Конспект занятия для детей старшей группы "Мордовская народная культура"
план-конспект занятия (старшая группа)

Налейкина Наталья Анатольевна

Прививать интерес к  культуре народа, проживающего рядом, необходимо начинать с дошкольного возраста. Изучение фольклора, традиций, быта, праздников, народного костюма - способствует воспитанию патриотизма , толерантности по отношению к людям разных национальностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель:  Знакомство с мордовской народной культурой.

Задачи:

Образовательные.

Познакомить с новыми словами (панар ,пулай, панга);  

совершенствовать диалогическую речь.

Закрепить знание основных цветов, использованных в мордовском орнаменте, умение составлять узор из уже знакомых элементов мордовского онамента

Развивающие.

Развивать умение  говорить правильно,

формировать словарный  запас,  умение узнавать и называть элементы мордовского орнамента, выделять его характерные особенности,а также развивать образное мышление и творческие способности дошкольников.

Способствовать развитию любознательности, мышления, инициативы, развитию креативного мышления.

Воспитательные:
Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине;
расширять представления об искусстве, традициях и обычаях мордовского народа;
формировать интерес к культуре, предметам быта, национальной одежде, мордовским языкам;
продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Оборудование: уголок избы: стол, лавочки, печка, сундук, книга «Легенда происхождения мордвы», мордовский народный костюм, иллюстрации элементов костюма, вырезанные элементы мордовского узора.

Ход занятия.

Воспитатель. Послушайте стихотворение:

Стихотворение читает ребенок

Край мордовский - Родина моя!

Край мордовский – дружная семья.

В ней народ живет, как друг и брат

А при встрече говорят-

-Шумбрат!

-Шумбратада кельгома ялгат!

Шумбратада вечкиекс ялгат!

Здравствуйте, дорогие друзья!

Я думаю, что все уже поняли, что сегодня мы будем говорить о Мордовии, о мордовском народе.

Дид. Игра «Закончи предложения»

  1. Наша страна назвывается…(Россия)
  2. Мы живем в республике ,,,(Мордовия)
  3. Столица  России…(Москва)
  4. Главный город Республики Мордовия…(Саранск)
  5. В Мордовии живут…(Мордва, русские, татары…)
  6.  Все народы живут …(Дружно)

Воспитатель: Здесь дружно проживают люди разных национальностей. Прославляют своим талантом нашу могучую страну сыны и дочери земли мордовской.

(В группе создан уголок избы: стол, лавочки, печка, …).

Сегодня, ребята, мы с вами пойдем в гости

А приглашает нас  мордовочка  Алдуня . (кукла). (Прошли в избу , сели на лавочки)

(Алдуня и ребята приветствуют друг друга)

Воспитатель. Ребята, посмотрите на мордовочку и скажите, какая она? (красивая, милая , веселая, очаровательная, милая, гостеприимная)

У Алдуни есть предмет. В старину в нем хранили самые дорогие сердцу вещи. А что это за предмет вы узнаете, если  отгадайте загадку:

В комнате у бабушки

Словно барин он стоит

И под крышкой тяжеленной

Много нужного хранит.

Там одежда, сладости, куча ценного добра.

Для ребячьей радости

Достают из….( сундука)

Воспитатель. Алдуня разрешает нам его открыть. (сверху лежит самодельная книга с рисунками , в которой записана Легенда о рождении мордовского народа)

Воспитатель.  Я вам сейчас расскажу одну интересную древнюю легенду.

Легенда о рождении мордовского народа. (под мордовскую музыку, с показом иллюстраций из книги)

… Однажды в мордовских дремучих лесах свершилось великое чудо. Ранней весной Бог солнца поцеловал своими лучами молоденькую яблоньку - и раскрылся на земле первый яблоневый цвет, красоты первозданной и невиданной. За ним - другой. третий. И стала вся яблонька ослепительно белой и сказочно прекрасной.

      Залюбовалась красотой неслыханной птица счастья коснулась своим крылом чудо-яблоньки и превратила её в девицу ненаглядную. И пошла она по цветущей земле, и там, где нога её ступала, рождался мордовский народ: высокий, голубоглазый, златокудрый, мудрый, добрый, трудолюбивый и хлебосольный.

      И поныне живет и процветает народ мордовский на земле Российской.

Прекрасен наш край Мордовский, он зачаровывает нас своей неповторимой природой, своей культурой. Пословицы и поговорки –часть культуры.

Ребята, вспомните  пословицы мордовского народа.

Без знания и лапоть не сплетешь.

Красота не в глазах , в добром сердце.

Одна пчела много меда не соберет.

Плохому человеку все плохие.

Пословица с птичий клюв, а мудрости в ней целое озеро.

Слово не птица: вылетит не поймаешь.

Хвались не в начале дела, а когда его завершишь.

Мордовские подвижные  игры- это тоже часть народной культуры.  И Алдуня приглашает нас поиграть в  подвижную игру «В горшочки» (после игры дети садятся на свои места)

Воспитатель: Давайте заглянем в сундук. Что же там еще лежит? А еще, ребята, здесь мордовский женский костюм. (иллюстрация полного костюма и отдельно предметов)

     Мордовский народный костюм появился в глубокой древности. Вся жизнь мордовского народа была связана с различными обрядами и ритуалами, и костюм для них был очень важен. Чем наряднее и краше, тем лучше. Праздничная одежда изготавливалась вручную, хранилась бережно всю жизнь и передавалась от матери к дочери. Мордовский народный костюм был нарядным, ярким, цветным и не утратил нарядности и в наше время.

Воспитатель: Давайте рассмотрим мордовский национальный костюм.

Мордовский костюм:

Это туникообразная рубаха без воротника (показывает на костюме) называется панар. Главным украшение рубахи была очень плотная вышивка. которая располагается по бокам и спускается от плеч по рукавам, окаймляет подол. (иллюстрации)

Что является главным украшением панара?(Вышивка)

А где она располагается? (Ответ: на рукавах, на подоле)

Это пулай. – набедренное украшение. Носят пулай чуть ниже талии. Он является обязательным элементом женского костюма. Украшали пулай медными монетами, пуговицами, разноцветным бисером, бусинами, блестками. на шею одевали много бус. При ходьбе наличие таких украшений создавало звон. Поэтому говорили: мордовочку, сначала слышно потом видно.

Воспитатель:  Ребята, как вы думаете, как украшали девушки свою голову? (Ответы детей: лентами, тесемочками…)

До замужества мордовские девочки носили простые матерчатые тесемочки, с открытыми волосами. Такой головной убор называли – увяс. Его украшали как можно наряднее. При замужестве волосы женщины прятали и носили специальный головной убор – панга. Традиционным считается мордовский платок, который завязывали высоко на макушке.

Воспитатель: Давайте проговорим эти слова. Как называется рубаха? (Панар). А как называется пояс который женщины носят на талии? (Пулай). Какой головной убор носят мордва? (Панга). (Дети повторяют новые слова)

Воспитатель: - Давайте обратим внимание на цветовую гамму. Какие цвета вы можете выделить в мордовской вышивке? (Ответы детей: белый, красный, черный, зеленый)

Воспитатель: Правильно, ребята. Есть даже такое стихотворение

Ксения, прочитай нам его

Вышивка мордовская, славилась всегда

Может быть понравится? Смотрите вот сюда:

Все узоры разные, черные да красные,

А зеленый след. освежает цвет

Воспитатель. Расцветка мордовской вышивки включает в себя, в основном, четыре цвета: черный с синим оттенком и темно-красный как основные тона, желтый и зеленый для расцвечивания узора. Вышивание было не только обязательным, но и любимым занятием мордовских девушек, за которым они проводили много времени. Обучение вышиванию начиналось с 6–7 лет.)

Воспитатель: - А какие элементы  мордовского узора вы знаете? (Ответы детей: «ромб», «крест»,  «треугольники», «галочки». (Иллюстрации)(Дети сами подходят к доске и выкладывают названный элемент для лучшего зрительного усвоения) .

Воспитатель. У Алдуни случилась беда: на праздничной рубахе исчезла вышивка. Давайте мы поможем ей восстановить узор.

Дид/ игра «Собери узор». На столе лежит  изображение рубахи-панар. Дети составляют узор из элементов.

Воспитатель. Алдуня нас благодарит за помощь. И дарит нам вот такие медали. Пора, ребята, нам возвращаться в детский сад. Попрощаемся с Алдуней.)

Воспитатель. Вастомазонок.

Дети. До свидания.

Воспитатель. Вот мы вернулись в детский сад.  Закончите   предложения:

Сегодня я узнал…  (воспитатель спрашивает 2-3 детей)

Мне было интересно …

Мне не понравилось…

Воспитатель. Все молодцы. Всем спасибо за занятие.

Использованная литература.

  1.  Мы в мордовии  живем: региональный образовательный модуль дошкольного образования О.В.Бурляева и др.; Мордов.гос.пед.ин-т-Саранск, 2015.-84с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятиядля детей средней группы "Деревянные чудеса"

Расширить представления о дереве,его качествах и свойствах....

Воспитание духовности у детей среднего и старшего возраста через приобщение детей к русской народной культуре

Презентация на тему "Воспитание духовности у детей среднего и старшего возраста через приобщение детей к русской народной культуре".Цель: Воспитание духовно - нравственных ценносте...

Конспект занятиядля детей старшего дошкольного возраста "Школа вежливых наук"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект по ознакомлению дошкольников с народной культурой "Сентябрь: кукла "День и Ночь" для детей старшей группы.

Занятие является первым в годовом проекте "Народный календарь". Проект содержит 12 конспектов занятий по изучению народного календаря с помощью Годового круга народной куклы....

Конспект по ознакомлению дошкольников с народной культурой "Ноябрь" для детей старшей группы.

Третье занятие проекта по знакомству с годовым календарем народной куклы. Какая кукла символизирует ноябрь? Почему эта кукла считалась самой сильной и важной. Хранительницей чего она была в старинной ...

Конспект занятиядля детей старшего дошкольного возраста "Листая страницы Красной книги"

Конспект заняти в старшей группеЦель: Формирование начальных представлений детей о Красной книге.Задачи:-расширить  представления детей о многообразии животного мира;- способствовать развитию поз...

Конспект занятия по приобщению детей к истокам народной культуры в старшей группе «Литературный калейдоскоп «Хорошо ли ты знаешь сказки?»

МБДОУ детский сад №5 «Улыбка»  Конспект занятия по приобщению детей к истокам народной культуры в старшей группе «Литературный калейдоскоп «Хорошо ли ты знаешь сказки...