Содержание работы по программе «Петербурговедение» по возрастам
календарно-тематическое планирование

Предлагаемая Программа на доступном детям уровне знакомит их с наиболее интересными достопримечательностями Санкт- Петербурга: архитекторами, скульпторами, людьми, которые прославили город . Способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к родному городу, уважение к предкам.

Программа отвечает современным задачам образования, в т.ч. таким, как усиление внимания к ценностям традиционной духовной культуры и исторической преемственности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание работы по программе «Петербурговедение» по возрастам

(на основе «Первые шаги», Г.Т.Алифанова)

Пояснительная записка

        Предлагаемая Программа на доступном детям уровне знакомит их с наиболее интересными достопримечательностями Санкт- Петербурга: архитекторами, скульпторами, людьми, которые прославили город . Способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к родному городу, уважение к предкам.

Программа отвечает современным задачам образования, в т.ч. таким, как усиление внимания к ценностям традиционной духовной культуры и исторической преемственности. Программа построена на основе главных методических принципов:

Программа построена на основе главных методических принципов:

• учёт возрастных особенностей детей;

• доступность материала;

• постепенность его усвоения.

Программа предназначена для детей от 2 до 7 лет.

Цель программы

Создание оптимальных условий для углублённого развития детей в знакомстве с родным городом через грамотное построение целостного педагогического процесса на основе синтеза опыта традиционной системы дошкольного образования и обобщения , систематизации, интеграции достоверных, исторических материалов.

В основу программы положены следующие принципы:

- профессиональная компетентность педагога, основанная на личностно-ориентированном взаимодействии его с ребёнком;

-сохранение самооценки дошкольного периода , как созидательного , раскрывающего ребёнку историю своего города и высокую духовность,

-сочетание историчности и доступности исторического материала , учитывая приоритет ведущей деятельности дошкольника- игру.

Основные задачи программы

  • Воспитание маленького петербуржца: воспитанного, доброго, внимательного к другим людям, достойного преемника петербургских традиций;
  • Воспитание любви и ценностного отношения к Санкт-Петербургу, как к месту проживания, так и культурному и историческому центру нашей страны.
  • Формирование эстетически развитой личности, эмоционально отзывчивой на исторические факты становления и развития родного города, его традиции и обычаи.
  • Обогащение словаря детей новыми словами и оборотами.
  • Совершенствование коммуникативных качеств между взрослыми и детьми.
  • Соприкосновение дошкольника с нравственными идеалами общечеловеческих ценностей и культуры родного города.        

        Представления о Санкт-Петербурге является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Поэтому содержание программы может успешно интегрироваться практически со всеми образовательными областями и состоять в следующем:  

-        участие детей в целевых прогулках, экскурсиях по городу обеспечивает необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников;  

-        обсуждение с детьми правил безопасного поведения в городе («Как правильно переходить дорогу», «Что можно, чего нельзя делать на улице города» и др.);  

-        участие в совместном с воспитателем труде на участке детского сада (посильная уборка участка после листопада, подкормка птиц, живущих в городе);  

-        развитие эстетического восприятия и суждений в процессе чтения произведений художественной литературы о Санкт-Петербурге, накопление опыта участия в разговорах, беседах о событиях, происходящих в родном городе, о достопримечательностях родного города, участие в придумывании сказок и историй о достопримечательностях Санкт-Петербурга;  

-        рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, отражающих отношение людей к Санкт-Петербургу (высаживание деревьев и цветов в городе, возложение цветов к мемориалам воинов, украшение города к праздникам и пр.);  

-        участие в проектной деятельности, продуктом которой являются журналы или  газеты о Санкт-Петербурге, создание карт города, составление маршрутов экскурсий и прогулок по городу; коллекционирование картинок, открыток, символов, значков;  

-        обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей-горожан;  

-        участие с родителями и воспитателями в социально-значимых событиях, происходящих в городе (чествование ветеранов, социальные акции и пр.).  

Ранний возраст

Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня по подгруппам по 9 минут.

Предполагаемые результаты:

Дети 2-3 лет:

• знать имена близких людей;

• умение ориентироваться (в группе,  на площадке)

  • иметь представление о разных видах домов и транспорте
  • иметь представление о труде взрослых  (в детском саду, в поликлинике)

Формы подведения итогов и способы проверки знаний:
• обобщающие итоговые  мероприятия

• беседы

• продукты деятельности

Содержание программы

Дата

(месяц)

Тема занятия

Цель

Базовая программа

Нац. рег. компонент

Компонент

ДОУ

Сентябрь

1

«Мы пришли в детский сад -детский сад ребятам рад»

-знакомство с воспитателями, группой, детьми;

-адаптация к условиям;

-формировать дружеские доброжелательные отношения между детьми;

-формирование положительных эмоций к  группе, воспитателям;  

ООП ДО

Г.Т.Алифанова

Программа «Первые шаги»

Мультфильм «Крошка Енот»

Совместная деятельность в группе

2

3

4

Октябрь

1

«Самая любимая бабушка моя»;

-развивать умение называть имена членов семьи;

-воспитывать внимание и любовь к родителям и близким;

ООП ДО

Сказка

«Теремок»

Совместная деятельность в группе, развлечение «Самая любимая бабушка моя»;

2

3

«Кто в домике живет?»

-понятие дом, домик, теремок

4

Ноябрь

1

«Маленькие граждане большой страны»

-дать представление о себе как человеке;

-формирование начальных представлений о городе (название, улица, дом, поликлиника);

-формировать представление о транспорте;

ООП ДО

Г.Т.Алифанова

Программа «Первые шаги»

Совместная деятельность в группе

2

3

День матери

«Самая любимая мамочка моя»

-закрепление знания своего имени, имен членов семьи;

-воспитывать внимание и любовь к родителям и близким;

4

Декабрь

1

Строим дом

-понятие дом, жилье

ООП ДО

Сказка

«Теремок»

Совместная деятельность в группе

2

Сказочный домик

-домик для Снегурочки

3

Украсим елочку для Снегурочки

-коллективная работа «Елочка для Снегурочки»

- знакомить с традициями празднования Нового года ;

4

Январь

3

«В гостях у Снежной Королевы»

-Формирование понятий дом, замок, дворец

ООП ДО

«Снежная королева»

Тематическое мероприятие в музык.зале

Совместная деятельность в группах

4

Февраль

1

Птицам холодно зимой

Кормушка-домик  для птиц

ООП ДО

Совместная деятельность в группе

2

Машина для папы

-воспитывать внимание и любовь к родителям и близким;

-знакомство с видами транспорта

3

4

Март

1

Мамин день

-воспитывать внимание и любовь к родителям и близким;

-формирование гендерных представлений;

-формирование представления о родственных отношениях;

-воспитывать любовь к маме;

ООП ДО

Мультфильм «Мама для мамонтенка»

Совместная деятельность в группе

Наблюдение за трудом помощника воспитателя

2

3

Кто нас кормит, одевает, нашу группу убирает

Побуждать узнавать некоторые трудовые действия(помощник воспитателя)

4

«Все работы хороши»

Вызвать интерес к труду близких взрослых

Апрель

1

Чистый город

-воспитывать любовь, бережное отношение к детскому саду, территории, городу

ООП ДО

В.Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо»

экскурсия*

2

3

4

Май

1

«Мы живем в Санкт-Петербурге»

День рождения города

- дать первые представления о  городе, в котором мы живем

- формировать знания детей о видах городского транспорта;

- работа с правилами дорожного движения;

- воспитывать любовь к родному городу, гордость (я - петербуржец);

ООП ДО

Г.Т.Алифанова

Программа «Первые шаги»

Совместная деятельность в группе

Целевая прогулка по территории

Требования к уровню

подготовки воспитанников

Воспитанник

должен

Базовая

программа

Национально-

региональный

компонент

Компонент ДОУ

Знать

-Некоторые трудовые действия

-  Трудовые действия работников детского сада

-Имена мамы, папы, бабушки, дедушки

-Их деятельность

Иметь представления

-О видах транспорта

-Понятия дом, жилье

-Дом, в котором я живу

- О работниках нашего детского сада

- Дома большие и маленькие

Уметь

- Создавать постройки

-  Названия города, района, где они живут.

- Провести малышам экскурсию по ДОУ

Младший дошкольный возраст

Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня по подгруппам по 15 минут.

Предполагаемые результаты:

Дети 3-4 лет:

• ориентироваться в названиях некоторых памятников архитектуры, узнавать их на иллюстрациях;

• умение ориентироваться (в группе, в детском саду, на улице), представление о разных видах домов и транспорте

• уважение к жителям родного города: бабушкам, дедушкам, которые отстояли его в трудные  военные годы.

Формы подведения итогов и способы проверки знаний:
• обобщающие итоговые  мероприятия

• беседы

• выставки

Содержание программы

Дата

(месяц)

Тема занятия

Цель

Базовая программа

Нац. рег. компонент

Компонент

ДОУ

Сентябрь

1

Живой город

(легкие, клетки, сосуды)

Понятие слова город

ОП ДО

Г.Т.Алифанова

Программа «Первые шаги»

Совместная деятельность в группах

Музыкальный зал

2

Здесь будет город заложен Петропавловская крепость

Знакомство с историей и основанием города

3

Символы Санкт-Петербурга

Знакомство с символами города

4

Телевизионная экскурсия по городу

Воспитание познавательной активности детей

Октябрь

1

«Где ты живешь»

Закрепить понятие: улица, проспект, бульвар, площадь, переулок

ОП ДО

Г.Т.Алифанова

Программа «Первые шаги»

Совместная деятельность в группах

Прогулка по району(проспект, школа)

2

«Дом в котором я живу»

Учить детей планировать и составлять на схеме безопасный маршрут до дома

3

4

«Мой район»

Целевая прогулка по району

Знакомство с районом, в котором живем

Ноябрь

1

Главный проспект города Невский

Развитие кругозора, словарного запаса

ОП ДО

Г.Т.Алифанова

Программа «Первые шаги»

Совместная деятельность в группах

экскурсия*

2

Наша Нева

Знакомим детей с главной рекой Санкт-Петербурга

3

Дворцовая площадь

Расширение представлений о городе

4

Экскурсия в центр города по теме месяца

Закрепить знания, полученные на занятиях

Декабрь

1

Первые застройки ПетраI

Марсово поле, Троицкая площадь, Летний сад

Дальнейшие расширение и закрепление представлений об архитектуре города

ОП ДО

Л.К.Ермолаева

«Чудесный город»

Г.Т.Алифанова

Программа «Первые шаги»

Совместная деятельность в группах

Музыкальный зал

2

Сказочный город

Знакомить детей с Городом рек и каналов

3

Богатство города

Храмы, музеи, театры

Выявление характера логических связей

4

Удивительный Санкт-Петербург

Закрепление знаний полученных на предыдущих занятиях

Январь

1

Великая отечественная

Формирование понятий героические защитники и освободители.

ОП ДО

«Чудесный город»

Л.К.Ермолаева

Г.Т.Алифанова

Программа «Первые шаги»

Совместная деятельность в группах

Тематическое мероприятие в музыкальном зале

2

Блокада

Формирование мировоззрения через постижение истории блокадного города

3

Тематическое занятие

«У нас в гостях житель блокадного города»

Закрепление знаний

4

Экскурсия «Площадь Победы»

Воспитание петербуржца

Февраль

1

Блистательный Санкт-Петербург

Знакомство с Эрмитажем

ОП ДО

Г.Т.Алифанова

Программа «Первые шаги»

Совместная деятельность в группах

Музыкальный зал

2

Видеофильм

«Эрмитаж»

Воспитывать чувство прекрасного

3

Владыка морей

Знакомство с адмиралтейством

4

Стрелка на Неве

Знакомим с ростральными колоннами

Март

1

Игра по станциям

Ориентировка в городе, по карте

ОП ДО

Г.Т.Алифанова

Программа «Первые шаги»

Совместная деятельность в группах

Целевая прогулка по микрорайону

2

Мы горожане

Профессии, транспорт, зоопарк, цирк, Ботанический сад

3

Чистый город

Воспитывать любовь бережное отношение к городу

4

Городской этикет

Правила поведения в транспорте, театре, музеи……

Апрель

1

Пригороды Санкт-Петербурга

Знакомство с пригородами

ОП ДО

Г.В. Калашников

Гербы и символы Санкт-Петербург и пригород

экскурсия*

2

Пушкин Петродворец Павловск

Май

1

День рождения города

ОП ДО

Е.К.Ривина

«Герб и флаг России»

Тематическое мероприятие

2

Наш дом Россия

Герб, флаг, гимн

* Все экскурсии проводятся виртуально

Требования к уровню подготовки воспитанников

Воспитанник

должен

Базовая

программа

Национально-

региональный

компонент

Компонент ДОУ

Знать

Россия  многонациональная страна

- Москва главный город России

-Символы России (герб, флаг, гимн)

- Президента России

-  Названия города, района, улицы, дома, где они живут.

- Основателя города и основные памятники города

- Символы Санкт – Петербурга (герб, гимн, флаг)

- Символика Московского района

- Губернатор Санкт - Петербурга

-  Домашний адрес

- Название группы

 - Ф.И.О Заведующего, медсестры…….

Иметь представления

- О структуре городского пространства

- О Российской армии

- О защитниках нашей родины в годы войны

- О многообразии культуры Санкт-Петербурга

- О людях прославивших свой город

- О защитниках нашего города в военные и блокадные годы

- Об истории создания нашего города

- О замечательных людях нашего детского сада

- О военных и ветеранах из числа близких родственников детей и сотрудников детского сада

Уметь

- Составлять схемы

- Создавать постройки

- Составить рассказ, провести элементарную экскурсию

- Ориентироваться в городе

- Определять на схемах месторасположения памятников города

- Создавать постройки памятников зодчества

- Составить рассказ, провести экскурсию по городу

-ориентироваться в своем районе

- Составлять схему пути следования домой

- Провести малышам экскурсию по ДОУ

Средний дошкольный возраст

Совместная деятельность 1 раз в неделю во второй половине дня по подгруппам по 15- 20 минут.

Основные цели:

     1. Воспитание любви к родному городу, гордости (Я-  Петербуржец !)

     2.Возбуждение познавательного интереса к Санкт- Петербургу, восхищение им.

     3.Формирование первоначальных знаний о родном городе.

Данный раздел представлен в уголке «Петербурговедение» в группе и прослеживается во всех остальных  разделах детской деятельности.

 Предполагаемые результаты:

  Дети 4-5 лет:

    1. Знакомство с мимическим выражением чувств.

    2. Знакомство с чертами характера.

    3. Воспитание умения сочувствовать, сопереживать.

    4. Воспитание культуры общения.

    5. Уточнение представлений о жизни улицы (связи, зависимость. транспорт,                

     профессии).

    6. Знакомство с центральной частью города, районом (география, история,

     памятники).

    7. Значение разных профессий и профессий родителей.

    8. Проявление заботы к жителям и к городу.

Содержание программы

Дата

(месяц)

Тема

             Цель

Базовая

программа

Нац.рег.

компонент

Компонент

      ДОУ

Сентябрь

1

2

3

«Город, в

котором я

живу»

«Экскурсия в

прачечную»

«Город в кото-

тором я живу»

Воспитание любви к

родному городу.

Понятие «город».

Рассказ работника пра-

чечной о своей работе.

Познакомить ребёнка с

«ближним» городом

(улицы, проспекты, новостройки, наш район)

ОП ДО

Г.Т.Алифанова

 Программа

«Первые шаги»

Деятельность в группе

Экскурсия*

Экскурсия

Рекомендована для родителей с детьми

Октябрь

1

2

3

«Невский

проспект»

«Экскурсия в

универмаг»

«Невский

проспект»

Познакомить с главной

магистралью нашего города, её историей, памятниками.

Дать сведения о назна-

чении универмага, на-

блюдение за работой продавцов.

Продолжить знакомство

с главной улицей города

ОП ДО

Г.Т.Алифанова

Программа

«Первые шаги»

Деятельность в группе

Экскурсия

Экскурсия рекомендована для родителей с

детьми

Ноябрь

1

2

3

«Дома в

нашем

городе»

Целевая

прогулка на

ближайший

проспект: наз-начение домов

«По Неве»

Рассказать детям, что

дома  отличаются друг от друга количеством этажей, украшением фасада.

Назначение домов: школы, магазины, поликлиника и т.д..

Познакомить ребёнка

с Невой, её набережны-

ми,  основными рукавами.

ОП ДО

Г.Т.Алифанова

Программа

«Первые шаги»

Деятельность в группе

Целевая

прогулка

Экскурсия

рекомендована для родителей с детьми

Декабрь

1

2

3

«Нева»

Целевая прогулка по

Участку детского сада: поможем птицам

зимовать.

«Высотные

дома»

Продолжить знакомство с главной рекой города.

Объяснить значение Невы для города.

Учить определять разницу между  домами, рассмотреть элементы дома.

(крыша, стены, окна ...)

ОП ДО

Г.Т.Алифанова

Программа

«Первые шаги»

Деятельность в группе

Целевая

прогулка

Экскурсия рекомендована для родите-

лей с детьми

Январь

1

2

3

«Подвиг нашего города в дни блокады»

Целевая

прогулка на

ближайшую улицу, проспект: мы переходим

улицу.

«Блокадный

город»

Познакомить  с подвигом нашего города в дни блокады, воспитание любви и гордости к нашему городу.

Познакомить ребёнка с

памятником, который

поставлен в память о героях Великой Оте-

чественной войны.

ОП ДО

Г.Т.Алифанова

Программа

«Первые шаги»

Деятельность в группе

Целевая

прогулка

Экскурсия рекомендована для родителей с детьми

Февраль

1

2

3

«Дворцовая

площадь»

Экскурсия в

музыкальный

зал

«Дворцовая

площадь»

Познакомить с главной

площадью города, её

памятниками, досто-примечательностями, архитектурными ансамблями.

Рассказ музыкального

руководителя о своей работе.

Продолжать знакомить с главной площадью.

ОП ДО

Г.Т.Алифанова

Программа

«Первые шаги»

Деятельность в группе

Экскурсия

Экскурсия рекомендована для родите-лей с детьми

Март

1

2

3.

«Петропавлов-

ская крепость»

Экскурсия в

кабинет заве-

дующей

«Петропавловская крепость»

Познакомить  с одной из первых построек нашего

города, с её достопри-мечательностями.

Знакомство с работой заведующего детского сада.

Продолжать знакомить

с архитектурном ансамблем.

ОП ДО

Г.Т.Алифанова

Программа

«Первые шаги»

Деятельность в группе

Экскурсия

Экскурсия рекомендована для родите-лей с детьми

Апрель

1

2

3

«Наш район»

Целевая

прогулка в парк: грачи прилетели.

«К памятникам»

(по выбору)

Познакомить с «ближ-

ним» городом, его составляющими.

Учить видеть красоту

весенней природы, её

пробуждение. Вестники весны- грачи.

Продолжать знакомить с достопримечатель-ностями города.

ОП ДО

Г.Т.Алифанова

Программа

«Первые шаги»

Деятельность в группе

Целевая

 прогулка

Экскурсия рекомендована для родите-лей с детьми

Май

1

2

3

«День рожде-

ния нашего

города»

Экскурсия в

поликлинику:

труд врача,

медсестры

«Праздник города»

Рассказать детям, что у

города тоже есть день

рождения!  Дать сведе-

ния о возрасте города.

Знакомство с работой врача,

медсестры.

Показать, как украшен

город, какие люди живут

 в Петербурге. Создать

радостное, праздничное

настроение.

ОП ДО

Г.Т.Алифанова

Программа

«Первые шаги»

Деятельность в группе

Экскурсия

Экскурсия рекомендована для родите-лей с детьми

* Все экскурсии проводятся виртуально

Требования к уровню  подготовки воспитанников

Воспитанник

    должен

         Базовая

       программа

        Национально -

        региональный

        компонент

    Компонент

         ДОУ

       Знать

  -Россия

многонациональная страна

- Москва главный

город России;

- Символы России

(герб, флаг, гимн);

- Президента России; 

 - Название города, района,

улицы, дома, где они живут;

-Своё имя, фамилию, возраст

свой адрес;

-Назначение домов;

-Название центральной

улицы своего района, название центральной улицы

Санкт- Петербурга, главной

реки;

-Символы Санкт-Петербурга;

-Домашний адрес;

-Знать  и называть

своих родственни-

ков;

-Название группы;

-Имя, Отчество

некоторых сотруд-

ников детского сада:

воспитателей, заве-

дующего, ст.воспи-тателя, мед.сестры,  

и т.д.

       Иметь

представление

-О достопримечатель-

ностях родного города;

-О структуре городско-

го пространства;

-О государственных

праздниках;

-О Российской армии,

о разных военных про-

фессиях;

-О защитниках нашей

страны в годы войны;

- Об истории создания нашего города;

- О многообразии культуры

Санкт -Петербурга;

- О людях прославивших свой город;

- О защитниках нашего

города в военные и блокадные годы;

- О замечательных людях нашего дет-

ского сада;

- О военных и ветеранах из числа

близких родствен-

ников детей и сотрудников детского сада;

        Уметь

- На карте показать

Россию, отдельные

города;

 -Создавать постройки;

- Составить рассказ;

- Ориентироваться в

городе;

- Определять на схемах месторасположения па-

мятников города;

- Создавать постройки;

- Составить рассказ;

- Ориентироваться

 в своём районе;

- Составлять схему

пути следования домой;

Старший дошкольный возраст

НОД проводится 1 раз в месяц во второй половине дня.

Совместная деятельность 1 раз в неделю во второй половине дня по подгруппам по 20-25 минут.

Предполагаемые результаты:

Дети 5-6 лет:

• свободно ориентироваться в названиях памятников архитектуры;

• узнавать на иллюстрациях и слайдах памятники архитектуры;

• знать основных архитекторов, которые участвовали в строительстве нашего города.

• знать фамилии людей , которые прославили наш город.

Формы подведения итогов и способы проверки знаний:
• обобщающие итоговые  мероприятия

• беседы

• выставки

Содержание программы

Дата

(месяц)

Тема занятия

Цель

Базовая программа

Нац. рег. компонент

Компонент ДОУ

Сентябрь

1

«Люди – дети неба и земли»

Расширить представления детей о потребностях человека.

ОП ДО

Г.Т.Алифанова

Программа

«Первые шаги»

Деятельность в группе

Целевая прогулка

экскурсия*

2

Прогулка по осеннему Петербургу

Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение увидеть красоту осенней природы

3

Экскурсия в г. Пушкин

Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение увидеть красоту осенней природы; знакомить садово-парковыми ансамблями Петербурга.

4

Телевизионная экскурсия по городу

Октябрь

1

«Здесь будет город заложен»

Дать сведения  об основании города, об основателе,  о причинах, о выборе места

ОП ДО

Г.Т.Алифанова

Программа

«Первые шаги»

Деятельность в группе

Целевая прогулка

экскурсия

2

«Почта»

Дать сведения  о назначении почты.

3

Целевая прогулка на почту

Познакомиться с отправкой писем

4

«Зоологический музей»

Познакомить ребенка с музеями в нашем городе, с фауной земли.

Ноябрь

1

«Символы города»

Продолжить знакомить детей с символами Санкт-Петербурга, с гербом, с флагом,  с гимном.

ОП ДО

Г.Т.Алифанова

Программа

«Первые шаги»

Деятельность в группе

Целевая прогулка

экскурсия

2

«Пожарные команды»

Продолжать учить детей соблюдать правила пожарной безопасности.

3

Экскурсия в булочную.

Наблюдение за работой продавца.

4

Телевизионная экскурсия по городу

Декабрь

1

«Все флаги в гости будут к вам».

Познакомить с географией, картой города;

Дать сведения о создание флота, об Андреевском флаге.

ОП ДО

Г.Т.Алифанова

Программа

«Первые шаги»

Деятельность в группе

Целевая прогулка

экскурсия

2

«Пулково» (0бсерватория)

Познакомить детей с понятием  «обсерватория»; для чего она нужна.

3

Убранство города к Новому году

Целевая прогулка

4

«Русский музей»

Познакомить детей с картинами русских художников (родная природа)

Январь

1.

«Железная дорога»

Познакомит детей с историей железной дороги

ОП ДО

Г.Т.Алифанова

Программа

«Первые шаги»

Деятельность в группе

Целевая прогулка

экскурсия

2.

Город зимой

Целевая прогулка

3.

«Никто не забыт, ничто не забыто»

Продолжить знакомить детей с подвигом Ленинграда в дни блокады

4.

Экскурсия «Музей блокадного детства»

Дать сведения  о том, как люди жили в блокадном Ленинграде

Февраль

1

«Мы горожане»

Расширить представления детей о профессиях, транспорте,

Некоторыми музеями, правилами поведения в них.

ОП ДО

Г.Т.Алифанова

Программа

«Первые шаги»

Деятельность в группе

Целевая прогулка

экскурсия

2

«Цирк»

Дать сведения  о том, что такое цирк, от куда пошло это название.

3

«Зоопарк зимой»

Дать сведения  о том, что такое зоопарк; как зимуют звери в зоопарке

4

Экскурсия в Ботанический сад

Наблюдение за растениями в Ботаническом саду.

История Ботанического сада

Деятельность в группе

Целевая прогулка

экскурсия

Март

1

«По Неве на корабле»

Познакомить с первыми постройками: домик Петра 1, Петропавловская крепость, Адмиралтейство, дворец Меньшикова,  Летний сад.  

ОП ДО

Г.Т.Алифанова

Программа

«Первые шаги»

Деятельность в группе

Целевая прогулка

экскурсия

2

«Рынки»

Познакомить детей с историей рынков

3

Стройка высотного дома

Наблюдение за машинами-помощниками строителей.

4

Пробуждение природы

Воспитывать чувство прекрасного: учить видеть красоту весенней природы, ее пробуждение

Апрель

1

«Мой город родной»

Продолжить знакомить детей с жизнью города, с центром, окраинами, с районами.

ООП ДО

Г.Т.Алифанова

Программа

«Первые шаги»

Деятельность в группе

Целевая прогулка

экскурсия

2

«Аэропорт»

Познакомить детей с историей аэропорта

3

Весенняя уборка города

Наблюдение за работой дворников.

Май

1

«Площадь Победы»

Познакомить детей с памятником, который поставлен в память о героях ВОВ; воспитывать чувство патриотизма.

ООП ДО

Г.Т.Алифанова

Программа

«Первые шаги»

Деятельность в группе

Целевая прогулка

экскурсия

2

Подарки ко Дню рождения города

Познакомить детей с подарками, которые были преподнесены к 300-летию Петербурга.

3

«День рождения»

Дать сведения об истории и  возрасте города.

* Все экскурсии проводятся виртуально 

Требования к уровню  подготовки детей

Воспитанник должен

Базовая программа

Национально-региональный компонент

Компонент ДОУ

Знать

Российская Федерация (Россия) – огромная многонациональная страна;

-Москва – главный город, столица нашей Родины;

-Символы России: флаг, герб, мелодия гимна;

-Государственные и народные праздники;

- Народные традиции и обычаи;

-Ф.И.О. своих бабушек и дедушек, их специальность;

-Называть части дома;

-Дома с далеким прошлым;

-Узнавать и различать городской дом и дом в деревне;

-Жизнь дома (рождается, живет, стареет, умирает)

-что такое улица, площадь, бульвар;

-Жизнь улицы: почта, парикмахерская, ателье, магазин.

-Домашний адрес

-знать и называть своих родственников

-Название группы.

Инициалы некоторых сотрудников детского сада: воспитателей , пом. воспитателя, заведующей, ст. воспитателя, врача, мед. Сестры,  плотника и т.д.

Иметь представления

- О достопримечательностях, культуре, традициях родного края;

-О структуре городского пространства;

-О Российской армии, о разных военных профессиях;

О защитниках нашей страны в годы войны.

- О истории своего района;

-О глобусе, карте;

-О других городах России;

-О флаге России, гербе Санкт-Петербурга, гимне города;

- О том, что связано с основанием Санкт-Петербурга: Петр 1 (Великий), расположение города, первоначальные застройки, первая площадь – Троицкая, Летний сад – первый сад, Марсово поле;

- О скульпторах, архитекторах, знаменитых людях Санкт-Петербурга, о святых

- О замечательных людях нашего детского сада;

-О военных и ветеранах из числа близких родственников детей и сотрудников детского сада.

Уметь

-На контурной карте показать Россию: моря, озера, реки, горы, леса, отдельные города;

-Составлять схемы»

-Создавать постройки;

-Составить рассказ;

-Провести элементарную экскурсию

-Ориентироваться в городе;

-Определять на схемах месторасположения памятников города;

-Создавать постройки памятников зодчества;

-Составлять рассказ о достопримечательностях.

-Ориентироваться в своем районе;

-Составлять схему пути следования домой;

- Провести для малышей экскурсию по детскому саду.

Подготовительный к школе возраст

НОД проводится 1 раз в месяц во второй половине дня.

Совместная деятельность 1 раз в неделю во второй половине дня по подгруппам по 20-25 минут.

Предполагаемые результаты:

Дети 6-7 лет:

• свободно ориентироваться в названиях памятников архитектуры;

• узнавать на иллюстрациях и слайдах памятники архитектуры;

• знать основных архитекторов, которые участвовали в строительстве нашего города.

• знать фамилии людей, которые прославили наш город.

• знать названия элементов архитектуры.

• находить сходства и различия в памятниках архитектуры

Формы подведения итогов и способы проверки знаний
• обобщающие итоговые  мероприятия

• беседы

• выставки

Содержание программы

Дата

(месяц)

Тема

Цель

Базовая программа

Нац. рег. компонент

Компонент ДОУ

Сентябрь

1

«Наш дом – Земля – Вселенная».

Расширить представления детей о потребностях человека.

ОП ДО

Г.Т.Алифанова

Программа

«Первые шаги»

Деятельность в группе

Целевая прогулка

экскурсия*

2

«Визитная карточка Санкт –Петербурга».

Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение увидеть красоту осенней природы

3

Экскурсия в г.Пушкин

Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение увидеть красоту осенней природы; знакомить с  садово-парковыми ансамблями Петербурга.

4

Праздник (досуг). «День рождения нашего города»

Октябрь

1

«Наш дом – Россия».

ОП ДО

Г.Т.Алифанова

Программа

«Первые шаги»

Деятельность в группе

Целевая прогулка

экскурсия

2

«Полёт над городом»

Дать сведения  об основание города , об основателе,  о причинах, о выборе места

3

КВН

Расширить представления детей о нашем городе.

4

«Зоологический музей»

Познакомить ребенка с музеями в нашем городе, с фауной земли.

Ноябрь

1

«Великие люди нашего города».

Продолжить знакомить детей с великими людьми Санкт -Петербурга

ОП ДО

Г.Т.Алифанова

Программа

«Первые шаги»

Деятельность в группе

Целевая прогулка

экскурсия

2

«Город на островах».

Продолжать знакомить детей с историей города.

3

Экскурсия. «Музей хлеба».

4

«Архитектурный комплекс – Дворцовая площадь».

Воспитывать у детей чувство прекрасного.

Декабрь

1

«Храмы Санкт – Петербурга».

Познакомить детей с главными святынями нашего города.

ОП ДО

Г.Т.Алифанова

Программа

«Первые шаги»

Деятельность в группе

Целевая прогулка

экскурсия

2

«Великие люди нашего города» А.С. Пушкин.

Познакомить детей с творчеством А.С. Пушкина.

3

Убранство города к Новому году

Целевая прогулка

4

«Русский музей»

Познакомить детей с картинами русских художников (родная природа)

Январь

1.

«900 дней (имя твоё бессмертно…)»

Познакомит детей с историей железной дороги

ОП ДО

Г.Т.Алифанова

Программа

«Первые шаги»

Деятельность в группе

Целевая прогулка

экскурсия

2.

Город зимой

Целевая прогулка

3.

«Никто не забыт, ничто не забыто»

Продолжить знакомить детей с подвигом Ленинграда в дни блокады

4.

Экскурсия «Музей блокадного детства»

Дать сведения  о том, как люди жили в блокадном Ленинграде

Февраль

1

«Богатство Санкт – Петербурга – Эрмитаж».

Познакомить детей с картинами разных художников  

ОП ДО

Г.Т.Алифанова

Программа

«Первые шаги»

Деятельность в группе

Целевая прогулка

экскурсия

2

«Театральная площадь» (Н.А.Римский – Корсаков).

Дать сведения  о том, что такое театр.

3

Музыкально-литературная композиция «Очей очарование» памяти А.С.Пушкина

Воспитывать у детей чувство прекрасного.

4

Экскурсия в «Музей воды».

Воспитывать бережное отношение к воде.

Март

1

Праздник 8 Марта

Воспитывать любовь к своим близким.

ОП ДО

Г.Т.Алифанова

Программа

«Первые шаги»

Деятельность в группе

Целевая прогулка

экскурсия

2

«Самый большой собор – Исаакиевский».

Познакомить детей с историей собора.

3

«Самый большой остров – Васильевский».

Воспитывать чувство прекрасного: познакомить с историей острова

4

Экскурсия в Ботанический сад

Наблюдение за растениями в Ботаническом саду. История Ботанического сада

Апрель

1

«Потешное поле».

Продолжить знакомить детей с жизнью города.

ОП ДО

Г.Т.Алифанова

Программа

«Первые шаги»

Деятельность в группе

Целевая прогулка

экскурсия

2

«Петропавловская крепость».

Познакомить детей с историей Петропавловской крепости.

3

КВН

Расширить представления детей о нашем городе.

4

Экскурсия в музей воинской славы.

Познакомить детей с историей российского флота.

Май

1

Экскурсия в Петропавловскую крепость.

Дать сведения о возрасте города, о первом его здании.

ОП ДО

Г.Т.Алифанова

Программа

«Первые шаги»

Деятельность в группе

Целевая прогулка

экскурсия

2

Праздник. День Победы.

Слава героическому подвигу.

3

Экскурсия обзорная по городу.

Воспитывать у детей любовь к родному городу

4

«Блистательный Санкт – Петербург».

Воспитывать у детей любовь к родному городу

* Все экскурсии проводятся виртуально

Требования к уровню подготовки воспитанников

Воспитанник должен

Базовая программа

Национально-региональный компонент

Компонент ДОУ

Знать

Российская Федерация (Россия) – огромная многонациональная страна;

-Москва – главный город, столица нашей Родины;

-Символы России: флаг, герб, мелодия гимна;

-Государственные и народные праздники;

- Народные традиции и обычаи;

-Ф.И.О. своих бабушек и дедушек, их специальность;

-Называть части дома;

-Дома с далеким прошлым;

-Узнавать и различать городской дом и дом в деревне;

-Жизнь дома (рождается, живет, стареет, умирает)

-что такое улица, площадь, бульвар;

-Жизнь улицы: почта, парикмахерская, ателье, магазин.

-Домашний адрес

-знать и называть своих родственников

-Название группы.

Инициалы некоторых сотрудников детского сада: воспитателей , пом. воспитателя, заведующей, ст. воспитателя, врача, мед. сестры,  рабочего по ремонту и т.д.

Иметь представления

- О достопримечательностях, культуре, традициях родного края;

-О структуре городского пространства;

-О Российской армии, о разных военных профессиях;

О защитниках нашей страны в годы войны.

-О истории своего района;

-О глобусе, карте;

-О других городах России;

-О флаге России, гербе Санкт-Петербурга, гимне города;

- О том, что связано с основанием Санкт-Петербурга: Петр 1 (Великий), расположение города, первоначальные застройки, первая площадь – Троицкая, Летний сад – первый сад, Марсово поле;

- О скульпторах, архитекторах, знаменитых людях Санкт-Петербурга, о святых

- О замечательных людях нашего детского сада;

-О военных и ветеранах из числа близких родственников детей и сотрудников детского сада.

Уметь

-На контурной карте показать Россию: моря, озера, реки, горы, леса, отдельные города;

-Составлять схемы»

-Создавать постройки;

-Составить рассказ;

-Провести элементарную экскурсию

-Ориентироваться в городе;

-Определять на схемах месторасположения памятников города;

-Создавать постройки памятников зодчества;

-Составлять рассказ о достопримечательностях.

-Ориентироваться в своем районе;

-Составлять схему пути следования домой;

- Провести для малышей экскурсию по детскому саду.

Перечень основных средств  обучения

1.  Беседы

2.  Целевые прогулки

3.  Экскурсии

4.  Тематические занятия

5.   Встречи со знаменитыми людьми

6.   Чтение

7.   Изобразительная деятельность

8.   Игры

9.  Телевизионные фильмы

  1.   Слайды, диафильмы
  2.   ЭОР

Список    литературы

1.  Г.Т.Алифанова         -  «Петербурговедение для малышей от 3 до 7»

2.  В. Степанов              -  Учебник для малышей «Моя Родина – Россия»

3. Сергей Скаченков     -  «Город мой над Невой»

4. Майя Борисова          -  «У красавицы Невы»

5. Н. А. Яковлева          -  «Наш город Санкт – Петербург»

6. Ю. Каштанов             -  «Эпоха Петра»

7.  Е.К.Ривина                -  «Герб и Флаг России»

8.  Л.Н.Белотелова         -  «Мой район Московский»

9.  Г.В. Калашников      -  «Гербы и символы Санкт-Петербург и

                                              Ленинградская область»

10.  Л.К. Ермолаева «Чудесный город»

11.  В.Фролов,  О.Яковлев «Как родился Петербург»

12.  Л.Шиф  «Путешествия по Петербургу с Аликом и Гусариком»

13.  Музей России. «Военно – исторический музей, Санкт – Петербург»

14. В.Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо»

15. Г.Х.Андерсен «Снежная королева»

16.Р/н сказка «Теремок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ по программе «от рождения до школы»

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫПО 4 ЛИНИЯМ РАЗВИТИЯ...

Методическая разработка Тема: «Содержание работы по петербурговедению с детьми подготовительной к школе группы».

Основные цели:1. Формирование мировоззрения через постижение истории мировой культуры.2. Понимание. Что история Санкт-Петербурга важна для новых поколений петербуржцев. Город стал ярчайшим символом ру...

Содержание работы по программе «Игровая деятельность по развитию речи» по возрастам

Воспитание правильной и чистой речи у ребенка - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка разговорной речи.Чем разнообразнее и богаче речь ребенка, тем ему легче высказывать свои...

Делимся опытом инновационной деятельности по апробации нового содержания и новых технологий работы с детьми раннего дошкольного возраста по реализации комплексной образовательной программы «Теремок».

         Апробация методического пособия Экологическое воспитание детей, третий год жизни автор С.Н.Николаева.В методическом пособии представлена система образовательно...

Методическая разработка по Петербурговедению " Путешествие по Санкт-Петербургу" для работы с детьми старшего дошкольного возраста

Мы живем в удивительном городе.И задача педагога познакомить детей с историей Санкт-Петербурга,научить ценить красоту нашего города, гордиться им и любить. Цель разработки - воспитание юных петер...