Проект «Символы города на Неве»
методическая разработка (подготовительная группа)

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.simvoly_goroda_na_neve.docx47.49 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Символы города на Неве» для детей подготовительной группы.

Технологическая карта проекта.

Творческое название проекта: «Символы города на Неве»

Участники проекта: воспитатели Мишина Е.А., Коновалова Е.А., дети и родители группы.

Продолжительность: краткосрочный

Актуальность:

Мы с вами живем в одном из красивейших городов мира, богатом своей культурой и историей, - Санкт-Петербурге. Нашим детям посчастливилось родиться и жить в этом городе. Какими же они будут? Прежде всего им нужно знать и любить свой город, с малых лет чувствовать себя настоящими петербуржцами: быть воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям. Ведь жители Петербурга всегда отличались высоким уровнем культуры, и современным маленьким петербуржцам нужно стать их достойными преемниками. И мы, педагоги, должны им в этом помогать.

Дошкольное детство – время становления личности. Именно в этот период закладываются интерес, уважение и любовь к своей стране, к своему к своему городу. Чувство патриотизма, любовь к Родине не возникают сами по себе, они формируются постепенно с самого раннего возраста. Понимание Родины у дошкольников связано с конкретными представлениями о том, что близко и дорого, - родственниками, домом, городами, родными местами. Поэтому и надо знакомить детей с их малой родиной – городом Санкт-Петербургом – в дошкольном возрасте. Раннее знакомство с малой родиной развивает ребенка в личном плане, он начинает осознавать себя жителем великого города. Эти знания, а значит, и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранять и приумножать наследие, полученное от предыдущих поколений.

Цели и задачи для детей (опосредованно):

Цель: воспитывать у детей интерес к истории и культуре родного города, формировать такие нравственные черты личности, как гордость за свой         город, любовь к великим согражданам, уважение к труду создателей Санкт-Петербурга. Через знакомство детей с произведениями литературы, архитектуры, театрального, изобразительного декоративно-прикладного искусства, посвященных Санкт-Петербургу, развивать их творческие способности и навыки познавательной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

1.Расширять знания детей об окружающем их городе, о неразрывной связи человека с окружающей действительностью, о возможных последствиях нарушения этой взаимосвязи.

2. Познакомить детей с уникальными особенностями Санкт-Петербурга, наиболее известными достопримечательностями (символами города на Неве).

3. Учить детей описывать объекты, свои впечатления, давать оценку действиям и событиям.

4.Закреплять знания детей о символах города на Неве: Медный всадник, кораблик на шпиле Адмиралтейства, силуэт Петропавловской крепости, Ростральные колонны, Аничков мост,  «Дом с шаром», решетка Летнего сада, статуи грифонов, сфинксов, львов, разведенные мосты.

Развивающие:

1.Развивать коммуникативную функцию речи

Воспитательные:

1.Воспитывать у детей эмоциональное отношение к Санкт-Петербургу, чувства сопереживания, сострадания, ответственности, формировать интерес к общественной жизни города.

2.Приобщать детей к общественной и культурной жизни города, воспитывать культуру поведения на улице, в общественных местах, на экскурсиях, выставках, в театрах.

3. Воспитывать у детей любовь к своему городу, пробуждать чувства ответственности и гордости за то, что они – петербуржцы.

Практическая значимость:

1.Повышение качества образовательного процесса с детьми через организацию совместной деятельности родителей, детей, педагогов.

2.Укрепление связи педагогов и родителей в вопросах воспитания и обучения дошкольников.

3.Опыт внедрения нашего проекта может быть интересен педагогам разных групп дошкольных образовательных учреждений, решающих проблемы других направлений воспитательно-образовательной деятельности.

Перспективное планирование «Символы города на Неве»

Тема

Задачи

Совместная деятельность

РППС

Работа с родителями

«Рождение города Санкт-Петербурга.

Петропавловская крепость»

Познакомить детей с уникальными особенностями Санкт-Петербурга, наиболее известными достопримечательностями (символами города на Неве).

Закреплять знания детей о символах города: силуэт Петропавловской крепости

Беседы: «Закладка первого камня», «Название города Санкт-Петербург в честь святого Петра», «Петербург построен по приказу Петра I», «Защита города от нападения шведов», «Ботный домик», «Монетный двор», «Петропавловская крепость – музей (экспозиции и выставки истории Петербурга)», «Конкурсы ледяной и песчаной скульптуры» стр.252, 272 Т.Ю. Толкачева «Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга»

Рассказ о работе архитектора, о трудностях строительства Петропавловской крепости; как начинал строится Санкт-Петербург; На каком острове построена Петропавловская крепость.

Свободное общение: «Расскажи о Петропавловской крепости», «Кто такой царь Петр 1?»

Рассматривание изображений Петропавловской крепости, Петропавловского собора.

Рассматривание ангела с крестом на шпиле Петропавловского собора.

Конструирование из крупных деталей набора «Строитель»: стены крепости (куртины), бастионы, здание собора, купола, шпиль – схематично; Петропавловская крепость (использовать различные строительные материалы и мелкие игрушки для изображения набережной, зданий вдоль Невы).

Дидактические игры: «Сосчитай, сколько бастионов у Петропавловской крепости», «Узнай по силуэту», «Собери из частей», «Машина времени»

Художественное творчество: рисование «Петропавловский собор», рельефная лепка «Крепость»

ЧХЛ:

Н.А. Гурьева «Детям о Санкт-Петербурге» стр.14, Е.Ефимовский «Основание города» стр.195, С. Скаченков «Петропавловская крепость» стр.200, «Заячий остров» Е,Ефимовский стр.210 Т.Ю. Толкачева «Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга»

Музыка: слушание: фонограмма звуков города: выстрел пушки, звон колоколов, плеск воды.

Подвижная игра «По болоту Петр шел» стр.148 Т.Ю. Толкачева «Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга»

Размещение в книжном уголке: портреты Петра1, архитектора Доменико Трезени, иллюстраций:  «Петропавловская крепость», «Монетный двор», «Ботный домик»

«Маршрут выходного дня» - посещение Петропавловской крепости»

«Построили в крепости первый собор, по высоте – первый он до сих пор!»

Познакомить детей с уникальными особенностями Санкт-Петербурга, наиболее известными достопримечательностями (символами города на Неве).

Закреплять знания детей о символах города: шпиль колокольни Петропавловского собора

Беседы: «Что такое храм?», «Зачем люди ходят в храм?», «Что такое колокольня?», «Традиции крепости (выстрел пушки в 12 часов дня, народные гулянья, праздничные фейерверки)»

Свободное общение: «Слышали ли вы колокольный звон или мелодию курантов? Какое впечатление они на вас произвели?»

Обсуждение особенностей архитектуры Петропавловского собора (самое высокое здание в городе, колокольню украшают поющие часы, на шпиле – ангел – хранитель нашего города).

Рассматривание изображений Петропавловского собора (иконостас, усыпальница), Петровских ворот.

Рассказ педагога «Петропавловский собор» (главный храм Петербурга, сюда собирались на молебен верующие люди, службы проводили главные священнослужители; это место захоронения усопших царей, Петр Великий первым из царей похоронен в этом соборе).

ЧХЛ: Н.А. Гурьева «Детям о Санкт-Петербурге» стр. 20; И.Антипенко «Исторические приключения веселых человечков», Е.Ефимовский «Раздумал, видно, ангел улетать…», «Основание города», С.Андреевский «У Петропавловской крепости» стр.72 Т.Ю. Толкачева «Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга»

Тематический словарь: шпиль, куранты, звон, колокольня, ярусы, флюгер, иконостас, усыпальница, имя архитектора – Доменико Трезени.

Размещение в книжном уголке: иллюстрации Петропавловского собора

Прогулки с родителями по территории Петропавловской крепости, посещение Петропавловского собора.

Наблюдение: ангел с крестом на шпиле Петропавловского собора (определить направление ветра по движению флюгера)

Рассмотреть колокольню со стороны фасад: на что похожа? (На пирамиду.) Сколько имеет ярусов? Чем украшены ярусы? (Завитками.)

«Адмиралтейство»

Познакомить детей с уникальными особенностями Санкт-Петербурга, наиболее известными достопримечательностями (символами города на Неве).

Закреплять знания детей о символах города: кораблик на шпиле Адмиралтейства.

Беседы: «Символы города.  Адмиралтейство», «Башня и шпиль Адмиралтейства с золотым корабликом наверху - один из символов города на Неве» стр.251, 272 Т.Ю. Толкачева «Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга»

ЧХЛ: Н.А. Гурьева «Детям о Санкт-Петербурге» стр. 31; М.Борисова «Золотой кораблик», «Кораблик Адмиралтейства» стр.199 Т.Ю. Толкачева «Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга»

Задание для родителей с детьми: найти символы города на зданиях нашего города.

«Дом с шаром»

Познакомить детей с уникальными особенностями Санкт-Петербурга, наиболее известными достопримечательностями (символами города на Неве).

Закреплять знания детей о символах города: «Дом с шаром»

Беседы: «Дом с шаром», «Дом книги – один из лучших книжных магазинов России», «Дом Зингера», «Большой стеклянный глобус – еще один символ города на Неве»

ЧХЛ: Н.А. Гурьева «Детям о Санкт-Петербурге» стр. 65; «Сказочный путеводитель по мифологическому Петербургу»  стр.80

Размещение в книжном уголке: фотографии Дома с шаром.

Маршрут выходного дня:

Экскурсия

«Разведенные мосты –  символ нашего города»

Познакомить детей с уникальными особенностями Санкт-Петербурга, наиболее известными достопримечательностями (символами города на Неве).

Закреплять знания детей о символах города: разведенные мосты. Познакомить  с историей строительства мостов города СПб, подвести к понимаю того, что мосты необходимы нашему городу.

Уточнить представление о разных видах мостов, разводке мостов летом, назначении реки как транспорта.

Формировать у детей представление о необходимости разводки мостов через Неву, познакомить с архитектурным оформлением мостов.

Беседы: «Дворцовый мост», «Мосты» стр.254 Т.Ю. Толкачева «Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга» «Реки и каналы нашего города», «Мосты над водой СПб», «Город на остовах. Мосты, каналы и судоходство»,  Беседа о празднике «Алые паруса», его назначении. Рассматривание иллюстраций корабля с алыми парусами; «Аничков мост – одни из символов города на Неве».

Рассказ педагога: история создания мостов; почему в Санкт-Петербурге так много мостов; какую роль играют мосты в жизни города и горожан; из какого материала изготовлены мосты, зачем летом разводят мосты.

Свободное общение (из личного опыта детей): «Какой мост больше всего нравится?», «Почему Санкт-Петербург называют «столицей мостов»?», «Как украшены мосты?», «Почему на Неве очень часто дуют сильные ветры?», «Как может повлиять холодный ветер на здоровье человека?», «Как одеваться для прогулок по набережным Невы, по мостам»

Рассматривание фотографий с видами мостов (разводные, висячие, арочные, «горбатые»). Выделение деталей мостов: решетка, перила, фонари.

Знакомство со строительными профессиями:

-современные профессии: мостостроитель (строят мосты, устанавливают решетки, фонари, ограждения, укладывают асфальтные дорожки); диспетчер (следит за техническим состоянием мостов с помощью видеонаблюдения и компьютера); инженер-конструктор( разрабатывает проекты мостов различных конструкций);

-профессии старых времен: кузнец-ковальчик (ковал в кузнице из металла узорные решетки).

Рассматривание иллюстраций водоемов СПб, беседа- рассуждение о названиях рек и каналов.

Рассказ педагога «Безопасное поведение на мостах» ( Закрепление правил поведения при переходе моста: Переходить мост по дорожке для пешеходов. Не вставать ногами на решетку ограды. Не перевешиваться через ограду. Не выбегать на проезжую часть моста. Не бросать в воду мусор. Не играть на тротуарных дорожках.)

Рассказ о необходимости разводки мостов через Неву, познакомить с архитектурным оформлением мостов.

«Мосты Петербурга» стр.206 Т.Ю. Толкачева «Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга».

Дидактические игры: «Собери мост» (из разрезных картинок», «Узнай мост по решетке»

ЧХЛ: Н.А. Гурьева «Детям о реках и мостах Санкт-Петербурга», А.С.Власов, Г.Н. Элькин «Детям о невском крае»; С. Калашников «Банковский мост». Заучивание считалки С.Сивцовой «Как на Банковском мосту»;  В.Блейков «Чугунное кружево» стр.226 Т.Ю. Толкачева «Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга», И.Батый «Мосты Петербурга», В.Кузнецов «Мосты».

Подвижные игры «Волны и ветер», «Разводные мосты» (дети пробегают под открытым заграждением и стоят перед закрытым заграждением)

Художественное творчество: разведенные мосты, чугунные решетки, вид на ночную Неву, Рисование водоемов СПб, «Дворцовый мост», «Чугунное кружево мостов»

Музыка

Слушание аудиозаписи «Звуки на воде» (шум волн, гудок теплохода, крики чаек, вой ветра)

Слушание песни «Ленинградские мосты» (муз. М.Табачников, сл.Л. Давидовича).

Размещение в книжном уголке: иллюстрации «Дворцовый мост», «Мосты над водой СПб»

Маршрут выходного дня: экскурсия по рекам и каналам СПб (детей с родителями)

«Стрелка Васильевского острова»

Познакомить детей с уникальными особенностями Санкт-Петербурга, наиболее известными достопримечательностями (символами города на Неве).

Закреплять знания детей о символах города: Ростральные колонны.

Уточнить представления о самом крупном острове Петербурга.

Расширить представление о Стрелке Васильевского острова.

Беседы: «Символы города на Неве - Ростральные колонны», Величественное здание Биржи», «Скульптуры у подножия колонн» стр.273 Т.Ю. Толкачева «Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга»

Беседа о Васильевском острове, о происхождении его названия, о достопримечательностях острова, его истории.

Свободное общение: «Значение скульптурной группы «Нептун с двумя реками»

Рассматривание иллюстраций, слайдов здание Биржи, Кунсткамеры, Меншиковского дворца, Академии Художеств, Ростральные колонны и т.д.

ЧХЛ: Н.А. Гурьева «Детям о Санкт-Петербурге» стр.47, В.Суслов «Остров Васильевский мой»

Тематический словарь: ростры – носы кораблей, гранитные шары, львиные маски, скульптурная группа «Нептун с двумя реками»

Размещение в книжном уголке: портрета французского архитектора Тома де Томона, мастер Самсона Суханова, иллюстраций с изображений: здание Биржи, Ростральные колонны.

Макет Васильевского острова

«Сказочные жители» города

Познакомить детей с уникальными особенностями Санкт-Петербурга, наиболее известными достопримечательностями (символами города на Неве).

Закреплять знания детей о символах города: статуи грифонов, сфинксов, львов.

Расширить представление о сказочных животных в СПб,

Воспитывать интерес к культуре других стран (откуда появились скульптуры в Петербурге), Уточнить понятие «скульптура».

Беседы: «Каких животных больше всего в городе?»,  «Как в городе появились эти животные?»,  «В каких местах Петербурга они живут?», «Почему в городе так много львов?», «Сказочные жители  города» стр.274 Т.Ю. Толкачева «Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга», «Гости из Египта - Сфинксы», «Сфинксы на Египетском мосту», «Сфинксы с Университетской набережной», «Сфинксы Михаила Шемякина», «Фонтан «Четыре сфинкса» Тома де Томона» 

«Грифоны, сфинксы, львы – это символы Санкт-Петербурга» стр.255 Т.Ю. Толкачева «Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга» 

Обсуждение выражения «Львы охраняют Петербург»

Рассматривание изображений Банковского моста с грифонами, набережной Невы, украшенной сфинксами и статуями львов.

Рассматривание: львы, сидящие на набережной Невы, катающие шары, сторожащие дворцы и особняки, поддерживающие мосты. Отметить, что выражают их позы.

Рассказ педагога мифических существах и животных, которые украшают фасады домов, мосты и набережные Невы.

Дидактические  игры «Найди половинки», «Определи по детали мифическое животное», «Львы какие?» (Каменные и бронзовые, огромные и небольшие, грозные и добрые.)

Игры: «Изобрази льва» (сидящего, лежащего, охраняющего, катающего шар), «Определи настроение льва» (суровое, грозное, сторожевое, добродушное)

Рассказ-мечта «Сказочное животное, которое украсит мою улицу»

Сочинение сказки «Как грифоны на мосту здороваются с прохожими»

Художественное творчество:

ЧХЛ: С.Кадашников «Банковский мост»; Ю.А.Скоробогатова «Сказочный путеводитель по мифологическому Петербургу», М. Борисова «Гранитный лев ребятам рад...», А. Соколов «Сфинксы» стр.211, В. Нарбут «Кони на Аничковом мосту»;  М. Борисова «Лежит гранитный добрый лев…» стр.212, «Как много царственных зверей...» стр.211 Т.Ю. Толкачева «Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга»;

Чтение и обсуждение книги В. Нерестова «Львы стерегут город»  («Кого из героев книги вы видели в городе? Опишите их».)

Чтение книг, которые имеют связь с Санкт-Петербургом, их сказочные герои разгуливали по улицам нашего города. (К.Чуковский «Мойдодыр»: куда убегал неряха от мочалки?; С.Маршак «Вот какой рассеянный»: с какого вокзала пытался уехать герой? Какие станции проезжал?; К.Чуковский «Крокодил»: по каким улицам нашего города ходил крокодил?

Подвижная игра «Каменный лев» стр.274 Т.Ю. Толкачева «Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга»

Размещение в книжном уголке: фотографии с изображением Сфинксы на Египетском мосту», «Сфинксы с Университетской набережной», «Сфинксы Михаила Шемякина», «Фонтан «Четыре сфинкса» Тома де Томона», «Гости из Египта - Сфинксы»

Экскурсии по городу: «Львы стерегут город», «Сказочный город Санкт-Петербург», «Мифические существа». Прогулки по набережной Невы: рассмотреть узоры решеток. Какие животные и сказочные существа «поселились» в узорах решеток? (Морские коньки, русалки, тритоны.)

«Вот памятник Петру и царскому коню…»

Познакомить детей с уникальными особенностями Санкт-Петербурга, наиболее известными достопримечательностями (символами города на Неве).

Закреплять знания детей о символах города: Медный всадник

Беседы: «Кто и кому соорудил памятник «Медный всадник»», «Гром - камень», «Почему памятник Петру 1 называется «Медный всадник»», «Гранитная скала – постамент памятника» стр.251, 275 Т.Ю. Толкачева «Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга»

Рассказ-фантазирование «Если бы вы были скульпторами, какой памятник Петру 1 вы бы создали?»

Рассказ «Бережное отношение к памятникам культуры Санкт-Петербурга»; «Тяжелый труд людей при создании памятника Петру 1»; «Люди каких профессий в настоящее время следят за хорошим состоянием памятника»; «Создание памятника «Медный всадник (посвящен основателю нашего города Петру 1, установлен на гранитной скале, является символом нашего города)

Свободное общение: «Что такое вандализм», «Почему надо охранять памятники», «Влияние атмосферных осадков на состояние памятника»

Словесные игры: «Памятник Петру 1… какой?», «Царь Петр 1… какой?», «Расскажи о свойствах металла»

ЧХЛ: Н.А. Гурьева «Детям о Санкт-Петербурге» стр.81, отрывок из поэмы А.Пушкина «Медный всадник» стр.204, стихотворение П.Кускова, «Люблю я памятник Великому Петру» стр.205, «Отрывок из поэмы «Санкт-Петербург» стр.205, стихотворение М.Борисова «Вот памятник царю Петру…» стр.206  Т.Ю. Толкачева «Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга», В.Суслова «Двести лет он скачет над водой», стихотворение Е.Ефимовского о камне, на котором стоит «Медный всадник».

Художественное творчество: рисование «Медный всадник», лепка коня в движении с использованием стека для примазывания, вытягивания пластилина.

Ручной труд: оригами «Лошадки»

Музыка: Просмотр отрывка из балета «Медный всадник» Р.Глиэра в постановке Р. Морицевича

Подвижные игры: «Мы -  быстрые скакуны», «Кто быстрее проскачет по дорожке?»;

«Мчатся кони» стр.171 ,«Всадники» стр.145 Т.Ю. Толкачева «Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга»

Размещение в книжном уголке: фотографии с изображением Медного всадника, портрета архитектора Э.-М.Фальконе.

Составление

памятки «Как вести себя при посещении музеев и памятников культуры»

«Дворцовая площадь: триумф и парад, дух мощи российской и царский наряд»

Продолжать воспитывать любовь к городу, его истории. Дать представление о Дворцовой площади (главная площадь города, особенности ее расположения, строения, величины, украшения, истории и назначения.)

На примере Дворцовой площади рассказать детям о понятии «Архитектурный ансамбль», показать, как на протяжении многих веков создавалась это красивейшее место СПб.

Беседы: «Что такое ансамбль?», «Почему достопримечательности на Дворцовой площади называют ансамблем?», «Архитектурный ансамбль - Дворцовая площадь»;   «Арка Главного штаба», «Александровская колонна», «Традиции Дворцовой площади» (праздничные гулянья, концерты, праздник выпускников «Алые паруса»)

Рассказ педагога: местонахождение Дворцовой площади, история названия.

Рассказ о профессиях: архитекторы и строители Дворцовой площади (знакомство с трудом архитектора, рассказ о трудностях, которые возникли во время создания памятников).

Рассматривание фотографий, гравюр: произведения К.Росси, Ф.-Б. Растрелли, О. Монферрана.

ЧХЛ: Н.А. Гурьева «Детям о Санкт-Петербурге» стр.  104.Е. Ефимовский «Путешествие в Санкт-Петербурге», Н.Браун «Арка Главного Штвба», В.Брюсов «Александрийский столп» стр.202 Т.Ю. Толкачева «Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга»

СРИ «Петербургские туристы» стр.33 Т.Ю. Толкачева «Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга»

Художественное творчество: рисование «Александрийский столп», «Главная площадь моего города»;

Подвижные игры: «Полет над Дворцовой площадью»

Тематический словарь:  колонна, дворец, штаб, столп, подвиг, слава, торжество, величие, пилястры, парад, статуи, декоративные украшения, указ.

Выставка иллюстраций и книг о Дворцовой площади для рассматривания: Арка Главного Штаба, Александровская колонна (Александрийский столп)

Наблюдение за парящим над площадью ангелом на Александровской колонне. Пройтись под аркой Главного штаба, полюбоваться украшением арки, колесницей с крылатой богиней Никой с лавровым венком в руках.

«К тебе, в твои аллеи, Летний сад»

Познакомить детей с уникальными особенностями Санкт-Петербурга, наиболее известными достопримечательностями (символами города на Неве).

Расширять представления об архитектурных памятниках Санкт-Петербурга (Летний сад).  Воспитывать маленьких петербуржцев на лучших традициях петербуржской культуры. Закреплять знания детей о символах города:

решетка Летнего сада

Беседы: ««К тебе, в твои аллеи, Летний сад» стр.253 Т.Ю. Толкачева «Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга»,

 «История создания Летнего сада при Петре 1», «Утраченные объекты Летнего сада», «Царский огород», «Решетка Летнего сада - символ Санкт-Петербурга», «Невская ограда Летнего сада со стороны реки Мойки» ( решетка Летнего сада сделана из щитов, в середине которых изображено лицо горгоны Медузы с волосами из спутанных в клубок змей), «Решётка Летнего сада со стороны реки Невы: "одно из чудес мира" в Петербурге» (Гранитные столбы с вазами соединяет красивейшая чугунная решетка),  Рассматривание решетки: выделить элементы в узоре, созвучные растительному миру.

Рассказ педагога о работе экскурсовода, билитера, капитана.

Беседа-рассуждение «Помогают ли сады и парки укреплять здоровье петербуржцев?» (Очищают воздух в городе; тень от деревьев спасает от летней жары; прогулки по парку успокаивают нервную систему,  в петровские времена в саду выращивали овощи, огородную зелень, лекарственные растения; убранство парка радует людей своей красотой.)

«Есть ли болезни у парков и садов?» (Болезни деревьев и кустарников; загрязнение прудов, канавок, повреждение архитектурных памятников, ограждений, решеток.)

Свободное общение: «Как называется место в  городе, где растет много деревьев, кустов и цветов?», «Поведение отдыхающих во время посещения Летнего сада».

Рассказ педагога: история возникновения сада, роль Петра1, значение Летнего сада для горожан, украшения Летнего сада, статуи, породы деревьев; рассказ о работе кузнецов – мастеров, создающих решетку Летнего сада.

Рассматривание фотоматериалов: центральная аллея Летнего сада, фрагменты чугунной решетки, четыре статуи из скульптурной серии «Круговорот суток» («Аврора», «Полдень», «Закат», «Мудрая ночь»), памятник И.А. Крылову (автор – П.Клодт).

Дидактическая игра: «Определи породу дерева», «Решетка какая?» (Легкая, прозрачная, праздничная, изящная)

Знакомство с памятником И.А. Крылову: рассмотреть героев басен, сопоставить повадки животных с позой скульптуры.

Конструирование: «Домик Петра 1»

Ручной труд: изготовление масок животных по басням И.А. Крылова из картона.

Сюжетно-ролевая игра «Здесь будет сад заложен» (планирование Летнего сада на листах бумаги с последующей постройкой из крупного конструктора Кофейного домика).

Художественное творчество: рисование «Весна в Летнем саду» (стволы деревьев, зеленые кроны на переднем и заднем планах. На переднем плане черной краской – фрагмент решетки Летнего сада), «Сады и парки нашего города»

Лепка: фигурки животных из басен И.А.Крылова.

Аппликация: «Решетка Летнего сада»

ЧХЛ: Н.А. Гурьева «Детям о Санкт-Петербурге» стр.40, Л. Добринская «Там у Невы наш первый сад», Б.Сергунов «Летний сад и Зимняя канавка (сказки), В.Княжин «В Летнем саду», С. Фогельсон «В Летнем саду», В.Блейков «Прекрасный Летний сад», «Чугунное кружево», В.Кузнецов «Прогулка в Летнем саду», С.Михалков «Прогулка»;  В.Княжнин «В Летнем саду» стр.224; С.Фогельсон «В Летнем саду»  стр.225; В.Блейков «Прекрасный Летний сад» стр.225; В.Лукс «В Летнем саду» стр.226 ; В.Кузнецов «Прогулка по Летнему саду» стр.227;  Н.Полякова «Белые ночи» стр.228  Т.Ю. Толкачева «Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга»

Чтение басен И.А. Крылова: «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица», «Кот и повар», «Рак, лебедь и щука», «Осел и соловей».

Игра-викторина (по басням И.А.Крылова) «Из какой басни строчки?»

Музыка: Звуки Летнего сада: слушаем шелест листьев, поскрипывание вековых деревьев, пение птиц, завывание ветра, стук капель дождя.

Выставка книг  иллюстраций о Летнем саде для рассматривания:  Грот, памятник баснописцу И.А. Крылову, Летний дворец Петра 1,Кофейный и Чайный домики.

Сочинение мини-рассказа «Как я гулял в Летнем саду с родителями»

Экскурсия к памятнику И.А. Крылову (отметить выражение лица баснописца, рассмотреть на постаменте памятника героев басен).

Составление маршрута прогулки: по Летнему саду с помощью карты (по центральной аллее, к памятнику Крылова, к дворцу Петра 1, к Кофейному домику, Летнему дворцу.

Итоговые мероприятия по теме «Символы города на Неве»

Закреплять знания детей о символах города на Неве: Медный всадник, кораблик на шпиле Адмиралтейства, силуэт Петропавловской крепости, Ростральные колонны, Аничков мост,  «Дом с шаром», решетка Летнего сада, статуи грифонов, сфинксов, львов, разведенные мосты.

Выставка творческих работ «Символы Санкт-Петербурга»

Составление описательных рассказов «Символы города на Неве» о данных архитектурных сооружениях.

Игра-викторина «Что? Где? Когда?» стр.263 Т.Ю. Толкачева «Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга»

НОД «Мосты» стр.280 Т.Ю. Толкачева «Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга»

НОД «Все флаги в гости будут к нам» стр.284 Т.Ю. Толкачева «Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга»

КВН «Люби и знай свой город» стр.289 Т.Ю. Толкачева «Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга»

Сюжетно-дидактическая игра «Путешествие на теплоходе по Неве» стр.294 Т.Ю. Толкачева «Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга»

Выставка детско- родительского творчества «Символы нашего города »

Литература

1.А.С. Власов, Г.Н. Элькин «Детям о Невском крае». – СПб.: Паритет, 2015.

2.Н.А. Гурьева «Детям о Санкт-Петербурге». – СПб.: Паритет, 2018.

3.Н.А. Гурьева «Детям о реках и мостах Санкт-Петербурга». – СПб. : Паритет, 2018

4.Ю.А. Скоробогатова «Сказочный путеводитель по мифологическому Петербургу». – СПб. : «Паритет», 2018.

5. Т.Ю. Толкачева «Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга». – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная образовательная комбинированная деятельность детей подготовительной группы с ОНР. Тема:"Мой любимый город на Неве"

В занятии использовала технологии: технологию игрового оборудования; инвормационно-коммуникативные технологии (ноутбук, телевизор); схемы; печатную продукцию (фотографии, иллюстрации, открытки). На за...

презентация "Город на Неве"

Презентация предназначена для детей и  посвещена Санкт-Петербургу. С ее помощью  можно в доступной форме дать первоначальные исторические данные о родном городе....

проект "Этот город у Невы- в нем живем и я, и ты"

В  презентации мы показали в чем состоит актуальность проблемы,  разработали этапы проекта, дали  его характеристику и  познакомили с кратким тематическим планом работы.  Для ...

Город над Невой.

Статья для детей подготовительной группы о родном городе Санкт-Петербурге....

Презентация "Санкт-Петербург - город на Неве"

Достопримечательности и история Санкт-Петербурга...

Конспект НОД по истории Петербурга "Город на Неве. Город Тайн."

Дать представления детям о понятии «Город на Неве»Активизировать познавательную и речевую активность детей в процессе беседы: вызвать желание принимать участие в групповом разговоре, слуша...

Познавательно-творческий проект «Этот город, самый лучший, город на Неве»

К сожалению дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жиз...