Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе Экскурсия «Вдохновение рук ненецких мастериц»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Филиппова Ольга Александровна

Для того, чтобы ребенок стал действительно любознательным и стремился получать новые знания сам, а не по принуждению, чрезвычайно важно, чтобы в процессе его воспитания активно использовалась проектная деятельность. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.

Сегодня мы с интересом вглядываемся в традиции и предметы быта малочисленных народов Севера. Окунуться в атмосферу старого времени – это крайне увлекательное путешествие. Совершить такое путешествие нам помогают старые книги, старая утварь, национальный костюм и, конечно же, затейливые орнаменты. Ненецкие орнаменты помогают понять характер этого народа, его историческое прошлое, его язык.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vdohnovenie_ruk_nenetskih_masterits_-_kopiya.docx97.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию

в старшей группе

Тема: Экскурсия «Вдохновение рук ненецких мастериц»

Номинация: конспект занятия

Пояснительная записка

Для того, чтобы ребенок стал действительно любознательным и стремился получать новые знания сам, а не по принуждению, чрезвычайно важно, чтобы в процессе его воспитания активно использовалась проектная деятельность. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.

Сегодня мы с интересом вглядываемся в традиции и предметы быта малочисленных народов Севера. Окунуться в атмосферу старого времени – это крайне увлекательное путешествие. Совершить такое путешествие нам помогают старые книги, старая утварь, национальный костюм и, конечно же, затейливые орнаменты. Ненецкие орнаменты помогают понять характер этого народа, его историческое прошлое, его язык.

Методические рекомендации по использованию ресурса: Данная методическая разработка может быть использована педагогами ДОО в образовательном процессе со старшими дошкольниками.

Место проведения: музыкальный зал ДОУ

Форма проведения мероприятия: НОД

Время проведения : 25 мин.

Используемые методы и приемы: словесный, наглядный

Оборудование: интерактивная мультимедийная доска

Цель: Формировать у детей «образ музея», как храма искусства, в котором хранятся художественные коллекции. Уточнить и расширить представление детей о ненецкой игрушке, формирование знаний о народном творчестве.
Задачи:

Образовательные:

Познакомить с ненецкими орнаментами, их историей. Пополнить словарь детей

Воспитательные:

• Продолжать воспитывать детей на народных традициях, углублять их знания о народном творчестве. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.

Материалы для занятия: изделия декоративного творчества, предметы ненецкой национальной одежды. Презентация «Вдохновение рук ненецких мастериц», ноутбук, проектор.

Предварительная работа: беседы, просмотр документального фильма «Ненцы. Уроки предков», чтение произведений ненецких писателей, сказок, легенд, загадывание загадок, рассматривание орнаментов разных народов, разучивание подвижных игр.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята совсем недавно мы с вами были на экскурсии в музее. Вам понравилось там?  Сегодня утром мне передали конверт, в котором лежали билеты для посещения музея.

-Кто знает, что такое музей?

Музей – это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

- Скажите, люди, каких профессий работают в музее? (ответе детей) 
- В музее трудится очень много людей. Давайте их перечислим
.

Экскурсовод – это тот, кто проводит экскурсии. Научный сотрудник - собирает материал по выставке (в архиве, библиотеке, в интернете, документах

Смотритель – смотрит за порядком и поведением, проверяет билеты у посетителей.

Реставратор – человек, который ремонтирует изделия старины.

- Мы с вами вспомнили профессии людей, которые работают в музее, а теперь давайте вспомним правила поведения в музее.

Правила: Не кричать и не шуметь, не трогать экспонаты руками.

Не перебивать экскурсовода, вопросы задавать с поднятой рукой. По залам музея следует передвигаться бесшумно. Громко разговаривать недопустимо. В конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.

-Ну, вот правила мы все повторили. Я вам раздаю билеты, и мы отправимся в музей.

Дети заходят в зал и садятся на стульчики. Несколько детей-экскурсоводов начинают вести экскурсию (текст разучивается заранее).

Мудрый ненецкий народ

Свято в сердце бережет

Все традиции былые –

Детям их передает!

 1-ый ребенок экскурсовод:

Суров мой север лишь на первый взгляд.

Пусть ветры завывают за стеною.

Вас каждый видеть будет рад

И обогреть душевной теплотою.

Дороже нет родного края,

Где отчий дом, семья, друзья.

Его я славлю, воспеваю,

Ведь это родина моя.

(слайд 1)

Ненцы - очень мужественные люди. Они живут в тундре в необыкновенных домах - чумах. Вместе со стадом оленей ненцы кочуют по тундре. Очень, очень давно ненцы не умели ни читать, ни писать. Как же они передавали знания своим детям и внукам?

Сегодня мы с вами узнаем о древней письменности ненцев, поговорим о ненецких орнаментах. Узнаем о том, что рассказывает нам орнамент. Много народов населяет нашу Россию и у каждого есть свои праздники, обычаи, своя национальная одежда, свои узоры, свой орнамент.

Нить вплела в узоры паниц.

Всё, чем славен мой народ.

Крылья песен, плавный танец,

Стад оленьих хоровод.

Зашифрованы в узорах,

Чтобы радовать людей

Синь озёр, а на озёрах,

Гордый контур лебедей.

Рыбы лов, охоты сценки,

Ритм труда, азарт игры.

С древних пор владеют ненки

Тайной мастерства иглы.

Орнамент – это узор, в котором ритмически повторяются какие–то элементы (в нашем случае геометрические фигуры). Орнаменты, которые есть на всех изделиях ненцев “говорящие”, но только их надо уметь “читать”.

Составление орнаментов – настоящее искусство. Мир орнамента - большой и разнообразный, он живет и развивается по своим законам.

2-ой ребенок экскурсовод:

Самые первые орнаменты вырезала древняя бабушка-ненка. В них она выражала свою мысль, которую хотела передать своим детям, внукам, правнукам. В своих узорах ненки рисуют тундру и чум, ведь с чума начинается жизнь ненцев, и он является самым главным в тундре. Показ фотографии чума (рисунок 1) и орнамента “ Подобие чума”.

(слайд 3 и 4)

А если есть чум, значит рядом, должны быть люди. Людей в орнаменте древняя бабушка — ненка изобразила в виде узора “Головки”.

Узор ненецкого орнамента строго геометричен и состоит из прямоугольников, зигзагов, углов, ромбов. Орнамент ненцев основан на восприятии природы. Об этом прямо говорят его названия«оленьи рога»«заячьи уши»«рыбьи хвосты»«сосновая шишка»«лебеди».

Ненецкие орнаменты широко используются в оформлении. Также они встречаются и в официальных символах округа – флаге, гербе.

(слайд 5)

3-ий ребенок экскурсовод:

Орнаменты неразрывно связаны с фольклором ненцев. Большинства загадок, пословиц и поговорок связаны с природой, животным и растительным миром.

Вот загадка из растительного мира.

Летом, красным сукном одетая, на одной ножке стоит. (Морошка)

А вот и орнаментальное изображение этой северной ягоды.

(слайд 6)

А вот несколько загадок про одного представителя нашего края.

Днём и ночью дрожит, всего боится.

Зимой около пенька его не видно.

Длинноухий модник: летом - в сером кафтане бегает, а зимой шубку надевает. (Заяц)

В украшении национальной одежды, обуви часто используется орнамент «уши зайца». Как вы себе его представляете?

(слайд 7)

Какое название вы дали бы этому орнаменту? («оленьи рога» или «рога быка»). Оленю отводится большая роль и в ненецком фольклоре.

В ночь беззвёздную до чума

Кто добраться вам поможет?

Кто разыщет путь по ветру,

Если в тундре бездорожье? (Олень)

(слайд 8)

Не остались в стороне и явления природы, в том числе и одно из красивейших, которое посчастливилось наблюдать жителям заполярного Севера.

Небо красноватое играет –

будто там бруснику собирает.

Мажет ею огненные тучи

Ставший на дыбы медведь могучий.

Пляшет золотистыми столбами,

Плещется искристыми цветами

Над землёю радужное пламя. (Полярное сияние)

(слайд 9)

4-ый ребенок экскурсовод:

Очень сложным для изображения является орнамент «Северное сияние», но он очень точно изображает это природное явление

Женщины тундры смогли создать и сохранить сказочный язык. Глядя на ненецкие узоры, мы видим, что ненцы издавна жили в тундре, разводили оленей.

Белым пламенем стынут снега

Где-то зябнут в сугробах селенья.

А в узорах я вижу рога

Красоту и отвагу оленью.

Вот они разбрелись на пимах,

На паницах я вижу узоры.

Будто стадо на вольном просторе,

Утопает в снегу, как во мхах.

И проворная тянет игла

Нитку прочную дальше и дальше.

В том узоре не чувствуешь фальши,

Где так вложено много тепла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии в старшей группе "Экскурсия на реку"

Данное занятие предназначено для детей старнего дошкольного возраста по экологическому воспитанию. Оно помогает закрепить сезонные изменения в природе весной. Учит различать ветки  деревьев по их...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе "Экскурсия в Орловское полесье"

Цель НОД - познакомить детей с национальным парком Орловское полесье, формировать представление о природоохранной деятельности людей....

Конспект сюжетно ролевой игры в старшей группе "Экскурсия в музей"

Почти в каждом детском саду имеются мини-музеи, и работа в этом направлении очень актуальна, потому что позволяет вывести ребёнка за пределы социума, познакомить с культурой. В обычном музее ребёнок т...

НОД по познавательному развитию в старшей группе "Экскурсия в музей ненецкой игрушки"

Цель образовательной деятельности - формировать у детей «образ музея», как храма искусства, в котором хранятся художественные коллекции. Уточнить и расширить представление детей о ненецкой...