КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6-7 ЛЕТ ТЕМА: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ И ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Юркова Инесса Витальевна

Цель занятия: Расширение знаний о перелетных и зимующих птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _yurkova_i.v._zimuyushchie_i_pereletnye_ptitsy_2.docx30.7 КБ
Файл igra.pptx1.01 МБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №2 «КАЛИНКА»

141612, Московская область, г. Клин, ул. К. Маркса, д.96 «А», тел.8(49624) 2-02-16

КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6-7 ЛЕТ

ТЕМА: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ И ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Воспитатель: Юркова И.В.

Клин

2022 г.

Цель занятия: Расширение знаний о перелетных и зимующих птицах.

Задачи: Систематизировать знания детей о видах птиц, упражнять в классификации перелетных и зимующих птиц. Закрепить знания об условиях  проживания и питания птиц. Развивать связную речь, память, мышление. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать птицам в трудный для них период.


Предварительная работа: Наблюдение за птицами на прогулке; рассматривание иллюстраций с птицами; дидактическая игра «Разрезные картинки», чтение художественной литературы о птицах.


Оборудование: Проектор, доска, ноутбук, презентация «Птицы перелетные и зимующие», интерактивная игра «Четвертый лишний», настольная игра «Угадай перелетных и зимующих птиц»

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Вот опять пришла пора на дары благая.

Называется она осень золотая!

Садятся…

Воспитатель: Вы, ребята, посмотрите:
Все ли правильно сидите.
Быть прямой должна спина,
Как гитарная струна.

Ноги вы соедините,

Прямо голову держите.

И конечно не зевайте,

На вопросы отвечайте,

Только хором не кричи

Знаешь: руку подними.
Слайд 1 (черный)

Воспитатель: А какие изменения происходят в природе осенью? 

Дети: Осенью листья желтеют и облетают. Осенью день стал короче, а ночь длиннее. Осенью погода промозглая, дождливая...

Воспитатель: Я в выходные гуляла в парке и обратила внимание на то что с наступлением холодов птиц стало меньше. А почему на улице стало встречаться меньше птиц? 

Дети: Осенью птиц становится меньше, потому что исчезли насекомые. Птицам нечем питаться, и они улетают. 

Воспитатель: Правильно, осенью начинается перелет птиц. Куда улетают птицы? 

Дети: Осенью птицы улетают на юг, в теплые края.
Показ слайдов.

Слайд 2

Воспитатель: Птицы улетают к югу, чтобы найти такие места, где они смогут находить для себя вдоволь пищи. Такие перелеты совершают

Слайд 3

ласточки,

Слайд 4

стрижи,

Слайд 5

скворцы, потому что эти птицы питаются насекомыми.

 Слайд 6 (черный)

Скоро земля замерзнет, ее покроет снег и птицам насекомых не найти, они прячутся под кору деревьев.

Вместе с ними улетают в теплые края и водоплавающие. Каких птиц мы называем водоплавающими?

Дети: Водоплавающими птицами называют уток, гусей, лебедей.

Воспитатель: Правильно

Слайд 7

уток,

Слайд 8

гусей,

Слайд 9

Лебедей

Слайд 10 (черный)

Воспитатель: А чем они питаются, почему им нужно улетать в теплые края?

Дети: водоплавающие птицы кормятся возле рек - рыбой, лягушками, моллюсками, улитками. Они улетают потому, что водоемы замерзают.

Воспитатель: Для того, чтобы выжить, перелетные птицы совершают долгие путешествия к югу и возвращаются к нам, когда наступает весна.

А как мы называем птиц, которые улетают на юг?

Дети: птиц, которые улетают называют перелетные птицы.

Воспитатель: Об этих птицах рассказала в своём стихотворении Елена Благинина.

 Послушайте внимательно.


Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели, улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел,
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел.
Лист качается узорный,
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой черной
В огороде, по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи,
Улетают, улетели, улетели и грачи.

А вы запомнили какие птицы перечислены в стихотворении? Назовите их.

Дети: журавли, кукушки, аист, грач.

 

Физкультминутка.

Насекомые пропали,
Птицы в лесу заскучали.
                Взмахи руками (крыльями).
Стали думать и гадать,
Как беды им избежать?
                Пальцы рук к вискам головы,
                покачивание  головы вправо – влево.
Вместе собрались,
Стаей назвались.
                Дети встают в круг, взявшись за руки.
Дружно взлетели,
На юг полетели.
                Поворачиваются направо, машут руками, бегут по кругу.
Долго летели, устали,
Сели, отдыхали,
                Останавливаются, приседают.
Снова взлетели,
Дальше полетели.
                Встают, бегут по кругу, машут крыльями.
Вот и южные края,
Долетели мы, друзья!
Вы устали, отдохните.


Садятся.

Воспитатель: Все ли птицы улетают осенью в тёплые края?

Дети: Нет.

Воспитатель: А как мы называем птиц, которые зимуют рядом с нами?

Дети: Птиц, которые рядом с нами называют зимующие птицы.

Показ слайдов.

Слайд 11

Воспитатель: Правильно. Многие птицы остаются зимовать с нами круглый год, такие как

Слайд 12

ворона,

Слайд 13

воробей,

Слайд 14

синица.

Слайд 15

Зимующие птицы не боятся морозов, добывают еду даже в самые холодные зимы. Они все время находятся в поисках пищи – семян, ягод, шишек, остатков зерновых культур на полях.

Слайд 16 (черный)

В снежную и морозную погоду птицам очень трудно отыскать растения с сохранившимися плодами и семенами, которые под снегом. А ближе к концу зимы еды и вовсе нет, поскольку все природные запасы уже закончились. Поэтому, помощь людей -это единственная возможность выжить. А что мы с вами должны сделать чтобы помочь пережить зиму своим пернатым друзьям?

Дети: Мы должны сделать для птиц кормушку.

Слайд 17

Воспитатель: Правильно. Если мы будем подкармливать зимой птиц просом, нежареными семечками и хлебными крошками, мы сумеем спасти не одну птичью жизнь. А летом птицы помогут нам, людям. Они охраняют деревья и посевы от насекомых-вредителей.

Слайд 18 (черный)

А давайте представим, что будет, если перелётные птицы не смогут вернуться в родные края? Что произойдет?

Дети: Случится беда. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай хлеба, фруктов, овощей.

Воспитатель: Некому будет защищать парки, сады, леса, поля и огороды от насекомых. Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов, мы никогда не услышим их чудных песен. В природе все зависит друг от друга.

Интерактивная игра «Четвертый лишний»

Слайд 19-22

Воспитатель: Ребята, это сейчас мы с вами знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. Раньше люди этого не знали. Они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь немного позднее, они узнали, куда улетают перелетные птицы. Как же удалось это сделать?

Помогли ученым маленькие кольца, которые они надевали на лапки птицам. На каждом кольце был адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в другой стране встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так удалось узнать, где зимуют птицы. А учёных, которые изучают птиц называют орнитологами.  Запомните это название. Давайте все вместе произнесем как называют ученых?

Дети: орнитологи.

Игра «Угадай перелетных и зимующих птиц»

Воспитатель: У каждого из вас на столе лежит лист, на котором изображены птицы, а рядом снежинка и солнце. Снежинка обозначает зимующих птиц, а солнце перелетных птиц. Ваша задача определить к какой группе относятся птицы и провести линии к нужному изображению.

Воспитатель проверяет правильность задания.

Итог: 

Воспитатель: О ком мы сегодня с вами говорили на занятии? Что вам понравилось?

Дети: Говорили о перелетных и зимующих птицах.

Воспитатель: А почему говорят, что зима трудное время для птиц?
Дети: Птицам негде добывать пищу.
Воспитатель: Как можно проявить о них заботу зимой?
Дети: птиц нужно подкармливать.
Воспитатель: Что можно использовать в качестве корма для птиц зимой?
Дети: Просом, нежареными семечками и хлебными крошками.
Воспитатель: Действительно, зима – трудное время для птиц, особенно если она морозная и многоснежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимний день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.
Нужно поддержать птиц, сделать для них кормушки и не забывать насыпать в них корм. Это очень полезное дело.

Воспитатель:

Трудно птицам зимовать,

Надо птицам помогать!

Распилить я попрошу

Досочку еловую,

Вместе с папой смастерите,

Птичкину столовую!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Культура народов Севера ханты и манси - праздники, традиции ».

В ходе занятия  дети расширяют и закрепляют знания о  главных национальных праздниках коренных народов севера. А также знакомятся с орнаментами одежды народов ханты и манси, национальной муз...

Конспект занятия по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста (II младшая группа) на тему: «В гости к медвежонку»

Программное содержание:Формировать умение детей группировать предметы по цвету, размеру и форме.Закрепить умение различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольникФормировать умение сочетать ...

Конспект занятия по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста Тема «Как звери готовятся к зиме?

Расширять и углублять представления детей о подготовке диких животных к зиме. Учить устанавливать причинно-следственные связи изменения жизни животных с изменением времени года. Развивать логическое м...

Конспект занятия по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста Тема «Как дикие животные к зиме готовятся»

Конспект занятия по познавательному развитию детей среднего дошкольного возрастаТема: «Как дикие животные к зиме готовятся»...

Конспект занятия по познавательному развитию детей раннего дошкольного возраста (I младшая группа) на тему: «Чудесный коробок»

Программное содержание:Познакомить детей с числом и цифрой «2»Учить группировать одинаковые предметы по цвету и формеЗакреплять представления о величине: развивать умение сравнивать и соот...

Конспект занятия по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста (IIмладшая группа) на тему: «Волшебная водичка»

Цель: Формирование представлений у детей с некоторыми свойствами воды посредством несложных экспериментов у детей младшего возраста.Задачи:- формировать навыки элементарного экспериментирования у дете...