План самообразования педагога ДОУ Тема: «Сохранение и развитие марийской культуры в ДОУ через дополнительное образование»
календарно-тематическое планирование

Яликова Алевтина Николаевна

План самообразования педагога ДОУ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx531.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Ежовский детский сад «Солнышко»



Утверждаю

 заведующий МДОБУ

 «Ежовский детский

 сад «Солнышко»

 ________Е.Н. Лебедева


План

самообразования педагога ДОУ


Тема:

«Сохранение и развитие марийской культуры в ДОУ через дополнительное образование»


Разработала:

Яликова А. Н.




Актуальность выбранной темы

        Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не     забывая о том, что патриотизм у каждого формируется индивидуально. Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребёнка – семье, дому, детскому саду и своему городу, селу.

Цель:

  • Повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности;
  • Создать развивающую среду способствующую для сохранения и развития марийской культуры в ДОУ через дополнительное образование,  воспитывать у  детей гражданские чувства, чувство любви к  родному краю.

  Задачи:

 Задачи:

  • Проанализировать методическую литературу по данной теме; 
  • Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы; 
  • Знакомить детей с марийскими народными традициями, прививать любовь и уважение  родному краю.
  • Ознакомить детей с республиканской символикой.
  • Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении; 

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком в кружке допобразования «Изи памаш», наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем марийский  край. Надо показать ребенку, что родное село, город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.


Формы работы по ознакомлению с родным краем:

  1. Информационный этап: изучение научно-методической литературы об истории и культуре Республики Марий Эл; отобрать соответствующий материал, который позволит сформировать у дошкольников представление о том, чем славен  край марийский.
  2. Внедрение в практику:
  • Создать Центр краеведения по ознакомлению с родным краем. В соответствии с этим подобрать материал, включающий как сведения об историческом прошлом, так и о современном облике Республики Марий Эл, содержание которого отражено фотографиями , альбомами, макетами.
  • Оформить «Мыйын кудем», где размещались бы предметы и элементы быта марийского народа.
  • Приобрести серию дидактических игр по ознакомлению с родным краем.
  • Привлечь родителей по ознакомлению детей с родным краем (организация экскурсий, совместных праздников,  маршрута выходного дня (музей, библиотека и др.))
  1. Представление опыта работы:
  • Участие в педагогических чтениях;
  • Разработка конспектов занятий с детьми;
  • Оформление информационного уголка, мини-музея для детей и родителей.

Ожидаемый результат:

• Дети станут испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду;

• Расширятся знания и представления о труде разных профессий;

• Проводимые мероприятия разовьют в ребенке уверенность в себе, сформируют социально значимые чувства, желания и взгляды, привьют социальные навыки;

• У детей сформируется чувство гордости за своё село, свою малую Родину;

• Дети будут проявлять чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества, ветеранам Победы;

• Дети полюбят природу родного края, и будут бережно относиться к ней.

План работы на 2021 –2022 учебный год

Месяц

Тема занятия

Сентябрь

«Моя Родина – Россия. В ней родной марийский край»

  1. Вводное занятие. Марий Эл – шочмо вер.
  2. Беседа о Йошкар – Оле: «Цветок марийский мой-Йошкар-Ола».
  3. Беседа «Тый кушто илет?» Ежово моя малая родина.
  4. Творческий рассказ «Я люблю свой детский сад – мый йоратем йочасадым».

Октябрь

«Животный мир

Республики Марий Эл».

  1. Разучивание песен о марийском крае, стихотворений, танцев.

Разучивание песни  «Шочмо вер».

     Песня «Садикыште».

  1.  «Ознакомление с марийским национальным искусством»,беседа о марийской вышивке и марийском костюме.
  2. Кукла Айвика в гости к нам пришла, ознакомление с марийским орнаментом.

Ноябрь

Республике

Марий Эл – 100лет

  1. Выступление с литературно-музыкальной композицией «Цвети, мой край родной» в группе.
  2. Беседа «Марий Эл – многонациональная республика»
  3. «Знакомство с марийскими народными сказками».

«Кто всех сильнее?»

  1. Конь серебряной гривой».

«Мужик и чёрт», «Кокша – богатырь».

Декабрь

«Зима в марийском крае».

  1. Составление описания зимней природы.
  2. Используя лексику предыдущего занятия составляем диалог.
  3. Разучивание новогодних песен и стихов.
  4. Составление текста поздравительной открытки.

Январь

«Играя, мы растём».

Дидактические игры.

  1. «Палыме лийына».
  2. Мыланем парнятым пу».
  3. «Чыве ден корак»

Февраль

«Знакомство с марийской живописью»

  1. Рассматривание иллюстрации художника И. Михайлина к книге В. Стародубцевой «Ян – не королевич»
  2. Беседа о творчестве художника З. Лаврентьева.
  3. Рассматривание «Азбуки» С. Дмитриева. Художник З. Лаврентьев. Отметить национальные мотивы.
  4. Рисование по сюжету любимой сказки.

Март

«Вместе с мамой»

  1. Беседа о маме.Разучивание стихотворений о маме.
  2. Разучивание песни «Ава».
  3. «Идалык жап»  – времена года. «Шошо» - весна.
  4. Мурена да куштена. – Поём и пляшем.

Апрель

«Природа и мы»

  1. «Кладовая здоровья» (лекарственные растения РМЭ). Знакомство с некоторыми видами растенитй.
  2. Суртвольык – домашние животные.
  3. Ирянлык – дикие животные.
  4. Кайык – влак – птицы. Сурткайык – домашние птицы.

Май

«Знакомство с рекой Кокшага».

«До свидания, детский сад»

  1. Расширить представление детей о водоемах своего региона, рассматривание иллюстраций, прогулки по набережной реки, знакомство с правилами поведения на воде.

  1. Йомакым модына « Ола чыве».Сценаризация сказки «Курочка Ряба». Игры, песни, стихи.

  1. «Код чеверын, йочасад!»

  1. Итоговое занятие.

Перспективное планирование  на 2021 –2022 учебный год.

Месяц

Тема занятия

Сентябрь

«Моя родной марийский край»

1.Беседа о поселке Медведево «Рожденный в 43 –м» (прошлое и настоящее)

2. Беседа о Йошкар – Ола – столица РМЭ (прошлое и настоящее).

3. Растение Красной книги Марий Эл. Чтение стихотворений В. Колумба «Ландыш».

4. Разучивание песни «Марий Эл» слова Изиляновой, муз. В. Захарова.

Октябрь

«Устное народное творчество»

  1. Литературно-музыкальная композиция «Цвети, мой край родной».
  2. Разучивание песен о марийском крае, стихотворений, танцев.
  3. Песня слова И.Осмина « Шочмо мланде»
  4. Песня «Марий Эл» 
  5. Песня« Садикыште»

Ноябрь

Республика

«Марий Эл – многонациональная»

  1. Выступление с литературно-музыкальной   композицией «Цвети, мой край родной» в группе.
  2. Беседа «Марий Эл – многонациональная республика»
  3. Беседа «Финно - угорский мир наши братья и сестры».
  4. Животный мир в Красной книге Марий Эл.

Декабрь

«Жизнь и быт наших предков».

1.Рассказ «Как жили наши предки» (основные занятия и промысел мужчин)

2.Рассказ  «Основные занятия женщин – мариек в прошлом (прядение, ткачество, ведение домашнего хозяйства).

3. Природные богатства Республики Марий Эл (лес, песок, торф, ягодные болота)

Январь

«Символика Республики Марий Эл»

1.Знакомство с гербом и гимном Республики Марий Эл

2.Разучивание гимна РМЭ.

Февраль

«Ознакомление с марийской литературой»

1. Знакомство с творчеством детского писателя В.В. Крылова. Слушание его произведений.

2. Заучивание отрывка из стихотворения  Г. Матюковского «Таир». Рассматривание озера в фотоальбомах «Марий Эл» и «Родниковый край».

3. Знакомство с творчеством М. Шкетана. Чтение рассказа «Моя шапка».

4. Классик марийской литературы – С. Г. Чавайн. Рассказ о поэте и писателе.

Март

«Чтение любимых марийских сказок»

1.Беседа о марийских сказках

2.Рассматривание сборников сказок (с иллюстрациями З. Лаврнетьева,  А. Фомина, Р. Янгильдина).

3.Чтение сказки по желанию детей.

4.Игра соревнование «Узнай сказку по отрывкам»

Апрель

«Ознакомление с природой марийского края»

1.Беседа «Природа родного края» -заучивание отрывка С. Вишневского «Моя Республика»;

- рассматривание иллюстраций в книгах о природе.

2.Национальный природный парк «Марий чодра (для чего он создан, его ценность).

3.Кладовая здоровья (лекарственные растения РМЭ).

4.Реки и озёра-украшение родной природы (дать представление о многочисленности рек и озёр, назвать самые большие реки).

Май

«До свидания, детский сад»

1.Разучивание стихотворения «Код чеверын, йоча сад!» О. Эльтемеровой.

2.Разучивание песни.

3.Итоговое занятие.

Перспективы работы:

-  Продолжать свою работу в данном направлении, а именно:  интересно организовывать жизнь детей в детском саду через краеведческую деятельность.

- Осуществлять работу по теме самообразования и последующее обобщение опыта работы «Сохранение и развитие марийской культуры в ДОУ через дополнительное образование».

-Изучить новинки методической литературы.

- Транслировать опыт работы на разных уровнях, в том числе через публикации материалов.

         Литература:

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.; Изд – во ЦГЛ, 2005.
  2. Васенева Г. В. «Использование марийских игр в д/саду», Й – Ола, 1997г.
  3. Жуковская  Р. И. «Родной край», М.: Просвещение, 1995г.
  4. Ильина Л. С. «Ознакомление дошкольников с природой марийского края», Й – Ола, 1997г.
  5. Логинов Л. В. «Что может герб нам рассказать…» (Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию). М, 2009г.
  6. Марийские народные  сказки в д/саду, Й – Ола, 2007г.
  7. Петрухина С. Р.  «Ознакомление детей с марийской литературой», Й _ Ола,!997г.
  8. Программа «Изи памаш (Родничок), Й – Ола, 2000г.
  9. Политкультурная социализация детей: сотрудничество ДОУ с Семьей, Й – Ола, 2001г.
  10. Свербиева В. Н. «С любовью к малой родине» // Воспитатель ДОУ, № 10, 2010г.
  11. Усачева Р. В. «Программа патриотического воспитания дошкольников»// Воспитатель ДОУ, №4, 2010г.
  12. Федорова С. Н. «Занятия как средство ознакомления детей дошкольного возраста с людьми ближайшего национального окружения». Й – Ола, 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль художественного образования в сохранении и развитии национальной культуры.

Издревле народная художественная культура определяла нормы поведения в социуме, моделировала взаимоотношения разных поколений, помогала формировать ценности и идеалы личности, несла в себе селек...

Статья на тему "Народный праздник- традиция, духовный облик, сохранение и развитие национальной культуры"

Вступительное слово о важности сохранения духовно- нравственных ценностей народа, его традиций и праздников. Сценарий праздника"Масленица" , Фотографии праздника....

ПРОЕКТ Приобщение детей к традиционной народной культуре средствами и формами дополнительного образования

ПРОЕКТ Приобщение детей к традиционной народной культуре средствами и формами дополнительного образования...

Выступление на педагогическом совете: Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников через дополнительное образование».

Выступление на педагогическом совете: Тема: «Развитие творческих способностей младших школьниковчерез дополнительное образование»....

Личностное развитие дошкольников через дополнительное образование в условиях дошкольной организации.

личностное развитие дошкольников через дополнительное образованиев условиях дошкольной организации...