проект "Я живу в Бурятии"
проект (старшая группа)

Петрова Марина Юрьевна

Характеристика проекта:

По доминирующей деятельности:  творческий, познавательно-игровой, исследовательский;

По времени проведения: долгосрочный; 1 год.

Участники проекта: старшие дошкольники, родители.

 

Актуальность темы: Ознакомление с родным краем имеет большое  значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. «Мой родной край - Бурятия»– это, прежде всего его семья, дом, детский сад, это неповторимая сибирская  природа, которая его окружает. Однако беседы с детьми, мониторинговые мероприятия показывают, что знания детей в этой области недостаточные, поверхностные.

 

Цель проекта: Познакомить детей с родным краем  и его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить ее уникальную природу. Познание детьми специфики этнокультурного окружения, развитие познавательного интереса к национальной культуре, коммуникативных умений, навыков взаимодействия и сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Я живу в Бурятии34.79 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Комитет по образованию г. Улан – Удэ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №72 «Аленушка»

Проект

«Я живу в Бурятии»

для старшей группы

                                                

   

                                                 

                                                   Воспитатель: Петрова М.Ю.

2020-2021г.

Улан-Удэ

        Проект  «Я живу в Бурятии»

воспитатель: Петрова Марина Юрьевна

воспитанник: Славгородский Иван

Характеристика проекта:

По доминирующей деятельности:  творческий, познавательно-игровой, исследовательский;

По времени проведения: долгосрочный; 1 год.

Участники проекта: старшие дошкольники, родители.

Актуальность темы: Ознакомление с родным краем имеет большое  значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. «Мой родной край - Бурятия»– это, прежде всего его семья, дом, детский сад, это неповторимая сибирская  природа, которая его окружает. Однако беседы с детьми, мониторинговые мероприятия показывают, что знания детей в этой области недостаточные, поверхностные.

Цель проекта: Познакомить детей с родным краем  и его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить ее уникальную природу. Познание детьми специфики этнокультурного окружения, развитие познавательного интереса к национальной культуре, коммуникативных умений, навыков взаимодействия и сотрудничества.

Проблемаформирование этнокультурной компетентности дошкольников:

- наличие представлений о своей национальной культуре, специфике  поликультурного окружения;

- сформированности элементов национального самосознания (национальная идентификация, национальные стереотипы, эталоны поведения, моральные ценности);

Ожидаемые результаты: последовательное приобщение детей к социальной этнокультурной действительности в познавательной, творческой деятельности.

Задачи:

- способствовать приобщению детей дошкольного возраста к культуре народов, проживающих в Республике Бурятия, их духовным, материальным ценностям;
- создать условия для ознакомления детей нравственных ценностей и духовных традиций разных народов, проживающих в Бурятии;
- воспитывать интерес и любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

Пояснительная записка.

Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время.  В настоящее время усиленно внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ. Так, в Национальной доктрине образования Российской Федерации подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".

Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие - самое точное, а детские впечатления - самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.

Понятие патриотизм многогранно по своему содержанию - это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Для дошкольного периода характерны - наибольшая обучаемость, податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то всё, что усвоено в дошкольном периоде, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера - оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности. Если у дошкольников такого рода качества не будут сформированы надлежащим образом, то восполнить возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным.

Бурятия  объединяет людей многих национальностей. У каждого народа устоявшаяся своя этническая культура, собственный язык, быт, традиции. Данный проект разработан в рамках внедрения ФГОС, с целью приобщения детей дошкольного возраста, родителей, сотрудников ДОУ к традиционной культуре и истории родного края и народов, проживающих в Республике Бурятия.

Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробуждать в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни. На содержание детской деятельности должно быть направлено особое внимание, так как, руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувствительную сферу ребёнка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, а также уточнять знания, формировать у детей начальное чувство Родины - правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный веками.

Учеными уже давно доказано, что именно в дошкольном возрасте процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в любви к Родине, чувство национальной гордости не возникает само по себе, оно формируется постепенно с самого раннего детства. Понимание Родины у дошкольников связано с ощущением родного края, земли, на которой родился он и рос, с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – с любовью к родителям, своим близким, своему дому, родным местам.

 Проект предполагает развитие коммуникативных, изобразительных, музыкальных, физических способностей детей, их творческой активности через организацию и построение предметно-развивающей среды с использованием предметов быта, художественными произведениями народов, проживающих в РБ, широкое использование игровой и познавательной деятельности.

1 этап - подготовительный

Цель: Создание условий для реализации проекта

1 .Рассматривание иллюстраций

2.Беседы  

3.Дидактические игры

 4. Чтение Произведений о Бурятии, Байкале, разучивание стихов, песен о нем.

5. Просмотр видеоматериалов, фильмов о Родном крае   

II этап - внедренческий

Цель: эффективная организация совместной деятельности воспитателей, детей, родителей по реализации проекта

1.Составление и рассматривание фотоальбомов (фотографии с видами Бурятии, природа Байкала, уникальные природные памятники, места родного края, которые дети посещали летом с родителями)

2.Знакомство с природными памятниками Бурятии («Байкальская гавань», Термальный источник Сухая, «Меркитская крепость», «Байкальский заповедник», «Тамир Хаус», «Радоновый источник» и др.)

3.Знакомство с местными легендами, которые существуют с давних времен и повествуют об истории и уникальности, некоторых природных объектов Бурятии)

4.Беседы с детьми и виртуальные экскурсии (презентации) по заповедным местам, на территории которых так же содержится огромное количество уникальных природных объектов, интересных растений и редких животных.

5.Разучивание стихов, песен о Бурятии, знакомство с фольклором семейских, проведение занятий – игр совместно с родителями и членами семей «Знакомство с играми бабушек и дедушек » (при содействии музыкального руководителя)

6.        Разучивание подвижных игр народов Бурятии, игр по произведениям бурятских писателей (при содействии инструктора по физической культуре)

7.Художественно- продуктивная деятельность

8.Лепка «Животные и птицы Бурятии.

3 этап – итоговый.

Цель: Оценка результатов деятельности, подведение итогов.

1.Проведение родительского собрания, презентация результатов проведенной работы (фотовыставка, мультимедийная презентация)

2.Игра – викторина: «Что мы знаем о Бурятии»

3.Выступление детей перед родителями с сообщением «Природные памятники Бурятии»

4. Музыкально - театральная постановка по мотивам Бурятских легенд

5. Выступление детей с литературно - музыкальной композицией «Я – гражданин»

                                                                                       

 

План реализации проекта

месяц

Образовательные области

Образовательная деятельность

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом ОД

сентябрь

Позновательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие.

Интегрированное занятие по ознакомлению детей с национальной культурой бурятского народа.

- Познавательные беседы: «Мы живем в России»; «Мой родной край Бурятия»

- Дидактическая игра «Найди среди гербов разных стран герб России»;

- Чтение бурятской  сказки: «Долон-Убугун.»

- Настольно – печатные игры: «Бурятская юрта», «Бурятские узоры», «Узнай свой элемент бурятского орнамента»;

- Музыка «Цвети, моя Бурятия »,

октябрь

Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие.

Занятие по ФЦКМ «Цвети моя Бурятия»

Знакомство с «Байкальской гаванью»

- Беседы: «Где мы живём?»; «Национальные блюда».

- Лепка «Бууза»

- Дидактическая игра «Сложи бурятский узор»;

- Бурятская подвижная игра: «Сэсэг и цыплята»;

- Дидактические игры: «Бурятская национальная одежда», «Кто скорее составит флаг РБ? ».

ноябрь

Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие.

Занятие по аппликации «Бурятский флаг»

Посещение Байкальского заповедника

- Беседы: «Флаг Бурятии»; «Мой родной край»;

- Рассматривание иллюстраций: «национальные блюда бурят»; «Герб Бурятии»;

- Рисование «Флаг России»;

- Чтение бурятской сказки «Падчерица»

декбрь

Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие

Зимний Байкал («Байкальская гавань» зимой)

Беседа: «Что мы знаем о Байкале»;

- д/и: «Найди среди гербов разных областей и республик герб Бурятии», «Сложи флаг России»;

- п/и: «Хитрая лиса»;

- рисование «Зимний Байкал»

февраль

Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие.

Холодный радоновый источник

Халюты в предгорьях хребта Хамар- Дабан в Иволгинском районе Бурятии.

Изучение легенды о источнике.

Рассматривание фотографий местности.

Рисование «Красивые места Бурятии»

март

Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие.

Посещение гостевого дома «Тамир Хаус» в Иволгинском районе

Рассказ Ивана о путешествии.

Чтение легенды «Как появились названия озер в Бурятии» Л.И.Элиасова

апрель

Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие.

Термальный источник Сухая (Зигза)

Рассказ о источнике Ивана Славгородского.

Чтение легенды «Как произошли названия речек и ключей»

Лепка зверей, обитающих в таежных лесах Бурятии (соболь, куница, белка)

май

Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие.

«Меркитская крепость»

Знакомство с историческими  фактами о государстве меркитов.

Рассматривание альбома с фотографиями природных мест.

Рассказ Славгородского Ивана о посещении уникальных мест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Край родной - Бурятия»

 Проблема патриотического воспитания одна из сложнейших в педагогике вообще, и в дошкольной педагогике, в частности. Сложность ее связана, прежде всего, с самим понятием «патриотическ...

Проект "Край родной -Бурятия моя"

Искусство родного края всегда привлекает ребенка доступностью образов, близостью для понимания, оно помогает создать образные представления, которые настраивают ребенка на восприятие музыки. Поэтому н...

Проект "Моя Родина-Бурятия"

Проект "Моя Родин-Бурятия"...

Проект "Край родной- Бурятия"

Проект "Край родной- Бурятия"...

Технологическая карта Мы живем в Бурятии

Образовательная ситуация для детей подготовительной группы, в ходе которой будут решаться следующие задачи:Закрепление знания детей о родном городе.Знакомство с историей возникновения города, его назв...

Познавательно – исследовательский проект «Живая и не живая природа весной» (средняя группа)

Дети 4-5 лет в недостаточной степени имеют представления о изменениях в природе весной. Не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомых слов, подобрать к существительным прилагательные и гла...

Семейно – ориентированный проект "Лесными тропами Бурятии"

В дошкольном возрасте активно происходит процесс формирования самосознания ребенка. Именно в этот период закладываются основы взаимодействия человека с природой. С помощью взрослых ребенок начинает ос...