Образовательный проект в подготовительной к школе группе «Саами».
проект (старшая, подготовительная группа)

Шайтанова Нина Николаевна

Так как проблема сохранения историко-культурного наследия коренных малочисленных народов Севера в перспективе развития арктических территорий приобретает все возрастающую актуальность, цель данного проекта – воспитание нравственного гражданина, патриота малой родины, любящего и знающего свой край через изучение коренных жителей Кольского полуострова (саамов).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obraz.proekt_saami_shaytanova_nn.doc113.07 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №25 компенсирующего вида»

г.Мончегорск, Мурманская область

учитель-дефектолог

Шайтанова Нина Николаевна

первая квалификационная категория

Образовательный проект в подготовительной к школе группе

«Саами».

Если не мы, то, кто же

Детям нашим поможет

Россию любить и знать.

Как важно — не опоздать!..

Актуальность.

Д. С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи — задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого — с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

 Современные педагоги считают, что базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем селе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине — месту, где человек родился. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление детей с историческим, культурным, национальным, природно-экологическим своеобразием родного региона. Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникают у людей сами по себе. С самого раннего возраста, необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли на которой родился и рос.

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, это время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка и очень важно посеять, и вырастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому, семье, детскому саду, городу, Отечеству. Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, фактах географии, культуры и искусства, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, вызывают интерес, т. е. детям дошкольного возраста доступны занятия краеведением.

Значимым в работе методом является метод проектов. Проекты по краеведению позволяют не только сформировать представления о малой и большой Родине, но и способствуют развитию самостоятельности мышления, целеустремленности, настойчивости, креативности, помогают ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, а главное развивают умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Так как проблема сохранения историко-культурного наследия коренных малочисленных народов Севера в перспективе развития арктических территорий приобретает все возрастающую актуальность, цель данного проекта – воспитание нравственного гражданина, патриота малой родины, любящего и знающего свой край через изучение коренных жителей Кольского полуострова (саамов).

Задачи:

– формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему;

– развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, городу, краю, стране;

 – воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходило и происходит в городе, сопричастности к этому;

– развивать бережное отношение к городу (природа);

– формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

Срок реализации: 1 год.

Тип проекта: познавательный (образовательный)

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, учитель-дефектолог Шайтанова Нина Николаевна

Принципы  реализации проекта:

  • принцип развивающего обучения;
  • принцип доступности;
  • Принцип историзма - реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сведения их к трем временным измерениям: прошлое – настоящее – будущее. Так, изучая с детьми историю родного края, знакомить их с его современным состоянием, а также перспективами обновления и развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, содействует формированию исторического мышления.
  • Принцип гуманистической направленности педагогического процесса, определяющий необходимость гармонического сочетания целей общества и личности, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.
  • принцип поэтапности (от простого к сложному);
  • принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
  • принцип индивидуализации (вовлечение каждого ребёнка в образовательный процесс);
  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей;

Формы работы  по реализации проекта:

  • ООД.
  • Совместная деятельность (фронтальные и подгрупповые занятия совместно с дефектологом).
  • Индивидуальная работа с детьми.
  • Совместная деятельность с воспитателем (развлечения для детей, презентации, экскурсии).

Развивающие технологии, используемые в работе с детьми:

личностно – ориентированные;

коммуникативные;

игровые (сочетание элементов игры с обучением);

здоровьесберегающие (физминутки, зрительные гимнастики и др.).

Этапы проекта.

Подготовительный.

Изучение и анализ научно – исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по вопросу истории, жизни саамов Кольского полуострова. Разработка перспективного плана проекта: «Саами»

Основной.

Знакомство дошкольников с коренными жителями Кольского Севера, их бытом, традициями. Показ презентаций «Саамы Кольского полуострова», «Подвиг оленно- транспортных батальонов в Великой Отечественной войне». Проведение подгрупповых и фронтальных занятий, прослушивание фольклора (сказки, песни). Организация экскурсии в краеведческий музей. Проведение спортивного праздника с использованием саамских игр.

Показ открытого коррекционного занятия на городском методическом объединении учителей-логопедов и учителей-дефектологов «И покажем, и расскажем».

Заключительный.

Итоговое занятие «По страничкам истории».

Презентация проекта для распространения опыта.

Ожидаемые результаты:

- расширение знаний, кругозора дошкольников об истории родного края, о коренных жителях Кольского полуострова;

- расширение знаний дошкольников о роли коренных народов Севера в годы Великой Отечественной войны;

- воспитание уважительного отношение к коренным народам Кольского Севера, укрепление патриотических чувств;

- познавательное и речевое развитие дошкольников, формирование интереса к истории родного края, ее коренных жителям;

- повышение компетентности педагога по краеведению.

Перспективный план проекта.

Месяц

Содержание

Сентябрь

Сбор, изучение и анализ научно – исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по вопросу истории, жизни саамов Кольского полуострова. Разработка перспективного плана проекта: «Саами».

Октябрь

Показ презентаций «Саамы Кольского полуострова».

Организация экскурсии в краеведческий музей.

Ноябрь

Показ открытого коррекционного занятия на городском методическом объединении учителей-логопедов и учителей-дефектологов «И покажем, и расскажем».

Декабрь

Январь

Проведение подгрупповых и фронтальных занятий, прослушивание фольклора (сказки, песни).

Февраль

Проведение спортивного праздника с использованием саамских игр.

Март

Знакомство детей с современными представителями саамского народы, организация встречи.

Апрель

Беседы о Великой отечественной войне.

Показ презентации «Подвиг оленетранспортных батальонов в Великой Отечественной войне». Просмотр документальных видео о подвигах оленных батальонов в Великой Отечественной войне».

Май

Итоговое занятие «По страничкам истории».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект в подготовительной к школе группе "Поклонимся великим тем годам"

Образовательный проект в подготовительной к школе группы: "Поклонимся великим тем годам"...

Образовательный проект в подготовительной к школе группе «Я и мои друзья»

Образовательный проект в подготовительной к школе группе«Я и мои друзья»...

Образовательный проект в подготовительной к школе группе на тему: «Наша Армия родная».

Задачи: Познакомить детей с богатырями земли русской: Ильёй Муромцем, Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем. Познакомить детей с историей Великой Отечественной Войны, с примерами героизма и мужества вз...

Конструктивно-модельная деятельность в подготовительной к школе группе «Санки с подарками»

Конструктивно-модельная деятельностьв подготовительной к школе группе «Санки с подарками»...

Презентация образовательного проекта в подготовительной к школе группе "Хоровод осенних цветов"

Уточнить и систематизировать знания детей  о разнообразие семян  цветов, их значении в природе и жизни человека....

Эссе на тему: «Реализация образовательных проектов в подготовительной к школе группе, на примере проекта «Этот удивительный и загадочный космос».

Возможно, в наше время уже не удивить запуском космического корабля или полётом очередного спутника Земли. Но историю возникновения этой значимой для всего мира даты, я считаю должен знать каждый чело...

Эссе на тему: «Реализация образовательных проектов в подготовительной к школе группе, на примере проекта «Этот удивительный и загадочный космос».

Использование проектной деятельности дает положительные плоды в развитии дошкольника, позволяет расширить кругозор, знания и умения, а участие каждого ребенка в исследовательской деятельности позволяе...