конспект занятия "Саранск - наш город"
план-конспект занятия (младшая группа)

Шахоткина Светлана Викторовна

КОНСПЕКТ

Занятия «Саранск – наш город»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_saransk_-_nash_gorod.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

Занятия «Саранск – наш город»

 (ОО Социально – коммуникативное развитие)

(II младшая группа)

Программное содержание:

Развивающие задачи:

Развивать у детей умение быть организованными, поддерживать дружеские взаимоотношения. Учить находить нужное решение путем совместного обсуждения. Закрепить знания детей о достопримечательностях Саранска.

Образовательные задачи:

Продолжать формировать представления о городе Саранске.

Пробуждать интерес к вышивке, учить узнавать её характерные особенности. Обращать внимание детей на выразительные средства элементов мордовского орнамента (цвет, форму).

Прививать интерес к мордовскому языку, музыкальному искусству.

Продолжать знакомить детей с мордовскими народными играми.

Воспитательные задачи:

Воспитывать чувство гордости и любви к родному городу.

Воспитывать доброжелательное отношение в общении с детьми и воспитателем.

Интеграция областей:

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Предварительная работа:

Дидактические игры «Кто, где живет?»«По улицам города Саранска».

Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов, книг, слайдовых презентаций о Саранске, Мордовии.

Мордовские подвижные игры «В волков»«В платочки» и др.

Игровые ситуации «Мы знакомимся»«Моя семья».

Разучивание слов на мордовском языке.

Рисование элементов мордовского орнамента : «крест»«галочка»«елочка»«ромб».

Слушание мордовской музыки.

Методические приемы: рассказ, беседа, художественное слово, использование видео – аудиозаписей, сюрпризный момент, элементы конструирования.

Оборудование и материалы:

Иллюстрации с достопримечательностями города Саранска, книги о Мордовии, куклы в национальных костюмах, матрешки, мордовские деревянные игрушки, сундук, заготовки для украшения салфеток.

Ход ООД:

Воспитатель: Ребята, к вам пришло много гостей, давайте поприветствуем их.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга.

Что вы чувствуете?

Дети: Тепло.

Воспитатель: Это тепло ваших добрых рук и добрых сердец. Давайте подарим тепло своих ладоней друзьям.

(Дети встают в круг и протягивают друг другу руки)

Утром рано мы встаем,

Город видим за окном.

Он проснулся, он живёт,

Нас на улицу зовёт.

Мы живём, мы растём,

В нашем городе родном.

Воспитатель: Мне очень приятно, что вы такие добрые ребята, с вами и беседовать интересно.

Ребята, как называется город, в котором мы с вами живем?

Дети: Мы живем в городе Саранске.

Воспитатель: А хорошо ли вы знаете свой город?

Дети: Да

(Показ слайдов достопримечательностей города Саранска).

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Всё ли верно?».

Послушайте и определите все ли я сказала правильно: если «да» - хлопайте в ладоши, если «нет» - топайте ногами.

(Проводиться игра «Всё ли верно?»)

В нашем городе много детских садов и школ? (Хлопают)

По нашему городу ездят автобусы? (Хлопают)

В нашем городе есть большое и теплое море? (Топают)

В нашем городе есть памятник А. С. Пушкину? (Хлопают)

В нашем городе есть зоопарк? Аквапарк? Дельфинарий? (Хлопают)

Наш город называется Москва? (Топают)

В нашем городе живут хорошие и добрые люди? (Хлопают)

Воспитатель: Все правильно.

Воспитатель: Саранск - культурная столица Республики Мордовия. В нашем городе живут мордва, русские, татары и люди других национальностей. Саранск один из лучших городов России. Мордовский народ очень любит свой край, и старается сделать его еще богаче и краше. 

Воспитатель: Ребята,  какие  достопримечательности Саранска вы знаете, где были с родителями? 

(Ответы детей).

Воспитатель: У нас в городе много разных зданий, я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать.

Шумят повсюду поезда,
И едут люди кто куда.
Со всех сторон, со всех концов,
Кто ждёт прибытий поездов.
Того мы приглашаем в зал,
Что называется…(вокзал)

Если холодильник пуст,
Закончились продукты.
Ты сюда входи скорее.
И бери корзину,
Покупай, что повкуснее.
В нашем…(магазине) 

В этом домике врачи.
Ждут людей, чтоб их лечить. 
Всем они помочь, готовы - 
Отпускают лишь здоровых. (больница)

Стоит весёлый, светлый дом.
Ребят проворных много в нём.
Там пишут и считают, 
Рисуют и читают. (школа)

 

Это что за чудный дом?
Сто детишек в доме том,
Дом детишкам очень рад.
Что же это?…(детский сад)

Воспитатель: Молодцы. Все загадки отгадали. А хотите узнать, что еще есть у нас в городе? (Да)

Воспитатель: Посмотрите внимательно на картинки (воспитатель показывает изображения достопримечательностей Саранска).

Вы видели их раньше? (ответы детей)

Сколько у нас в городе замечательных мест: Кафедральный собор имени Ф. Ушакова, музеев, театров, спортивных комплексов, стадионов, ледовых дворцов, культурно-развлекательных центров, памятников и т. д.

Воспитатель: Скажите мне, что изображено на этой фотографии? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно – это наш парк, все вы его узнали. Расскажите, что вы делали в парке? (ответы детей)

Воспитатель: А теперь посмотрите на еще одну фотографию и скажите мне, что изображено на ней? (ответы детей)

Воспитатель: Это место тоже многим вам знакомо – это Детский центр театра и кино «Крошка». Сюда вы приходили с родителями смотреть кукольный спектакль.

Воспитатель: В нашем городе есть очень много красивых мест, которыми мы гордимся, а сейчас давайте с вами немного отдохнем.

Мы по городу гуляем – дети шагают на месте.

Мы свой город изучаем – поворот головы: вправо – влево.

Справа есть высокий дом - поднимают правую руку.

Обойдём его кругом – поворот вокруг себя.

Слева домик ниже - левую руку вниз.

Подойдём к нему поближе - шагают на месте.

Ну, а это сад родной, очень весело нам в нем - руки «куполом» над головой и приседают.

Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь посмотрите на эту фотографию

(воспитатель показывает фотографию с изображением детского сада)

Воспитатель: Узнали, что это за здание? 

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, это наш любимый детский сад!

Я узнал, что у меня

Есть огромная семья

И тропинка и лесок

В поле каждый колосок

Речка, небо голубое-

Это всё моё родное,

Это родина моя

Всех люблю на свете я!

Воспитатель: А как называется наша Родина? 

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно – Саранск. Мы с вами будем расти в этом городе и будем вместе наблюдать, как он растет вместе с нами.

(Стук в дверь).

Воспитатель: Ребята, к нам кто-то стучится! Кто это может быть?

(Предположения детей).

Воспитатель: Давайте посмотрим.

(Входит кукла мордовском национальном костюме).

Алдуня: Здравствуйте! Меня зовут, Алдуня! Я - мордовочка.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм на Алдуне.

Воспитатель: Вы видели такие костюмы раньше? 

(ответы детей)

Воспитатель: Ваши мамы носят такие платья?

(ответы детей)

Воспитатель: Нет, мамы так уже не одеваются. Ребята это не просто красивый костюм, это национальный мордовский костюм, в таких костюмах ходили ваши прабабушки.

Давайте рассмотрим части национальной одежды мокшан и эрзян:

(Выставляются куклы в мордовской одежде (мокшанка, эрзянка).

Это платье - панар.

 (Воспитатель обращает внимание на костюм, на особенности мордовской вышивки, на цвет, на элементы мордовского орнамента : «крест»«галочка»«елочка»«ромб»).

Воспитатель: Давайте рассмотрим ее повнимательней, посмотрите на ее необычное платье, на головной убор, который покрывает ее голову, украшения на шеи. Скажите вам нравится этот необычный костюм? 

(ответы детей)

Рубаха – панар (мокш., покай (эрз.). Почему она кажется нам такой нарядной? Да, она украшена узорами. По народному поверью узоры не только украшали одежду, но и служили оберегом, защитой от злых сил. Послушайте, как звучит слово «оберег» от слова «оберегать». Узоры –обереги располагались в определенных местах: на рукавах оберегали руки, сохраняли силу, ловкость. Узоры на горловине оберегали легкие и сердце, по низу – не давали злой силе подобраться снизу.

Пояс – каркс (мокш. иэрз.) Также украшен вышивкой, различными бусинками и бисером. По низу обязательно пришивалась красивая бахрома.

Набедренное украшение – пулай (эрз.). Украшался вышивкой, бусенками и бисером.

Нагрудное украшение – сюлгам (мокш., сюлгамо (эрз.). Чаще всего украшался монетами, бисером, бусами.

Головной убор – панго (эрз.). Имел разную форму, украшен вышивкой, бусинками, бисером.

Алдуня: Ребята, я сегодня пришла к вам не одна, а со своими друзьями - игрушками, которые делают у нас в Мордовии. Они у  меня в волшебном сундучке.

Воспитатель: Покажи нам, пожалуйста.

Алдуня: Покажу, если загадку отгадаете:

Девчонки деревянные,

Веселые, румяные.

Открывается игрушка,

А внутри сидит подружка.

Кто это?

Ответы детей.

(Из коробки вынимаем матрешек русскую и мордовскую)

Воспитатель: Вот они, наши красавицы! - Это матрешки - мордовочки. Их нельзя спутать с другими матрешками, т.к. они расписаны мордовскими узорами.

Матрешки похожи друг на друга?

(Ответы детей)

Воспитатель: А чем они отличаются друг от друга?

(Ответы детей)

Воспитатель обобщает:

- мордовская матрешка удлиненной формы;

- мордовская матрешка одета в мордовский народный костюм: головной убор - панго, мордовскую рубаху – панар;

- узор на русской матрешке – растительный, на мордовской – геометрический : основные элементы мордовского орнамента- галочка, ромб, крест, полоса;

- используется два цвета: красный, черный.

 - А вот эти игрушки пришли к нам из деревни Подлесная Тавла.

- Что это?

- Кони.

- Из какого материала они сделаны?

- Из дерева.

- В Подлесной Тавлее созданы мастерские, где делают игрушки из дерева.

Воспитатель: Ребята, Алдуня к нам пришла за помощью. Скоро будет «День мордовского языка» и она пригласила гостей, но не успевает для всех сделать подарки. Поможем Алдуне?

Дети: Да

Воспитатель: А чтобы работалось лучше, разомнем наши пальцы.

Пальчиковая гимнастика

Мы красавицы – матрешки (поворачивают руки как фонарики)

Разноцветные одежки (сжимают и разжимают пальцы)

Раз – Матрена, два – Малаша

Мила – три, четыре – Маша

Маргарита – это пять (поднимают пальчики)

Нас не трудно сосчитать. (хлопаем в ладоши)

Воспитатель: У вас на столах лежат салфетки, их нужно украсить мордовским узором.

(Дети садятся за столы, на которых лежат заготовки для украшения салфеток).

Воспитатель:  Молодцы, помогли Алдуне.

 (Воспитатель подводит итог занятия, дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей).

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами рассматривали знакомые нам места, все это находится в нашем городе – Саранске. Саранск – это место где мы с вами живем и растем – это наша маленькая Родина, место, где мы родились. Уверена, что пройдут годы, что ваша любовь к родному городу будет расти и крепнуть!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект праздника "День города"

В  сентябре 2011 наш город отмечал 55-летие. Воспитанники детского сада принимали участие в праздновании юбилея ....

конспект открытое занятие "Город мастеров"-аппликация на ткани. В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа , элементов орнамента,пословиц и поговорок о труде на дву ни, роспись готовых форм папье маше

(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1.     Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....

Конспект занятия " Мой город- Воркута" Знакомство с городом и историей.

Занятие подготовлено ко дню рождения города.Занятие проходит с использованием ИКТ.Подготовила: Воспитатель МБДОУ "детский сад №32" г. Воркуты Шушлебина Елена Валерьевна.Место реализации МБДОУ « Детски...

Презентация и конспект на тему:город Старый Оскол-город Воинской Славы

Конспект занятия и презентация для города Старый Оскол...

Конспект занятия "Мой город Ейск" в старшей группе компенсирующей направленности по лексической теме "Мой город"

Сейчас очень важно воспитывать любовь и уважение к малой родине, знакомить детей с историей родного города, его достопримечательностями. Ребенок должен знать тот район, в котором он живет, улицы по ко...

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №14 город Красноармейск Саратовской области» Конспект занятия «Достопримечательность города Красноармейска – кирпичный завод» по познавательному развитию в подготовительной группе

Задачи:Образовательные: систематизировать представления детей о достопримечательностях города Красноармейске – кирпичном заводе, об улицах своего города, людях разных национальностей, проживающи...

конспект занятия " Мой город Туймазы. Достопримечательности города."

Цель: формирование представления детей о родном городе....