкаре столице нашей республике  есть фабрика, на которой шьют одежду. И вот работники этой фабрики очень просили сделать эскизы коми костюмов. Сегодня я вам предлагаю побыть модельерами и сделать эскиз с выбранным вами орнаментом,  но сначала, давайте поиграем в игру.

Физминутка:

вот чум – руки над головой.

Вот олень_ руки скрестить над головой, пальцы растопырить

Ягель ищет в тундре он – движение ногами.

Солнце по небу катись – руки разводим в стороны.

Чайка в воздухе резвись - плавно машем руками.

Чтобы у нас получились красивые эскизы давайте еще раз посмотрим, какую одежду носил коми народ (слайд27-28)

 - Я вам уже говорила, что орнамент из элементов всегда строится в полосе, в рисунках используйте один – два элемента и рисовать будем понизу рукавов и  по нижнему краю сарафана и рубашки. Вам нужно будет выбрать, какой вы элемент коми орнамента будете рисовать, какие элементы будете использовать.  (слайд29).  Я куплю большой конверт и мы отправим наши эскизы на фабрику.

- Приступаем к выполнению работы. (В ходе рисования воспитатель подсказывает, исправляет ошибки)

Рефлексия.

      -Что мы сегодня делали на занятие?

      - какие коми орнаменты вы нарисовали?

-Что вам было сложно делать? Что легко?

-Довольны ли вы своей работой?

Воспитатель хвалит детей.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытое занятие "Город мастеров"-аппликация на ткани. В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа , элементов орнамента,пословиц и поговорок о труде на дву ни, роспись готовых форм папье маше

(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1.     Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....

конспект открытое занятие "Город мастеров"-аппликация на т ни. В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа , элементов орнамента,пословиц и поговорок о труде на дву ни, роспись готовых форм папье маше

(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1.     Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....

конспект открытого занятия "Город мастеров.В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа, элементов орнамента, пословиц и поговорок о труде казахских народных мастеров на двух языках.

(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1.     Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....

Конспект занятия: « Цветочно – растительный орнамент в искусстве Татарстана»

Цветочно-растительный орнамент занимает одно из ведущих мест в декоративно-прикладном искусстве казанских татар. Богатейший мир растений всегда вдохновлял народных мастеров и мастериц в их творчест...

Конспект открытого занятия по скульптуре в средней группе «Осетинский орнамент».

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с народным искусством родного края. Учить применять раннее полученные умения лепки орнамента, используя новый материал (солёное тесто). Развивать уме...

Конспект открытого занятия Тема: «Мордовский национальный костюм. Орнамент».

Тема: «Мордовский национальный костюм. Орнамент»Задачи:1.Закреплять представления детей о народности мордва2.Закреплять представления о мордовском костюме.        ...

Конспект открытого занятия по ХЭР в подготовительной группе по нравственно-патриотическому воспитанию "Роспись посуды(тарелочки) башкирским орнаментом"

Сформировать у детей понятие о башкирском народном орнаменте,его элементах,симметрии и цвете.Выявить отличительные признаки....