педагогические идеи (рекомендации)
методическая разработка (средняя группа)

Имамова Гульшат Фановна
В соответствии с требованиями Федеральных государственных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) развивающая предметно-пространственная среда (РППС) должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной. Содержание РППС должно строиться в соответствии с ООП ДО, соответствовать возрастным особенностям детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_idei_konkurs.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Берёзка»

Муниципальный профессиональный конкурс

педагогических идей среди педагогических работников дошкольных образовательных организаций

Номинация: среда для организации и проведения сюжетно-ролевых игр

Рекомендации

 построения образовательной среды ДОУ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников педагогического процесса

(средняя группа общеразвивающей направленности)

(от 4 до 5 лет)

                          Подготовила:

                        воспитатель средней группы № 8

                    Имамова Гульшат Фановна

г. Когалым

Пояснительная записка

В соответствии с   требованиями Федеральных государственных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) развивающая предметно-пространственная среда (РППС) должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной. Содержание РППС должно строиться в соответствии с ООП ДО, соответствовать возрастным особенностям детей.

При организации РППС группы №8 МАДОУ «Берёзка» (средняя группа, возраст с 4 до 5 лет) учитывались следующие принципы:

- принцип стабильности

- принцип гибкости

- принцип открытости

- принцип доступности

- принцип учета половых и возрастных особенностей.

В ФГОС ДО игра рассматривается как один из сквозных
механизмов развития ребенка, как важное средство его социализации. При
этом одним из целевых ориентиров выступает «на этапе завершения
дошкольного образования» ребенок должен овладеть разными формами и
видами игры, различать условную и реальную ситуацию, уметь подчиняться
разным правилам и социальным нормам».

В дошкольном детстве игра носит воспитательный характер: с её помощью формируются важные личностные качества и развиваются умственные способности, развивается речь. Сюжетно-ролевая игра выступает одним из основных методов обучения: закладывается культура взаимоотношений внутри коллектива, прививается уважение к труду взрослых и различным профессиям, закладываются простые социальные компетенции (как вести себя в обществе). 

Цель проведения сюжетно-ролевых игр с дошкольниками — разностороннее развитие личности ребёнка в условиях вымышленной ситуации. Сюжетно-ролевая игра, как никакая другая деятельность, в силу специфики обеспечивает детскую активность, самостоятельность, самовыражение, самодеятельность.

В соответствии с программными требованиями, расширение кругозора своих воспитанников для развития и обогащения сюжетов игры проходит через ознакомление с окружающим миром посредством организации экскурсий, чтением художественной литературы, встреч с интересными людьми, просмотром виртуальных экскурсий, рассматриванием альбомов с иллюстрациями профессий, сюжетных картинок, просмотром видеосюжетов и мультимедийных презентаций. Используем в работе игровые технологии и познавательно-исследовательскую деятельность, в результате дети без принуждения со стороны взрослого с удовольствием отображают полученные впечатления в своих играх.

Неизменными спутниками детских игр являются игрушки и другой игровой материал, поэтому при планировании сюжетно-ролевой игры мы определяем не только цель и игровые действия, но и составляем набор оборудования, атрибутов, костюмов, элементов одежды для создания предметно-игровой среды.

Предметно-игровая среда доступна детям, в результате чего дети могут участвовать во всем многообразии сюжетно-ролевых игр.
Это позволяет предоставить детям возможность самостоятельно находить
новые повороты сюжета и игрового взаимодействия.

В соответствии с программой учим детей подбирать атрибуты для осуществления замысла игры, умение объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.

Предметно-развивающая среда.

    В соответствии с требованиями зонирования группы выделяется место для центра сюжетно-ролевых игр, который соответствует разным игровым ситуациям и постоянно дополняется по мере освоения детьми тех или иных игровых действий. Игры разделяются по интересам — для мальчиков и для девочек — в возрасте 4–5 лет. Девочкам нравится моделировать роль матери, хозяйки дома, традиционно женские профессии (медсестра, няня, воспитатель, сотрудник столовой). Мальчики воспроизводят в играх мужскую модель поведения: защита населения (игры военной тематики, в полицейских, пожарных), строительство, занятия с техникой и транспортом

       Цель центра сюжетно-ролевых игр – обогащение социально-игрового опыта детей, развитие игровых умений по сюжету. В нашей группе выделены зоны для сюжетно-ролевых игр. Для удобства и трансформируемости, мобильности игровых зон имеются ширмы, игровые модули, которые являются маркерами для обозначения игрового пространства. Атрибуты к играм хранятся в промаркированных соответствующими иллюстрациями в удобных контейнерах, что позволяет детям самостоятельно создавать игровую обстановку. 

«Семья». Девочки нашей группы очень часто играют в «Дочки-матери», ведь в этой игре им приходится изображать взрослых, примерять на себя роли разных членов семьи. Для сюжетно-ролевых игр девочек требуется небольшое пространство и достаточное количество кукол и атрибутов к ним (коляски, кроватки, посудка, одежда). Здесь же находится шкафчик для ряженья. Не только девочки, но и мальчики любят одевать различные наряды и костюмы, которые используются для обозначения роли (папа, брат и т.д.).  

        Основными являются игры по темам разных профессий или можно сказать «деловые игры» — это воссоздание детьми содержания профессиональной деятельности взрослых. Взаимодействие между участниками игры отражает модель сотрудничества руководителей и специалистов. Деловые игры направлены на формирование культуры отношений в обществе и первичных представлений о профессиональной этике. Дети должны понимать, что важны не только начальники, капитаны, директора, но и каждый член команды. Ответственность в выполнении профессиональных обязанностей и слаженность в работе коллектива — залог успешной работы (в условиях детского сада — работы-игры).

«Магазин». Для организации игры есть игровой модуль и ширма. Дети могут свободно передвигать и организовать игру в любом месте. Атрибуты для игры хранятся в контейнере.

На столике расставляются товары. Так как дети еще не знакомы с цифрами к товарам прикрепляются ценники (это готовые таблички-картинки). На «прилавке» есть игрушечная касса с игровыми банкнотами и монетками. Дети распределяются роли: продавец, кассир, покупатели. Следует разыгрывание вымышленной ситуации: выбор товаров покупателями, помощь продавца, совершение покупки на кассе. Детям нравится чувствовать себя продавцом, обслуживать покупателей.

«Больница» - одна из самых любимых детских игр. Тема «Больницы» хорошо знакома каждому ребёнку. Дети прекрасно ориентируются, с удовольствием играют и принимают на себя роль разных персонажей. Для игры дети используют игрушечные наборы доктора, рецепты, которые обязательно должен выписать врач больному. Доктор делает необходимые записи в карточке, выписывает нужные лекарства. Медсестра выполняет указания доктора. У детей формируется умение играть по собственному замыслу, стимулируется творческая активность в игре.

«Парикмахерская». Для сюжетно-ролевой игры дети используют фартуки для парикмахеров, ножницы, расчёски. Девочки феном, щеткой и расческой ловко делают прическу, ножницами стригут, создают новые причёски. Родители помогли пополнить игру украшениями, использованными чистыми коробочками и баночками от кремов, духов, дезодорантов, шампуней, принесли журналы с иллюстрациями причёсок. Игра помогает создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли (парикмахер, клиент).

         После участия в мастер-классе по приготовлению пиццы своими руками, в группе была организована игра «Пиццерия». Для организации игры имеются: фартуки и головные уборы, скатерти для столиков, разносы, полотенца, модуль "печь" для приготовления пиццы, муляжи из фетра пиццы, фруктов, ягод, мороженого, овощей, колпак и фартук для повара, кошельки, сумки, веник, совок, швабра, тряпочки для уборки со столов и для уборки пола, халат для уборщицы. Дети самостоятельно создают среду и играют, устраивают праздники, пикники. Повар готовит блюда, входящие в меню, поддерживает чистоту и порядок на кухне, официант обслуживает посетителей, принимает и разносит заказы, убирает столы после ухода посетителей, сервирует столы к приходу новых клиентов.

Современная сюжетно-ролевая игра строится на сюжетах реальной жизни XXI века. Детское сознание впитывающее: в памяти откладываются места, которые посетил ребёнок, как в них принято вести себя взрослым, какие роли они выполняют в функционировании различных предприятий. Меняется мир взрослых, об устройстве современного общества и новых профессиях дети узнают в том числе из телевизионных передач. Расширяется тематика детских игр, так в нашей группе появились новые атрибуты, новые сюжеты игр. Так в нашей группе появилась игра «Автомойка», «Приют для животных», «Детское кафе «Сказка» и т. д.

Использование самодельных предметов в играх вызывает у детей неподдельный интерес и стимулирует воображение. Дети часто сами создают простые предметы-заменители для игр: палочки в качестве сабель, элементы из конструктора как инструменты для строительства и др. Бросовый материал используется для обогащения игровой среды: пузырьки и баночки — для игры в аптеку и процедурный кабинет, пустые бутылочки и коробки с этикетками — для наполнения полок продуктового магазина.

        Дети любят перевоплощаться, примерять элементы спецодежды: фуражки, строительные каски, фартуки, головные уборы. Ролевые костюмы для детских игр несложно сделать самостоятельно: добавить к фартукам символьное обозначение профессий, сделать шапочки или маски героев для сюжетных игр-инсценировок. Для этого в нашей группе существует «ящик замечательных вещей».

В сюжетно-ролевых играх дети расширяют представления о взаимоотношениях взрослых, формируют первичные профессиональные компетенции, проникаются уважением к труду человека.

Все игровые центры расположены так, что дети имеют возможность свободно заниматься разными видами деятельности. Так в Центре безопасности заинтересованы, прежде всего, мальчики, который оснащен дидактическими играми: «Знаю все профессии», «Кому что нужно для работы», «Транспорт» (разрезные картинки), которые способствуют формированию представлений детей о профессиях. Имеются необходимые атрибуты к сюжетно-ролевым играм ДПС, СТО, «Заправка». Для мальчиков изготовили чехлы на стулья в виде специальной техники (скорая помощь, полиция, пожарная служба). Лэпбук «Профессии», который направлен на ознакомление детей с видами профессий, на расширение кругозора. Родителями была изготовлена ширма для организации игры «Гараж», «Автомойка», «Шиномонтаж», «Заправочная станция», «СТО».

Развиваем умение использовать в сюжетно-ролевой игре постройки из строительного материала. Поэтому совсем рядом находится центр конструирования, в котором размещены альбомы со схемами, картинки, строительный материал, конструкторы, позволяющие проводить такие игры, как «Поездка на автобусе», «Поездка в автомобиле», «Спасатели» и др.

Центр экспериментирования, куда входит центр природы оснащен с соответствующим оборудованием и материалами (инструменты, одежда). В нем могут возникать различные игровые ситуации, входящие в сюжет ролевой игры «На острове сокровищ» (игры с коллекцией ракушек), «Путешествие», «Ты плыви, мой кораблик» т.д.

Невозможно недооценить значение дидактических и настольно-печатных игр для формирования у ребенка предпосылок и навыков сюжетно-ролевой игры. Этим объясняется необходимость иметь в группе разнообразные настольные игры, дидактические игрушки.

Центр книги, как центр речевого развития включает в себя большое количество художественной литературы на разные темы, в том числе и о профессиях, путешествиях, а также альбомы для рассматривания, иллюстрации; имеется медиатека с видеозаписями виртуальных экскурсий видеороликами познавательного характера и др.  

Центр театрализации. Для развития у детей ролевых действий необходимо умение перевоплощаться. Используемые для этого костюмы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций доступны для детей. Использование разных видов театра (театр масок, театр мягкой игрушки и т.д.) способствует развитию творческой самостоятельности детей в передаче образа персонажа, желание попробовать себя в разных ролях, воспитание артистических качеств.

Изготавливая атрибуты к играм, мы опирались на интересы детей. Для девочек изготовили различные украшения, наряды. Родители помогли сделать печь для приготовления пиццы, мамы-рукодельницы сшили атрибуты к играм, помогли собрать и изготовить различные маркеры игрового пространства. Всё оборудование для сюжетно-ролевых игр многофункционально, универсально, не требует много места для хранения.

На данный момент в группе реализуется проект «Профессии моих родителей», в котором мы, дети и наши родители принимают участие. Уже собраны книжки-малышки детей с рассказами и фотографиями о профессии их родителей, где родители активно включились в изготовление книжек своими руками.

С учётом нашей среды в группе в процессе реализации игра «Рыболовы», где имеются такие атрибуты: пруд, удочки с рыбками, одежда рыбака, рюкзак, ведро.    

Выделенные игровые зоны не имеют жёстких границ, что позволяет соблюдать принцип полифункциональности, когда один и тот же игровой центр по желанию детей можно легко и быстро преобразовать в другой. Весь материал игровых центров соответствует возрасту детей и требованиям СанПиН, расположен на уровне глаз детей и на расстоянии вытянутой руки ребёнка. Дети могут свободно играть и убирать игрушки на место, для чего имеются специальные стеллажи, шкафы. Вся мебель в группе изготовлена из безопасных сертифицированных материалов, дизайн мебели предусматривает отсутствие острых углов, мебель закреплена, игрушки и игровые пособия в исправном состоянии.  

Мы, педагоги, ведем педагогическое наблюдение за тем, какие игрушки выбирают дети, как долго они с ними взаимодействуют, насколько игровое оборудование помогает детям разворачивать сюжет, игровой замысел.  

Обмен опытом через участие в конкурсах разного уровня: 1 место в конкурсе педагогических идей в номинации «Групповая комната»; Гран-при за сюжетно-ролевые игры в смотре-конкурсе ДОУ «Игротека»;1 место в смотре-конкурсе ДОУ «Сюжетно-ролевые игры современных детей»; 1 место «РППС в ДОУ» (всероссийский конкурс профессионального мастерства);1 место в международном конкурсе «Лучшая ПРС группы».

Подводя итоги, можем с уверенностью сказать, что целенаправленное выявление игровых и средовых потребностей детей способствует постоянному обновлению РППС группы, создаёт «живую» развивающую среду, которая является благоприятным условием развития каждого ребёнка в группе, оптимизирует процесс саморазвития и самовыражения детей, что так актуально, в связи с введением ФГОС ДО.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Аукцион педагогических идей"

Педагогический совет проводится в нетрадиционной форме - аукциона. Данная форма позволяет педагогам предоставить свой педагогический опыт. Педагоги представляли конспект занятия и  презентацию к ...

Фестиваль педагогических проектов по формированию основ национальной культуры дошкольника в рамках реализации УМК к обучению детей двум языкам РТ и реализации ФГОС «Калейдоскоп педагогических идей» «Сказочник – Абдулла Алиш»

Знакомство  с народными  и авторскими сказками  воспринимается детьми с особой радостью и желанием. Татарские сказки знакомят детей с особенностями быта, обычаев, традиций татарского на...

Выступление на педагогических чтениях по теме: «Применение в моей педагогической практике педагогических идей К.Д. Ушинского»

Я принимала участие в педагогических чтениях по К.Д. Ушинскому в нашем Семилукском районе 23 ноября 2018 года. Хотелось бы поделиться опытом своей работы....

Методическая разработка педагогических работников ДОУ "Калейдоскоп педагогических идей"

quot;Ступеньки творчества" - дидактическая игра по развитию речи с элементами инновационных технологий "СКАЗОЧНАЯ КАРУСЕЛЬ"...

Конспект методического мероприятия – Аукциона педагогических идей: «Педагогическая технология – модель совместной педагогической деятельности по проектированию и организации образовательного процесса с обеспечением комфортных условий для участников обра

Цель: популяризация результатов образовательной и творческой деятельности педагогов муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №8 «Белоснежка» (д...