Организация экспериментальной деятельности с использованием мультимидийной презентации (ход проведения деятельности)
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Клат Надежда Алексеевна

 Данный материал позволяет последовательно построить  экспериментальную деятельность с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_pochemu_vyhodit_voda_iz_beregov.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

 Организация экспериментальной деятельности с использованием мультимидийной презентации

Подготовила Клат Н.А, воспитатель высшей квалификационной категории.

 Ребенок:Взрослые часто говорят, что весной вода в реке выходит из берегов. Мне стало интересно, почему и как это происходит.

Я решил спросить у ребят, но они тоже не знали и мы спросили у

Н .А.

Что знаем: вода в реке это жидкость без цвета и запаха; она льется , может двигаться, превращаться в пар, в лед.

Что хотим узнать: почему весной реки выходят из берегов.

Как можем узнать: спросить у взрослых и товарищей, получить информацию с помощью компьютера, книг, экспериментов и опытов.

Что знаем: вода в реке это жидкость без цвета и запаха; она льется , может двигаться, превращаться в пар, в лед.

Прочитав стихотворение Некрасова «Дед Мазай и зайцы» мы узнали слово разлив и поняли, что такое половодье. Оказывается  подъем воды в реке это половодье, а затопление берегов это разлив.  Как же  происходят эти явления?

  Зимой река покрыта льдом, который весной тает.

Вопрос: может ли уровень воды в реке поднимается из-за таяния льда? Мы решили проверить.

 Опыт №1 

Нам понадобиться:  емкость с водой, лед, линейка, фломастер

 Ход эксперимента

 Мы налили в емкость воды и положили в нее лед. Отметили фломастером уровень воды. Когда лед в воде растаял, уровень воды не изменился.  Мы догадались,  что не изменился он потому, что лед это вода реки,   только она замерзла.

 Вопрос: почему же,  река выходит из берегов? Откуда появляется лишняя вода?

Мы  вспомнили, что весной тает снег и идет дождь, и провели еще один опыт

 Опыт №2:

Нам понадобиться:  мерная кружка, емкость с водой, снег, линейка, фломастер.

Ход эксперимента

Мы взяли  мерную кружку  с водой  наполнили ее снегом и оставили. Когда снег растаял,  сделали метку, в чашке-реке, а затем добавили воду из мерной кружки   и уровень воды в « реке» повысился. Значит,  он  повышается от таяния снега  и  от весеннего дождя, потому что дождь  это вода.

Вывод: уровень воды в реке поднимается от воды,  которая появляется в результате  таяния снега и весеннего  дождя. Вода  собирается в ручейки, которые текут в реку.  Так начинается весеннее половодье.

 Вопрос: что может произойти на реке, когда начинается ледоход и разливаются реки? 

Вместе мы прочитали рассказ Б. Житкова «На льдине». Посмотрели  презентацию « Как начинается ледоход»  и  узнали, что ледоход это движение расколовшихся льдин.

Вопрос: почему льдины плывут, а не тонут?

 Мы провели следующий опыт.

Опыт №1 Плавает ли лед?

Нам понадобились

Пластиковые стаканчики краски, кисточки, большая емкость для воды.

Ход эксперимента:

 Мы знаем, что лед хрупкий, поэтому, возьмем молоточек и расколем льдину на мелкие кусочки.  Возьмем пинцетом кусочек льда, опустим его в воду. Что происходит со льдом?

Лед не утонул, а это значит, что он легче воды. (Для уверенности мы решили покрасить воду для замораживания и, получившийся лед не утонул.)

Вывод: лед легче воды и плавает на ее поверхности. 

Поэтому вода в реке замерзает только на поверхности.  Не зря про лед говорят: «Рыбам зиму жить тепло, крыша - толстое стекло».

 (Если бы лед тонул, то на поверхности воды образовывались бы все новые и новые слои льда, которые бы опускались вниз  все растения и рыбы были бы во льду.)

Вопрос: что происходит во время движения льдин?

(большие льдины толкают маленькие и разбивают их, или наталкивают на другие)

Так возникают ледяные заторы.

Ледяные заторы часто случаются ранней весной, когда лед в одном месте реки уже начинает быстро  таять, раскалываться на льдины и двигаться вниз по течению, а там - ниже - еще ничего не растаяло, получается, что льдинам некуда двигаться  и они начинают скапливаться, нагромождаться друг на друга , а на поворотах реки во время ледокола образуются заторы льда, т.к. течение реки поворачивает, а льдины продолжают двигаться прямо по инерции. Поэтому начинаются сильные разливы рек, затопляются берега, разрушаются мосты и плотины. Чтобы не случилось беды   люди взрывают лед на реках, чтобы разрушить лед и ускорить ледоход.

Информация Ледяные заторы в весенне-летнем ледоходе наблюдаются на многих крупных реках, особенно в Сибири, где толщина льда особенно большая и поэтому лед прочный.

При ледяных заторах может поднять уровень воды на 5-10 метров.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

.Использование мультимидийных презентаций в процессе повышения проффесиональногоуровня в ДОУ. Создание презентации в PowerPoint на основе шаблона

Создание презентации в PowerPoint на основе шаблона. Последовательное описание как создать презентацию по правилам....

Сценарий викторины «Счастливый случай» для детей старшего дошкольного возраста и их родителей с использованием мультимидийной презентации.

Данный материал будет полезен воспитателям .В викторине закрепляются знания детей о зимних видах спорта, Олимпиаде в Сочи, символах зимней Олимпиады....

Сценарий мероприятия для детей дошкольного возраста «Солнечный зайчик» (с использованием мультимидийной презентации и здоровьесбарегающих технологий).

Этот сценарий мероприятия, посвященного 8 марта, рассчитан для детей средней группы детского сада. Данный материал будет полезен музыкальным руководителям и воспитателем средней группы....

Сценарий мероприятия для детей дошкольного возраста «Солнечный зайчик» (с использованием мультимидийной презентации и здоровьесбарегающих технологий).

Этот сценарий мероприятия, посвященного 8 марта, рассчитан для детей средней группы детского сада. Данный материал будет полезен музыкальным руководителям и воспитателем средней группы....

Использование наглядного материала при организации экспериментальной деятельности в ДОУ (из личного опыта воспитателя).

В статье говорится о том, какие наглядные материалы можно использовать при работе с детьми самого младшего дошкольного возраста....