Проект "Коренные народы Севера: уникальность быта и традиции".
проект (старшая группа)

Зайтуна Рашитовна Ласынова

            Сегодня каждый житель может иметь представления об особенностях жизни и деятельности коренных жителей, брать пример с гармонии отношений ханты и природы, проявлять уважение к их традициям и обычаям.

           Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для воспитания любви к родному краю, так как знания, впечатления, пережитые в детстве остаются с человеком на всю жизнь. В этом возрасте у детей формируется интерес, потребность в знаниях. Важным этапом формирования у детей знаний о родном крае является накопление им социального опыта, приобщение к культуре и традициям народа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект региональный компонент30.36 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

Название проекта: "Коренные народы Севера: уникальность быта и традиции".

Тип проекта: информационно - творческий.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители, педагоги.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Охваченные образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

Актуальность:

        Сегодня ХМАО-Югру населяют люди разных национальностей. В связи с развитием нефтегазовой отрасли в округе, лесной, рыбной промышленности, ежегодно осуществляется приток в наш округ людей из разных городов, регионов, стран.

Для большинства людей, проживающих на территории ХМАО-Югры, традиционная культура народов ханты и манси, которых на сегодня осталось очень малое количество, остаётся загадкой. Жизнь коренных жителей отличается от жизни современных людей. Отличается и культура, традиции.

        Сегодня каждый житель должен иметь представления об особенностях жизни и деятельности коренных жителей, брать пример с гармонии отношений ханты и природы, проявлять уважение к их традициям и обычаям. Ведь все это составляет культуру современного человека, причастного к развитию нашего округа Югры и являющегося гражданином Ханты-мансийского автономного округа.

        Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для воспитания любви к родному краю, так как знания, впечатления, пережитые в детстве остаются с человеком на всю жизнь. В этом возрасте у детей формируется интерес, потребность в знаниях. Важным этапом формирования у детей знаний о родном крае является накопление им социального опыта, приобщение к культуре и традициям народа.

         Постановка проблемы.

        Опыт работы показал, что у воспитанников старшего и подготовительного возраста недостаточно сформированы знания о родном крае Ханты - мансийском автономном округе, о коренных жителях ханты и манси, их культуре и традициях.

Гипотеза: у каждого ребёнка сформируется интерес к жизни родного края, природе ХМАО,  расширятся знания о природных и культурных особенностях жизни Югры. Повысится   степень  включённости  родителей в организацию образовательного процесса, расширятся знания о жизни и быте хантов и манси.

Новизна проекта: комплексное приобщение детей к  культуре, традиции народов Югры, изучение истории, богатств  родного края через проектную деятельность.

Цель: формирование представлений детей о коренном народе Ханты – Мансийского автономного округа, его традициях, культуре и особенностях быта, через народное декоративно - прикладное искусство.

Задачи:

-Развивать интерес к жизни народов Ханты и Манси, их обычаям, традициям;

-Формировать знания детей о народном декоративно - прикладном искусстве;

-Развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками, речь детей в различных формах и видах детской деятельности;

-Развивать художественное восприятие, эстетический вкус, зрительное внимание, моторику рук;

-Закреплять умения внимательно воспринимать полезную информацию;

-Формировать у детей предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

        Проект реализуется поэтапно. Каждый этап включает совместные мероприятия с детьми, с родителями воспитанников, с социальными партнерами. Это позволяет помочь осуществлению поставленной цели и задач проекта, и тем самым достижению оптимальных результатов в обучении, развитии ребенка и готовности к школьному обучению путем внедрения в образовательный процесс эффективных инновационных технологий.

Этапы реализации проекта:

1 этап - Подготовительный:

-определение целей и задач проекта;

-подбор материала, необходимого для реализации проекта (иллюстрации, презентации, книги и т.д.);

-создание папки – передвижки для родителей: «Народное декоративно - прикладное искусство народов Ханты и Манси»;

прогнозирование результата.

2 этап - Практический:

Практический этап заключается в построении образовательной деятельности на основе предлагаемого проекта:

-циклы тематических занятий;

-совместные с родителями развлечения, мастер – классы;

-досуговая деятельность;

-экскурсии;

-продуктивная деятельность.

        Реализация проекта обусловлена совместной деятельностью взрослых и детей. Педагогом создаются условия, которые позволяют детям совместно со взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его, анализировать его и преобразовывать. Организация проектной деятельности позволяет педагогу осуществлять интеграцию всех образовательных областей.

1. «Познавательное развитие» - тематические занятия «Мой родной край», «Коренные жители – ханты и манси», «Природа родного края», «Об истории праздников ханты и манси», «О народном декоративно – прикладном искусстве коренных жителей», «Одежда народов Ханты и Манси», «Дом народов Севера», рассказы детям о животном, растительном мире нашего края.

      На данном этапе ребенок получает необходимую информацию о многообразии окружающего его мира, об окружающих его людях.

2. «Речевое развитие» - беседы по ознакомлению с историей родного города, составление мини-рассказов о семье, детском саде, о природе края, чтение произведений поэтов и авторов Югры, устного народного творчества народов севера, экологических сказок, разучивание стихотворных произведений о родном крае, городе.

 Обогащение представлений детей о быте, культуре, труде коренного народа, его нравственных качествах, сближает, роднит, становится понятным дошкольнику, способствует развитию социальных эмоций, чувств, воспитывает уважение к людям разных национальностей.

3. «Художественно-эстетическое развитие» - продуктивная деятельность по мотивам устного народного творчества северных народов, выставки детских рисунков и поделок, создание мини музея, знакомство с одеждой народов ханты и манси, знакомство с орнаментами и узорами Хантов, разучивание народных песен и элементов танца.

4. «Физическое развитие» - разучивание подвижных игр народов ханты и манси и виды спортивных состязаний коренных народов Севера.

3 этап - Заключительный:

-уточнение и формулирование выводов, выявление перспективы последующего развития проекта;

-мастер класс с родителями: изготовление ханта из соленого теста, разукрашивание национальной одежды;

-открытие выставки детских творческих работ «Народное искусство своими руками по мотивам народов Ханты и Манси».

Этапы реализации проекта

Направления информационно-творческого проекта реализуются посредством взаимодействия педагога, детей и родителей, тесно взаимосвязанные между собой и взаимодополняющие друг друга.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Задачи (1)

Формы реализации (2)

1. Изучить и проанализировать литературу по данной теме;

2. Выявить характер и содержание представлений детей о коренном народе ХМАО;

3. Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;

4. Разработать учебно - методическое сопровождение к проекту;

5. Разработать методические рекомендации для педагогов по ознакомлению детей с коренными народами округа.

-психолого-педагогическая, методическая литература;

-перспективный план по работе с детьми и родителями;

-анкеты;

-диагностический инструментарий;

-консультации;

-буклеты;

-листы-памятки;

-конспекты непосредственно-образовательной деятельности, бесед;

-конспекты досугов и развлечений;

Практический этап

1

2

1. Организовать и провести работу над реализацией проекта в соответствии с календарно-тематическим планом, включающим в себя различные виды детской деятельности, с учетом интеграции образовательных областей с участием родителей воспитанников и сотрудников детского сада.

2. Знакомить родителей с системой работы по ознакомлению с профессиями.

-беседа «Народы Ханты и Манси»;

-беседа «Мой край»;

-беседа на тему: «Где ты живёшь?»;

-беседа «Культура, обычаи народов ханты – манси»;

-настольная игра: «Составь орнамент»,

-картотека дидактических и словесных игр «Кто что делает?», «Опиши, а мы узнаем»,

-игры с использованием интерактивной доски.

-сборник ресурсного материала: чтение произведений поэтов и авторов Югры, устного народного творчества народов севера, экологических сказок, разучивание стихотворных произведений о родном крае, городе.

-чтение стихотворения Т. Царенко «Обь – река»

-чтение художественной литературы «Лиса и гуси» (хантыйская сказка);

-НОД «Мой родной край», «Коренные жители – ханты и манси», «Природа родного края», «Об истории праздников ханты и манси», «О народном декоративно – прикладном искусстве коренных жителей», «Одежда народов Ханты и Манси», «Дом народов Севера»,

-Рисование: «Орнаменты и узоры одежды Хантов»;

-аппликация: «Чум»;

-аппликация «Девочка в малице и кисах»

-Пластилинография: «Северный олень»;

-рисование нетрадиционным методом: «Брусника для гостей»;

-рисование: «Украшение

хантыйской утвари орнаментом»;

-открытое мероприятие «Что мы знаем о коренном населении округа»;

-беседы;

-театрализованный мини-спектакль «Сказки народов Манси»;

-драматизация сказки «Хлебушко» (Хантыйская народная сказка);

-чтение хантыйской сказки «Мышка»;

-постановка и  драматизация сказки «Мышка»;

-слушание музыки народов Севера и разучивание песни

-досуг «В гостях у куклы Акань»,

-КВН «Знатоки»;

-дидактические игры и упражнения

-игры на интерактивной доске;

-сюжетно-ролевые игры;

-выставки детских работ;

-информационные стенды для родителей;

-участие родителей в подборке фотографий  города;

-участие родителей в изготовлении атрибутов.

Заключительный этап

1

2

-уточнение и формулирование выводов, выявление перспективы последующего развития проекта;

-мастер класс с родителями: изготовление куклы вороны- оберег, куклы «Акань»

-открытие выставки детских творческих работ «Народное искусство своими руками по мотивам народов ханты и манси».

Механизм оценки и ожидаемые результаты.

        Критериями оценки результатов проекта будут приобретенные конкретные знания педагогов, детей и их родителей.

Ресурсное обеспечение проекта:

Информационное: - литература: детская, учебно-методическая, энциклопедическая; интернет - ресурсы;

Материально-техническое: аудиозаписи, видеозаписи, компьютер, цифровой фотоаппарат, CD-диски с информацией о Югре, художественно-изобразительные средства: иллюстрации, фотографии, изделия народов ханты и манси, альбомы, макеты, рисунки.

Заключение

        Реализация данного проекта позволила максимально обогатить знания и представления воспитанников о родном крае, о коренных жителях - народах ханты и манси, о природных богатствах ХМАО. Совместная деятельность с родителями воспитанников способствовала заинтересованности и проявлению активности и собственной инициативы в формировании у детей интереса к традициям и обычаям северных народов ХМАО - Югры.

         Реализация данного проекта позволила максимально обогатить знания и представления воспитанников о родном крае, о коренных жителях - народах ханты и манси, о природных богатствах ХМАО. Совместная деятельность с родителями воспитанников способствовала заинтересованности и проявлению активности и собственной инициативы в формировании у детей интереса к традициям и обычаям северных народов ХМАО - Югры.

За время реализации проекта были значительно расширены взаимосвязи ДОУ с различными учреждениями культуры. Дети стали частыми посетителями детской библиотеки. Экскурсии в  музейно-выставочный центр города Когалыма, в океанариум «Акватика» в спортивно-культурном комплексе «Галактика» совместно с родителями помогли детям в увлекательной форме узнать о природе и истории родного края.

Приложения.

Приложение 1.

1 блок «Быт народов ханты»:

- как называется жилище хантов?( чум);

-чем занимаются ханты и манси? (рыболовство, оленеводство, охотятся, сбор дикоросов);

-Назови транспортное средство хантов (олени);

-Как называется верхняя одежда хантов и манси? Что означают орнаменты на одежде?( малица), ( «заячьи уши», «оленьи рога», «щучьи зубы» и др.);

- Что они употребляют в пищу?(рыбу, ягоды, мясо оленей);

- Какая кухонная посуда есть у хантов?(туески из бересты, ножи, деревянная посуда);

- Кто такие ханты? Где живут ханты? (коренной народ, живущий в ХМАО).

2 блок « Фольклор, праздники хантов и манси»:

- Назови праздники хантов и манси ( День Оленевода, Медвежьи игрища, Вороний День, Проводы Лебедя и др.);

- назови народные игры хантов и манси (« Быстрый олень», « Берегись охотника», « Гонки на нартах» и др.);

- Назови хантыйские народные сказки (« Мышка и лось», « Мальчик Идэ», « Сказка Ими-Хиты» и др.);

- Назови героев хантыйских народных сказок (мальчик Идэ, Компоэн- болотный дух, Менквы- лесные духи и др.);

- Какие хантыйские игрушки ты знаешь? (кукла Акань, ворона);

- Что обозначает прилет вороны для хантов и манси?(пришла весна);

- Что значит для хантов и манси животное медведь?(священное животное, поэтому празднуют « Медвежий праздник»).

3 блок «Мой край Югра».

- Как называется наш город? ( Когалым);

-Назови города нашего округа ( Сургут, Лангепас, Ханты-Мансийск, Мегион и др.);

- Чем богат наш край ?(нефть, рыба, ягоды, орехи);

- Назовите столицу нашего округа ( Ханты- Мансийск);

- Назови достопримечательности  нашего города Когалыма (СКК « Галактика», Музейно-выставочный центр, Парк военной техники, памятник Героям- нефтяникам, памятник Капля жизни и др.);

- Что обозначают цвета синий и зеленый на гербе и флаге города Когалыма? (синий цвет- озера и реки, зеленый – лес);

- Какое полезное ископаемое добывают в Югре?(нефть).

4 блок «Природа Югры».

- Назови ягоды, которые растут в нашем крае. (черника, голубика, брусника, клюква, морошка)

- Перечисли названия деревьев, которые растут в нашем крае. (кедр, ель, сосна, береза)

- Назови лекарственные растения нашего края (подорожник, шиповник, брусника, клюква и др.);

-Какие животные обитают в нашем краю? (росомаха, лось, медведь, лиса, волк и др.);

- Назови названия рек Югры ( Обь, Ингу- ягун);

- Перечисли птиц, обитающих в нашем краю ( сова, глухарь, клест, дятел, синица, снегирь и др.);

- Назови какие рыбы обитают в наших реках Югры (щука, карвсь, муксун, сом, язь и др.).

Приложение 2.

План работы с родителями по образовательной технологии «Воспитание у старших дошкольников

положительного отношения к малым народам Югры - ханты»

   Цель. Воспитание чувства уважения к жизни, традициям и обычаям народов ханты.

                   Развитие интереса к творчеству народа ханты.

                  Обеспечение единства воспитательных воздействий детского сада и семьи.

№ п/п

Форма мероприятия

Тема мероприятия

1

Анкетирование

«Всей семьёй в музей»

2

Анкетирование

«С любовью к малой родине - Югре»

3

Семейная гостиная

«Сказка под подушкой»

4

Консультативный пункт

«Югра – мой край родной»

5

Мастер- класс для родителей

«Хантыйская ворона»

6

Выставка работ

«Творенья наших рук»

Анкета  «Всей семьёй в музей»

1.Как Вы думаете, нужно ли посещать с ребенком музей. Если да, то зачем?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 2.  Какую цель Вы преследуете, посещая музей?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Чем отличается посещение музея от других семейных  мероприятий?

  ____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Сколько раз Вы были с ребёнком в музее?

_____________________________________________________________________________

5. Ваши пожелания.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

                Анкетирование «С любовью к малой родине - Югре»

1. Знаете ли Вы, какие народности населяют наш край?

_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________        

2. Посещали ли Вы с ребёнком краеведческий музей города и хантыйское стойбище Югры?

______________________________________________________________________________

3. Интересуетесь ли Вы историей нашего края? В связи с чем?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Проявляет ли Ваш ребёнок интерес к историей нашего края?

_____________________________________________________________________________

5. Что именно больше всего интересует Вашего ребёнка?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.   Знаете ли Вы названия традиционного жилища ханты, предметы быта, домашней утвари? Какие?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Что бы Вы еще хотели узнать о коренных народов Югры?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта группы по знакомству с культурой и бытом народов Севера России.

Паспорт проекта, этапы работы над проектом и фотографии....

Проект на тему: «Коренные народы Севера: уникальность быта и традиций»

Воспитывая у детей любовь к родному краю, необходимо подвести их к пониманию, что их край – это частица Родины. Быть гражданином, патриотом это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспит...

Проект "Коренные народы Севера: уникальность быта и традиции."

Информационно-творческий  долгосрочный проект для детей 5-7 лет.Быть патриотом – значит, ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращ...

Открытое занятие Тема: «Я люблю тебя, Ямал» «Знакомством детей с бытом и национальными традициями народов Севера»

Открытое занятие Тема: «Я люблю тебя, Ямал»«Знакомством детей с бытом и  национальными традициями народов Севера»Программное содержание: 1. Воспитывать уважение к тру...

Духовно-нравственный, практико-ориентированный долгосрочный проект "Традиции народов России" (народы Севера) для детей 5-7 лет.

Север – удивительный край с удивительными народами. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой он на...