Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию Тема “Праздники народного календаря”
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Кольцова Лариса Сергеевна

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию Тема “Праздники народного календаря”

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdniki_narodnogo_kalendarya.docx101.8 КБ

Предварительный просмотр:



Конспект 

непосредственной образовательной деятельности

по речевому развитию 

Тема “Праздники народного календаря”

Образовательная область - речевое развитие .

Возрастная группа – подготовительная к школе группа.

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей –

социально – коммуникативное развитие,

познавательное развитие.

Предполагаемая продолжительность: 30 минут.

Место проведения: группа детского сада.

                                                                        

Цель: создание условий для активизации и расширения словарного запаса обучающихся по лексической теме "Праздники".  

Задачи:

Обучающие:   - обобщать знания в рамках лексической темы “Праздники”;

-формировать умение правильно строить простые и сложные предложения.

-познакомить детей с новыми элементами артикуляционной и дыхательной гимнастики.

- Формировать умение согласовывать числительные с существительными.

Развивающие:

- способствовать развитию грамматически правильной диалогической и монологической форм речи;

- совершенствовать умение составлять рассказ с опорой на предложенные слова;

- развитие зрительного восприятия, внимания , мышления, памяти;

- повышение речевой культуры, эмоциональной выразительности речи обучающихся;

Воспитательные:

-воспитывать любознательность, творческую активность;

- прививать любовь и интерес к традициям и обычаям русского народа, приобщая к истокам духовной культуры.

Ожидаемый результат от реализации поставленных задач: у обучающихся расширятся представления о традициях Донского народа; дети познакомятся с произведениями художественной литературы по лексической теме; повысится объем активного и пассивного словаря.

Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательная, речевая, продуктивная.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах. 




Ход НОД:

Задачи 

Деятельность, действия  педагога   

Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Организационный этап (3-5 мин)

Создать атмосферу психологической безопасности,

 помочь детям настроится на рабочий лад

-Ребята, я хочу подарить вам огромное «здравствуйте».  Я насыплю каждому в кармашек горсть «здравствуйте» сладкого, как сахар. А тебе, сегодня, какое хочется «здравствуйте»? «Возьмите в ладошку «здравствуйте» - тёплое, ласковое, солнечное, светлое и передайте тепло своих сердец друзьям.  

Здороваются и выполняют действия в соответствии с рекомендациями воспитателя

Формирование представлений о предстоящей деятельности. 

Постановка детской цели. 

-Ребята, вы хотите узнать о чем мы сегодня будем с вами говорить?  Ответ вы найдёте,отгадав загадку - описание: Это особенный день, установленный в честь или в память какого-либо события, в который по традиции принято радостно проводить время, устраивать забавы, развлечения, встречаться с близкими, друзьями. 

- Правильно,сегодня мы с вами будем говорить о праздниках. Назовите свои любимые праздники? А как в календарях отмечают праздничные дни?

Воспитатель предлагает детям рассмотреть календари, представленные на выставке и перечислить их виды (настенный, перекидной, отрывной). 

- Какие ещё календари вы знаете?

Показывает детям народный календарь.

- А кто может сказать, что это за календарь? Это календарь по которому жили наши предки, по нему они узнавали, когда сеять, когда пахать, когда урожай собирать, когда праздники отмечать. Вы хотели бы попутешествовать по страницам этого календаря? Давайте перевернем первую страницу.

Дети высказывают свои предположения.








Отвечают, опираясь на свой жизненный опыт. 

Основной этап (20  мин)

Актуализация имеющихся  представлений о празднике Рождество Христово.

























Упражнять в дифференциации звука -ш- в словах.












Укреплять мышцы губ и языка, развивать их подвижность.












Развивать речевое дыхание.








Упражнять в умение подбирать прилагательные и согласовывать их с существительными.












Формировать умение аргументировать свой выбор, отвечать полными предложениями.


Упражнять в составлении небольших рассказов. 



Формировать умение согласовывать числительные с существительными.





Развивать зрительную память.






-Первым в нашем календаре красным цветом отмечено 7 января, а чтобы узнать какой праздник отмечают в этот день давайте соберем пазл

-Что за праздник изображен на картинке которую мы сложили? Что делают дети на картинке?  Как называются рождественские песни? Воспитатель подводит детей к тому, что дети поют колядки. 

Давайте окунемся в волшебство этого праздника и тоже споем. 

На интерактивной доске появляется видео “Рождественские колядки”.

А какие традиции празднования рождества вы еще знаете? 

А отгадав ребус вы узнаете какое дерево является символом рождества.

-Да, символом рождества была и остается ель. Её наряжали  игрушками, орехами, лентами. -Давайте не будем нарушать традиций и тоже украсим ёлочку. Но на ёлочку мы повесим только елочные игрушки, в названии которых есть звук «Ш». Украшайте елку и рассказывай, какие игрушки  и куда вы повесили. Например: Шарик с петушком я повешу справа от хлопушки. В слове петушок звук -ш- находится в середине. Какая красивая елочка у нас вами получилась, но кажется нам пора перевернуть страницу нашего календаря. 

Как вы думаете о каком празднике сейчас пойдет речь? Почему вы так решили? Воспитатель подводит детей к ответу “Масленица”.

Артикуляционная гимнастика «Масленица»

Ранним утром проснулся наш язычок и выглянул в окошко. Он увидел, что на улице очень много людей, все веселятся. Язычок почувствовал, что в воздухе витает вкусный запах блинов. 

удивился язычок и вышел на улицу, что бы узнать что там происходит. 

Подошел он к первому столу и увидел, что там тесто месят. Упражнение “Месим тесто”.

 

 

 

 

Подошел к другому столу, а там блины пекут, взял язычок блин, а он горячий, подуть надо. 

Дыхательное упражнение “Горячий блин”

 

-Остыл блин, Язычок его на тарелку положил,

да вареньем намазал. 

Перед детьми лежит раздаточные карточки “банки” с вареньем.  

Каким вареньем намазал язычок блин, как нам узнать? 

Воспитатель подводит детей к тому, что нужно просветить банки фонариком и узнать из чего варенье. 

Игра с фонариком. 

Воспитатель задает адресный вопрос каждому ребенку. 

-С чем у тебя варенье? Если варенье из клубники, оно какое? а если варенье из вишен, оно какое? и т.д. 

Наелся Язычок блинов, да побежал скорее веселиться, 

увидел лошадь и сани расписные, и поехал на санях кататься (Упражнение "Лошадка").

-Какие традиции празднования масленицы вы знаете? 

давайте поиграем в  игру “Угадай праздник” .

Сейчас в игре мы с вами говорили об еще одном празднике народного календаря, что это за праздник? 

- Составьте описательный рассказ о традициях празднования Пасхи. Воспитатель предлагает опорные картинки детям,  у которых возникли трудности. 

-Вы сказали, что традиционно на Пасху красят яйца? Как еще называют пасхальные яйца? 

Правильно писанки. 

Дидактическая игра “Один, два, пять”  

Воспитатель обращает внимание на правильность произношения окончаний. Можно усложнить заданием проговариванием сочетаний прилагательных и существительных:”Одна розовая писанка, две розовых писанки,  и т.д.

Воспитатель предлагает детям выучить стихотворение о Пасхе с помощью мнемотаблицы. (Инфо стена





Дети собирают пазл. 



Называют праздник.  



Поют рождественскую песенку.



Дают ответ, опираясь на свой жизненный опыт. 





Отгадывают ребус.






Дети украшают ель комментируя свой выбор. 







Дети переворачивают страницу, а там вместо числа изображены блины.





Дети открывают рот, высовывая язык и удерживают его на счет 5. 

Дети делают глубокий вдохи выдох.


Дети Улыбаются, приоткрыв рот, спокойно положив язык на нижнюю губу, похлопывая его губами, и произносят: Пя-пя-пя-пя..»Медленно двигая язык вперед  – назад. 

Дети дуют на бумажный блинчик, держа его кончиками пальцев на весу, не раздувая щеки.








Дети светят фонариком на “банки” с вареньем. 








Улыбаются, широко открыв рот. Щелкают кончиком языка наверху, ускоряя темп.     


Дети отвечают, опираясь на свои знания.    

Дети высказывают свои предположения.


Дети составляют рассказ.







Несколько детей складывают писанки в корзинки проговаривая одна писанка, две писанки,..., пять писанок.




Дети вначале  несколько раз проговариваю стихотворенеи хором, затем несколько детей проговаривают стихотворение самостоятельно с опорой на мнемотаблицу. 

Заключительный этап (2-5 мин)

Формирование элементарных навыков самооценки и самоконтроля.

-Сегодня наше путешествие по страницам народного календаря подошло к концу, но в нем еще много разных праздников. Я предлагаю вам повесить его в нашей группе и так мы с вами не один праздник не пропустим!

-Чем мы с вами сегодня занимались? Что вам понравилось? Что для вас сегодня было сложным? За что бы вы сегодня похвалили себя и своих друзей? О чем из  того что  сегодня узнали, вы расскажете дома родителям? 

Участвуют в диалоге, отвечают на вопросе,  оценивают свою деятельность.

Переход к другому виду деятельности

-А сейчас я хочу вас поблагодарить за вашу активность на занятии и подарить вам раскраски с изображением праздников, которыми вы можете поделиться со своими друзьями в группе. 








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенние праздники народного календаря

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Итоговое мероприятие проекта....

Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию «Праздник сказки». Викторина по сказкам.

Данная образовательная деятельность   направлена на закрепление прочитанных сказок,  представления  детей о сказках и создать радостное эмоциональное настроение при общении с ...

Конспект занятия по совместной деятельности педагога с детьми на тему: Тема: Знакомство с праздниками народного календаря, куклой «Рождественская коза» Старший дошкольный возраст

Конспект занятия по совместной деятельности педагога с детьми на тему: Тема: Знакомство с праздниками народного календаря, куклой «Рождественская коза» Старший дошкольный возраст...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию «Народный фольклор. Устное народное творчество»

Конспект занятия, которое знакомит детей с малыми формами русского устного народного творчества....

"Праздник брусничного пирога" вечер игр. Знакомство с праздниками народного календаря «Луп – брусничник»

5 сентября – время первых утренником (заморозков). Брусничник Луп, который в этот день восседает на календарном престоле, без зазрения совести лупит овес и лен первым морозом. Горе тому хозяину,...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности по речевому развитию "Русские народные сказки"

Группа: подготовительнаяТема: «Русские народные сказки».Цель: закрепление знаний детей о русских народных сказках.Задачи: О – формировать умение узнавать сказку по иллюстрациям эпизо...

Конспектнепосредственно-образовательной деятельности во второй группе раннего возраста по ознакомлению с окружающим миром на тему: Домашние животные

Цель: учить детей узнавать и называть домашних животных.Программное содержание:- формировать представления о внешнем виде животных, их питании, детёнышах;- развивать умение узнавать животных по их гол...