Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе: Тема: « Животный мир Прибайкалья»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Красникова Ольга Васильевна

Цель: Создать условия для  формирования  у старших дошкольников первичных представлений  о мире животных Прибайкалья, через выполнение упражнений и заданий лексической  темы «Животные родного края»                                                                                            

 

Обучающие задачи:

-  формировать  представления детей  о многообразии  животных Прибайкалья;                                                                                                                                         -  уточнить названия, отличительные признаки животных ;                                           - активизировать словарный запас,   наименованиями деталей предметов, частей тела животных;                                                                                                  -  учить употреблять в речи  названия  детенышей животных;                                                  - закреплять  навыки  словообразования.                                   

                                                                                                                                                                                                                                                                   Развивающие задачи :                                                                                                                      - развитие ловкости, быстроты реакции                                                                                          - развитие внимания и памяти,                                                                                             - развивать умение соотносить родовые и видовые понятия

.                                                                                                                                                                                                                                                                         Воспитательные задачи:                                                                                                           - воспитывать бережное отношение  к животным, понимая их самоценность;                         - воспитывать гордость за уникальное  творение природы, национальное  сокровище и достояние  животного мира  Прибайкалья;                                                                                                                                                 - воспитывать чувство радости от общения  с  живой природой.

 

Активизация словаря   накопление словаря по теме:                                                               « Животные Прибайкалья »  новые слова  логово, хатка,  кабарга, белёк,  горностай,  росомаха, баргузинский соболь,  следопыты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zhivotnyy_mir_pribaykalya.docx38.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                            города  Иркутска детский сад  № 175

Конспект занятия  по речевому развитию                                                                в подготовительной к школе  группе:

Тема: « Животный мир Прибайкалья»

Разработала:  Красникова О.В.                                                                                                                                                                     воспитатель 1 кв. категории

подготовительной к школе  группы  № 5 с  ТНР

 

2021- 2022  учебный год

Цель: Создать условия для  формирования  у старших дошкольников первичных представлений  о мире животных Прибайкалья, через выполнение упражнений и заданий лексической  темы «Животные родного края»                                                                                            

Обучающие задачи: 

-  формировать  представления детей  о многообразии  животных Прибайкалья;                                                                                                                                         -  уточнить названия, отличительные признаки животных ;                                           - активизировать словарный запас,   наименованиями деталей предметов, частей тела животных;                                                                                                  -  учить употреблять в речи  названия  детенышей животных;                                                  - закреплять  навыки  словообразования.                                  

                                                                                                                                                                                                                                                                   Развивающие задачи :                                                                                                                      - развитие ловкости, быстроты реакции                                                                                          - развитие внимания и памяти,                                                                                             - развивать умение соотносить родовые и видовые понятия

.                                                                                                                                                                                                                                                                         Воспитательные задачи:                                                                                                           - воспитывать бережное отношение  к животным, понимая их самоценность;                         - воспитывать гордость за уникальное  творение природы, национальное  сокровище и достояние  животного мира  Прибайкалья;                                                                                                                                                 - воспитывать чувство радости от общения  с  живой природой.

 

Активизация словаря   накопление словаря по теме:                                                               « Животные Прибайкалья »  новые слова  логово, хатка,  кабарга, белёк,  горностай,  росомаха, баргузинский соболь,  следопыты.

Предварительная работа.

Беседа «Как животные Прибайкалья готовятся к зиме», «Чтение художественной литературы : С.К.Устинов «Зверь - большие рога», «Животные Байкала», Н.С.Никитин  «Баргузинский соболь», С.Н.Агеева «Нерпёнок»,  Моделирование «Что есть у оленя? медведя?                        Дидактические игры  - «Найди детёныша для мамы»,  «Собери нерпу из геометрических фигур»,  «Четвертый лишний», «Подбери домик для животного»,  «Найди по описанию»;    подвижные – «Рыжая лисичка», «Лиса и зайцы»,  сюжетно-ролевые – «Лесные следопыты на Байкале»,  рисование  «Заяц-беляк», «Раскрась животное и дорисуй его домик»;  аппликация «Домик для нерпы и нерпёнка»;  пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»;  артикуляционная гимнастика: «Белка».

Материалы и оборудование:   мяч, набор цифр, набор  иллюстраций и предметных  картинок  к  дидактическим играм; набор игрушечных животных, волшебный сундучок.  

План - конспект

I часть.   Вводная                                                                                                            Сегодня, на занятии мы будем знакомиться  с животными родного края.                                

Дыхательное упражнение   «Лиса идёт по следу»                                                                                        (короткие частые вдохи носом)

Лисонька-лиса след зайца взяла.

Носиком повела, по следу пошла: «Лиса след взяла»

Мотивация  игровая.

Игра с мячом  «Веселый счет»                                                                                   Сколько их — всегда мы знаем. Хорошо мы все считаем.                                                 Воспитатель бросает мяч ребенку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять» (или «шесть», «семь», «восемь»...)..                                                                                                                 Один волк - пять  волков, один кабан - пять кабанов,  один заяц - пять зайцев,  одна лиса -  пять лис, один медведь - пять медведей, один лось - пять лосей, одна белка - пять белок, один горностай – пять горностаев    и т. д.                                                       

Сюрпризный момент.                                                                                                    Волшебный сундучок (с игрушечными животными)                                                                   Дидактическая  игра:   « Кто кем был?»  см. стр.5,  рабочая тетрадь №1.

Мы, конечно, не забыли, кем ещё вчера вы были.                                                          Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.                                                                                                                                             Ход игры:  ребёнок достаёт из сундучка   игрушечное   животное, отвечает на вопрос, кем  был раньше  названный объект:  лиса - лисёнком,  медведь  - медвежонком,    соболь - соболёнком,  бобр - бобрёнком,  рысь - рысёнком,  заяц - зайчонком, олень - оленёнком, белка - бельчонком,  лось – лосёнком,  волк - волчонком,  кабан – кабанёнком.

II часть   Основная 

Перед вами животные: 1. Медведь  2. Соболь.  3. Кабарга 4. Бобр  5. Лиса

– Я читаю описание животного, вы соотносите это описание с изображением, и когда я говорю: Внимание, ответ, поднимаете карточку с номером животного.

1.   Это стройное и изящное животное,  называют «жемчужиной сибирской тайги».  Тело  его вытянутое, очень гибкое, на коротких ногах. Меховой покров густой,  мягкий,  пушистый. Зимой он  светлее летнего. ( Соболь)

2.   Большой, лохматый, ходит на четырех лапах, любит мед, зимой спит, летом бродит, ест малину и нагуливает жир. След этого хищного зверя похож на  человеческий? (Медведь)

3. Парнокопытное млекопитающее небольшого размера. Маленький безрогий олень, или, как его часто называют, «сибирский кенгуру». У самцов имеются острые клыки, которые заменяют отсутствующие рога.  Они растут на протяжении всей жизни животного и могут достигать 10 см в длину.

 (Кабарга)

4. Это красивое животное. Тело  покрыто густой рыжей шерстью, имеет  роскошный пушистый хвост,  короткие ноги и острую мордочку. Глазки бусинки, светятся хитрым огнём. Питается  мышами, зайцами.                                                       От врагов  убегает зигзагами,  бегает  очень быстро. (Лиса)

5.  Это животное водоёмов, у него короткие и сильные лапы, крупные и острые зубы, красивый мех, длинный хвост, который выполняет функцию руля.   В случае опасности он  со всей силы молотит хвостом по воде, таким образом,  он предупреждает своих сородичей.

Питается  растениями  и древесиной,  предпочитает кушать молодые веточки и побеги деревьев, на зиму они делают запасы в своих норах.  Строить эти водолюбивые животные умеют норы и хатки. Выход из жилища находится под водой. (Бобр)

Групповая работа

  Д/и  «Животные и их детеныши».   (см.  стр.5  раб. тетрадь №1)                                                                                                                         Воспитатель  называет какое - либо животное, а ребенок, называет детеныша этого животного, показывает его на картинке и соединяет  линией.                                       У оленя - оленёнок;  у лося - лосёнок;  у лисы - лисёнок; у  медведя - медвежонок,   у волка - волчонок,  у зайца - зайчонок,  у белки - бельчонок, у  барсука – барсучонок,  у рыси - рысёнок,  у нерпы - нерпёнок  (белёк)

 

Д/и  «Чья семья?»    Цель: подбор однокоренных слов                                                                Волчья семья – это волк, волчица и волчонок  и  т.д.

Индивидуальная  работа:    Д/и  «Где,  чьи следы?»                                                                ( см. стр. 4   рабочая  тетрадь №1)

 Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом

(Дети загибают пальцы на обеих руках.)                 

Есть нора — надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом,

(Удары ладонями и кулачками поочередно.)

Всем тепло, уютно в нём.

 

Игра с мячом                                                                                                                        «Чья голова?»  Чей хвост?   Чьи уши?  Чьи копыта?  Чьи рога?                                              

Ход игры:  У  рыси голова - рысья;  у зайца - заячья;  у оленя — оленья;                    

у лисы - лисья;  у белки -  беличья;  у медведя - медвежья;   и т. д.                                        Усложнение.  Составление предложений с этими прилагательными.

III часть   Заключительная                                                                                      - «Где  мы можем применить  полученные  знания?»                                                                               1 вариант:  Игра   «Подскажи словечко»                                                          

—  Сова летает, а куница ….?  

— Заяц ест траву,  а лиса ….?

— Крот роет норки, а белка…?                                                                                                — Медведь зимой спит, а волк…..?

— Рысь - хищный зверь, а заяц…?

— Лосиха - мама лосёнка, а олень ..?

— У медвежонка мама медведица, а у бельчонка….?

 2 вариант (усложнение)  «Продолжи предложение»                                                                    -  Давайте, ребята,  попробуем продолжить предложение:

– Горностая можно отличить от ласки по – (размеру, он немного больше, и по черному кончику хвоста зимой)

– Весной «танцует фокстрот» — поднимаясь на задние лапы и двигаясь мелкими шажками – (лиса)

– Самцам кабарги рога заменяют – (острые клыки)

– Жемчужиной сибирской тайги называют – (соболя)

– Бесстрашный хищный зверь, которого предпочитают обходить стороной волки и медведи это – (росомаха)

  IV часть    Подведение итогов:

Мир прекрасен, наши леса, тайга, удивительные и разнообразные виды животных.  Знайте и берегите их.

Для дружбы, для улыбок и для встреч,  
В наследство получили мы планету. 
Нам этот мир завещано беречь,  
И землю удивительную эту!

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план в подготовительной группе Тема «Животный мир Прибайкалья»

Задачи: Систематизировать первоначальные представления детей о типичных представителях животного мира Прибайкалья. Закреплять и углублять представления об охране животного мира, приобщать к экологичес...

Тема недели: Животный мир зимой Конспект по рисованию в подготовительной группе на тему: «Кто как зимует»

Программное содержание: • Формировать у детей эстетическое видение природы в произведениях изобразительного искусства, вызывать эмоциональный отклик на красоту природы в зимний период....

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по теме Животные жарких стран.

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром  Тема «Мама для мамонтенка»....

Календарный план воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе по теме «Весна в Прибайкалье»

Календарный план воспитательно-образовательной работы в подготовительной группеТема: «Весна в Прибайкалье»«Поведение животных весной», «Перелетные птицы»...

Конспект занятияпо развитию речи в старшей группе «Домашние животные»

Конспект занятия в старшей группе «Домашние животные»Задачи:Уточнять и расширять представления детей о домашних животных и их детенышах (внешний вид, пища; польза, приносимая людям); о том...

Конспект НОД для воспитанников подготовительной коррекционной речевой группы V вида На тему: «Животные и птицы жарких стран»

Цель:  закрепить понятие «животные жарких стан»; познакомить с новыми зверями и птицами жарких стран; научить рассказывать про животных по мнемотаблице. Расширить словарный запас.Зада...

Конспект занятияпо речевому развитию «Высоко – низко»

Конспект занятияпо речевому развитию «Высоко – низко» Цель: знакомство детей с величиной предметов.Образовательные задачи: Учить детей различать предметы по высоте и длине...