Викторина " Знакомство с русскими и мордовскими народными традициями"
материал (подготовительная группа)

Костькина Лариса Федоровна

Данная викторина воспитывает у детей интерес и любовь к русской и мордовской национальной культуре ,формирует представления о  народных обычаях, обрядах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_traditsii.docx27.53 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина «Знакомство с русскими и мордовскими народными традициями»
для детей подготовительной группы.

Цель: формировать представление о  народных обычаях, обрядах, об истории и культуре народа родного края.

Задачи: воспитание у детей интереса и любви к русской и мордовской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм; создание условий, способствующих воспитанию дошкольного возраста средствами народной культуры в условиях ДОУ.

Задачи:

1. Закрепить и расширить знания детей о сказках; формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию, как при восприятии сказок, так и в процессе творчества.

2. Развивать внимание, память, мышление, наблюдательность.

3. Воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность в игре, справедливость.

Демонстрационный материал:

• Картинки с предметами труда и рукоделия.

• Картинки с художественным промыслом (Дымковская игрушка, Гжельская роспись, Филимоновская игрушка, Хохлома, Городецкая роспись, Матрешка.)

Раздаточный материал:

• Звездочки из бумаги

• Медальки по количеству детей

• Сладкие призы по количеству детей

Ход мероприятия:

I. Вводная беседа

Ведущий: Ребята! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о жизни русского и мордовского народа, вспомнить обычаи, обряды, историю и культуру нашей страны. Помогут нам в этом сказки, пословицы, поговорки, загадки, с которыми мы познакомились .

II. Викторина

Итак, предлагаем вам сейчас сыграть в игру-викторину. Мы сегодня узнаем, действительно ли мы хорошо знаем народную культуру?

Для этого нам необходимо разделиться на 2 команды и выбрать капитанов команд.

1-я команда: «Лебедушки»

2-я команда: «Нармоннят»

Викторина напомнит вам спортивное состязание, но вы будете состязаться не в силе и ловкости, а в знаниях — кто больше знает и быстрее отвечает.

1 конкурс: Загадки

Ваша задача отгадать загадки. За каждую отгадку вы получите 1 звёздочку.

Загадки:

 -Носят женщины старушки,
Носят малые девчушки.
К уголочку уголок,
Сложен красочный … (платок)

-Эту обувь не забыли,
Хоть давным  давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят… (лапти).

-Не страшны зимой морозы
Ни большим, ни маленьким.
Что нам зимушки угрозы-
Мы обуем …(валенки).

-Без нее в деревне скучно,
Вместе с ней поют частушки,
Пляшут Маша и Антошка
Под веселую… (гармошку).

-Если маленький мороз-
Не хватает он за нос.
Как начнет мороз сердиться
Мы наденем… (рукавицы).

-Как нужна она в лесу!
В ней грибы домой несу,
Полюбуйся на картину-
Белых целая…(корзина).

-Мне в частушках подыграет,
Хоть и не гармошка.
За обедом в суп ныряет
Расписная…(ложка).

-Любят девочки-подружки
С маком бублики и …(сушки).

-Три струны, её узнай-ка
Ну конечно…(балалайка).

-Выпускает жаркий пар
Древний чайник…(самовар).

Ведущий: Ребята! Справились с загадками!

За 1 конкурс команда «Лебедушки» - получает … звездочек

За 1 конкурс команда «Нармоннят» - получает … звездочек

Песня «Сембе марса» (морд. народная песня)

2 конкурс: «Дело мастера боится».

Русский и мордовский народ был очень трудолюбив, и помогали нашим предкам в работе, да и в рукоделии необходимые орудия труда. Вот сейчас мы с вами должны найти необходимое орудие труда, назвать его и рассказать, как оно использовалось.

(На листках написаны названия предметов: коромысло, ухват, прялка, ….)

За 2 конкурс команда «Лебедушки» - получает … звездочек

За 2 конкурс команда «Нармоннят» - получает … звездочек

3 конкурс «Скажи»

А сейчас, дорогие участники, вы будете отгадывать, о какой русской и мордовской народной сказке идёт речь.

• Попробуем угадать, что это за сказка? Кто-то за кого-то ухватился цепко, ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко. Но ещё помощники скоро прибегут. Победит упрямицу дружный общий труд. Дедки, бабки, внучки, жучки, кошки и мышки. («Репка») 

• Встретила собака в лесу зайца и говорит ему:
 — Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!
 — Давай, — согласился зайка. ( «Как собака друга искала»)

• Колотил да колотил, по тарелке носом. Ничего не проглотил, и остался с носом. («Лиса и журавль»)

• А дорога далека,

А корзинка нелегка,

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок! («Маша и медведь»)

• Ах ты, Петя, — простота, оплошал немножко. Не послушался кота, выглянул в окошко. («Петушок — золотой гребешок»)

• Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться, очень вкусная вода в ямке от копытца. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

• Красна девица грустна, ей не нравится весна, ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка. («Снегурочка»)

За 3 конкурс команда «Сударушки» - получает … звездочек

За 3 конкурс команда «Лебедушки» - получает … звездочек

 Игра «Горелки». Выбор водящего.

Ведущий: А сейчас мы с вам поиграем в игру «Горелки»

Мы собрались поиграть,
Ну, кому же начинать?
Раз, два, три.
Начинаешь ты водить.

В игре принимают участие нечетное количество детей, которые становятся парами и держатся за руки. Впереди колонны находится водящий, который смотрит вперед. Дети хором повторяют слова:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо —
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз! Два! Три! Последняя пара беги!

Как только участники произнесут слово «Беги!», стоящие в последней паре в колонне отпускает руки и бегут вдоль колонны вперед, один с правой стороны, другой — с левой. Их задача — выбежать вперед, встать перед водящим и снова взяться за руки. Водящий, в свою очередь, должен поймать кого-то из этой пары до того момента, как они возьмутся за руки. Если получится поймать, то водящий с пойманным образует новую пару, а участник, оставшийся без пары, теперь будет водить.

4 конкурс «Умелые руки не знают скуки»

Говоря о традициях и обычаях русского народа нельзя не вспомнить о великолепных произведениях декоративно-прикладного искусства наших предков. И сейчас вам предстоит отгадать, о каком художественном промысле пойдёт речь? (Загадки о художественных промыслах)

1) Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Скорее, друзья, отгадайте,

О чём говорю сейчас я? (Дымковские игрушки) 

2) В синих купавках,

В красных бутонах,

Крупных и мелких

Листьях зелёных

Привезли ларец

Из города ….(Городец). (Городецкая роспись)

3) Снежно-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно с Севера пришла

И цветами расцвела -

Голубыми, синими.

Нежными, красивыми. (Гжельская роспись)

4) Нас слепили мастера,

Нас раскрашивать пора.

Кони, барышни, барашки –

Все высоки и стройны.

Сине-красные полоски

На боках у нас видны. ( Филимоновские  игрушки.)

5) Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется, и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые,

А может, солнцем залитые. (Хохлома.)

6) Ростом разные подружки,

Все похожи друг на дружку.

Раз, два, три, четыре, пять.

Даже всех не сосчитать. (Матрешки.)

За 4 конкурс команда «Лебедушки» - получает … звездочек

За 4 конкурс команда «Нармоннят» - получает … звездочек

5 конкурс «Особенности русского и мордовского быта»

Ведущий: Участникам нужно ответить на вопросы об истории и культуре русского и мордовского народа. Из сказок, пословиц, песен вы узнали о жизни русского и мордовского народа. Итак, приготовились. Вопросы:

1. Как называется праздник проводов русской зимы? (Масленица.)

2. Какое угощение было обязательно на этом празднике? (Блины.)

На какой праздник красят яйца? (На пасху)

3. Какие блюда русской кухни вы знаете? (Щи, каша, пироги, блины.)

4. Какую обувь носили русские и мордовские крестьяне? (Лапти.)

5. Что такое изба? (Деревянный крестьянский дом.)

6. Назовите русский сувенир, известный во всем мире? (Матрёшка.)

7. Какую одежду носили русские женщины? (Сарафан, сапожки.)

8. Как называется мордовская мужская рубашка? (Панар.)
9.Как называется по мордовски платок? (Руця).

9. Какое национальное дерево России? (Берёза.)

10. Назовите  столицу нашего государства? (Москва.)

11. Назовите столицу нашей Республики? (Саранск.)

За 5 конкурс команда «Лебедушки» - получает … звездочек

За 5 конкурс команда «Нармоннят» - получает … звездочек.

Песня «Мы блинов давно не ели»

4 конкурс «Продолжи пословицу» 

Ведущий: Ребята, а вы знаете, сто такое пословицы? (Пословица - это

краткое народное изречение с поучительным содержанием.) Вам необходимо

продолжить пословицу. 

В тихом омуте черти ………….(водятся) 

Глаза боятся , а руки …………(делают) 

Куй железо, пока …………….(горячо) 

Любишь кататься, люби и саночки…………….(возить) 

Нет худа без………….(добра) 

Семь раз отмерь, один раз …………….(отрежь) 

Ученье свет, а неученье ………………(тьма) 

Шила в мешке не ……………….(ут

6 конкурс «Конкурс капитанов».

Капитаны команд должны вспомнить  имена наиболее известных отрицательных персонажей в русских народных сказках.

Тот капитан, кто назовет больше отрицательных героев, получит 2 звездочки.  (Баба-Яга, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Кот Баюн, Леший, Кикимора, Ведьма, Чудо-Юдо, Черт, Разбойники, Водяной и др.)

За 6 конкурс команда «Лебедушки» - получает … звездочек

За 6 конкурс команда «Нармоннят» - получает … звездочек

III. Подведение итогов

Ведущий: Вот и закончилась наша игра-викторина. Вижу, любите и знаете сказки, пословицы, поговорки, умеете загадки отгадывать. Мы ещё раз убедились, как важно иметь представление о традициях и обычаях нашего народа.

Команда «Лебедушки» - набрала … звездочек, команда «Нармоннят» набрала … звездочек. Победу в нашей игре викторине одержала команда - …

Очень часто за событиями и за суматохой дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

И хоть стали нам привычными

На Марс полёты и Луну.

Прошу вас всех: «Не забывайте вы свои обычаи,

Ценить умейте старину!»

Жаль, но нашу игру  заканчивать пора.

Наступает час прощанья,

Будет краткой моя речь.

Говорим всем: «До свидания!

До приятных, новых встреч!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по чтению художественной литературы. Викторина «По страницам книг». Чтение мордовской народной сказки «Как собака друга искала».

Занятие по чтению художественной литературы. Старшая группа.Блок: «Дикие и домашние животные». Занятие сопровождается компьютерной презентацией.Цели: познакомить детей с мордовской народной сказ...

Инновационный опыт «Приобщение детей дошкольного возраста к мордовским народным традициям через языковую культуру».

Представленный инновационный опыт вызывает интерес у педагогов в области приобщения детей к мордовской народной культуре.Опытом работы могут воспользоваться в практике воспитатели дошкольных учреждени...

Викторина «Знакомство с русскими народными традициями»

формировать представление о русских народных обычаях, обрядах, об истории и культуре русскою народа....

Презентация проекта. Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»

Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»...

Проект по познавательно-творческой деятельности «Знакомство с русской культурой и её традициями»

Проект направлен на знакомство детей с народным творчеством, народными традициями, и передачу их из поколения в поколение. В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал у...

Викторина «Знакомство с русскими народными традициями»

Я так люблю великую Россию,И то, что по наследству перешло.Мы славимся не только русской силой,Но и традицией народа своего!...