Статья "Организация проектной деятельности по этнокультурному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста"
статья (старшая группа)

Ахтариева Резида Расимовна

в статье рассматривается организация проектной деятельности по этнокультурному воспитанию старших дошкольников в дошкольной организации.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, национальные коми праздники.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Когут Екатерина Васильевна., воспитатель

 Ахтариева Резида Расимовна., музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №7» города Усинска, Россия,

Организация проектной деятельности по этнокультурному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста

Аннотация: в статье рассматривается организация проектной деятельности по этнокультурному воспитанию старших дошкольников в дошкольной организации.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, национальные коми праздники.

Актуальность

Приобщение подрастающего поколения и их родителей (законных представителей) к истории, культуре, традициям и языку коми народа имеет большое место в системе образования и воспитания нашего региона и города. Никому не секрет, что наш город Усинск  является многонациональным, ведь он был основан в период комсомольской стройки, в котором преимущественно проживают люди, прибывшие из городов всей нашей страны, процент местного населения невелик. Но это не дает нам права не знать и уважать традиции коренного населения.  Мы должны знакомить наших воспитанников с культурой, традициями жителей, коми народа. Ведь именно в дошкольные годы возможно воспитание чувства привязанности, интереса к родному краю, ее природе; приобщения к культуре коренного населения. Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения.

Чтобы дошкольникам было интересно знакомиться с историей коми края, его культурой, традициями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, ярко, красочно и запоминающе, в связи с чем наша творческая группа пришла к выводу, что данную задачу можно решить через музыкальные мероприятия - праздники, в которых дети, стали бы непосредственными участниками.

Целью проекта «Коми край люби и знай!» являлось приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории, культуре, традициям и языку коми народа через погружение в коми национальные праздники.

Задачи проекта:

  1. Формировать у детей представления об окружающем мире:
  • о культуре коми народа, традициях, творчестве;
  • об истории республики, отраженной в названиях улиц, памятниках;
  • о символике республики и родного города (гербе, гимне, флаге);
  • интерес к изучению традиций, культуры коми народа.
  1. Познакомить с особенностями проведения и празднования национальных праздников коми народа «Зарни сюр» (День оленевода), «Черинянь гаж» (День рыбного пирога), «Шондiбан» (Праздник солнца).
  2. Формировать эмоционально-положительные чувства у детей к окружающему миру:
  • любви и привязанности к своей семье и дому;
  • интереса к жизни родной республики и города Усинска;
  • гордости за достижения республики и города Усинска;
  • уважения к культуре и традициям коми народа, к историческому прошлому.

Участниками проекта являлись дети старшего дошкольного возраста, творческая группа педагогов, родители (законные представители).

Проект реализовывался в 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный, в каждом из которых, были обозначены мероприятия, ответственные лица, сроки.

Подготовительный этап носил организационно-методический характер,  во время которого творческая группа разрабатывала план мероприятий по проекту, разрабатывала сценарии основных мероприятий и т.д.

На основном этапе проводилась большая предварительная работа с детьми старшего дошкольного возраста во время занятий по образовательным областям «Физическое развитие» (где происходило разучивание коми подвижных игр), «Художественно-эстетическое развитие» (предметы «Рисование» - знакомство с коми орнаментом, творчеством коми художников и др., «Музыка» - разучивание коми песен). Это позволило дать первичные представления детям о культуре коми народа, традициях, истории в Республики в целом по следующим блокам:

  • «Жизнь и быт оленеводов»
  • «Декоративно-прикладное творчество коми народа»
  • «Традиционная кухня»

Заключительным мероприятием каждого блока стало проведение праздничных мероприятий – стилизованное представление национальных праздников с непосредственным участием дошколят.

Праздник «Зарни сюр» или (День оленевода) помог нашим воспитанникам окунуться в удивительный и загадочный мир жителей тундры - оленеводов. В ходе данного мероприятия дети узнали об особенностях быта оленеводов, основных занятиях коренного населения – это охота, оленеводство и рыболовство. Ребята с большим удовольствием играли в народные спортивные игры: метание аркана, прыжки через нарты, борьба, гонки на оленьих упряжках.

Второй праздник «Черинянь гаж» (праздник рыбного пирога) был посвящен знакомству детей с фольклорым наследием и кулинарным искусством жителей Печорского района и удивительной деревне Бызовая, в которой ежегодно проводится этот праздник. Суть праздника заключалась в том, чтобы ребята вместе с символом праздника – мамонтенком искали старинный рецепт рыбного пирога, путешествуя по тематическим «полянам», выполняя различные задания героев праздника. 

Завершением изучения блока декоративно-прикладного творчества стал праздник народного художественного творчества  «Шондiбан» (Праздник солнца). Это мероприятие позволило дошколятам окунуться  в чудесный мир народно-прикладного искусства и  творчества, узнать тонкости художественной обработки бересты, дерева, плетения и ткачества, а также  продемонстрировать зрителям красоту традиционных коми песен и танцев

Для того чтобы передать характер полноту, содержательность, особенности, всех национальных праздников творческим коллективом и руководителем проекта была проведена большая предварительная работа. Это и подготовка методического материала, атрибутов, пошив костюмов, декораций. Особого внимания стоит уделить предварительной работе  с детьми, которые были главными участниками праздников, выступали в качестве юных артистов. Во - первых, на музыкальных занятиях  ребята знакомились   с   историей праздника, особенностями их проведения, разучивали коми песни, учили водить хороводы, играли на музыкальных инструментах и др. Во - вторых, во время физкультурных занятий знакомились с национальными играми, которые являлись неотъемлемой частью праздников, учились в них играть.

Оценивание результатов реализации проекта происходило в процессе наблюдения за детьми в рамках образовательной деятельности через организацию познавательных викторин, музыкальных мероприятий, посвященных национальным праздникам, во время которых участники показали знания, полученные в ходе реализации проекта.

Не смотря на завершенность данного проекта, работа по этнокультурному воспитанию дошкольников в нашем детском саду продолжается. В перспективе мы планируем организовывать «Встречи с интересными людьми города», которые бы делились своим опытом, мастерством среди педагогов и воспитанников.

Библиографический список:

  1.  Клейман. Т.В. «Детям о культуре народа коми» I, II, III, IV части.  Метод. рекомендации / Коми респ. ин-т усовершенствования учителей.  Сыктывкар 1994-1995 г.
  2. Конакова Н.Д. «Традиционная культура народа Коми» - этнографические очерки. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1994. 269 с.
  3. Парма: программа развития и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении Республики Коми / ред. С. С. Белых, С. Н. Штекляйн, Н. Б. Потолицына.  Сыктывкар: КРИРО и ПК, 2003. - 200 с.
  4. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «Детям о Республике Коми» З.В. Остаповой, М.В. Рудецкой, И.Н. Набиуллиной, Т.И. Чудовой. ... Сыктывкар: ООО «Анбур», 2020.  144 с.