Конспект НОД по познавательному развитию с детьми дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая группа)

Лисянская Надежда Васильевна

Конспект НОД по познаватенльному развитию (региональный компонент), для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_napravleniyu_poznavatelnoe_razvitie.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Корликовская общеобразовательная средняя школа»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие»

Тема «Человек и северный олень»

Разработали: Чехомова В.Л., Лисянская Н.В.

Задачи:

          Образовательные
- учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных; - формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над ее содержанием (с помощью вопросов воспитателя);                                                                 - активизировать мыслительную деятельность, расширять словарный запас детей.

Воспитательные
- воспитывать потребность заботится о животных;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        
- воспитывать патриотические чувства, любовь к малой Родине.                                                                                                                                                                                            

Развивающие
- развивать умение находить взаимосвязь живых организмов со средой обитания (эксперимент);                                                                                                                                  - развитие слухового внимания, памяти, мышления;
- развитие диалогического общения, умения слушать и высказываться;
- развивать ловкость, меткость в игре.

Материал:

1.Подборка фотографий  «Северные олени»

3.Картина с изображением лося;

4. Фотоальбом «Природа нашего края»

5. Чашки с клюквой;

6. Ватман;

7. Картинки с изображением различных предметов (в том числе имеющих отношение к оленю);

8. Магниты.

Для эксперимента:

1.Лепешки из теста толщиной 1,5 см;

2. «Столы» (крышки от банки, прикрепленные с помощью пластилина карандашами, колпачки от фломастеров, пробки от пластиковых бутылок).

Для игры:

  1. Фигурги оленей- 10 шт.
  2. Веревка- 2 шт.

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель: Ребята, я хочу вам рассказать одну легенду (на фоне играют спокойные хантыйские напевы):

 «Будто в стране северного ветра живут счастливые люди. И нипочем им ни темные ночи, ни снег, ни вьюга, ни мороз. И одежда у них из звериных шкур, и едят они звериное мясо, но дух их не звериный, а человечий. Летом нипочем людям в оленьих шкурах ни комариный рой, ни гнус, ни болота, ни великая вода, ни дремучий бор…Эти счастливые люди-ханты»

Так живут люди Севера. Основная их профессия – оленевод. Как вы думаете, чем они занимаются?

Ответы детей: Они разводят, выращивают, откармливают оленей.

Воспитатель: Все верно, оленеводы - разводят, выращивают, откармливают оленей. Заботятся о том, чтобы они были сыты, для этого надо переезжать с места на место в поисках пищи. А любят олени лакомиться ягодами, грибами, ягелем (это такой мох).

 А как вы думаете, на чем переезжают оленеводы с одного места на другое?

Дети: На оленях.

Воспитатель: А вы знаете, как называются большие сани, которые прицепляют к оленям? (их называют нарты)

Дети: нарты

Воспитатель: Да,  олени - транспорт и пища, и одежда для народа ханты. Олень - самолет, и пароход и машина  «Мерседес», только с рогами и копытами.

Физминутка

У оленя дом большой, он сидит, глядит в окошко.

Зайка по полю бежит, в дверь к нему стучит:

«Тук-тук, дверь открой, там в лесу охотник злой».

«Зайка, зайка, забегай! Лапку мне давай».

(Руки над головой – изображаем крышу дома.

Правым кулачком подпираем щёчку, левой рукой  поддерживаем правую.

Бег на месте.

Топот ногами, руки на поясе.

Имитация стука в дверь поочерёдно каждой рукой.

Руки на поясе, поворачиваемся вправо и влево.

Зазывание движения рукой.

Протягиваем руки с открытой ладонью)

Воспитатель: Народная мудрость гласит:

Оленю лучшая мерка – в дороге проверка. В дальнем, тяжелом пути можно узнать, какой олень сильный и выносливый.

Давайте рассмотрим картину, и попробуем составить рассказ об олене, какой он, северный олень?

Ответы детей: Шерсть густая. На голове красивые, ветвистые рога. В ноябре месяце олени сбрасывают свои рога, но потом они отрастают снова. Ноги у них короткие, хвост маленький.  К зиме олени жиреют, что позволяет им переносить сильные морозы.

-А на какое животное, обитающее в лесу, очень похож олень? (на лося)

Действительно, эти животные очень похожи между собой, но есть у них очень интересное отличие. Давайте попробуем его найти? (обсуждение)

У северного оленя более широкие копыта. Для того, чтобы выяснить для чего оленю такие копыта, мы с вами проведем эксперимент.

Экспериментирование:

необходимо приготовить небольшие лепешки из теста на каждого ребенка. Также, каждой паре детей раздается по два заранее заготовленных «стола» с узкими ножками и более широкими. «Стол» — это крышка от банки, на внутренней стороне которой прикреплены с помощью пластилина четыре остро заточенных карандаша или четыре фломастера с колпачками. » Стол» с карандашами условно называется ЛОСЬ, «стол» с фломастерами — ОЛЕНЬ. Каждый из полученных «столов» дети ставят на лепешку — СНЕГ. Сверху на столы кладутся одинаковые грузы. После этого «столы» убираются и рассматриваются следы, оставленные опорами.

Воспитатель: Дети, что вы заметили? На снегу остались следы? Опишите мне следы ЛОСЯ.. (острые, глубокие). А у ОЛЕНЯ? (неглубокие, почти незаметные). А как вы думаете, почему? (Дети высказываются, пытаются сделать вывод опыта)

Воспитатель: Зачем оленю широкие копытца?

Ответы детей:  Чтобы он не проваливался в снег и не вяз в болотистых местах.

Воспитатель: чем меньше площадь опоры, то есть чем уже копыта, тем они глубже проваливаются в снег. Олени хорошо передвигаются по снегу, не проваливаются, так как копытца глубоко рассечены и могут легко расходиться в стороны.  

Вот мы провели эксперимент  и узнали, зачем оленю широкие копыта. А ханты сразу обратили внимание на оленьи копыта, приручили их и стали использовать в качестве транспорта, и своих детей с детства учат управлять оленями, вылавливать и загонять их. Обучают их этому занятию, конечно, с помощью разных игр. Я тоже вам предлагаю поиграть сейчас в одну из народных игр «Ловля оленей».

Описание игры:

На расстоянии 2 м. от черты устанавливаются макеты  оленей. Дети становятся за черту и друг за другом пытаются закинуть веревку с петлей. Задача ребенка — накинуть аркан на «оленя», проявив ловкость и меткость.

После игры дети усаживаются за столом.

Итог

Воспитатель: На столе лежат картинки, вам необходимо выбрать только те, которые помогут нам вспомнить то, о чем мы сегодня узнали на занятии.

Дети выбирают картинки и прикрепляют магнитами к ватману.

Воспитатель: Ребята, помните я вам говорила, что олени любят полакомиться ягодой?  Все эти ягоды богаты витамином С, который укрепляет организм и помогает ему бороться с простудой.  Для вас, ребята, я приготовила немного витамина С, спрятанного в клюкве.

Воспитатель угощает детей ягодой (клюквой) из  национальной посуды из бересты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми младшего возраста "Матрешка"

Конспект занятия с использованием ИТК и здоровьесберегающих технологий...

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего возраста "Зачем нужна посуда"

Занятие с использованием ИТК и здоровьесберегающих технологий...